Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – предложить на основе мирового опыта эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
раскрыть содержание экономической категории «прямые иностранные инвестиции»;
показать влияние прямых иностранных инвестиций на экономику стран-реципиентов;
обозначить факторы, определяющие привлекательность страны, дать определение категории «инвестиционный климат» и изучить международные рейтинги;
рассмотреть сущность инвестиционной политики и этапы государственного регулирования иностранных инвестиций;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
4
1 Теоретические основы регулирования притока иностранных инвестиций в экономику страны……………………………………………………………...
6
2 Анализ опыта привлечения прямых иностранных инвестиций на примере стран с развитой экономикой (США, Великобритания) и переходной экономикой (Чехия)...............................................................................................


15
3 Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь…………………...……………………………………......

25
Заключение……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая_МИД.doc

— 764.00 Кб (Скачать файл)

Прямые иностранные  инвестиции могут подразделяться на трансконтинентальные и транснациональные. Трансконтинентальные капитальные вложения – прямые вложения в страну, находящуюся далеко от страны материнской компании, а транснациональные – прямые вложения, часто в соседней стране.

Кредитные иностранные  инвестиции - это кредиты иностранных  банков, международных финансовых корпораций для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте.

Портфельные иностранные  инвестиции – такие капитальные  вложения инвесторов, осуществляемые через инструменты фондового  рынка, которые не обеспечивают инвестору  контроля над компаниями, ограничивая его прерогативы получением доли прибыли (дивидендов). Классификация иностранных инвестиций приведена в приложении А [9, с. 9].

В данной работе будет рассмотрено влияние прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и политика стимулирования ПИИ.

Прямые иностранные инвестиции способны оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на темпы экономического роста национальной экономики, на уровень благосостояния населения.

Исследования  по результатам привлечения инвестиций свидетельствуют, что каждый вложенный доллар прямых иностранных инвестиций (ПИИ) дает примерно такой же прирост величины внутреннего валового продукта. Каждое рабочее место, созданное за счет ПИИ, способствует появлению нескольких рабочих мест в сопутствующих сферах экономики, что повышает занятость населения. Положительное влияние иностранных инвестиций оказывают и в других отношениях: быстрее происходит «встраивание» экономики в мировые хозяйственные связи; сокращается отток квалифицированных кадров за рубеж; формируется конкурентная среда [10, с. 268].

В принимающих  странах прямые зарубежные инвестиции оказывают позитивное влияние на накопление капитала, принося вместе с инвестициями новую технологию производства и управления, стимулируя внутреннюю конкуренцию. Положительно влияют прямые зарубежные инвестиции и на состояние платежного баланса, уменьшая зависимость страны от импорта за счет внутреннего производства и на определенное время сокращая дефицит текущих операций [11].

Вместе с  тем возможны и отрицательные  последствия прихода иностранных инвестиций. Например, иностранный инвестор может скупить местное предприятие и ликвидировать его (устранить конкурента) или резко сократить количество работников, создавая социальное напряжение [10, с. 268].

Кроме того, негативное влияние прямых зарубежных инвестиций на принимающие страны заключается в том, что они создают опасность зависимости от внедряемой новой технологии, подавление конкуренции, нарушение трудового и налогового законодательства, экономического и политического вмешательства транснациональных компаний в деятельность правительства принимающей страны [11].

Таким образом, ПИИ могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Важность инвестиций состоит в том, что ПИИ могут стать важным механизмом передачи технологий и знаний, вызывая тем самым положительный эффект мультипликатора в экономике. Страна-получатель иностранных инвестиций должна, с одной стороны, стремиться к их привлечению, а с другой – не оставлять этот процесс без разумного контроля, тем самым минимизируя возможные негативные эффекты [12].

Основной функцией государства на инвестиционном рынке  является создание системы его регулирования  и обеспечение его функционирования. Причем одним из главных принципов  государственной политики на этом рынке является минимальное государственное вмешательство (только в самых необходимых случаях) и максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка [9, с. 111].

Формирование  государственной политики в области  иностранных инвестиций происходит в несколько этапов. Первый этап предполагает анализ и прогнозирование макроэкономических показателей, определение объема иностранных инвестиций, которые не влияют на экономическую безопасность страны.

Второй этап – определение основных стратегических и тактических целей и задач по привлечению иностранных инвесторов. На этом этапе определяются приоритетные сферы вложения иностранного капитала, наиболее приемлемые формы иностранных инвестиций, методы их стимулирования [9, с. 104].

Третий этап предполагает формирование внутренней и внешней государственной политики, ориентированной на создание привлекаемого имиджа страны, создание благоприятного инвестиционного климата, принятие государственной программы привлечения иностранных инвестиций.

Четвертый этап включает последовательное формирование отдельных элементов организационно-экономического механизма и системы правовых норм в рамках целостной стратегии государственного регулирования иностранных инвестиций. Одновременно происходит формирование инфраструктуры инвестиционной деятельности, включающей банковскую систему, систему страхования, инвестирование и посреднические институты и др. [9, с. 107].

Для наибольшей наглядности формирование государственной  политики в области иностранных  инвестиций предоставлено в виде схемы в приложении Б.

К главным задачам  государственной политики в области  регулирования иностранных инвестиций относятся  создание благоприятного инвестиционного климата и привлекательного имиджа страны, повышение суверенного  инвестиционного рейтинга страны, подавление инфляции и стабилизация национальной денежной единицы, создание развитой инвестиционной инфраструктуры. Рассмотрим эти задачи более подробно.

Инвестиционный  климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему [13, c. 14].

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлекательного имиджа страны достигается путем проведения совокупности правовых и организационно-экономических мероприятий, политических и экономических решений, направленных на формирование факторов, определяющих привлекательность страны для иностранных инвесторов. Основные факторы, определяющие привлекательность страны для иностранных инвесторов, приведены в приложении В. Если приведенные факторы отражают положительные тенденции в стране, то инвестиционный климат оценивается как благоприятный. В противном случае инвестиционный климат будет считаться неблагоприятным и даже рискованным [9, с. 22].

Повышение суверенного инвестиционного рейтинга страны. Высокий рейтинг позволит повысить авторитет страны на международном рынке капиталов и снизить издержки привлечения инвестиций. Если государство заинтересовано в иностранных капиталовложениях, то оно должно принимать все необходимые меры по повышению своего суверенного кредитного, инвестиционного и валютного рейтингов, снижая тем самым риски иностранных инвесторов [9, c. 109].

Существует  множество индексов, которые учитывают различные факторы и характеризуют страны с разных позиций. Рассмотрим наиболее известные из них.

Для определения  коммерческого риска инвестирования в зарубежные страны могут быть использованы индексы BERI (BERI index). Они определяются трижды в год по более чем пятидесяти странам на основании 15 оценочных критериев. Каждый критерий имеет различный удельный вес. Он определяется в баллах от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно). Высокое количество баллов свидетельствует о стабильности страны и, напротив, низкие показатели – о неблагоприятном инвестиционном климате [14].

Критерии индекса BERI приведены в приложении Г.

Довольно влиятельным  является кредитный рейтинг Standard & Poor’s. Международная шкала кредитных рейтингов Standard & Poor’s служит для удовлетворения потребностей участников глобальных (международных) финансовых рынков. Оценки по этой шкале позволяют сравнивать между собой надежность эмитентов и обязательств разных государств. Рейтинг включает в себя долгосрочный кредитный рейтинг (рейтинговые оценки имеют буквенное обозначение: от оценки AAA, присваиваемой исключительно надёжным эмитентам, до оценки D, присваиваемой эмитенту, объявившему дефолт), краткосрочный кредитный рейтинг (оценивают вероятность своевременного погашения краткосрочных долговых обязательств, имеют буквенно-цифровое обозначение: от наивысшей оценки A-1 до самой низкой оценки D), рейтинги по национальной шкале и прогноз (позитивны, негативный, стабильный, развивающийся) [15].

Распространенным является индекс экономической свободы. Эксперты Heritage Foundation определяют экономическую свободу как отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы. Индекс рассчитывается для 184 стран и учитывает десять показателей: свобода бизнеса, свобода торговли, налоговая свобода, свобода от вмешательства правительства, валютная свобода, свобода инвестиций, финансовая свобода, защита прав собственности, свобода от коррупции, свобода трудовых отношений [16].

Мировой рейтинг  национального благосостояния рассчитывается ежегодно для 110 стран. Индекс включает в себя следующие субиндексы: образование, социальный капитал, качество здравоохранения, безопасность, бизнес и инновации, эффективность управления, персональная свобода, а также макроэкономические показатели [17].

Индекс восприятия коррупции  — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора [18].

Вызывает интерес и глобальный индекс миролюбивости. Индекс рассчитывает международная группа Института мира совместно с центром мира и изучения конфликтов Университета Сиднея. Данный индекс рассчитывается для 153 стран. Он рассматривает 23 различные позиции, среди которых уровень насилия, уровень преступности, международные отношения, расходы на военные нужды [19].

Данные рейтинги позволяют  инвестору рассмотреть страну с  различных позиций, выделить положительные  и отрицательные стороны страны, определить безопасность ведения бизнеса и т.д. Именно поэтому повышение инвестиционного рейтинга страны является стратегической задачей государства.

Приоритетной  задачей государства является подавление инфляции и стабилизации национальной денежной единицы, поскольку инфляция не способствует вложению средств в производство. При высокой инфляции значительно выгоднее вкладывать денежные средства в проекты с коротким сроком обращения капитала – торговлю и посредничество. Инфляция отрицательно сказывается и на размерах банковского процента на кредит. Чем выше инфляция, тем выше процент за кредит и тем меньше целесообразность вложений в долгосрочные проекты. Стабилизация национальной денежной единицы, ее свободная конвертируемость в валюты других государств – одна из важнейших критериев, который интересует иностранных инвесторов [9, с. 101].

Создание  развитой инвестиционной инфраструктуры – ключевое звено инвестиционного процесса. Структура инвестиционного рынка делится на ряд относительно самостоятельных рынков, доступ на отдельные сегменты для иностранных инвесторов должен быть строго регламентирован. Оценка конъектуры инвестиционного рынка очень важна для иностранных инвесторов, поскольку на основании оценок можно определить риски, влекущие за собой снижение доходов и зачастую потерю инвестируемого капитала.

 Кроме того, одной из целей государственной политики в области иностранных инвестиций является оказание содействия экономическому росту, привлечению новых технологий, систем управления, росту конкурентоспособности национальных товаров и услуг за счет привлечения иностранного капитала. Средством достижения этой цели выступает организационно-экономический механизм и система правовых норм [9, с. 102]. 

В организационно-экономическом  механизме систематизированы и  связаны в единый комплекс организационные и экономические формы воздействия на приток и функционирование иностранного капитала. Они включают в себя экономические методы регулирования, организационные формы содействия, развитие инвестиционной инфраструктуры, защиту иностранных инвестиций. Основные элементы организационно-экономического механизма представлены в приложении Д. Рассмотрим элементы организационно-экономического механизма регулирования иностранных инвестиций.

Организационные формы представлены элементами, оказывающими влияние на организацию, содействие или ограничение, а также диверсификацию форм привлекаемых иностранных инвестиций, расширение круга иностранных инвесторов. Диверсификация форм  участия иностранного капитала подразумевает использование таких форм, как лицензионных и субподрядных соглашений, консорциальных и стратегических альянсов, международного финансового лизинга и т.п.

Пример ограничения иностранных инвестиций – ограничение в отдельных отраслях (структурная политика). Она подразумевает выделение отраслей, запрещенных для иностранных инвестиций. В большинстве стран существует перечень отраслей, доступ иностранного капитала в которые по соображениям стратегической и экономической безопасности страны ограничен или требует специального разрешения. Наиболее распространенные сферы ограничений деятельности иностранных инвесторов приведены в таблице 1.1 [9, с. 28].

 

Таблица 1.1 – Сферы ограничений деятельности иностранных инвесторов

Сфера ограничений

Формы ограничений

Владение землей

Только резиденты

Руководство предприятий с иностранными инвестициями

Только резиденты

Оборонные отрасли, авиационный и морской транспорт, атомная и гидроэнергетика, радио  и телевидение, банковское дело, издательский бизнес

Жесткая регламентация  участия иностранного капитала

Доля иностранного инвестора в контрольном пакете акций

10-25%

Информация о работе Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь