Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:30, курсовая работа
Цель работы – предложить на основе мирового опыта эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
раскрыть содержание экономической категории «прямые иностранные инвестиции»;
показать влияние прямых иностранных инвестиций на экономику стран-реципиентов;
обозначить факторы, определяющие привлекательность страны, дать определение категории «инвестиционный климат» и изучить международные рейтинги;
рассмотреть сущность инвестиционной политики и этапы государственного регулирования иностранных инвестиций;
Введение………………………………………………………………………...
4
1 Теоретические основы регулирования притока иностранных инвестиций в экономику страны……………………………………………………………...
6
2 Анализ опыта привлечения прямых иностранных инвестиций на примере стран с развитой экономикой (США, Великобритания) и переходной экономикой (Чехия)...............................................................................................
15
3 Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь…………………...……………………………………......
25
Заключение……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников……………………
Как уже отмечалось ранее, развитые страны (США, Великобритания) привлекают инвесторов прозрачностью и стабильностью законодательства. Чешская Республика закрепила в законе возможные поощрения иностранным компаниям при их соответствии установленным критериям. Таким образом, система предоставления льгот носит ясный, прозрачный и равнозначный характер. Тем самым, Чехия создает благоприятный климат для иностранных инвесторов, гарантируя защиту их прав [33].
Чехия также привлекательна для иностранных инвесторов с точки зрения налогообложения. Еще в 2005 г. ставка подоходного налога для юридических лиц составляла 26 %, в 2006 и 2007 гг. – 24%, а в 2012 г. была снижена до 19 % [34].
Правительство Чехии проводит политику стимулирования притока ПИИ. В различных областях используются различные формы стимулирования в соответствии с законом поощрения инвестиций.
В промышленности предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налогов на срок до 5 лет для новых иностранных компаний и частичного освобождения от уплаты налогов для существующих компаний. Иностранным компаниям оказывается финансовая поддержка при создании ими рабочих мест в депрессивных регионах. Кроме того, в депрессивных регионах при подготовке и переподготовке местных кадров возмещается до 45% расходов на их обучение. Однако, эти формы стимулирования доступны не всем иностранным компаниям, а лишь удовлетворяющим определенные условия. Например, минимальный объем инвестиций должен составить 2-4 тыс евро (зависит от уровня безработицы в регионе инвестирования), 50% инвестиций должно быть покрыто собственным капиталом, 60% инвестиций должны быть направлены на оборудование, при этом оборудование должно быть новым. Данные льготы не распространяются на проекты, местом реализации которых является столица Чешской Республики Прага. В 2011г. 621 проект получил те или иные льготы. При этом было привлечено 18,506 млн евро и создано 132994 рабочих места. В 2012г. планируется ввести льготы для иностранных инвесторов в области исследований и стратегически важных услуг, таких как разработка программного обеспечения. Срок налоговых льгот для таких компаний будет увеличен от 5 до 10 лет [33].
С целью усиления позиции Чехии как технологического центра в Центральной Европе, правительство Чехии оказывает поддержку инвестициям в области технологий (а именно исследований, разработок, инноваций, высокотехнологической продукции). В зависимости от региона инвестирования правительство предоставляет инвесторам субсидии в размере 4-8 тыс евро либо покрывает до 60% расходов на материальные и нематериальные активы. Однако, так же как и в промышленности, предприятия должны удовлетворять определенные требования: минимальный объем инвестиций (400000 евро) и место реализации проекта (за пределами Праги). В 2011г. 180 компаний получили субсидии, было привлечено 175,2 тыс евро [33].
Кроме того правительство Чехии поддерживает иностранные инвестиции в области информационных услуг. Например, правительство выплачивает субсидии иностранным компаниям в размере 4-6 тыс евро (в зависимости от региона), покрывает до 60% расходов на заработную плату работников в течение 2 лет либо до 60% расходов на материальные и нематериальные активы. Иностранным компаниям доступны эти льготы при условии, что соблюдается минимальный объем инвестиций (118тыс евро для крупных предприятий, 39 тыс евро для средних и 20 тыс евро для малых предприятий), соблюдается минимальное количество создаваемых рабочих мест и проект реализовывается за пределами Праги. На данный момент поддержка оказывается 172 компаниям, которые инвестировали 20,3 тыс евро и создали 2883 рабочих места [33].
Приток ПИИ положительно влияет на экономику Чехии. Развиваются депрессивные регионы, создаются рабочие места, растет экспорт, увеличивается ВВП. Прирост ВВП и прирост ПИИ представлены в приложении Ж.
Проанализировав особенности политики в области привлечения и стимулирования ПИИ в США, Великобритании и Чехии, мы можем сделать следующие выводы.
Наиболее часто в развитых странах используются такие меры по регулированию иностранных инвестиций как предварительное разрешение на осуществление ПИИ, ограничения на ПИИ в определенных отраслях и сферах, ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний под иностранный контроль, требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов.
Национальное законодательство развитых стран не проводит различия между иностранными и национальными компаниями, поэтому в большинстве развитых стран отсутствуют специальные законы и кодексы для иностранных инвесторов, а существуют лишь некоторые постановления.
Инвестиционный климат Великобритании и США является благоприятным для иностранных инвесторов по ряду причин: отсутствие валютного контроля, простота открытия бизнеса, защита прав инвесторов, благоприятная экономическая и политическая обстановка, развитая инфраструктура т. д. Благодаря этим фактором страны занимают лидирующие позиции в международных рейтингах.
Страны с переходной экономикой сталкиваются не только с позитивным, но и негативным влиянием ПИИ. В связи с этим политика государственного регулирования ПИИ использует большее количество ограничений, особенно в стратегически важных отраслях. Вместе с этим, страны с переходной экономикой используют большее количество стимулирующих мер, так как они не обладают таким мощным экономическим, научно-техническим, культурным и социально-демографическим потенциалом как развитые страны. Именно поэтому политика регулирования притока ПИИ стран с переходной экономикой более обширна, многоступенчата и вследствие этого сложна.
Чехия является примером стран с переходной экономикой, лидирующей в притоке ПИИ. Правительство Чехии использует меры стимулирования в форме субсидий и льготных кредитов в определенных отраслях и определенных регионах страны. Кроме того, законодательство Чехии приближено к европейским стандартам. Особое внимание уделяется защите инвестора. Корпоративный налог в 2012г. составил 19%. Данная политика дополняет благоприятный инвестиционный климат, тем самым увеличивая приток ПИИ.
3 Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь
Республика Беларусь является страной с переходной экономикой. Это означает, что страна подвержена не только положительному, но и негативному воздействию ПИИ. Рассмотрим эффекты ПИИ в Республике Беларусь.
В Беларуси ПИИ не играют существенной роли в качестве источника финансирования развития экономики по сравнению с другими странами. Доля компаний с иностранным капиталом в ВВП страны в 2007г. составила 15,63%. На этих предприятиях занято 4% занятых в экономике. Это показывает высокую производительность труда в организациях с иностранными инвестициями. Кроме того, средняя заработная плата на этих предприятиях на 17,5% выше чем на национальных [35, с. 31].
Инвестиции в основной капитал в 2007г. составили 13,4% от общего объема произведенной ими продукции. Этот показатель должен быть выше примерно на треть, чтобы обеспечить регулярное обновление основного капитала. Поэтому одной из задач инвестиционной политики Беларуси является стимулирование реинвестиций компаний с иностранным капиталом.
Как известно, ТНК являются лидерами в области инноваций. Однако распространение технологий ТНК предпочитают осуществлять через свои филиалы. В Республике Беларусь на 2007г. насчитывалось 4218 коммерческих организаций с иностранным капталом, из них лишь 54 филиала ТНК. Это свидетельствует о недополучении новейших технологий с притоками ПИИ в Беларуси. Тем не менее, компании с иностранным капиталом обладают более высокой производительной способностью по сравнению с национальными, так как используют новые технологии, создают уникальные продукты и инновационные центры. Примерами являются такие совместные предприятия как «Депос» (единственный в Беларуси производитель ветеринарных препаратов), «Экомедсервис» (современное медицинское оборудование), «Белита» (создание научно-координационного центра по разработке и внедрению в производство высокоэффективной косметической продукции) и т.д. [35, с. 32-33].
Предприятия с
иностранным капиталом
К косвенным
эффектам ПИИ можно отнести
В Республике
Беларусь негативное влияние
компаний с иностранными
Кроме получения положительных эффектов ПИИ, практическая реализация политики инвестиционной открытости важна по причинам географического положения Республики Беларусь, объективных закономерностей глобального развития, угрозы изоляции от новейших технологий. Упущенные возможности по привлечению ПИИ означают недополучение капитала в форме финансовых ресурсов, технологий, управленческого опыта, других активов, а также уступку их соседним странам.
Как уже отмечалось, инвестиционная политика стран с развитой и переходной экономикой имеет существенные отличия. В связи с этим, политика регулирования притока ПИИ в Беларуси отличается от политики в области инвестиций Великобритании и США. Вместе с тем, Чехия является страной с переходной экономикой и лидирует в привлечении ПИИ на душу населения.
Стоит отметить, что Чешская Республика и Республика Беларусь схожи по своему экономическому, социально-демографическому, культурному, научно-техническому потенциалу. Сравнительная характеристика приведена в приложении З.
Беларусь имеет следующие преимущества: высококвалифицированные трудовые ресурсы, высокий научно-технический потенциал, эффективные система подготовки специалистов и механизм создания новых знаний, стабильная политическая обстановка и выгодное географическое положение [36, c. 38].
В Беларуси и в Чехии схожи демографический и трудовой потенциалы. Средний возраст жителей 39,0 и 39,3 года, продолжительность жизни 71 и 70 лет. Экономически активное население – 4,7 и 5,7 млн чел. соответственно. Уровень грамотности 100% в обеих странах. В Чехии и в Беларуси высококвалифицированные трудовые ресурсы, однако преимущество Чехии – владение иностранными языками (как уже отмечалось, 9 из 10 жителей владеют хотя бы одним иностранным языком), в то время как Беларусь испытывает трудности в данном аспекте. Однако, конкурентное преимущество Беларуси – более дешевая рабочая сила (1,7 долл США за час в Беларуси; 13,3 долл США за час в Чехии).
Что касается экономического потенциала, то Чехия, несмотря на меньшую территорию, опережает Беларусь по ряду экономических показателей, таких как ВВП, ВВП на душу населения, экспорт, приток ПИИ, ПИИ на душу населения. Вместе с тем, между структурой экономик Чехии и Беларуси можно провести параллель: в обеих странах приоритет отдается таким отраслям как машиностроение, черная металлургия, металлообработка, химическая промышленность, фармацевтика, пивоваренная и текстильная отрасль. В сельском хозяйстве Республика Беларусь имеет некоторые преимущества (больший размер сельскохозяйственных земель, большая диверсификация сельского хозяйства).
Как уже отмечалось, Чехия имеет выгодное географическое положение в центре Европы, а также является членом ЕС, тем самым обеспечивая доступ на рынок ЕС. Однако Беларусь имеет также выгодное географическое положение на пересечении торговых путей Запада и Востока, а также является членом Таможенного Союза. Беларусь предоставляет доступ на такие рынки как Россия и Казахстан.
В приложении Е приведено положение Беларуси в международных рейтингах. Из таблицы видно, что Беларусь незначительно уступает Чехии по некоторым позициям, а в некоторых из них Республика Беларусь опережает Чешскую Республику. Например, в рейтинге Ведение бизнеса Беларусь занимает 69, а Чехия – 64. Беларусь лидирует по таким позициям как регистрация частной собственности, обеспечения выполнения контрактов, открытие бизнеса, защита прав инвестора. В рейтинге национального благосостояния Беларусь опережает Чехию по таким субиндексам как образование и социальный капитал. В то же время Беларусь значительно отстает в таких рейтингах как индекс экономической свободы (153 и 30 место), глобальный индекс миролюбивости (112 и 5 место), индекс восприятия коррупции (127 и 53 место). Существенно Чехия опережает Беларусь в кредитном рейтинге S&P (АА-,А-1+, АА и В-, С, В-).
Одна из причин лидерства Чехии в данных рейтингах – приближение чешского законодательства к международным стандартам. Как уже отмечалось, во время вступления Чехии в ЕС страна сделала значительные изменения в законодательстве. Тем самым Чехия добилась прозрачности, четкости, систематичности законодательства, что является существенным фактором для иностранных инвесторов.
Как было уже отмечено, в привлечении ПИИ важную роль играет два фактора: инвестиционный климат и государственная политика регулирования ПИИ. Беларусь и Чехия – страны с переходной экономикой, обладающие практически одинаковыми преимуществами для иностранных инвесторов. Тем не менее, приток ПИИ в Чехию значительно превышает приток ПИИ в Беларусь (например, ПИИ на душу населения в 2010г. в Беларусь составил 1200 долл США, а в Чехию 9238 долл США). Это означает, что причина лежит не в инвестиционном климате, а в политике в области инвестиций. Показатели притока иностранных инвестиций в Беларусь приведены в приложении И.
Информация о работе Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь