Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:30, курсовая работа
Цель работы – предложить на основе мирового опыта эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
раскрыть содержание экономической категории «прямые иностранные инвестиции»;
показать влияние прямых иностранных инвестиций на экономику стран-реципиентов;
обозначить факторы, определяющие привлекательность страны, дать определение категории «инвестиционный климат» и изучить международные рейтинги;
рассмотреть сущность инвестиционной политики и этапы государственного регулирования иностранных инвестиций;
Введение………………………………………………………………………...
4
1 Теоретические основы регулирования притока иностранных инвестиций в экономику страны……………………………………………………………...
6
2 Анализ опыта привлечения прямых иностранных инвестиций на примере стран с развитой экономикой (США, Великобритания) и переходной экономикой (Чехия)...............................................................................................
15
3 Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь…………………...……………………………………......
25
Заключение……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников……………………
Беларусь заинтересована
в стратегических инвесторах, осуществляющих
деятельность в сфере производства
высокотехнологичных продуктов
и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение
активов организаций в этой сфере, продукция
которых ориентирована на экспорт. Приоритетным
определено привлечение прямых иностранных
инвестиций в высокотехнологичные секторы
экономики (фармацевтическая промышленность,
индустрия био- и нанотехнологий, высокие
технологии в промышленности, новые материалы,
информационно-коммуникационные технологии);
создание и развитие кластеров – объединенной
на основе производственно-
Реализация стратегии позволит обеспечить ежегодный прирост объемов прямых иностранных инвестиций, привлечь прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) в объеме 7–7,5 млрд. долл. США в 2015 г., достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%. Планируется обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике в размере до 1600 долл. США в 2015 г. (против 1200 долл. США в 2010 г.). Доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров вырастет до 14 %.
Выполнение стратегии
также обеспечит вхождение
Стоит отметить, что данная стратегия направлена на устранение большинства недостатков системы государственного регулирования и стимулирования ПИИ в Беларусь. Таким образом, для повышения инвестиционного рейтинга Республики Беларусь, улучшения ее инвестиционного климата и, таким образом, увеличения притока ПИИ, необходимо реализовать следующие меры:
На основе проведенного
анализа можно сделать
В Республике Беларусь в настоящее время инвестиционная деятельность регулируется многочисленными законами, указами Президента и решениями Правительства, Инвестиционным Кодексом Республики Беларусь, а также иными подзаконными актами.
Организационно-экономический механизм включает в себя экономические методы регулирования (налоговая, таможенная, торговая политика и др.), развитие инвестиционной инфраструктуры, защита прав инвестора, организационные формы содействия (льготы налога на прибыль, обязательной продажи валюты и др.).
Республика Беларусь обладает рядом преимуществ для иностранных инвесторов в сравнении с Чехией, США и Великобританией: высококвалифицированные и дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический потенциал, эффективные система подготовки специалистов и механизм создания новых знаний, выгодное географическое положение.
Основное преимущество Чехии по отношению к Беларуси – законодательство, приведенное к международным стандартам. Вступление Чехии в ЕС повлекло значительные изменения в законодательстве страны, в том числе относительно иностранных инвестиций. Это в свою очередь существенно повысило прозрачность, четкость, систематичность законодательства, защиту прав инвестора, а также вызвало положительный психологический эффект (так как особенно европейские инвесторы не сталкиваются с проблемами из-за различий в законодательстве). Корпоративный налог составляет 19%. В Беларуси преимущества Чехии являются основными инвестиционными барьерами – сложная налоговая система, нестабильность и недостаточную четкость законодательства, чрезмерное применение государственных регулируемых мер, определенная финансовая и экономическая нестабильность, нехватка информации.
Для улучшения инвестиционного климата Беларуси стоит предпринять ряд мер, основные из которых – это упрощение налоговой системы, прозрачность и четкость законодательства, меры по повышению гарантии прав иностранных инвесторов, совершенствование деятельности имеющихся государственных органов по регулированию иностранных инвестиций и т.д.;
Стратегия привлечения ПИИ в Республику Беларусь 2012-2015 гг. направлена на устранение вышеприведенных недостатков. Выполнение данной стратегии позволит республике к 2015 г. значительно улучшить инвестиционный климат и инвестиционный рейтинг страны, тем самым привлечь ПИИ в приоритетные отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе
были исследованы особенности
Инвестиции – это вложение ресурсов в предпринимательские, инновационные и другого рода проекты с целью получения временного или постоянного источника дохода либо достижения социального эффекта
Прямые иностранные инвестиции оказывает положительное и отрицательное влияние на экономику стран-реципиентов.
К факторам, определяющим привлекательность страны, относят политическую стабильность, финансовую инфраструктуру, регулирование иностранных инвестиций и т.д.
Инвестиционный климат – характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования.
К наиболее известным
международным рейтингам
Формирование инвестиционной политики происходит в несколько этапов: анализ и прогнозирование макроэкономических показателей, определение основных стратегических и тактических целей и задач по привлечению иностранных инвесторов, формирование внутренней и внешней государственной политики, формирование отдельных элементов организационно-экономического механизма и системы правовых норм.
Организационно-экономический механизм регулирования иностранных инвестиций – совокупность экономических и организационных форм, влияющих на организацию, содействие или ограничение иностранных инвестиций путем валютной, налоговой, ценовой политики и т.д.
Для усиления позитивных и снижения отрицательных эффектов служит политика привлечения инвестиций, которая с помощью набора стимулирующих и ограничительных мер призвана обеспечить максимальное положительное воздействие ПИИ на экономическое развитие.
Наиболее часто в развитых странах используются такие меры по регулированию иностранных инвестиций как предварительное разрешение на осуществление ПИИ, ограничения на ПИИ в определенных отраслях и сферах, ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний под иностранный контроль, требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов.
Национальное законодательство развитых стран не проводит различия между иностранными и национальными компаниями, поэтому в большинстве развитых стран отсутствуют специальные законы и кодексы для иностранных инвесторов, а существуют лишь некоторые постановления.
Инвестиционный климат Великобритании и США является благоприятным для иностранных инвесторов по ряду причин: отсутствие валютного контроля, простота открытия бизнеса, защита прав инвесторов, благоприятная экономическая и политическая обстановка, развитая инфраструктура т. д. Благодаря этим фактором страны занимают лидирующие позиции в международных рейтингах.
Страны с переходной экономикой сталкиваются не только с позитивным, но и негативным влиянием ПИИ. В связи с этим политика государственного регулирования ПИИ использует большее количество ограничений, особенно в стратегически важных отраслях. Вместе с этим, страны с переходной экономикой используют большее количество стимулирующих мер, так как они не обладают таким мощным экономическим, научно-техническим, культурным и социально-демографическим потенциалом как развитые страны. Именно поэтому политика регулирования притока ПИИ стран с переходной экономикой более обширна, многоступенчата и вследствие этого сложна.
Чехия является примером стран с переходной экономикой, лидирующей в притоке ПИИ. Правительство Чехии использует меры стимулирования в форме субсидий и льготных кредитов в определенных отраслях и определенных регионах страны. Кроме того, законодательство Чехии приближено к европейским стандартам. Особое внимание уделяется защите инвестора. Корпоративный налог в 2012г. составил 19%. Данная политика дополняет благоприятный инвестиционный климат, тем самым увеличивая приток ПИИ.
В Республике Беларусь в настоящее время инвестиционная деятельность регулируется многочисленными законами, указами Президента и решениями Правительства, Инвестиционным Кодексом Республики Беларусь, а также иными подзаконными актами.
Организационно-экономический
механизм включает в себя экономические
методы регулирования (налоговая, таможенная,
торговая политика и др.), развитие инвестиционной
инфраструктуры, защита прав инвестора,
организационные формы содейств
Республика Беларусь обладает рядом преимуществ для иностранных инвесторов в сравнении с Чехией, США и Великобританией: высококвалифицированные и дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический потенциал, эффективные система подготовки специалистов и механизм создания новых знаний, выгодное географическое положение.
Основное преимущество Чехии по отношению к Беларуси – законодательство, приведенное к международным стандартам. Вступление Чехии в ЕС повлекло значительные изменения в законодательстве страны, в том числе относительно иностранных инвестиций. Это в свою очередь существенно повысило прозрачность, четкость, систематичность законодательства, защиту прав инвестора, а также вызвало положительный психологический эффект (так как особенно европейские инвесторы не сталкиваются с проблемами из-за различий в законодательстве). Корпоративный налог составляет 19%. В Беларуси преимущества Чехии являются основными инвестиционными барьерами – сложная налоговая система, нестабильность и недостаточную четкость законодательства, чрезмерное применение государственных регулируемых мер, определенная финансовая и экономическая нестабильность, нехватка информации.
Для улучшения инвестиционного климата Беларуси стоит предпринять ряд мер, основные из которых – это упрощение налоговой системы, прозрачность и четкость законодательства, меры по повышению гарантии прав иностранных инвесторов, совершенствование деятельности имеющихся государственных органов по регулированию иностранных инвестиций и т.д.;
Стратегия привлечения ПИИ в Республику Беларусь 2012-2015 гг. направлена на устранение вышеприведенных недостатков. Выполнение данной стратегии позволит республике к 2015 г. значительно улучшить инвестиционный климат и инвестиционный рейтинг страны, тем самым привлечь ПИИ в приоритетные отрасли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь