Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – предложить на основе мирового опыта эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
раскрыть содержание экономической категории «прямые иностранные инвестиции»;
показать влияние прямых иностранных инвестиций на экономику стран-реципиентов;
обозначить факторы, определяющие привлекательность страны, дать определение категории «инвестиционный климат» и изучить международные рейтинги;
рассмотреть сущность инвестиционной политики и этапы государственного регулирования иностранных инвестиций;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
4
1 Теоретические основы регулирования притока иностранных инвестиций в экономику страны……………………………………………………………...
6
2 Анализ опыта привлечения прямых иностранных инвестиций на примере стран с развитой экономикой (США, Великобритания) и переходной экономикой (Чехия)...............................................................................................


15
3 Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь…………………...……………………………………......

25
Заключение……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая_МИД.doc

— 764.00 Кб (Скачать файл)

Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов  и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт. Приоритетным определено привлечение прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии); создание и развитие кластеров – объединенной на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей и сосредоточенной на определенной территории группы организаций, обеспечивающей конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. Перспективно также привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности (химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и т.д.) [46]. 

Реализация  стратегии позволит обеспечить ежегодный  прирост объемов прямых иностранных  инвестиций, привлечь прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) в объеме 7–7,5 млрд. долл. США в 2015 г., достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%. Планируется обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике в размере до 1600 долл. США в 2015 г. (против 1200 долл. США в 2010 г.). Доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров вырастет до 14 %. 

Выполнение стратегии  также обеспечит вхождение Беларуси в число тридцати государств с  наилучшим климатом в области  ведения бизнеса по рейтингу Всемирного банка Ведение бизнеса, а также повышение позиций в отчетах международных рейтинговых агентств: Moody's Investors Service, Fitch Ratings, The Heritage Foundation и других.

Стоит отметить, что данная стратегия направлена на устранение большинства недостатков  системы государственного регулирования  и стимулирования ПИИ в Беларусь. Таким образом, для повышения инвестиционного рейтинга Республики Беларусь, улучшения ее инвестиционного климата и, таким образом, увеличения притока ПИИ, необходимо реализовать следующие меры:

  • приведение стимулов и нормативов инвестиционной деятельности к международным стандартам. Эти меры являются важными для западных инвесторов, в том числе в силу психологического эффекта;
  • простота и прозрачность процедур инвестирования (лицензирование, аренда площадей, разрешение на строительство и т.п.). Беларусь в этом отношении весьма далеко до опыта Великобритании, который был рассмотрен в предыдущей главе [47, с. 12];
  • меры по повышению степени законодательной защиты прав инвесторов (инвестиционный режим, национализация, экспроприация, реквизиция, международный арбитраж), а также прозрачность информации о финансовом состоянии организаций, работающих в реальном секторе;
  • создание учебных центров повышения квалификации и переподготовки специалистов в данной области, обучение международным правилам и стандартам инвестиционного бизнес-проектирования;
  • совершенствование деятельности национального агентства инвестиций и приватизации. Созданное агентство должно обладать правом проведения инвестиционных тендеров и принятия решений по инвестиционным проектам, включать уполномоченных представителей Комитета по инвестициям при Министерстве экономики, Министерства предпринимательства и инвестиций, Госкомимущества, Комитета госконтроля, Администрации Республики Беларусь. Данный орган должен быть представительским,  его деятельность - публичной и открытой, а решения по предлагаемым проектам – окончательными [48];
  • использование зарубежного опыта в быстром открытии филиалов иностранных компаний и банков;
  • строительство рыночных институтов: по мнению международных организаций, это имеет большее значение, чем особые льготы, так как инвесторов больше интересует не качество законодательной базы, а ее стабильность и соблюдаемость [49, c. 3];
  • совершенствование налогового законодательства. К числу недостатков налоговой системы Беларуси стоит отнести нечеткое и запутанное законодательство, несогласованность принципов налогообложения и бухгалтерского учета. Необходимы разработка всех налоговых параметров до начала бюджетного года и недопущение к изменениям в течение года, за исключением введения дополнительных льгот [50, с. 43];
  • стимулирование зарубежные инвестиции на недискриминационной основе, в частности, предоставление налоговых каникул, гарантирование займов, грантов и субсидий [51, с. 49];
  • организация страховых пулов, создание института страховых брокеров. Эта мера позволит в короткие сроки максимально использовать имеющийся страховой капитал страны, распределить риски между страховыми организациями республики, что благоприятно скажется на решении проблемы страхования крупных и средних инвестиционных проектов [52, c. 50].

На основе проведенного анализа можно сделать следующие  выводы:

В Республике Беларусь в настоящее время инвестиционная деятельность регулируется многочисленными законами, указами Президента и решениями Правительства, Инвестиционным Кодексом Республики Беларусь, а также иными подзаконными актами.

Организационно-экономический механизм включает в себя экономические методы регулирования (налоговая, таможенная, торговая политика и др.), развитие инвестиционной инфраструктуры, защита прав инвестора, организационные формы содействия (льготы налога на прибыль, обязательной продажи валюты и др.).

Республика  Беларусь обладает рядом преимуществ  для иностранных инвесторов в сравнении с Чехией, США и Великобританией: высококвалифицированные и дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический потенциал, эффективные система подготовки специалистов и механизм создания новых знаний, выгодное географическое положение.

Основное преимущество Чехии по отношению к Беларуси – законодательство, приведенное к международным стандартам. Вступление Чехии в ЕС повлекло значительные изменения в законодательстве страны, в том числе относительно иностранных инвестиций. Это в свою очередь существенно повысило прозрачность, четкость, систематичность законодательства, защиту прав инвестора, а также вызвало положительный психологический эффект (так как особенно европейские инвесторы не сталкиваются с проблемами из-за различий в законодательстве). Корпоративный налог составляет 19%. В Беларуси преимущества Чехии являются основными инвестиционными барьерами – сложная налоговая система, нестабильность и недостаточную четкость законодательства, чрезмерное применение государственных регулируемых мер, определенная финансовая и экономическая нестабильность, нехватка информации.

Для улучшения инвестиционного климата Беларуси стоит предпринять ряд мер, основные из которых – это упрощение налоговой системы, прозрачность и четкость законодательства, меры по повышению гарантии прав иностранных инвесторов, совершенствование деятельности имеющихся государственных органов по регулированию иностранных инвестиций и т.д.;

Стратегия привлечения ПИИ в Республику Беларусь 2012-2015 гг. направлена на устранение вышеприведенных недостатков. Выполнение данной стратегии позволит республике к 2015 г. значительно улучшить инвестиционный климат и инвестиционный рейтинг страны, тем самым привлечь ПИИ в приоритетные отрасли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе были исследованы особенности стимулирования иностранных инвестиций. В ходе работы были реализованы поставленные цели. На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Инвестиции – это вложение ресурсов  в предпринимательские, инновационные и другого рода проекты с целью получения временного или постоянного источника дохода либо достижения социального эффекта

Прямые иностранные  инвестиции оказывает положительное  и отрицательное влияние на экономику  стран-реципиентов.

К факторам, определяющим привлекательность страны, относят  политическую стабильность, финансовую инфраструктуру, регулирование иностранных инвестиций и т.д.

Инвестиционный  климат – характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования.

К наиболее известным  международным рейтингам относят S&P, индекс экономической свободы, рейтинг  национального благосостояния, индекс восприятия коррупции, индекс миролюбивости и др.

Формирование инвестиционной политики происходит в несколько этапов: анализ и прогнозирование макроэкономических показателей, определение основных стратегических и тактических целей и задач по привлечению иностранных инвесторов, формирование внутренней и внешней государственной политики, формирование отдельных элементов организационно-экономического механизма и системы правовых норм.

Организационно-экономический  механизм регулирования иностранных  инвестиций – совокупность экономических и организационных форм, влияющих на организацию, содействие или ограничение иностранных инвестиций путем валютной, налоговой, ценовой политики и т.д.

Для усиления позитивных и снижения отрицательных эффектов служит политика привлечения инвестиций, которая с помощью набора стимулирующих  и ограничительных мер призвана обеспечить максимальное положительное  воздействие ПИИ на экономическое  развитие.

Наиболее часто в развитых странах используются такие меры по регулированию иностранных инвестиций как предварительное разрешение на осуществление ПИИ, ограничения на ПИИ в определенных отраслях и сферах, ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний под иностранный контроль, требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов.

Национальное  законодательство развитых стран не проводит различия между иностранными и национальными компаниями, поэтому  в большинстве развитых стран отсутствуют специальные законы и кодексы для иностранных инвесторов, а существуют лишь некоторые постановления.

Инвестиционный  климат Великобритании и США является благоприятным для иностранных  инвесторов по ряду причин: отсутствие валютного контроля, простота открытия бизнеса, защита прав инвесторов, благоприятная экономическая и политическая обстановка, развитая инфраструктура т. д. Благодаря этим фактором страны занимают лидирующие позиции в международных рейтингах.

Страны с переходной экономикой сталкиваются не только с позитивным, но и негативным влиянием ПИИ. В связи с этим политика государственного регулирования ПИИ использует большее количество ограничений, особенно в стратегически важных отраслях. Вместе с этим, страны с переходной экономикой используют большее количество стимулирующих мер, так как они не обладают таким мощным экономическим, научно-техническим, культурным и социально-демографическим потенциалом как развитые страны. Именно поэтому политика регулирования притока ПИИ стран с переходной экономикой более обширна, многоступенчата и вследствие этого сложна.

Чехия является примером стран с переходной экономикой, лидирующей в притоке ПИИ. Правительство Чехии использует меры стимулирования в форме субсидий и льготных кредитов в определенных отраслях и определенных регионах страны. Кроме того, законодательство Чехии приближено к европейским стандартам. Особое внимание уделяется защите инвестора. Корпоративный налог в 2012г. составил 19%. Данная политика дополняет благоприятный инвестиционный климат, тем самым увеличивая приток ПИИ.

В Республике Беларусь в настоящее время инвестиционная деятельность регулируется многочисленными законами, указами Президента и решениями Правительства, Инвестиционным Кодексом Республики Беларусь, а также иными подзаконными актами.

Организационно-экономический  механизм включает в себя экономические  методы регулирования (налоговая, таможенная, торговая политика и др.), развитие инвестиционной инфраструктуры, защита прав инвестора, организационные формы содействия (льготы налога на прибыль, обязательной продажи валюты и др.).

Республика  Беларусь обладает рядом преимуществ  для иностранных инвесторов в сравнении с Чехией, США и Великобританией: высококвалифицированные и дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический потенциал, эффективные система подготовки специалистов и механизм создания новых знаний, выгодное географическое положение.

Основное преимущество Чехии по отношению к Беларуси – законодательство, приведенное  к международным стандартам. Вступление Чехии в ЕС повлекло значительные изменения в законодательстве страны, в том числе относительно иностранных инвестиций. Это в свою очередь существенно повысило прозрачность, четкость, систематичность законодательства, защиту прав инвестора, а также вызвало положительный психологический эффект (так как особенно европейские инвесторы не сталкиваются с проблемами из-за различий в законодательстве). Корпоративный налог составляет 19%. В Беларуси преимущества Чехии являются основными инвестиционными барьерами – сложная налоговая система, нестабильность и недостаточную четкость законодательства, чрезмерное применение государственных регулируемых мер, определенная финансовая и экономическая нестабильность, нехватка информации.

Для улучшения инвестиционного климата Беларуси стоит предпринять ряд мер, основные из которых – это упрощение налоговой системы, прозрачность и четкость законодательства, меры по повышению гарантии прав иностранных инвесторов, совершенствование деятельности имеющихся государственных органов по регулированию иностранных инвестиций и т.д.;

Стратегия привлечения ПИИ в Республику Беларусь 2012-2015 гг. направлена на устранение вышеприведенных недостатков. Выполнение данной стратегии позволит республике к 2015 г. значительно улучшить инвестиционный климат и инвестиционный рейтинг страны, тем самым привлечь ПИИ в приоритетные отрасли.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Мухоморова, О.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной и инновационной д<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt;

Информация о работе Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь