Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении отношений «перезагрузки» между Россией и США.
Задачи курсовой работы:
изучить систему взаимоотношений между Россией и США в 21 веке;
рассмотреть состояние «перезагрузки» между США и Россией на современном этапе;
основные проблемы программы «перезагрузки» отношений между странами;
перспективы «перезагрузки» отношений между Россией и США.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Идеология и прагматизм «перезагрузки» 4
1.1 Система взаимоотношений между Россией и США в 21 веке 4
2.2 Состояние «перезагрузки» между США и Россией на современном этапе 6
2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ «ПЕРЕЗАГРУЗКИ» 10
2.1 Основные проблемы программы «перезагрузки» отношений между странами 10
2.2 Перспективы «перезагрузки» отношений между Россией и США 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Идеология и прагматизм «перезагрузки» 4
1.1 Система взаимоотношений между Россией и США в 21 веке 4
2.2 Состояние «перезагрузки» между США и Россией на современном этапе 6
2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ «ПЕРЕЗАГРУЗКИ» 10
2.1 Основные проблемы программы «перезагрузки» отношений между странами 10
2.2 Перспективы «перезагрузки» отношений между Россией и США 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Три года назад - 6 марта 2009 года - в отеле "Интерконтиненталь" в Женеве главы МИД России и США Сергей Лавров и Хиллари Клинтон нажали привезенную из Вашингтона кнопку "Перезагрузка", что символизировало стремление вывести отношения двух стран на качественно новый уровень. По прошествии трех лет американцы все еще говорят о пользе "перезагрузки", в то время как в Москве предпочитают другие формулировки, заявляя о том, что "перезагрузка" - это не наш тезис". Обеим сторонам очевидно, что процессы идут сложно, а некоторые из них вообще зашли в тупик.
Американский дискурс в отношении России сложен и противоречив. Значительная часть политико-академического сообщества США – в основном либералы и консерваторы-реалисты – старается найти разумное сочетание идеологии и прагматизма и дискутирует относительно формата его реализации, а неоконсервативные авторы и фонды не снижают антироссийского идеологического накала. Тем не менее в дебатах о политике Вашингтона на российском направлении можно выделить несколько важных положений, которые так или иначе присутствуют почти у всех американских экспертов.
Цель курсовой работы состоит в изучении отношений «перезагрузки» между Россией и США.
Задачи курсовой работы:
Предложенная президентом США Бараком Обамой «перезагрузка» российско-американских отношений подлежит всестороннему и углубленному анализу, который способен дать ответ на вопросы: что такое «перезагрузка», насколько она способна улучшить российско-американские отношения и в чем состоит это улучшение, в какой степени это улучшение отвечает стратегии национальной безопасности обеих сторон и согласуется с общим контекстом международных отношений и что надо сделать, чтобы «перезагрузка» не осталась в памяти лишь красивым словом, ассоциируемым с очередным периодом розовых надежд.
Через год после объявления
о "перезагрузке" - весной 2010 года
- президентами РФ и США Дмитрием
Медведевым и Бараком Обамой в
Праге был подписан новый договор
по СНВ. Это казалось серьезным прорывом,
за которым просматривалось
Казалось даже, что спал
накал в дискуссиях о развертывании
в Европе американской системы противоракетной
обороны, так как администрация
Обамы первоначально объявила об
отказе от планов экс-президента США
Джорджа Буша-младшего, который был
настроен здесь решительно. Подводя
итоги двухлетнего
В остальном российско-
Как можно предположить на
основе деклараций американской стороны,
для США «перезагрузка» означает
предложение, во-первых, остановить сползание
отношений от плохих к худшим, вплоть
до новой холодной войны (возможность
которой исключать никак
В принципе, эта программа не может не вызвать одобрения. Но при этом не может не беспокоить и один очень важный вопрос: реалистична ли сама постановка вопроса об «улучшении» отношений? Ведь одно дело – «улучшение» в период Горбачева–Рейгана в середине – конце 1980-х годов, когда речь шла о совместных усилиях по предотвращению ядерной катастрофы и «улучшением» уже считался любой отдаляющий ее шаг. И совсем другое, когда этой опасности более нет (или ее вероятность существует лишь теоретически) и речь идет о строительстве иной модели взаимоотношений. Опыт почти 20 лет, истекших после окончания холодной войны, свидетельствует, что проблема выбора этой модели обеими сторонами, в сущности, не решена: отношения между ними практически не преодолели планку торжественных деклараций о «стратегическом партнерстве» и зависят от конъюнктуры. Возможна ли сейчас постановка серьезной и долгосрочной задачи перестройки российско-американских отношений или это находится за пределами реальных возможностей?
Администрация Обамы предложила для политики в отношении России вариант «перезагрузки», которую отдельные эксперты сравнивают с «разрядкой» между СССР и США в годы биполярного порядка. Это сравнение было бы корректно, если бы отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами носили антагонистический характер. Однако ни в 1990-е, ни в 2000-е годы, при иногда весьма серьезных разногласиях по широкому спектру вопросов мировой политики и двусторонних отношений, такого не наблюдалось. Даже события августа 2008 г. на Кавказе не стали началом непримиримой конфронтации, хотя развернутая в американских (и ряде европейских) СМИ антироссийская кампания сыграла определенную негативную роль.
Россия и США – конкуренты,
но не враги и не антагонисты. В
их политико-экономических
Однако очень часто
критика России со стороны американских
политиков и политологов
Наверное, не в последнюю
очередь потому, что стереотипы вообще
очень живучи и долго хранятся
в нашем сознании, их трудно изгнать,
особенно если СМИ и «фабрики мысли»,
в задачу которых входит распространение
идей, формирование общественного мнения,
информационно-аналитическое
В диалоге с Америкой России приходится постоянно сталкиваться с прошлым, что часто осложняет диалог и не позволяет выстроить качественно новую парадигму, свободную от постоянных колебаний (которые не всегда обоснованно называют кризисами). Для России такая ситуация создает дополнительные сложности в отношениях с другими странами, также постоянно обращающимися к историческому прошлому (не всегда позитивному) и в свою очередь подогревающими стереотипное мышление у американских политиков и экспертов.
При этом в США – как
среди представителей старшего поколения,
так и более молодых – немало
аналитиков, которые концентрируются
не столько на взаимных претензиях
и несогласиях, сколько на состоянии
современных международных
В сентябре 2011 г. на Глобальном
политическом форуме, который ежегодно
проводится в Ярославле, один из самых
крупных и влиятельных
Мысль о том, что бороться с угрозами и проблемами XXI в. можно только коллективными усилиями, высказывается не в первый раз. Соединенные Штаты по-настоящему серьезно отнеслись к этому лишь в 2008 г., когда признали и полицентричность мира, и важную роль других ведущих мировых держав, и невозможность заниматься глобальным регулированием в одиночку, и необходимость экономить средства. Именно Зб. Бжезинский сделал заявление о «катастрофическом» лидерстве США при трех президентах (Б. Клинтоне, Дж. Буше-ст. и Дж. Буше-мл.) [4]. Ему же принадлежат слова о том, что более широкомасштабное сотрудничество между Россией и США возможно, в том числе и потому, что народы этих стран никогда не были врагами [5].
Зб. Бжезинский – один из ведущих теоретиков и практиков американской международной стратегии в ХХ и ХХI в., в прошлом непримиримый борец с коммунизмом и Советским Союзом. Он был в числе основных авторов концепции новой европейской безопасности, основанной на расширении НАТО, а также новой имперской политики Соединенных Штатов («империи нового типа»), глобального американского лидерства в демократических преобразованиях. Многое из того, что было разработано им и его коллегами-единомышленниками, уже реализовано, поэтому стратег-глобалист очерчивает новые горизонты американской политики, которую будут проводить другие, в том числе его ученики. А чтобы сохранить особое положение США, сократить число препятствий на пути глобальной державы, нужно маневрировать, максимально используя возможности и потенциал разных игроков.
В отличие от Бжезинского, многие американские эксперты и политики не столько думают о глобальных перспективах, сколько поддаются сиюминутным эмоциям, особенно когда речь идет о российско-американских отношениях. Сохраняется мнение, что Россия представляет угрозу американским планам и интересам. Отношения с ней требуют увязывать с развитием демократии, «недемократическую» Россию стремятся не допускать к глобальному управлению, ограждать от ее «экспансионистских интересов» другие страны. И все-таки некоторые эксперты, например, Э. Качинс, А. Стент, Р. Гетемюллер, М. Кац, Г. Глизон, Т. Грэм, К. Лэйн, А. Ливен и др., делают акцент на том, что Россия меняется, движется вперед, трансформируется и по-прежнему остается очень важной для мировой политики, для международной безопасности, решения глобальных проблем.
Ввиду разброса мнений отношения
между США и Россией
В основе политики «перезагрузки» лежит так называемый «подход двух треков» (double track approach) [3]. Согласно ему, американское руководство может сотрудничать с Кремлем по конкретным международным проблемам и одновременно работать с российским обществом, общественными организациями и оппозицией, способствуя тем самым постепенным политическим преобразованиям в России. Акцент делается на том, что не следует жестко увязывать сотрудничество с Россией с ее готовностью взаимодействовать (а не соперничать) с США на постсоветском пространстве и осуществлять демократические преобразования.
Что касается подхода, основанного на жесткой «увязке» тех или иных действий или инициатив США с уступками России по интересующим американскую сторону проблемам, то он не нов. К нему обращалась американская администрация в годы холодной войны, особенно во второй половине 1980-х годов (известно, чем это закончилось для СССР и США). Такая тактика, по мнению ряда экспертов и политиков, может использоваться в отношении России и в ХХI в., хотя страна уже не является врагом Соединенных Штатов, со всеми неприемлемыми для Запада атрибутами и политикой. Подобный подход усложняет взаимодействие для России, у которой остается меньше возможностей для маневрирования. Встает вопрос о целесообразности уступок, о цене тех или иных «увязок», особенно если это касается политики РФ в отношении соседних с ней стран, деятельности важных для России организаций (например, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭс), внутриполитической сферы [6].