Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении отношений «перезагрузки» между Россией и США.
Задачи курсовой работы:
изучить систему взаимоотношений между Россией и США в 21 веке;
рассмотреть состояние «перезагрузки» между США и Россией на современном этапе;
основные проблемы программы «перезагрузки» отношений между странами;
перспективы «перезагрузки» отношений между Россией и США.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Идеология и прагматизм «перезагрузки» 4
1.1 Система взаимоотношений между Россией и США в 21 веке 4
2.2 Состояние «перезагрузки» между США и Россией на современном этапе 6
2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ «ПЕРЕЗАГРУЗКИ» 10
2.1 Основные проблемы программы «перезагрузки» отношений между странами 10
2.2 Перспективы «перезагрузки» отношений между Россией и США 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Принцип «увязки», однако, просматривается и в «подходе двух треков»: в соответствии с ним, взаимодействие на официальном государственном уровне по международным вопросам, представляющим интерес для обеих держав, без прямой привязки этих вопросов к внутренней ситуации и политике РФ, сопровождается параллельным взаимодействием с российским обществом. России предлагается принять такое сочетание и не препятствовать тому, что будут делать американцы вне сферы взаимодействия на официальном уровне. Вторая колея американской политики всегда существовала, хотя не всегда концептуально увязывалась с первой, официальной, где решались международные вопросы. Соединенные Штаты пытались проводить такую политику с разной интенсивностью и направленностью на протяжении 20 лет (активно и затратно при администрации Клинтона, в урезанном варианте при администрации Буша-мл.). Администрация Обамы решила вернуться к более активному варианту, и окончательно «увязка» по второй колее американской политики будет, скорее всего, оформлена (или не оформлена) после выборов в обеих странах в 2012 г. Не исключено, что это может стать источником разногласий.
Посол США в России (с января 2012 г.) М. Макфол, один из авторов «подхода двух треков» и ближайших советников президента Обамы, долгое время работал в Фонде Карнеги – влиятельном «мозговом» центре. Программу исследований по России и Евразии в нем возглавляет Дж. Коллинз, являвшийся послом США в России в 1997–2001 гг. Многое из того, что писали и советовали в закрытом формате аналитики этого центра в 1990 – 2000-е годы, составляет основу современной политики Вашингтона в отношении России [5].
Политика «перезагрузки» может в разной степени сочетать прагматизм и идеологию. Дж. Коллинз и М. Рожански отмечают, что преобладание в ней прагматизма или чистый прагматизм не оправданны, так как создается впечатление, будто США готовы закрывать глаза на сокращение демократии в России. Это противоречит американским интересам и не совпадает с позициями авторов «перезагрузки». К рычагам одностороннего воздействия предлагается добавить влияние на Россию через международные структуры и организации, используя Европейскую конвенцию по правам человека, которую РФ подписала, Хельсинкские соглашения, Парижскую хартию, накладывающие определенные обязательства в гуманитарной сфере, а также механизмы ОБСЕ. Аналитики советуют обратить внимание России на то, что уважение прав граждан становится условием ее участия в системе существующих международных институтов. При этом, как подчеркивается, допуск представителей ОБСЕ на выборы в России не должен увязываться российским руководством с уступками по другим вопросам, не имеющим отношения к внутренней политике. Главное отличие политики «двух треков» от политики жестких «увязок» в том, что критика недемократичности России не будет носить ультимативного характера и возводиться в ранг официальной политики (как было при Рейгане), но продолжится в форме напоминаний, дискуссий, настоятельных советов и т.п. [2].
Нельзя назвать такой подход новым, так как и при администрации Буша борьба с недемократичностью России также не была возведена в ранг официального курса: доклад «Неверный путь России. Что США могут и должны сделать» (2006 г.) был подготовлен группой аналитиков из разных центров в недрах неправительственной организации Совет по международным отношениям. Главное недовольство тогда вызывала не столько внутренняя, сколько внешняя политика России – ее действия на постсоветском пространстве и критика американских действий (в связи с расширением НАТО, ПРО, «оранжевыми» революциями, совместной с ЕС энергетической политикой). Правда, в 2000 г. отдельные политологи предлагали «увязать» официальные отношения с Россией с оценкой ее демократичности, но этого сделано не было. При этом общая критика в адрес Москвы к 2006 г. достигла апогея [3].
Стратегия национальной безопасности,
обнародованная демократами в 2010 г.
(СНБ-2010), делала акцент на восстановлении
американского глобального
Отдельные изменения, введенные СНБ-2010, позитивно повлияли на отношения Соединенных Штатов с союзниками по НАТО. В документе отмечалось, что часть ответственности за демократическое преобразование мира может быть возложена на международные организации и что не только США должны заниматься коррекцией политических и экономических систем тех или иных стран [5]. В рекомендациях аналитиков Фонда Карнеги это положение распространено на Российскую Федерацию: отмечается, что корректировкой внутренней российской ситуации будут заниматься не только США, но и международные организации. Иными словами, демократизация России из вопроса двустороннего диалога перерастает в международную проблему, то есть происходит ее интернационализация.
Если значительная часть
представителей американского политико-
Так, эксперт по России А.
Коэн, неоднократно заявлявший о появлении
«голодного русского медведя» то в
Африке, то в Арктике, в очередной
раз предупреждает, что администрация
Обамы, не препятствуя действиям
России в Евразии, подрывает интересы
США. К агрессивным действиям
России он относит создание Таможенного
союза с Казахстаном и
В трактовке представителей Фонда (а у них немало сторонников среди конгрессменов), Россия стремится дестабилизировать весь Кавказ и Центральную Азию, поставить под контроль Украину, Молдову, ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. Администрация Обамы обвиняется в том, что наносит ущерб безопасности США, подписав с Россией договор СНВ, унаследованный от эпохи холодной войны, и уступая в вопросе ПРО в Восточной Европе [6].
Надо сказать, что практически
все публикации фонда «Наследие»
носят рекомендательно-
Среди рекомендаций фонда «Наследие» есть, например, такие:
США должны обеспечить безопасность и стабильность стран Южного Кавказа, Центральной Азии, европейских стран СНГ – так же как они это сделали для стран Балтии; увеличить инвестиции в энергетическую сферу Украины (газовую и ядерную), чтобы повысить ее независимость и укрепить суверенитет; дать понять России, что она не может создавать закрытые торговые блоки, если стремится в ВТО (теперь, после того как Россия в 2011 г. стала членом ВТО, этот совет, вероятно, будет подкорректирован);
Соединенные Штаты
должны оградить страны
США должны изменить политику в сфере безопасности, так как Россия стремится ограничить возможности американской системы противоракетной обороны, преследуя ту же цель, что и СССР в годы холодной войны.
Главный вывод состоит в том, что политика «перезагрузки» должна быть пересмотрена. США необходимо противостоять антиамериканской глобальной стратегии России, а не концентрироваться на каком-то мифе о прогрессе в двусторонних отношениях [8].
Сходную точку зрения высказывает эксперт Центра стратегических и международных исследований Я. Бугайски. Он считает, что Россия использует «перезагрузку», чтобы получить еще больше выгод и уступок от США (правда, ни одной уступки он не называет, с точки зрения российской стороны, их почти нет). Соединенные Штаты, по его мнению, должны противостоять попыткам РФ превратить ОДКБ в более эффективную организацию, которая в ситуации нестабильности может быть использована для урегулирования (в качестве примера приводится «арабская весна», когда к урегулированию были привлечены силы НАТО). Как и А. Коэна, Я. Бугайски тревожит создание Таможенного союза, «возрождение имперской России», новая «разрядка», дающая, как он утверждает, больше преимуществ РФ и делающая более вероятными негативные, с американской точки зрения, сценарии ее возможного поведения на постсоветском пространстве [9].
Тем не менее, в дискуссиях о политике в отношении Москвы можно выделить несколько важных положений, которые так или иначе (в разной трактовке) присутствуют почти у всех экспертов.
Во-первых, это постоянное стремление оказывать на Россию влияние, контролировать ее действия и политику. У одних (либералы) это влияние (американское и международное) призвано способствовать трансформации России в демократическое государство, у других (консерваторов) оно должно не позволить России вновь стать империей, региональным гегемоном или просто сильной державой, чтобы противостоять США.
Во-вторых, в обсуждаемых подходах силен элемент идеологии, стереотипного мышления.
В-третьих, на словах роль геополитики
отрицается, но на деле карта мира рассматривается
в логике формирования новых геополитических
подсистем (например, Арктической, Большой
Восточной Азии), где сухопутные
и водные границы будут четко
обозначены, ресурсы поделены, а
военное присутствие
В-четвертых, несмотря на то, что Россия – не Советский Союз, что она (по оценкам большинства американских политологов) слабее других ведущих мировых держав и заинтересована в стабильных отношениях с Западом, в ней все равно видят явную (консерваторы) или потенциальную (либералы) угрозу для США, точнее – для беспрепятственной реализации американских глобальных планов. Даже авторы концепции «перезагрузки» в качестве одного из главных аргументов в пользу улучшения отношений с Россией приводят тот факт, что она все еще остается единственной страной, обладающей почти равным американскому военным потенциалом, прежде всего ядерным.
Весьма много противников
улучшения российско-
Отдельные конгрессмены резко
отрицательно оценили итоги «перезагрузки».
Например, сенатор Дж. Кайл заявил, что
США пренебрегли интересами своих
союзников – стран Восточной
Европы, нанесли серьезный ущерб
усилиям по созданию противоракетного
щита для Европы и размещенных
там американских войск. Но главный
урон от «перезагрузки» видится сенатору
в том, что Соединенным Штатам
не удалось добиться от Москвы каких-либо
серьезных уступок или
Как пишет эксперт Центра
за американский прогресс С. Шарап (работающий
на администрацию Обамы), «ослепленные
яростью противники «перезагрузки»
отказываются признать ее успехи, забывают
о том, что альтернативой могут
стать антагонистические