Перспективы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до и после образования Таможенного Союза, а так же рассмотреть государственное регулирование внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть основные понятия, используемые в международной торговле;
изучить способы, методы государственного регулирования внешней торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до вступления в Таможенный и союз и после вступления;
проанализировать торговые отношения внутри Таможенного союза;
рассмотреть влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты и государственное регулирование внешней торговли России
1.1 Понятие, виды внешней торговли, внешнеторговая политика в России
1.2 Государственное и межгосударственное регулирование внешней торговли России
Современная внешнеторговая политика России, её особенности
Внешняя торговля России: динамика, структура и воздействие на неё образования Таможенного Союза
2.1 Внешняя торговля России до вступления в Таможенный Союз: динамика, географическая и товарная структура
2.2 Внешняя торговля России: основные изменения во внутренней торговле, связанные с образованием Таможенного Союза
2.3 Взаимная торговля товарами внутри Таможенного Союза: особенности товарной структуры
3 Перспективы развития внешней торговли России
3.1 Перспективы развития внешней торговли в связи с образованием Таможенного союза
3.2 Влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 190.15 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в России действует  закон от 8 декабря 2003 г . «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

В новом Федеральном законе учтены современные принципы развития внешнеторговой деятельности, ее торговой политики.

Так, статьей 26 введено положение, согласно которому вместе с монополией государства на экспорт или импорт отдельных видов товаров возможно предоставление таких прав государственным предприятиям, что очень важно в связи с присоединением России к ВТО . Кроме этого, в новом законе учтены положения действующего российского законодательства в данной сфере и преобладают нормы прямого действия .

К положительным сторонам нового закона следует отнести: более удачные формулировки понятий экспорта и импорта услуг; подробное рассмотрение аспектов осуществления торговой политики государства (в ст . 4; 5 и 12); включение в текст ст.16 положения о сроках вступления в силу нормативных актов, касающихся осуществления мер по государственному регулированию внешнеторговой деятельности; четкое определение основания для введения ответных мер и их соответствующих процедур; вопросы регулирования бартерных сделок (гл . 10), которые ранее регулировались указами Президента РФ .137.

Впервые в настоящем Законе имеются  специальные главы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами (гл . 5), в области внешней торговли услугами (гл . 6), в области внешней торговли интеллектуальной собственностью (гл . 7) . Вполне очевидно, что наиболее детально урегулированной является область внешней торговли товарами .

Данным законом впервые в  российском законодательстве введены  системные положения, касающиеся международной торговли услугами . Это конкретный пример масштабной адаптации российской правовой системы к праву Всемирной торговой организации .

Важно, что все платежи, взимаемые  в связи с импортом или экспортом  товаров (кроме пошлин и иных налогов), не должны вводиться в фискальных целях, использоваться для защиты российских товаров и превышать приблизительную стоимость услуг, за которые такие платежи взимаются (ст. 30) .

Закон предоставляет государству, государственным органом, участникам внешнеторговой деятельности необходимый набор правомерных с международно-правовой точки зрения средств защиты экономических интересов и противодействия нечестной конкуренции.

Таможенно - тарифные меры: в основе лежит таможенный тариф, т.е список товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Действует на таможенной территории государства.

Таможенные тарифы зависят от направления  торговли:

1 экспортные – применяется государствами редко, снижает конкурентные преимущества национальных товаров. В России введены экспортные тарифы на нефть, нефтепродукты, газ, цветные и черные металлы, древесина и изделия из неё, некоторые химические продукты.

2 импортные – сегодня в России  действует «Таможенный тариф  Таможенного союза Беларусь – Казахстан – Россия»

Основой таможенного тарифа является пошлина. Пошлина – налог взимаемый  с  товаров при ввозе и вывозе из страны.

Таможенные пошлины классифицируются в зависимости от:

1 направлений движений товара (экспортные, импортные, транзитные)

2 страны происхождения (минимальные, максимальные, преференциальные)

3 по происхождению (автономные, конвенционные, преференциальные)

4 по способу вычисления (номинальные, эффективные)

5 по способу начисления (адвалорные, специфические, комбинированные)

Помимо тарифных методов регулирования  внешней торговли, есть нетарифные методы. Насчитывается более 700 нетарифных ограничений.

Цель этих мер – усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. Они используются в отношении экспортных операций для защиты национальных рынков.

Все нетарифные меры регулирования  можно разделить на: экономические (особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования ) и административные (эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.)

Классификация нетарифных мер регулирования:

А) паратарифные - увеличивают стоимость товара на дополнительную величину.

К паратарифным платежам в России относятся:

- сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;

- внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров, – налог на добавленную стоимость и акцизы;

- декретированная таможенная стоимость (применяется в России в отношении подакцизных товаров – автомобилей, шин, бензина, табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.);

- паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.

Б) меры контроля над ценами – защита национальных интересов  товаропроизводителя

В России не применяются: меры контроля над ценами, нет специальных таможенных доплат для поддержания цен на определенном уровне;

В) количественные – ограничение  количества ввозимого товара

Г) финансовые – введение особых правил совершения операций

В России не применяются: финансовые меры, ограничивающие использование иностранной валюты в целях импорта.

Д) автоматическое лицензирование – используется для статистической цели

 Не получили развития в России и меры автоматического лицензирования, используемые как метод контроля за состоянием рынка, который позволяет отслеживать наблюдающиеся тенденции и в случае необходимости вводить защитные меры. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью:

- обеспечить соблюдение внешнеторговых квот;

- обеспечить контроль за ввозом и вывозом ряда специфических товаров;

- обеспечить соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами ого и двойного значения;

Е) монополистические меры – установление монополии государства на внешнюю  торговлю отдельными товарами

Ж) технические меры  - включают контроль импорта на предмет  его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества.

Процедура таможенного оформления в России еще не полностью соответствует международным стандартам.

Методы тарифного и нетарифного  регулирования торговли применяются непосредственно к товарам. Под товаром понимается любое движимое имущество, включая все виды энергии, и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности.

Контроль мероприятий по осуществлению  внешнеэкономической деятельности проводят специализированные организации.

В Российской Федерации в систему  таможенных органов входят:

1 Государственный таможенный комитет  (ГТК) – центральный орган федеральной  исполнительной власти, осуществляющий  непосредственное руководство таможенным  делом.

2 Региональные таможенные управления, осуществляющие руководство таможнями, расположенными на территории определенного региона Российской Федерации (их 17).

3 Местные таможенные органы: таможни (154), таможенные посты (510).

Таможня – это государственный  орган, осуществляющий контроль за перемещением грузов через таможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин и таможенных сборов, непосредственно на Государственной границе.

19 декабря 2009 года был создан  Таможенный Союз « Беларусь - Казахстан – Россия», первый этап работы Таможенного союза начался 1 января 2010 года с введения единого таможенного тарифа.

Формирование Таможенного союза  предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины  и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Единый таможенный тариф  Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).5

Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – Таможенный союз) – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в  Таможенном союзе осуществляется в  соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

В соответствии с Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утверждённым Решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 18 ноября 2011 г. № 1, и Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. Совет Евразийской экономической комиссиирешил:

1 Утвердить единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС) согласно приложению к настоящему Решению.

2 Установить, что действие ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5 процентов от таможенной стоимости, установленной в соответствии с примечанием 7С) к ЕТТ ТС в отношении конденсаторов для производства бытовых холодильников-морозильников (код 8418 99 100 1 ТН ВЭД ТС), распространяется на правоотношения, возникшие с 17 апреля 2012 г.

Таможенный союз обновил пошлины с учетом вступления России в ВТО. Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза, обновленный с учетом обязательств РФ перед Всемирной торговой организацией, начинает действовать. При этом на 90% импортные пошлины сохраняются на прежнем уровне.6

Накануне вступил  в силу протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО, и таким образом РФ стала 156-м членом этой организации.

Новая редакция ЕТТ  была принята советом Евразийской  экономической комиссии (ЕЭК) в июле. Снижение ввозного таможенного тарифа затронет ставки примерно по 1 тысяче товарных позиций из примерно 11 тысяч. По предварительным расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшится с 9,6% до 7,5-7,8%.

Речь идет в первую очередь о возврате импортных пошлин, повышавшихся в период кризиса в 2008-2009 годах, на исходный уровень.

Для импорта еще  четверти товаров пошлины будут  снижены до того уровня, о котором договорились переговорщики, спустя три года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок — восемь лет для мяса птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов.

Как сообщал ранее  министр по торговле ЕЭК, примерно по 25% от общего числа товарных позиций ставка тарифа может быть впоследствии повышена до уровня тарифных обязательств (уровня связывания), что дает дополнительные возможности нивелировать негативные последствия присоединения России к ВТО для отдельных отраслей и производителей.

1.3 Современная  внешнеторговая политика России, её особенности

Сложившаяся модель участия  России в международном разделении труда, основанная преимущественно  на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии устойчивого роста внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья, составляющего 1-2 процента в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8 % в год). Следовательно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.

Информация о работе Перспективы развития внешней торговли России