Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до и после образования Таможенного Союза, а так же рассмотреть государственное регулирование внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть основные понятия, используемые в международной торговле;
изучить способы, методы государственного регулирования внешней торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до вступления в Таможенный и союз и после вступления;
проанализировать торговые отношения внутри Таможенного союза;
рассмотреть влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю
Введение
1 Теоретические аспекты и государственное регулирование внешней торговли России
1.1 Понятие, виды внешней торговли, внешнеторговая политика в России
1.2 Государственное и межгосударственное регулирование внешней торговли России
Современная внешнеторговая политика России, её особенности
Внешняя торговля России: динамика, структура и воздействие на неё образования Таможенного Союза
2.1 Внешняя торговля России до вступления в Таможенный Союз: динамика, географическая и товарная структура
2.2 Внешняя торговля России: основные изменения во внутренней торговле, связанные с образованием Таможенного Союза
2.3 Взаимная торговля товарами внутри Таможенного Союза: особенности товарной структуры
3 Перспективы развития внешней торговли России
3.1 Перспективы развития внешней торговли в связи с образованием Таможенного союза
3.2 Влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю России
Заключение
Библиографический список
В настоящее время в России действует закон от 8 декабря 2003 г . «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
В новом Федеральном законе учтены современные принципы развития внешнеторговой деятельности, ее торговой политики.
Так, статьей 26 введено положение, согласно которому вместе с монополией государства на экспорт или импорт отдельных видов товаров возможно предоставление таких прав государственным предприятиям, что очень важно в связи с присоединением России к ВТО . Кроме этого, в новом законе учтены положения действующего российского законодательства в данной сфере и преобладают нормы прямого действия .
К положительным сторонам нового закона следует отнести: более удачные формулировки понятий экспорта и импорта услуг; подробное рассмотрение аспектов осуществления торговой политики государства (в ст . 4; 5 и 12); включение в текст ст.16 положения о сроках вступления в силу нормативных актов, касающихся осуществления мер по государственному регулированию внешнеторговой деятельности; четкое определение основания для введения ответных мер и их соответствующих процедур; вопросы регулирования бартерных сделок (гл . 10), которые ранее регулировались указами Президента РФ .137.
Впервые в настоящем Законе имеются
специальные главы о
Данным законом впервые в российском законодательстве введены системные положения, касающиеся международной торговли услугами . Это конкретный пример масштабной адаптации российской правовой системы к праву Всемирной торговой организации .
Важно, что все платежи, взимаемые
в связи с импортом или экспортом
товаров (кроме пошлин и иных налогов),
не должны вводиться в фискальных
целях, использоваться для защиты российских
товаров и превышать
Закон предоставляет государству, государственным органом, участникам внешнеторговой деятельности необходимый набор правомерных с международно-правовой точки зрения средств защиты экономических интересов и противодействия нечестной конкуренции.
Таможенно - тарифные меры: в основе лежит таможенный тариф, т.е список товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Действует на таможенной территории государства.
Таможенные тарифы зависят от направления торговли:
1 экспортные – применяется государствами редко, снижает конкурентные преимущества национальных товаров. В России введены экспортные тарифы на нефть, нефтепродукты, газ, цветные и черные металлы, древесина и изделия из неё, некоторые химические продукты.
2 импортные – сегодня в России действует «Таможенный тариф Таможенного союза Беларусь – Казахстан – Россия»
Основой таможенного тарифа является пошлина. Пошлина – налог взимаемый с товаров при ввозе и вывозе из страны.
Таможенные пошлины классифицируются в зависимости от:
1 направлений движений товара (экспортные, импортные, транзитные)
2 страны происхождения (минимальные, максимальные, преференциальные)
3 по происхождению (автономные, конвенционные, преференциальные)
4 по способу вычисления (номинальные, эффективные)
5 по способу начисления (адвалорные, специфические, комбинированные)
Помимо тарифных методов регулирования внешней торговли, есть нетарифные методы. Насчитывается более 700 нетарифных ограничений.
Цель этих мер – усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. Они используются в отношении экспортных операций для защиты национальных рынков.
Все нетарифные меры регулирования можно разделить на: экономические (особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования ) и административные (эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольные ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.)
Классификация нетарифных мер регулирования:
А) паратарифные - увеличивают стоимость товара на дополнительную величину.
К паратарифным платежам в России относятся:
- сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;
- внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров, – налог на добавленную стоимость и акцизы;
- декретированная таможенная стоимость (применяется в России в отношении подакцизных товаров – автомобилей, шин, бензина, табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.);
- паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.
Б) меры контроля над ценами – защита национальных интересов товаропроизводителя
В России не применяются: меры контроля над ценами, нет специальных таможенных доплат для поддержания цен на определенном уровне;
В) количественные – ограничение количества ввозимого товара
Г) финансовые – введение особых правил совершения операций
В России не применяются: финансовые меры, ограничивающие использование иностранной валюты в целях импорта.
Д) автоматическое лицензирование – используется для статистической цели
Не получили развития в России и меры автоматического лицензирования, используемые как метод контроля за состоянием рынка, который позволяет отслеживать наблюдающиеся тенденции и в случае необходимости вводить защитные меры. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью:
- обеспечить соблюдение внешнеторговых квот;
- обеспечить контроль за ввозом и вывозом ряда специфических товаров;
- обеспечить соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами ого и двойного значения;
Е) монополистические меры – установление монополии государства на внешнюю торговлю отдельными товарами
Ж) технические меры - включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества.
Процедура таможенного оформления в России еще не полностью соответствует международным стандартам.
Методы тарифного и
Контроль мероприятий по осуществлению
внешнеэкономической
В Российской Федерации в систему таможенных органов входят:
1 Государственный таможенный
2 Региональные таможенные
3 Местные таможенные органы: таможни (154), таможенные посты (510).
Таможня – это государственный орган, осуществляющий контроль за перемещением грузов через таможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин и таможенных сборов, непосредственно на Государственной границе.
19 декабря 2009 года был создан Таможенный Союз « Беларусь - Казахстан – Россия», первый этап работы Таможенного союза начался 1 января 2010 года с введения единого таможенного тарифа.
Формирование Таможенного
Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).5
Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – Таможенный союз) – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
В соответствии с Регламентом работы
Евразийской экономической
1 Утвердить единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС) согласно приложению к настоящему Решению.
2 Установить, что действие ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5 процентов от таможенной стоимости, установленной в соответствии с примечанием 7С) к ЕТТ ТС в отношении конденсаторов для производства бытовых холодильников-морозильников (код 8418 99 100 1 ТН ВЭД ТС), распространяется на правоотношения, возникшие с 17 апреля 2012 г.
Таможенный союз обновил пошлины с учетом вступления России в ВТО. Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза, обновленный с учетом обязательств РФ перед Всемирной торговой организацией, начинает действовать. При этом на 90% импортные пошлины сохраняются на прежнем уровне.6
Накануне вступил в силу протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО, и таким образом РФ стала 156-м членом этой организации.
Новая редакция ЕТТ была принята советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в июле. Снижение ввозного таможенного тарифа затронет ставки примерно по 1 тысяче товарных позиций из примерно 11 тысяч. По предварительным расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшится с 9,6% до 7,5-7,8%.
Речь идет в первую очередь о возврате импортных пошлин, повышавшихся в период кризиса в 2008-2009 годах, на исходный уровень.
Для импорта еще четверти товаров пошлины будут снижены до того уровня, о котором договорились переговорщики, спустя три года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок — восемь лет для мяса птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов.
Как сообщал ранее министр по торговле ЕЭК, примерно по 25% от общего числа товарных позиций ставка тарифа может быть впоследствии повышена до уровня тарифных обязательств (уровня связывания), что дает дополнительные возможности нивелировать негативные последствия присоединения России к ВТО для отдельных отраслей и производителей.
1.3 Современная
внешнеторговая политика
Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии устойчивого роста внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья, составляющего 1-2 процента в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8 % в год). Следовательно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.
Информация о работе Перспективы развития внешней торговли России