Перспективы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до и после образования Таможенного Союза, а так же рассмотреть государственное регулирование внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть основные понятия, используемые в международной торговле;
изучить способы, методы государственного регулирования внешней торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до вступления в Таможенный и союз и после вступления;
проанализировать торговые отношения внутри Таможенного союза;
рассмотреть влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты и государственное регулирование внешней торговли России
1.1 Понятие, виды внешней торговли, внешнеторговая политика в России
1.2 Государственное и межгосударственное регулирование внешней торговли России
Современная внешнеторговая политика России, её особенности
Внешняя торговля России: динамика, структура и воздействие на неё образования Таможенного Союза
2.1 Внешняя торговля России до вступления в Таможенный Союз: динамика, географическая и товарная структура
2.2 Внешняя торговля России: основные изменения во внутренней торговле, связанные с образованием Таможенного Союза
2.3 Взаимная торговля товарами внутри Таможенного Союза: особенности товарной структуры
3 Перспективы развития внешней торговли России
3.1 Перспективы развития внешней торговли в связи с образованием Таможенного союза
3.2 Влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 190.15 Кб (Скачать файл)

Объем  взаимной торговли, исчисляемый как сумма стоимостных  объемов экспортных операций государств  – членов Таможенного союза во взаимной торговле, составил в 2011 году 62,3 млрд. долларов США.

По сравнению с предыдущим годом его величина увеличилась  на 32,1%.Почти две трети объема взаимной торговли  (65,2%)  приходится на Российскую Федерацию. Доля Республики Беларусь составляет 23%, Республики Казахстан – 11,8%.

По итогам 2011 года взаимная торговля со странами  – членами  Таможенного союза занимала 46,4% объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,5% объема внешней торговли Российской Федерации.

Во взаимной торговле удалось  достичь более высокой степени  диверсификации товарной структуры, чем  во  внешней торговле с третьими странами. Большую долю  занимает продукция с высокой степенью переработки.  Так, если во внешней торговле 72,6% экспорта  приходится на минеральные продукты, то во взаимной торговле  – только 41,1%. Машины, оборудование и транспортные средства  занимают 19% объема взаимной торговли, в то время как доля продаж этих товаров за пределами Таможенного союза составляет лишь 2,4% совокупного экспорта.

В рамках взаимной торговли Республика Беларусь поставляет в Российскую Федерацию следующие основные группы товаров: средства наземного транспорта (22,2% общего объема экспорта Республики Беларусь в Российскую Федерацию), молочную и мясную продукцию (17,4%), машины и оборудование (15,6%). Основную долю импорта Беларуси из России составляют топливо минеральное (64,7% общего объема импорта товаров), черные металлы и изделия из них (9,4%). Сальдо взаимной торговли Республики Беларусь с Российской Федерацией в 2011 году сложилось отрицательное в размере 11,8 млрд. долларов.

Наибольший удельный вес  в экспорте Республики Казахстан  в Российскую Федерацию занимают руды металлические (30,9% общего объема экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию), топливо минеральное (26,9%), черные металлы  и изделия из них  (12%). Импортирует Казахстан из России, в основном, топливо минеральное (26,9% общего объема импорта товаров), машины и оборудование (15%), черные металлы и изделия из них (12,3%). Отрицательное сальдо взаимной торговли Республики Казахстан с Российской Федерацией в 2011 году составило 7,9 млрд. долларов.

Представленные данные свидетельствуют, что основным поставщиком товарной продукции на рынок Таможенного  союза выступает Российская Федерация. Республика Беларусь и Республика Казахстан  покупают на общем рынке товаров больше, чем продают.

Можно сделать вывод, что  вступление России в Таможенный союз положительно сказывается на динамике и структуре импорта и экспорта Российской Федерации, после 2009 года показатели экспорта и импорта увеличиваются.18

Показатели развития внешней и взаимной торговли государств  – членов Таможенного союза за 2011 год внушают оптимизм. Объемы торговли нарастают. Товарная структура характеризуется стабильностью. Преимущества интеграции на базе Таможенного союза  дают надежду  на  дальнейшее развитие взаимовыгодного торгового сотрудничества Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как между собой, так и с другими странами.

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

3.1 Перспективы  развития внешней торговли в связи с образованием Таможенного союза

До конца текущего года рост товарооборота Таможенного Союза к концу 2012 года составит не более 10%. Об этом заявил региональный представитель Торгово-промышленной палаты России в Центральной Азии Виктор Жигулин. Невысокий показатель может быть связан с нарастающими кризисными явлениями в Еврозоне, но может отражать и реальную значимость ТС в современном мире.

Некоторые факторы могут  негативно повлиять на перспективы  развития Таможенного союза. Прежде всего, ТС возник не совсем естественным путём, а на основе полуживой структуры СНГ, в результате инициативы В. Путина при поддержке Н. Назарбаева и А. Лукашенко. Как доказательство – страны Союза по-прежнему более активную внешнеэкономическую деятельность ведут вне ТС, и ничто не указывает на изменение этой тенденции в будущем. На постсоветской территории экономика России многократно или значительно превосходит экономику любой другой страны и такое неравенство может отрицательно повлиять на развитие ТС и это видно уже сейчас на примере всего трёх стран – гармонизация правил и законов происходит со скрипом, соблюсти принцип взаимовыгодности и в условиях изначального неравноправия тяжело.

Но несмотря на множество  нерешённых проблем и неотработанные механизмы взаимодействия между всего тремя странами в рамках ТС, в него постоянно кто-то «рвётся», «хочет» и даже «упорно напрашивается». Планы расширения ТС за счёт приёма новых участников – ни одного-двух, а многих, — муссируются в СМИ с подачи министров и других официальных лиц.

 Какими критериями  обоснованы планы «приёма» тех  или иных стран в ТС на  самом деле неизвестно (или они  чрезвычайно либеральные) и зачем  расширять Таможенный Союз то ли уже в кризисный, то ли в предкризисный момент, непонятно.

Например, ближайшим кандидатом на вступление является Киргизия. Одним  из ключевых источников дохода этой страны является реэкспорт китайских товаров в страны ТС; 1,5 млн. человек из 5,5 млн. населения Киргизии работают в РФ. В чём выгода от присоединения Киргизии к ТС? 
Последней из широко разрекламированных кандидатур является Социалистическая Республика Вьетнам (0,3% от общего объёма торговли РФ с зарубежными странами), президент которой всего лишь обещал начать переговоры в рамках саммита АТЭС о возможном присоединении к зоне свободной торговли с ТС уже имея договор о свободной торговли с РФ. Вьетнам заочно включили в ряды ТС и начали подсчитывать выгоды.

Кроме тех, кто «рвётся» и  «хочет», есть страна, которую «тянут»  и «тащат» в ТС. Россия желает, чтобы Украина вступила в Союз и усилиями первых лиц России уговаривает, уговаривает. Украина пользуется правом выбора и усилиями первых лиц страны думает, думает. Украинский товарооборот с ТС – около 40%, Украины с ЕС – около 30%.Есть над чем подумать. Но предположить, чтобы незалежная Украина пойдёт под наднациональные структуры ТС сложно, экономические преимущества неочевидны. 
Прекрасное недалёко. Отдалённое будущее Таможенного Союза остаётся загадочным. В лучшем случае, ТС будет аналогом одного из многих существующих в мире Таможенных союзов. Такой, как Андское сообщество (Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор); МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай); Южноафриканский таможенный союз (ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд) и ряд других.

Общая территория, общая  таможня, свобода торговли товарами, свобода торговли услугами, свобода передвижения финансового капитала, свобода передвижения человеческого капитала, собственно, что ещё нужно жителям стран любого таможенного союза, в том числе и нашего? 
Но у нас, евразийцев, не принято ограничиваться рутинной работой по укреплению экономических, торговых аспектов в рамках Таможенного Союза. Таможенный Союз, Единое экономическое пространство должно к 2015 году эволюционировать в могущественнейший Евразийский экономический союз, а потом в Евразийский Союз. 

Ещё один ЕС. Хотя, возможно, целесообразнее было бы продолжать совершенствовать Таможенный Союз и дождаться момента, когда торгово-экономических связи будут настолько отлажены, что трансформация ТС в нечто большее произойдёт естественным путём, а не титаническим усилием.19

3.2 Влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю России

Россия 22 августа 2012 года официально стала членом ВТО. Организация регулирует теперь более 90 % мировой торговли.

До сегодняшнего дня Россия оставалась последней крупной мировой экономикой, не входящей в ВТО.

Россия вступила в организацию  на условиях отвечающих национальным интересам, создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования нашего делового климата, привлечения иностранных инвестиций, расширения российского экспорта при сохранении возможностей поддержки и ключевых отраслей экономики.

Характер Российской внешнеэкономической  политики будет достаточно агрессивен, так как накопилось достаточно претензий с обеих сторон.

22 августа текущего года  вступило в силу постановление  правительства от 21 июля 2012 года, об  утверждении ставок экспортных  пошлин, а 23 августа - новый Единый таможенный тариф Таможенного союза  (прописывающий ставки импортных пошлин).

Россия с 23 августа снизила  только антикризисные пошлины, которые  были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например: понижение импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30 % до 25 % с момента присоединения к ВТО.

Россия примет на себя обязательство  по 116 секторам услуг. В ряде секторов обязательство предусматривают  возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.

Самая очевидная выгода от присоединения России к ВТО касается потребителей – это возможное снижение стоимости жизни за счет уменьшения торговых барьеров. В результате могут подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные материалы.

Среди производителей первыми  преимущества от присоединения к  ВТО получат экспортоориентированные  предприятия, прежде всего в металлургии, химической промышленности, энергетике, за счет снятия барьеров для доступа российских товаров на рынки членов ВТО, потери от которых, более 2 млрд. долл.

Вступление  РФ в ВТО  приведет к автоматической отмене лишь 4 из 96 ограничительных мер, действующих  в отношении поставок из России в  странах – членах ВТО. Автоматически будут отменены ограничения в торговле российской сталью в Евросоюзе, российской алкогольной продукцией – в Киргизии, ограничения по осуществлению спутниковых услуг в США и страховых услугах – на Украине.

Членство в ВТО открывает  для российского бизнеса принципиально  новые возможности  - стабильность правил торговли, лучшие условия для  доступа на внешние рынки, поэтому  компании могут рассчитывать на развитие своих экспортных программ. Для отдельных предприятий могут возникнуть риски, связанные со снижением тарифных и других барьеров при импорте. У правительства Таможенного союза есть инструменты их нейтрализации.

В качестве одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой  Россия после присоединения к  ВТО, - это оказание поддержки Казахстану и Белоруссии в процессе вступления в эту международную организацию, подчеркивают в Минэкономразвития.20

Кроме того, начинается активная работа по снятию действующих ограничений против российского экспорта. По состоянию на 1 июля 2012 года 19 стран: Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС как единая таможенная территория, применяют защитные меры в отношении российских товаров.

В отношении российских товаров  действуют 73 меры, в том числе: 40 антидемпинговых  пошлин, 3 специальные защитные пошлины, 14 нетарифных мер, 4 технических барьеров, 5 квотных ограничений, 2 дополнительных налога, 3 акциза на дискриминационной основе, 1 ограничение по номенклатуре, 1 запрет на импорт. Также проводятся 5 расследований, из них 4 антидемпинговых и 1 специальное защитное расследование, а также 12 пересмотров антидемпинговых мер.

В Минэкономразвития отмечают, что вступление России в ВТО –  это, прежде всего, стабильность условий  работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность  участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества. В то же время нельзя забывать, что  одними из условий присоединения  к ВТО являются снижение ввозных  таможенных пошлин, ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров.

После завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые, как правило, составляют 2-3 года, а по наиболее тяжелентельным товарам – 5-7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа от текущего уровня составит в части промышленных товаров 3 процентных пункта, сельскохозяйственных товаров – 4,4 процентных пункта. Около 30 процентных ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

Можно сделать вывод, что  вступление России в ВТО является довольно выгодным шагом для нашей страны, так Российская Федерация долго проводила переговоры касающихся условий вступления и в результате, вступила на выгодных условиях. Откроются новые возможности для российского бизнеса, выигрышная позиция у потребителей и экспортеров товаров.

В качестве одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой  Россия после присоединения к  ВТО, - это оказание поддержки Казахстану и Белоруссии в процессе вступления в эту международную организацию, следователь Таможенный союз будет развивать свои внешнеторговые отношения.

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений.

Каждая страна регулирует свою внешнеторговую политику посредством таможенно – тарифного и нетарифного ограничения. В России контроль импорта осуществляется посредством Единого таможенного тарифа Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС).

Информация о работе Перспективы развития внешней торговли России