Перспективы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до и после образования Таможенного Союза, а так же рассмотреть государственное регулирование внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть основные понятия, используемые в международной торговле;
изучить способы, методы государственного регулирования внешней торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до вступления в Таможенный и союз и после вступления;
проанализировать торговые отношения внутри Таможенного союза;
рассмотреть влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты и государственное регулирование внешней торговли России
1.1 Понятие, виды внешней торговли, внешнеторговая политика в России
1.2 Государственное и межгосударственное регулирование внешней торговли России
Современная внешнеторговая политика России, её особенности
Внешняя торговля России: динамика, структура и воздействие на неё образования Таможенного Союза
2.1 Внешняя торговля России до вступления в Таможенный Союз: динамика, географическая и товарная структура
2.2 Внешняя торговля России: основные изменения во внутренней торговле, связанные с образованием Таможенного Союза
2.3 Взаимная торговля товарами внутри Таможенного Союза: особенности товарной структуры
3 Перспективы развития внешней торговли России
3.1 Перспективы развития внешней торговли в связи с образованием Таможенного союза
3.2 Влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 190.15 Кб (Скачать файл)

Цель и  принципы внешнеэкономической политики России

Целью внешнеэкономической  политики в долгосрочной перспективе  является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой  экономике на основе эффективного участия  в мировом разделении труда и  повышения глобальной конкурентоспособности  ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает:

специализацию России в мировом  разделении труда на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах и товарах с высокой степенью переработки;

достижение лидирующих позиций  в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования мировых энергетических рынков;

реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

усиление позиций России на мировом  рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

обеспечение глобальной конкурентоспособности  обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного  развития, превращение России в один из мировых финансовых центров;

выстраивание стабильных диверсифицированных  связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающих устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках.

Основными индикаторами достижения цели внешнеэкономической политики являются:

повышение доли России в мировой  экономике с 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта в 2007 году (по паритету покупательной способности) до 3,8 процента в 2015 году и 4,3 процента в 2020 году;

увеличение российского экспорта с 354 млрд.долларов США в 2007 году до 630-650 млрд.долларов США в 2015 году и более 900 млрд.долларов США в 2020 году (при условии колебания мировых нефтяных цен в ценах 2007 года в пределах 80-90 долларов за баррель);

увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110-130 млрд.долларов США) по сравнению  с 2007 годом;

увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд.долларов США) к 2020 году по сравнению с 2006 годом;

увеличение доли России на рынках высокотехнологичных товаров и  услуг до уровня не ниже 5-10 процентов  по 5-7 крупным позициям.

Основные принципы внешнеэкономической  политики Российской Федерации:

обусловленность внешней экономической  политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;

перевод экономики на инновационный  путь развития;

активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;

открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;

предсказуемость условий привлечения  иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;

специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных  преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;

географическая диверсификация внешнеэкономических  связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;

активное участие в решении  глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;

расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

Приоритетные направления  внешнеэкономической политики России

Первое направление - обеспечение  ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

Второе направление - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности  обрабатывающих отраслей и сферы услуг.

Третье направление - интеграция России в глобальную транспортную систему  и реализация транзитного потенциала российской экономики.

Четвертое направление - повышение  роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

Пятое направление - формирование интегрированного евразийского экономического пространства.

Шестое направление - создание в  России международного финансового  центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования  рубля во внешнеторговом обороте.

Седьмое направление - усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка.

Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России

Достижение поставленных целей  предусматривает реализацию следующих региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Экономическое сотрудничество с государствами - членами Содружества Независимых Государств (на двустороннем уровне и в многостороннем формате) относится к приоритетным сферам внешнеэкономической политики России.

В своих отношениях с государствами - членами Содружества Независимых Государств Россия и далее будет делать ставку на развитие позитивных, ориентированных на перспективу отношений стратегического партнерства. Практическое взаимодействие с каждым из государств будет строиться с учетом степени их заинтересованности в сотрудничестве, реальной готовности учитывать интересы Российской Федерации. Развитие равноправных взаимоотношений будет происходить на принципах рыночной экономики с учетом необходимости укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции.

В предстоящий период будет продолжена работа по следующим направлениям:

реализация экономического потенциала Содружества Независимых Государств как региональной организации;

создание экономических условий  для эффективного строительства  Союзного государства;

дальнейшее укрепление Евразийского экономического сообщества как ядра экономической интеграции, создание таможенного союза и Единого  экономического пространства в формате "тройки" (Белоруссия, Казахстан  и Россия) с подключением к этой работе других государств по мере их готовности;

развитие торгово-экономического сотрудничества на двусторонней основе.

Значение торгово-экономических  отношений с Китаем и Индией будет  определяться не только их потенциалом  для развития внешней торговли России в целом, но и особой растущей геополитической ролью этих государств в мире. Масштабная реструктуризация их национальных экономик и модернизация имеющейся промышленной базы, подкрепленная растущими финансовыми ресурсами, позволяет российским компаниям претендовать на участие в крупнейших проектах в энергетике, металлургии, машиностроении и наращивать продажи российской наукоемкой продукции в этих государствах. В этой связи Россия стоит перед необходимостью создания адекватного экспортного потенциала на азиатском направлении и формирования комплекса мер по его реализации.

Развитие внешнеэкономических  связей с Китаем как одним из лидеров  мирового экономического роста будет  осуществляться на сбалансированной основе по следующим приоритетным направлениям:

продвижение российской машинотехнической  продукции на рынок Китая с акцентом на участии российских компаний в модернизации промышленной базы и транспортной инфраструктуры страны, развитии китайской энергетики, в том числе ядерной, и электроэнергетических сетей;

расширение экспорта зерна, молочной продукции и других сельскохозяйственных товаров;

устранение барьеров в доступе  на китайский рынок российской продукции металлургической и химической промышленности, товаров и услуг телекоммуникационного сектора;

расширение инвестиционного сотрудничества в развитии инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, в области производства и хранения продукции аграрного сектора, разработке природных ресурсов, создании на территории России производства по глубокой переработке древесины, предприятий по рыбопереработке, пищевой промышленности и др.;

углубление сотрудничества в сфере  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и образования;

усиление противодействия теневой  экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.

В настоящее время Индия усиливает  присутствие на международных рынках, прежде всего в отраслях, связанных  с био- и информационными технологиями. В долгосрочной перспективе основными направлениями сотрудничества с этой страной будут:

укрепление позиций России на индийском  рынке в качестве экспортера машинотехнической  продукции, черных и цветных металлов, а также спецтехники;

углубление инвестиционного сотрудничества российских и индийских компаний в нефтяной и газовой отраслях, фармацевтике;

расширение присутствия российских инвесторов на индийском рынке прежде всего в отраслях, производящих товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, а также кооперация в сфере программного обеспечения, развития биотехнологий, новых материалов и авиастроения;

увеличение поставок комплектного оборудования и строительство объектов "под ключ" в области энергетики и транспортной инфраструктуры, а также экспорт российских услуг и оборудования;

налаживание и развитие транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных  товаропотоков;

укрепление инфраструктуры расчетно-платежных  отношений.

Страны Европейского союза сохранят ведущие позиции в географической структуре российского экспорта и импорта, а также будут выступать в качестве важнейшего источника инвестиций, технологий и бизнес-компетенций для высокотехнологичных отраслей российской экономики. Приоритетными направлениями взаимодействия с государствами - членами Европейского союза будут следующие:

обеспечение стабильности поставок углеводородов  на европейский рынок и режима взаимных инвестиций в транспортировку, распределение и добычу нефти и газа;

расширение производственной кооперации с участием российских и европейских  компаний, заключение между ними стратегических альянсов в области авиационно-космической  индустрии, автомобилестроения, телекоммуникаций и пищевой промышленности, направленных на получение необходимых компетенций на мировом рынке и сокращение отрицательного сальдо в торговле продукцией высокой обработки;

углубление взаимодействия в сфере  науки и технологий;

взаимные инвестиции в развитие финансового сектора и девелоперских  проектов;

повышение мобильности и облегчение трансграничного движения граждан, товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности между Россией и европейскими государствами;

устранение барьеров на пути российского  экспорта на рынок Европейского союза, увеличение взаимных инвестиций и торговых потоков;

инвестиционное сотрудничество в  отношении развития транспортной и  производственной инфраструктуры приграничных территорий, а также в создании на территории России предприятий по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.

Перспективным направлением взаимодействия с США с учетом экономического веса этой страны в мировой экономике и торговле и степени ее участия в решении глобальных проблем устойчивого развития является торговое и инвестиционное сотрудничество в сфере высоких технологий, энергетики и авиационно-космической индустрии. В рамках этого направления предполагается решение следующих задач:

концентрация усилий на поиске новых  и использовании существующих на рынке США возможностей для поставок инновационных товаров и технологий при сохранении ранее занятых позиций по ряду видов высокотехнологичных товаров;

создание условий для расширения взаимных инвестиций;

устранение действующих в США  ограничений в торговле и в  сфере технологического обмена с  Россией.

Сотрудничество с Японией и  Республикой Корея необходимо использовать в первую очередь для получения технологий. Развитие связей с этими государствами будет идти по следующим направлениям:

Информация о работе Перспективы развития внешней торговли России