Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития выездного туризма в Республике Беларуси и разработать пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие туризма;
- рассмотреть понятие выездного туризма, турпродукта и типы существующих выездных туров;
- рассмотреть и изучить приоритетные направления международного сотрудничества РБ в сфере выездного туризма;
- определить специфику выездного туризма в современных условиях белорусского общества.
- выявить основные элементы и особенности формирования выездных туров;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Особенности выездного туризма…………………………………….….5
Характеристика выездного туризма…………………………………….5
1.2 Факторы, влияющие на развитие выездного туризма………………...6
1.3 Инфраструктура выездного туризма…………………………………...9
1.4 Нормативно-правовое обеспечение выездного туризма…………….11
2. Анализ выездного туризма в Республике Беларусь……………………13
Оценка выездного туризма в Республике Беларусь…………………..13
3. Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь….20
3.1 SWOT-анализ выездного туризма на макроуровне …………………..20
3.2 Предложения по развитию выездного туризма……………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………27

Файлы: 1 файл

Исправленная курсовая.docx

— 381.80 Кб (Скачать файл)

Основную тенденцию развития общественной психологии потребления  на современном Западе можно обозначить как: трансформация общества производительности и благосостояния в «общество  свободного времени».

А поскольку это самое  «свободное время» является необходимым  и важнейшим компонентом существования  и процветания туристической  отрасли, то параллельно этой тенденции  проходит и другая не менее значимая - увеличение количества путешествующих.

Таким образом, каждый день из одного места нашей планеты  в другое летают свыше 3 млн человек. И как известно, к числу факторов, наиболее существенно влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой других стран.

Поэтому сегодня, благодаря  этому стремлению, а также увеличению количества поездок и путешествующих, глобальным телекоммуникациям и  так далее, беспрецедентным стал темп обмена между Европой, Америкой и другими странами мира. Почти  во всех городах мира присутствуют черты международной культуры. Люди с таким энтузиазмом обмениваются едой, музыкой, модой.

 

1.3 Инфраструктура выездного  туризма

 

Выезжающие граждане обеспечивают работу объектов туристической индустрии (в число которых в первую очередь  входят туроператоры, турагенты, перевозчики, страховые и финансовые компании), увеличивая занятость и бюджетную самодостаточность донорского туристического региона. Наличие в регионе инфраструктуры выездного туризма сам по себе факт положительный. Гораздо выгоднее (и для местного населения и для бюджетов донорского региона) развивать выездной туризм, нежели лишиться всяческой туристической активности.

Выездной туризм является косвенным фактором улучшения качества трудовых ресурсов в регионе, поскольку  посредством зарубежных поездок  рабочие - жители донорского региона  улучшают свое эмоциональное самочувствие, получают заряд положительных эмоций, наконец, поправляют здоровье (например, в случае организации санаторно-курортного лечения за рубежом). Очевидно, что  поправившие свое физическое и эмоциональное  здоровье в результате заграничных  поездок жители станут более полезными  для своего работодателя, более производительными, что нельзя не отнести к еще  одному экономическому эффекту выездного  туризма.

Более того, грамотное государственное  регулирование выездных туристических  потоков способно превратить выездной туризм в мощный инструмент стимулирования производства товаров и услуг  в отправляющем регионе. Для достижения этого макроэкономического эффекта  необходимо проведение органами государства мероприятий, направленных на ориентирование выездных туристических потоков на страны, являющиеся торговыми партнерами донорского региона. Таким образом, предполагается, что вырученные за счет прибытий иностранных туристов средства иностранное государство-реципиент способно потратить на приобретение товаров и услуг, производимых в стране-доноре[6,134 с.].

 

Таблица 1.1 -Инфраструктура выездного туризма

Элемент инфраструктуры

Определение и  значение элемента

Туристический продукт

формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей  на отдыхе и в путешествии

Туристический оператор

крупная компания, имеющая  головной туроператорский офис и  несколько филиалов или агентскую  сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети по всему  миру.

Туристический агент

является розничным  продавцом, который получает комиссионный сбор либо процент от продажи чужого турпродукта. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене

Транспорт

Транспортные предприятия  рассматриваются как особая разновидность  туристских предприятий, формирующих  систему туризма.

Питание

Наряду с размещением  системообразующими в туризме выступают  услуги питания, с помощью которых  удовлетворяется физиологическая  потребность туристов в пище. В  международной туристической практике питание, как правило, предоставляется  в комплексе с размещением, а  всё это входит в гостиничный  тариф.

Размещение

Размещение занимает центральное  место в комплексе услуг, предоставляемых  туристам во время путешествия, и  являются неотъемлемой частью каждого  тура. На долю средств размещения приходится около 68% всех поступлений от туризма.

Экскурсионное обслуживание

Экскурсионное обслуживание – организация и оказание экскурсионных  услуг, удовлетворяющих потребности  человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектом, методов и средств познания.

Развлечения

Развлечение — вид поведения  человека, помогающий ему расслабиться и получить удовольствие.

Предоставление дополнительных услуг

Дополнительные туристские услуги - целевые и инфраструктурные услуги, которые можно получить за дополнительную плату, не входящие в  стоимость тура, но специфические  для данного туристского центра. Например, наиболее развитой комплекс дополнительных услуг вам предложат  в Юго-Восточной Азии - от тайского массажа до подводной охоты; всего  в туристских центрах Таиланда.


Хорошо развитая транспортная сеть, сеть культурно-массового развлечения  и отдыха являются залогом развития выездного туризма.

 

1.4 Нормативно-правовое обеспечение  выездного туризма

 

В последние годы наблюдается  значительное преобладание выездного  туризма над въездным и, следовательно, превышение вывоза валюты над ввозом. Причин тому множество, но основная из них - безудержная коммерциализация туризма и, как следствие, резкое падение конкурентоспособности внутреннего, а за ним и въездного туризма. Поэтому государственное регулирование туристской деятельности в этой части будет нацелено прежде всего на восстановление приемлемого баланса въездного и выездного туризма, оживление внутреннего туризма, что в общем должно способствовать формированию представления о Республике Беларусь как о стране, благоприятной для туризма.

Государственное регулирование  в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом  Республики Беларусь, Советом Министров  Республики Беларусь, Министерством  спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными  и распорядительными органами и  иными государственными органами в  пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную  политику в сфере туризма.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере  туризма.

Министерство спорта и  туризма Республики Беларусь проводит государственную политику в сфере  туризма, осуществляет координацию  деятельности в сфере туризма других республиканских органов государственного управления.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы  местного значения в сфере туризма.

Основными целями государственного регулирования в сфере туризма  являются:

- обеспечение прав физических  лиц на отдых, свободу передвижения  и иных прав, реализуемых в  сфере туризма;

- формирование представления  о Республике Беларусь как  о стране, привлекательной для  туристов;

- обеспечение доступности  туризма;

- рациональное использование  туристических ресурсов;

- создание необходимых  условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере  туризма в соответствии с международными  договорами Республики Беларусь  с учетом интересов участников  туристической деятельности и  субъектов туристической индустрии  Республики Беларусь;

- развитие туристических  зон;

- развитие международных  контактов.

Приоритетными направлениями  государственного регулирования в  сфере туризма являются поддержка  и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего  туризма.

Мероприятия по развитию инфраструктуры туризма должны быть сосредоточены  в регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу. Вопросами государства помимо научного и информационного обеспечения туризма, формирования маркетинговой стратегии должны являться строительство и модернизация объектов с длительным сроком окупаемости: инженерной инфраструктуры - очистных сооружений, сетей водоснабжения, транспортных сетей и т.п. (как это происходит в странах, поддерживающих въездной и внутренний туризм), а также создание отечественных современных транспортных средств, либо содействие в приобретении импортных.

Основными проблемами нормативно-правового  регулирования выездного туризма  в Республике Беларусь могут быть:

1. Отсутствие на государственном  уровне законоположений, устанавливающих  правила деятельности предпринимателей  в сфере туризма, гостиничной  и экскурсионной деятельности.

2. Недостаточный уровень государственной поддержки и протекционизма в сфере госрегулирования выездного туризма (отсутствие льгот по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество. Во многих государствах деятельность предпринимателей в сфере выездного туризма обеспечивается льготами, субсидируется и кредитуется государством. Так, например, НДС на гостиничные услуги в Швейцарии составляет всего 5%, в России - 18%.

3. Отсутствие четкого  разграничения полномочий в сфере  государственного регулирования  туризма между государством и  субъектами государства. 

4. Отсутствие правовых  основ саморегулирования в сфере  туристской деятельности.

5. Создание механизмов  защиты национального туристского  рынка, в том числе защита  интересов национальных туроператоров  и турагентов, экскурсоводов, гидов-переводчиков при вступлении в ВТО[4, 98 с.].

Таким образом, выездной туризм – это путешествие физических лиц за пределы их места жительства в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте), а также деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по организации такого путешествия. Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные.

 

 

2. Анализ выездного туризма в Республике Беларусь.

 

 

    1.  Оценка выездного туризма в Республике Беларусь

 

Что касается выездного потока, то «экономического чуда» не случилось: в 2011 году граждане Беларуси стали реже выезжать за границу с туристическими целями. Согласно данным Государственного пограничного комитета, всего в прошлом  году белорусы совершили 7 541 600 поездок  за границу, из которых только 201 000 –  с туристическими целями. Это почти  на 86 тысяч поездок меньше, чем  годом ранее. Количество организованных туристов едва превысило 77% потока 2010 года, сократившись с 414 735 до 319 795.

Самой популярной страной  для туристических поездок у  белорусов по итогам 2011 года оказалась  Турция, где побывали 58 037 туристов. В то же время поток на турецком направлении по сравнению с 2010 годом, когда в Турцию отправились 83 266 белорусов, сократился почти в 1,5 раза. Тем не менее снижение интереса к Турции не помешало стране «все включено» впервые за три года обогнать Украину, долгое время лидирующую в рейтинге предпочтений белорусских туристов. В 2011 году выездной поток в украинском направлении сократился с 132 254 до 79 727 туристов. Замыкает тройку востребованных на туристическом рынке стран Египет, куда в 2011 году выехали 30 068 белорусских туристов, что тем не менее на 20 тысяч меньше, чем в 2010 году, когда в стране побывали 50 786 туристов из Беларуси. Только две из десяти стран, куда чаще всего направлялись белорусы с туристическими целями, продемонстрировали в 2011 году рост потока: на литовском направлении количество туристов выросло почти на 30%, на греческом – на 18%.

В 2011 году интерес к собственной  стране у белорусов также уменьшился. Количество туристов, совершивших поездки  по маршрутам Беларуси, сократилось  с 78 981 до 76 713.

В то же время в 2011 году белорусы чаще, чем годом ранее, бывали в  ОАЭ: интерес к стране за 12 месяцев  вырос по белорусским меркам довольно серьезно – с 1835 до 3220 туристов. Небольшой  рост выездного потока был зафиксирован на эстонском, сербском, португальском, мексиканском, кубинском, индийском, датском, немецком и бельгийском направлениях. Также в 2011 году больше организованных туристов из Беларуси побывало в Андорре, Бразилии, США, Великобритании, Таиланде, ЮАР, в Японии и на Мальдивских  островах.

В отличие от иностранных, отечественные туристы проводили  на отдыхе в среднем девять дней. Дольше всего белорусы задерживались  в экзотических странах немассового  туризма: 24 дня – в Катаре, 19 дней – в Замбии, 17 дней – на Маршалловых  островах и 16 дней – в Сент-Винсент  и Гренадины, островном государстве  в Карибском море. Массовым же направлениям белорусские туристы уделяли  немного меньше времени. В 2011 году средняя  продолжительность отдыха белорусов  в Болгарии составляла 14 дней, в Греции и Италии – 11 дней, в Турции – 10 дней, в Украине – 7 дней, в ОАЭ – 9 дней, в Литве – 5 дней и в России – 3 дня.

Информация о работе Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь