Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:16, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития выездного туризма в Республике Беларуси и разработать пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие туризма;
- рассмотреть понятие выездного туризма, турпродукта и типы существующих выездных туров;
- рассмотреть и изучить приоритетные направления международного сотрудничества РБ в сфере выездного туризма;
- определить специфику выездного туризма в современных условиях белорусского общества.
- выявить основные элементы и особенности формирования выездных туров;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Особенности выездного туризма…………………………………….….5
Характеристика выездного туризма…………………………………….5
1.2 Факторы, влияющие на развитие выездного туризма………………...6
1.3 Инфраструктура выездного туризма…………………………………...9
1.4 Нормативно-правовое обеспечение выездного туризма…………….11
2. Анализ выездного туризма в Республике Беларусь……………………13
Оценка выездного туризма в Республике Беларусь…………………..13
3. Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь….20
3.1 SWOT-анализ выездного туризма на макроуровне …………………..20
3.2 Предложения по развитию выездного туризма……………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………27
Основную тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени».
А поскольку это самое
«свободное время» является необходимым
и важнейшим компонентом
Таким образом, каждый день из одного места нашей планеты в другое летают свыше 3 млн человек. И как известно, к числу факторов, наиболее существенно влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой других стран.
Поэтому сегодня, благодаря
этому стремлению, а также увеличению
количества поездок и путешествующих,
глобальным телекоммуникациям и
так далее, беспрецедентным стал
темп обмена между Европой, Америкой
и другими странами мира. Почти
во всех городах мира присутствуют
черты международной культуры. Люди
с таким энтузиазмом
1.3 Инфраструктура выездного туризма
Выезжающие граждане обеспечивают работу объектов туристической индустрии (в число которых в первую очередь входят туроператоры, турагенты, перевозчики, страховые и финансовые компании), увеличивая занятость и бюджетную самодостаточность донорского туристического региона. Наличие в регионе инфраструктуры выездного туризма сам по себе факт положительный. Гораздо выгоднее (и для местного населения и для бюджетов донорского региона) развивать выездной туризм, нежели лишиться всяческой туристической активности.
Выездной туризм является
косвенным фактором улучшения качества
трудовых ресурсов в регионе, поскольку
посредством зарубежных поездок
рабочие - жители донорского региона
улучшают свое эмоциональное самочувствие,
получают заряд положительных эмоций,
наконец, поправляют здоровье (например,
в случае организации санаторно-
Более того, грамотное государственное
регулирование выездных туристических
потоков способно превратить выездной
туризм в мощный инструмент стимулирования
производства товаров и услуг
в отправляющем регионе. Для достижения
этого макроэкономического
Таблица 1.1 -Инфраструктура выездного туризма
Элемент инфраструктуры |
Определение и значение элемента |
Туристический продукт |
формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествии |
Туристический оператор |
крупная компания, имеющая головной туроператорский офис и несколько филиалов или агентскую сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети по всему миру. |
Туристический агент |
является розничным продавцом, который получает комиссионный сбор либо процент от продажи чужого турпродукта. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене |
Транспорт |
Транспортные предприятия рассматриваются как особая разновидность туристских предприятий, формирующих систему туризма. |
Питание |
Наряду с размещением
системообразующими в туризме выступают
услуги питания, с помощью которых
удовлетворяется |
Размещение |
Размещение занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам во время путешествия, и являются неотъемлемой частью каждого тура. На долю средств размещения приходится около 68% всех поступлений от туризма. |
Экскурсионное обслуживание |
Экскурсионное обслуживание
– организация и оказание экскурсионных
услуг, удовлетворяющих потребности
человека в приобщении к духовным
и нравственным ценностям, в накоплении
знаний, в том числе и |
Развлечения |
Развлечение — вид поведения человека, помогающий ему расслабиться и получить удовольствие. |
Предоставление дополнительных услуг |
Дополнительные туристские
услуги - целевые и инфраструктурные
услуги, которые можно получить за
дополнительную плату, не входящие в
стоимость тура, но специфические
для данного туристского |
Хорошо развитая транспортная
сеть, сеть культурно-массового
1.4 Нормативно-правовое
В последние годы наблюдается значительное преобладание выездного туризма над въездным и, следовательно, превышение вывоза валюты над ввозом. Причин тому множество, но основная из них - безудержная коммерциализация туризма и, как следствие, резкое падение конкурентоспособности внутреннего, а за ним и въездного туризма. Поэтому государственное регулирование туристской деятельности в этой части будет нацелено прежде всего на восстановление приемлемого баланса въездного и выездного туризма, оживление внутреннего туризма, что в общем должно способствовать формированию представления о Республике Беларусь как о стране, благоприятной для туризма.
Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере туризма.
Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь проводит государственную политику в сфере туризма, осуществляет координацию деятельности в сфере туризма других республиканских органов государственного управления.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения в сфере туризма.
Основными целями государственного регулирования в сфере туризма являются:
- обеспечение прав физических
лиц на отдых, свободу
- формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов;
- обеспечение доступности туризма;
- рациональное использование туристических ресурсов;
- создание необходимых
условий для обмена товарами,
работами и услугами в сфере
туризма в соответствии с
- развитие туристических зон;
- развитие международных контактов.
Приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма являются поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего туризма.
Мероприятия по развитию инфраструктуры туризма должны быть сосредоточены в регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу. Вопросами государства помимо научного и информационного обеспечения туризма, формирования маркетинговой стратегии должны являться строительство и модернизация объектов с длительным сроком окупаемости: инженерной инфраструктуры - очистных сооружений, сетей водоснабжения, транспортных сетей и т.п. (как это происходит в странах, поддерживающих въездной и внутренний туризм), а также создание отечественных современных транспортных средств, либо содействие в приобретении импортных.
Основными проблемами нормативно-правового
регулирования выездного
1. Отсутствие на государственном
уровне законоположений,
2. Недостаточный уровень государственной поддержки и протекционизма в сфере госрегулирования выездного туризма (отсутствие льгот по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество. Во многих государствах деятельность предпринимателей в сфере выездного туризма обеспечивается льготами, субсидируется и кредитуется государством. Так, например, НДС на гостиничные услуги в Швейцарии составляет всего 5%, в России - 18%.
3. Отсутствие четкого
разграничения полномочий в
4. Отсутствие правовых
основ саморегулирования в
5. Создание механизмов
защиты национального
Таким образом, выездной туризм – это путешествие физических лиц за пределы их места жительства в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте), а также деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по организации такого путешествия. Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные.
2. Анализ выездного туризма в Республике Беларусь.
Что касается выездного потока, то «экономического чуда» не случилось: в 2011 году граждане Беларуси стали реже выезжать за границу с туристическими целями. Согласно данным Государственного пограничного комитета, всего в прошлом году белорусы совершили 7 541 600 поездок за границу, из которых только 201 000 – с туристическими целями. Это почти на 86 тысяч поездок меньше, чем годом ранее. Количество организованных туристов едва превысило 77% потока 2010 года, сократившись с 414 735 до 319 795.
Самой популярной страной для туристических поездок у белорусов по итогам 2011 года оказалась Турция, где побывали 58 037 туристов. В то же время поток на турецком направлении по сравнению с 2010 годом, когда в Турцию отправились 83 266 белорусов, сократился почти в 1,5 раза. Тем не менее снижение интереса к Турции не помешало стране «все включено» впервые за три года обогнать Украину, долгое время лидирующую в рейтинге предпочтений белорусских туристов. В 2011 году выездной поток в украинском направлении сократился с 132 254 до 79 727 туристов. Замыкает тройку востребованных на туристическом рынке стран Египет, куда в 2011 году выехали 30 068 белорусских туристов, что тем не менее на 20 тысяч меньше, чем в 2010 году, когда в стране побывали 50 786 туристов из Беларуси. Только две из десяти стран, куда чаще всего направлялись белорусы с туристическими целями, продемонстрировали в 2011 году рост потока: на литовском направлении количество туристов выросло почти на 30%, на греческом – на 18%.
В 2011 году интерес к собственной стране у белорусов также уменьшился. Количество туристов, совершивших поездки по маршрутам Беларуси, сократилось с 78 981 до 76 713.
В то же время в 2011 году белорусы чаще, чем годом ранее, бывали в ОАЭ: интерес к стране за 12 месяцев вырос по белорусским меркам довольно серьезно – с 1835 до 3220 туристов. Небольшой рост выездного потока был зафиксирован на эстонском, сербском, португальском, мексиканском, кубинском, индийском, датском, немецком и бельгийском направлениях. Также в 2011 году больше организованных туристов из Беларуси побывало в Андорре, Бразилии, США, Великобритании, Таиланде, ЮАР, в Японии и на Мальдивских островах.
В отличие от иностранных,
отечественные туристы
Информация о работе Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь