Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития выездного туризма в Республике Беларуси и разработать пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие туризма;
- рассмотреть понятие выездного туризма, турпродукта и типы существующих выездных туров;
- рассмотреть и изучить приоритетные направления международного сотрудничества РБ в сфере выездного туризма;
- определить специфику выездного туризма в современных условиях белорусского общества.
- выявить основные элементы и особенности формирования выездных туров;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Особенности выездного туризма…………………………………….….5
Характеристика выездного туризма…………………………………….5
1.2 Факторы, влияющие на развитие выездного туризма………………...6
1.3 Инфраструктура выездного туризма…………………………………...9
1.4 Нормативно-правовое обеспечение выездного туризма…………….11
2. Анализ выездного туризма в Республике Беларусь……………………13
Оценка выездного туризма в Республике Беларусь…………………..13
3. Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь….20
3.1 SWOT-анализ выездного туризма на макроуровне …………………..20
3.2 Предложения по развитию выездного туризма……………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………27

Файлы: 1 файл

Исправленная курсовая.docx

— 381.80 Кб (Скачать файл)

По статистике, больше всего денег белорусы потратили на отдых в Турции: общая стоимость туров в 2011 году составила 200 129,1 млн белорусских рублей. За туры в Египет белорусские туристы заплатили в общей сложности 109 135,7 млн рублей, за туры в Болгарию – 62 089,2 млн. Меньше всего пострадал бюджет белорусов, которые совершили туристические поездки в Молдову, что обошлось всего в 900 тыс. рублей. Из стран дальнего зарубежья дешевле всего оказались туры на остров Тайвань, за которые белорусы заплатили только 2,1 млн рублей, а также посещение острова Ангилья. Эту самоуправляемую заморскую территорию Великобритании, расположенную на Антильских островах в Карибском море, в 2011 году посетили четыре организованных туриста из Беларуси, которые заплатили за туры 2,4 млн рублей, достойно ответив таким образом вышеупомянутому мальдивскому туристу.

 

 

 

Рисунок 2.1- 5 стран-лидеров  по числу туристов из Республики Беларусь в 2011 г.(человек)

 

Средняя продолжительность  пребывания туристов за рубежом в 2011 г., также как и в 2010 г., составила 9 дней.

Таблица 2.1- Страны с наибольшим выездом организованных туристов из Республики Беларусь

Страна

2009 год

2010 год

2011год

1

2

3

4

Турция

65091

83266

58037

Украина

97633

132254

79727

Египет

43901

50786

30068

Болгария

21566

30364

24894

Россия

20860

25792

21743

Литва

5566

6895

9095

Польша

6230

7407

8361

Чехия

7471

8787

7986

Италия

4634

5807

5138

Греция

3393

4282

5062


 

Стоит отметить, что список предпочтений белорусских туристов практически не изменился по сравнению  с 2010 годом. Единственное изменение, вполне закономерное, касается десятой строчки  рейтинга, на которой Греция потеснила  Францию, куда в 2011 году выехали 4017 организованных туристов из Беларуси.

Как и в случае с въездным потоком, выездной поток сократился фактически по всем направлениям. В  силу понятных причин, в прошлом  году белорусы реже выезжали за границу. Меньше белорусских туристов в 2011 году стало в Венгрии (1 255 и 687 в 2010 и 2011 году соответственно), Израиле (756 и 658), на Кипре (1919 и 1906), в Латвии (980 и 755), Нидерландах (191 и 434), Румынии (1812 и 1332), Финляндии (475 и 116), Хорватии (938 и 629), Черногории (4074 и 3949), Швеции (747 и 392). В то же время белорусы чаще, чем годом ранее, в 2011 году бывали в ОАЭ и Португалии, куда поток вырос с 1835 до 3220 и с 79 до 189 туристов соответственно. Небольшой рост выездного потока был зафиксирован на эстонском, сербском, мексиканском, кубинском, индийском, датском, немецком и бельгийском направлениях. Любопытно, что в 2011 году больше белорусских туристов побывало на Мальдивских островах – 237 человек, тогда как в 2010-м – 199.

Рассмотрим численность  туристов выехавших за рубеж по областям.

 

Таблица 2.2 -Численность организованных туристов, выехавших за рубеж по областям(человек)

Наименование 

2010 г. 

2011 г. 

2011 г. в % к 2010 г. 

1

2

3

4

Республика Беларусь

414 735

319 795

77,1

Области:

 

Брестская

39 593

36 693

92,7

Витебская

27 784

17 023

61,3

Гомельская 

33 290

19 508

58,6

Гродненская

15 394

14 201

92,3

г. Минск 

251 219

205 624

81,9

Минская

18 329

10 606

57,9

Могилевская

29 126

16 140

55,4


 

Самое большое количество выездов приходится на г. Минск, потом  на Брестскую область. Значительно  уменьшились туристические поездки  из Республики Беларусь. Изобразим  динамику выездов за границу в 2011 году.

 

Рисунок 2.1- Динамика выезда туристов за границу по областям

Наблюдается спад поездок  в Минской, Могилевской, Гомельской уменьшились в среднем на  44%. Это говорит о том, что белорусские  граждане регулярно путешествуют и  внутри страны. В 2011 году почти 77 тыс. белорусов совершили туристические путешествия по территории Республики Беларусь, наиболее активными туристами были жители г. Минска и Витебской области.

 

Таблица 2.3-Число поездок иностранных граждан в Республику Беларусь и граждан Республики Беларусь за границу по видам транспорта (тысяч поездок)

Наименование

Число поездок граждан  Республики Беларусь за границу

2010 г.

2011 г.

1

2

3

Всего

7 470,1

7 552,0

         в том числе:

   

по видам транспорта:

   

автомобильным

5 846,4

5 655,6

железнодорожным

1 060,6

1 271,4

воздушным

349

358,5

водным

0,5

0,5

пешком

213,6

266


 

Наиболее популярным видом  транспорта для поездок являлся  автомобильный транспорт. На его  долю приходится более 70% как выездных поездок.

Рассмотрим поездки белорусов  по целям.

Таблица 2.4 -Количество поездок граждан Республики Беларусь за границу по целям

Наименование

Число поездок граждан  Республики Беларусь за границу

2010 г.

2011 г.

1

2

3

Всего

7 464,2

7 541,6

из нее по целям поездки:

   

служебная

332,1

339,3

туризм

286,9

201

частная

6 554,9

6 719,8

обслуживающий персонал транспортных средств

290,3

281,5


 

Сальдо баланса услуг  по статье «Поездки» за 2011 год сложилось  отрицательным в размере 95,5 млн. долларов и сократилось на 45,3 % по сравнению с 2010 годом. Оборот услуг по статье «Поездки» сократился на 3,3 % и составил 1 014,3 млн. долларов (12 % оборота всех услуг Республики Беларусь.


 


Рисунок 2.2 - Экспорт  услуг по статье «Поездки» в разрезе  стран за 2010–2011годы

 

В структуре экспорта услуг  по целям поездок доля личных поездок  преобладала над деловыми – 66,7 % и 33,3 % соответственно. Экспорт личных поездок увеличился на 1,7 % и составил 306,3 млн. долларов, деловых – вырос на 12,7 % и составил 153,1 млн. долларов.

Импорт услуг по статье «Поездки» в 2011 году сократился на 9,3 % и составил 554,9 млн. долларов (17,4 % импорта услуг Республики Беларусь). Наибольшие объемы приобретенных услуг, связанных с поездками, пришлись на страны вне СНГ. Их удельный вес в 2011 году составил 54,4% (в 2010 году – 53,7 %). Основными странами, у которых белорусскими резидентами приобретались услуги по статье «Поездки», выступили: Россия (доля в общем объеме импорта по статье «Поездки» составила 28,7 %), Украина (16,6 %), Турция (13 %) и Польша (9,9 %).


Рисунок 2.3-Структура  импорта услуг по статье «Поездки»  в разрезе стран за 2010–2011 годы

 

 

В структуре импорта услуг  по целям поездок импорт деловых  поездок за 2011 год  ставил 164,9 млн. долларов и увеличился на 4,3 %, импорт личных поездок составил 390 млн. долларов и сократился на 14 %. В общем объеме импорта услуг по статье «Поездки»  деловые поездки занимали 29,7 %, личные – 70,3 %.

Анализ выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения белорусских граждан: наряду с традиционным интересом  к странам с тёплыми морями, у белорусов всё более популярными  становятся страны, где пляжный отдых  можно совместить с интересной культурно-познавательной программой, а также с лечением.

Однако в первой пятерке  стран на протяжении многих лет все  же доминируют страны исконно «пляжного» туризма, где действительно можно  успешно сочетать отдых у моря с обширной экскурсионной программой.

Касательно туров на отдых  можно подметить тенденцию, которая  началась примерно с 2009 года. К этому  времени все большее количество туристов, уже открывших для себя страны Ближнего Востока и Северной Африки, стали выбирать экзотические страны, такие как Таиланд, спрос  на который с 2009 год увеличился более  чем в три раза. Существует даже мнение, что со временем турпотоки  перераспределятся: популярность стран  Азии будет все больше расти из-за установления все более доступных  цен, белорусские туристы станут открывать для себя дальние направления, например, страны Карибского бассейна.

Помимо отдыха у моря у  белорусских туристов так же пользуются спросом познавательные туры. В этом сегменте лидируют страны Европы. Самыми популярными направлениями, ежегодно принимающими большое количество туристов из Беларуси, являются Германия, Чехия, Франция, Италия. Достаточно удобный  и относительно дешевый способ посетить сразу несколько европейских  стран - это автобусный туризм. Создание Европейского Союза и единой визы делает это возможным. Наибольшим спросом  такой вид туризма пользуется у детских и студенческих групп.

Европа никогда не потеряет актуальности, благодаря богатой  истории, развитой инфраструктуре, хорошей  известности европейских стран  на белорусском рынке, правительства  которых тратят огромные деньги на рекламу и поддержания имиджа, завоевывая тем самым внимание туристов.

Европа предлагает разнообразный  отдых: познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический и т.д. Отдельно стоит отметить деловой  туризм. Из-за высокой экономической  активности в странах Европы этот вид туризма занимает большой  сегмент. Кроме того, все большей  популярностью у белорусских  туристов пользуется горнолыжный туризм в альпийские страны, а также в  Германию и Болгарию.

 

 

3. Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь

 

3.1 SWOT-анализ выездного  туризма на макроуровне

 

SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков (ССВР), с которыми сталкивается организация или продукт.

Сильные и слабые стороны  относятся к внутренним факторам, на некоторые из них можно повлиять или изменить их. Возможности и  риски — это внешние факторы, которые часто изменить невозможно.

Выполнив SWOT-анализ, вы можете подумать, как воспользоваться выявленными вами сильными.

Для анализа туристического потенциала проведем SWOT-анализ, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.

Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой заносятся сильные, слабые стороны отрасли, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала) представляют отсутствие чего-то необходимого для функционирования туризма в регионе или те элементы, которые оказывают на отрасль негативное влияние.

Информация о работе Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь