Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:16, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития выездного туризма в Республике Беларуси и разработать пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие туризма;
- рассмотреть понятие выездного туризма, турпродукта и типы существующих выездных туров;
- рассмотреть и изучить приоритетные направления международного сотрудничества РБ в сфере выездного туризма;
- определить специфику выездного туризма в современных условиях белорусского общества.
- выявить основные элементы и особенности формирования выездных туров;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Особенности выездного туризма…………………………………….….5
Характеристика выездного туризма…………………………………….5
1.2 Факторы, влияющие на развитие выездного туризма………………...6
1.3 Инфраструктура выездного туризма…………………………………...9
1.4 Нормативно-правовое обеспечение выездного туризма…………….11
2. Анализ выездного туризма в Республике Беларусь……………………13
Оценка выездного туризма в Республике Беларусь…………………..13
3. Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь….20
3.1 SWOT-анализ выездного туризма на макроуровне …………………..20
3.2 Предложения по развитию выездного туризма……………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………27
По статистике, больше всего денег белорусы потратили на отдых в Турции: общая стоимость туров в 2011 году составила 200 129,1 млн белорусских рублей. За туры в Египет белорусские туристы заплатили в общей сложности 109 135,7 млн рублей, за туры в Болгарию – 62 089,2 млн. Меньше всего пострадал бюджет белорусов, которые совершили туристические поездки в Молдову, что обошлось всего в 900 тыс. рублей. Из стран дальнего зарубежья дешевле всего оказались туры на остров Тайвань, за которые белорусы заплатили только 2,1 млн рублей, а также посещение острова Ангилья. Эту самоуправляемую заморскую территорию Великобритании, расположенную на Антильских островах в Карибском море, в 2011 году посетили четыре организованных туриста из Беларуси, которые заплатили за туры 2,4 млн рублей, достойно ответив таким образом вышеупомянутому мальдивскому туристу.
Рисунок 2.1- 5 стран-лидеров по числу туристов из Республики Беларусь в 2011 г.(человек)
Средняя продолжительность пребывания туристов за рубежом в 2011 г., также как и в 2010 г., составила 9 дней.
Таблица 2.1- Страны с наибольшим выездом организованных туристов из Республики Беларусь
Страна |
2009 год |
2010 год |
2011год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Турция |
65091 |
83266 |
58037 |
Украина |
97633 |
132254 |
79727 |
Египет |
43901 |
50786 |
30068 |
Болгария |
21566 |
30364 |
24894 |
Россия |
20860 |
25792 |
21743 |
Литва |
5566 |
6895 |
9095 |
Польша |
6230 |
7407 |
8361 |
Чехия |
7471 |
8787 |
7986 |
Италия |
4634 |
5807 |
5138 |
Греция |
3393 |
4282 |
5062 |
Стоит отметить, что список предпочтений белорусских туристов практически не изменился по сравнению с 2010 годом. Единственное изменение, вполне закономерное, касается десятой строчки рейтинга, на которой Греция потеснила Францию, куда в 2011 году выехали 4017 организованных туристов из Беларуси.
Как и в случае с въездным потоком, выездной поток сократился фактически по всем направлениям. В силу понятных причин, в прошлом году белорусы реже выезжали за границу. Меньше белорусских туристов в 2011 году стало в Венгрии (1 255 и 687 в 2010 и 2011 году соответственно), Израиле (756 и 658), на Кипре (1919 и 1906), в Латвии (980 и 755), Нидерландах (191 и 434), Румынии (1812 и 1332), Финляндии (475 и 116), Хорватии (938 и 629), Черногории (4074 и 3949), Швеции (747 и 392). В то же время белорусы чаще, чем годом ранее, в 2011 году бывали в ОАЭ и Португалии, куда поток вырос с 1835 до 3220 и с 79 до 189 туристов соответственно. Небольшой рост выездного потока был зафиксирован на эстонском, сербском, мексиканском, кубинском, индийском, датском, немецком и бельгийском направлениях. Любопытно, что в 2011 году больше белорусских туристов побывало на Мальдивских островах – 237 человек, тогда как в 2010-м – 199.
Рассмотрим численность туристов выехавших за рубеж по областям.
Таблица 2.2 -Численность организованных туристов, выехавших за рубеж по областям(человек)
Наименование |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. в % к 2010 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Республика Беларусь |
414 735 |
319 795 |
77,1 |
Области: |
|||
Брестская |
39 593 |
36 693 |
92,7 |
Витебская |
27 784 |
17 023 |
61,3 |
Гомельская |
33 290 |
19 508 |
58,6 |
Гродненская |
15 394 |
14 201 |
92,3 |
г. Минск |
251 219 |
205 624 |
81,9 |
Минская |
18 329 |
10 606 |
57,9 |
Могилевская |
29 126 |
16 140 |
55,4 |
Самое большое количество
выездов приходится на г. Минск, потом
на Брестскую область. Значительно
уменьшились туристические
Рисунок 2.1- Динамика выезда туристов за границу по областям
Наблюдается спад поездок в Минской, Могилевской, Гомельской уменьшились в среднем на 44%. Это говорит о том, что белорусские граждане регулярно путешествуют и внутри страны. В 2011 году почти 77 тыс. белорусов совершили туристические путешествия по территории Республики Беларусь, наиболее активными туристами были жители г. Минска и Витебской области.
Таблица 2.3-Число поездок иностранных граждан в Республику Беларусь и граждан Республики Беларусь за границу по видам транспорта (тысяч поездок)
Наименование |
Число поездок граждан Республики Беларусь за границу | |
2010 г. |
2011 г. | |
1 |
2 |
3 |
Всего |
7 470,1 |
7 552,0 |
в том числе: |
||
по видам транспорта: |
||
автомобильным |
5 846,4 |
5 655,6 |
железнодорожным |
1 060,6 |
1 271,4 |
воздушным |
349 |
358,5 |
водным |
0,5 |
0,5 |
пешком |
213,6 |
266 |
Наиболее популярным видом транспорта для поездок являлся автомобильный транспорт. На его долю приходится более 70% как выездных поездок.
Рассмотрим поездки белорусов по целям.
Таблица 2.4 -Количество поездок граждан Республики Беларусь за границу по целям
Наименование |
Число поездок граждан Республики Беларусь за границу | |
2010 г. |
2011 г. | |
1 |
2 |
3 |
Всего |
7 464,2 |
7 541,6 |
из нее по целям поездки: |
||
служебная |
332,1 |
339,3 |
туризм |
286,9 |
201 |
частная |
6 554,9 |
6 719,8 |
обслуживающий персонал транспортных средств |
290,3 |
281,5 |
Сальдо баланса услуг по статье «Поездки» за 2011 год сложилось отрицательным в размере 95,5 млн. долларов и сократилось на 45,3 % по сравнению с 2010 годом. Оборот услуг по статье «Поездки» сократился на 3,3 % и составил 1 014,3 млн. долларов (12 % оборота всех услуг Республики Беларусь.
Рисунок 2.2 - Экспорт услуг по статье «Поездки» в разрезе стран за 2010–2011годы
В структуре экспорта услуг по целям поездок доля личных поездок преобладала над деловыми – 66,7 % и 33,3 % соответственно. Экспорт личных поездок увеличился на 1,7 % и составил 306,3 млн. долларов, деловых – вырос на 12,7 % и составил 153,1 млн. долларов.
Импорт услуг по статье «Поездки» в 2011 году сократился на 9,3 % и составил 554,9 млн. долларов (17,4 % импорта услуг Республики Беларусь). Наибольшие объемы приобретенных услуг, связанных с поездками, пришлись на страны вне СНГ. Их удельный вес в 2011 году составил 54,4% (в 2010 году – 53,7 %). Основными странами, у которых белорусскими резидентами приобретались услуги по статье «Поездки», выступили: Россия (доля в общем объеме импорта по статье «Поездки» составила 28,7 %), Украина (16,6 %), Турция (13 %) и Польша (9,9 %).
Рисунок 2.3-Структура импорта услуг по статье «Поездки» в разрезе стран за 2010–2011 годы
В структуре импорта услуг по целям поездок импорт деловых поездок за 2011 год ставил 164,9 млн. долларов и увеличился на 4,3 %, импорт личных поездок составил 390 млн. долларов и сократился на 14 %. В общем объеме импорта услуг по статье «Поездки» деловые поездки занимали 29,7 %, личные – 70,3 %.
Анализ выездного потока
показывает, что расширяются туристские
предпочтения белорусских граждан:
наряду с традиционным интересом
к странам с тёплыми морями,
у белорусов всё более
Однако в первой пятерке стран на протяжении многих лет все же доминируют страны исконно «пляжного» туризма, где действительно можно успешно сочетать отдых у моря с обширной экскурсионной программой.
Касательно туров на отдых можно подметить тенденцию, которая началась примерно с 2009 года. К этому времени все большее количество туристов, уже открывших для себя страны Ближнего Востока и Северной Африки, стали выбирать экзотические страны, такие как Таиланд, спрос на который с 2009 год увеличился более чем в три раза. Существует даже мнение, что со временем турпотоки перераспределятся: популярность стран Азии будет все больше расти из-за установления все более доступных цен, белорусские туристы станут открывать для себя дальние направления, например, страны Карибского бассейна.
Помимо отдыха у моря у белорусских туристов так же пользуются спросом познавательные туры. В этом сегменте лидируют страны Европы. Самыми популярными направлениями, ежегодно принимающими большое количество туристов из Беларуси, являются Германия, Чехия, Франция, Италия. Достаточно удобный и относительно дешевый способ посетить сразу несколько европейских стран - это автобусный туризм. Создание Европейского Союза и единой визы делает это возможным. Наибольшим спросом такой вид туризма пользуется у детских и студенческих групп.
Европа никогда не потеряет актуальности, благодаря богатой истории, развитой инфраструктуре, хорошей известности европейских стран на белорусском рынке, правительства которых тратят огромные деньги на рекламу и поддержания имиджа, завоевывая тем самым внимание туристов.
Европа предлагает разнообразный отдых: познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический и т.д. Отдельно стоит отметить деловой туризм. Из-за высокой экономической активности в странах Европы этот вид туризма занимает большой сегмент. Кроме того, все большей популярностью у белорусских туристов пользуется горнолыжный туризм в альпийские страны, а также в Германию и Болгарию.
3. Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь
3.1 SWOT-анализ выездного туризма на макроуровне
SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков (ССВР), с которыми сталкивается организация или продукт.
Сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам, на некоторые из них можно повлиять или изменить их. Возможности и риски — это внешние факторы, которые часто изменить невозможно.
Выполнив SWOT-анализ, вы можете подумать, как воспользоваться выявленными вами сильными.
Для анализа туристического потенциала проведем SWOT-анализ, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.
Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой заносятся сильные, слабые стороны отрасли, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала) представляют отсутствие чего-то необходимого для функционирования туризма в регионе или те элементы, которые оказывают на отрасль негативное влияние.
Информация о работе Перспективы развития выездного туризма в Республике Беларусь