Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:48, курсовая работа
Цель исследования - составить общую картину развития правительства в зарубежных странах.
Для достижения указанной цели нами решаются следующие задачи: выявить функции и задачи правительства зарубежных стран, определить форму правления зарубежных стран, рассмотреть правление в зарубежной стране (Франция).
Введение…………………………………………………………………………………………3
Правительство в системе органов государственной власти и его виды.…………….4
Виды правительства………………………………………………….....………………4
Функции и задачи правительства зарубежных стран……………….………………...5
Место правления в системе органов государственной власти……….……………....8
Полномочия правительства в зарубежных странах…………………….……………11
Состав, формирование и структура правительства зарубежных стран…………….13
Форма государства в зарубежных странах…………………………………………...22
Форма правления зарубежных стран………………………………………………....22
Структура формы государства…………………………………………………..........29
Организация государственной власти во Франции………………………………....32
Президент республики………………………………………………………….……..32
Правительство (Совет министров)……………………………………………..…......33
Парламент Французской республики………………………………………….……..35
Конституционный совет………………………………………………………….…...37
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы……………………………………………………………41
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Приамурский государственный
университет имени Шолом-
Факультет экономики управления и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Правительство зарубежных стран: порядок формирования и функции в системе государственного управления
Выполнила:
Студентка 2 курса
Группа 7411
Горбунова Ирина
Проверила:
(д. э. н., профессор кафедры МиГМУ)
Найден С.В.
Биробиджан, 2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
Правительство
и руководимый им аппарат управления важнейшая
составная часть и центральное звено всего
государственного механизма. В различных
странах высший орган правительственной
власти может иметь различные наименования.
Наиболее распространенное из них — совет
министров, государственный совет, федеральный
совет и т. п. В качестве собирательного
используется термин «правительство».
Правительство в большинстве зарубежных
стран осуществляет верховное политическое
руководство и общее управление делами
государства. В деятельности правительства
находят свое выражение и практически
реализуются общие и наиболее существенные
общественные интересы. Оно выступает
как основной государственный орган, обеспечивающий
проведение внутренней и внешней политики
государства, охрану и защиту конституционного
строя. Правительство играет главную роль
в разработке и формулировании основных
целей политики государства, определении
путей и средств их достижения и осуществления.
В этом и заключается актуальность рассматриваемой
темы.
Правительство
- это коллегиальный орган государственной
власти общей компетенции, осуществляющий
руководство исполнительной и распорядительной
(то есть административной) деятельностью
в стране. В его состав входят руководители
наиболее значительных органов центральной
администрации, а иногда и представители
нижестоящей администрации.
Объектом
курсовой работы является правительство
в зарубежных странах.
Цель
исследования - составить общую картину
развития правительства в зарубежных
странах.
Для
достижения указанной цели нами решаются
следующие задачи: выявить функции и задачи
правительства зарубежных стран, определить
форму правления зарубежных стран, рассмотреть
правление в зарубежной стране (Франция).
1. Правительство в системе
органов государственной
1.1. Виды правительства
С точки зрения своего политического состава правительство бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным.
Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает при парламентарной или смешанной форме правления в том случае, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное или близкое к нему большинство мест в парламенте или его нижней палате. Так обычно бывает в Великобритании. В президентских республиках, где имеется правительство, президент обычно формирует его из представителей своей партии, хотя иногда в тех или иных политических целях включает в него отдельных выходцев из других партий. При тоталитарных политических режимах правительство обычно полностью состоит из членов руководящей коммунистической партии.
Коалиционное правительство обычно бывает при парламентарной или смешанной форме правления, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте (его нижней палате) такого большинства, которое бы позволило сформировать правительство однопартийное. Другими словами коалиционное правительство - это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие, но ее поддерживающие. Коалиционные правительства создаются обычно в Германии, Италии. В кризисные моменты (например, в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, создание правительства национального единства, что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.
Возможно создание и правительственного меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий. Оно может быть однопартийным или коалиционным, но в любом случае партии, составившие правительство, большинства в парламенте (нижней палате) не имеют. Такое правительство нередко встречается в Скандинавских странах. Ему трудно принимать радикальные решения, и оно обычно ограничивается решением текущих вопросов.
Наконец, беспартийное правител
Важно подчеркнуть, что в
демократических странах
Правительство, образованное в соответствии с конституцией, считается постоянным, хотя смена состава парламента или избрание нового президента приводят к его отставке. При парламентарных и смешанных формах правления к этому приводит и вотум недоверия или отказ в доверии со стороны парламента (палаты). Правительства, образованные неконституционным или не вполне конституционным путем при смене режима, сопровождающейся к тому же изменением конституции, обычно считаются временными [2 - с.43.].
1.2 Функции и задачи правительства зарубежных стран
Правительство
- высший орган государственного
управления, который руководит внутренней
и внешней политикой страны, осуществляя
ее на основе Конституции и
законов. Правительство,
Положение
правительства в системе органов государственной
власти характеризуется его функциями.
Рассмотрим важнейшие функции Правительства.
Управление
государственным аппаратом является одной
из основных функций правительства. Правительство
не только играет решающую роль в деле
комплектования всего государственного
аппарата, но и руководит его деятельностью.
Современный государственный аппарат,
приспособленный для осуществления многообразных
государственных функций, не только велик
численно, но и очень сложен в чисто организационном
отношении. Правительство, являющееся,
прежде всего политическим институтом,
направляет и координирует деятельность
государственного аппарата через министерства,
департаменты, штабы и другие ведомства.
По отношению к государственному аппарату
правительство выступает в качестве центра,
который на основании полученной им информации
принимает решения, осуществляемые различными
звеньями этого аппарата.
Исполнение
законов по букве конституции - важнейшая
функция правительства. Подобное утверждение
является аксиомой для классического
государствоведения, строго придерживавшегося
принципа разделения властей. Согласно
традиционной теории правительству вверяется
исполнительная власть, т.е. ему вменяется
в обязанность заботиться о должном исполнении
законов, принимаемых парламентом. Однако
один из исследователей британской политической
системы С. Лоу еще в начале XX века писал:
"Едва ли будет преувеличением сказать,
что министры могут делать все, что угодно,
при непременном условии, что они располагают
доверием народных представителей. Пока
министры пользуются этим доверием, они
могут считать себя в числе наиболее могущественных
и полновластных правителей на земле...
Пока министры облечены тем высшим авторитетом,
который покоится на доверии народных
представителей, поле их политической
деятельности можно считать почти ничем
не ограниченным".
Контроль
над законодательной деятельностью парламента фактически
превратился в самостоятельную функцию
правительства. Этот контроль осуществляется
по двум главным направлениям. Во-первых,
правительство является главным, источником
законодательной инициативы. В президентских
республиках возможности правительства
в этом плане в определенной степени ограничены.
В парламентарных странах правительство
является фактически единственным субъектом
законодательной инициативы. Во-вторых,
правительство оказывает решающее воздействие
на законодательный процесс. В президентских
республиках правительство осуществляет
этот контроль в меньшей степени и в иных
формах, чем в парламентарных странах,
но он все же достаточно эффективен. По
общему правилу в президентских республиках
правительство использует для этого право
вето и непосредственные контакты с парламентариями,
партийные фракции при этом играют значительно
меньшую роль, в то время как в парламентарных
странах именно фракции являются главным
средством, с помощью, которого правительство
контролирует законодательный процесс.
Нормоустанавливающая
деятельность правительства - одно из
основных направлений в его работе; правительства
в некоторых странах во все возрастающей
степени занимаются этой деятельностью,
активно вторгаясь в сферу исключительной
компетенции парламента. Правительство
является автором большей части нормативных
актов, действующих в любом государстве.
В
рамках нормоустанавливающей деятельности
правительства можно выделить три основные
направления:
1.
Правительство издает различного рода
нормативные акты на основе и во исполнение
парламентских законов. Речь идет в данном
случае о нормативных актах, принимаемых
по вопросам, не входящим, как правило,
в сферу исключительной компетенции парламента.
Правительственные акты этой группы носят
подзаконный характер.
2. Правительство
издает нормативные акты по прямому или
косвенному уполномочию парламента. Соответствующее
уполномочие может быть прямо выражено
в парламентском законе либо оно подразумевается,
если закон сформулирован неопределенно.
Во Франции и Италии такие законы называются
"законами-рамками", в англосаксонских
странах - "скелетным законодательством".
Правительство таким образом получает
уполномочие на издание нормативных актов
по предметам правового регулирования,
относящимся к исключительной компетенции
парламента. Парламент в данном случае
делегирует правительству свои полномочия
прямо либо косвенно.
3. Правительство
издает нормативные акты, содержащие в
себе общие правила поведения по вопросам,
входящим в исключительную компетенцию
парламента, без какого бы то ни было уполномочия
со стороны последнего. Однако в ряде стран
эти акты впоследствии должны быть одобрены
парламентом [2 – с.45-50].
Составление
и исполнение бюджета является чисто правительственным
полномочием, поскольку роль парламента
в этом процессе фактически номинальна.
Составление доходной и расходной частей
бюджета осуществляется различными административными
ведомствами, а окончательный проект представляется
на утверждение Правительства министерством
финансов. Прохождение проекта бюджета
через парламент иногда представляет
собой чисто формальную процедуру, так
как принятие поправок и дополнений к
нему- явление достаточно редкое. Парламент
лишь утверждает бюджет, составленный
правительством. После утверждения бюджет
полностью выходит за сферу деятельности
парламента, его исполнение целиком сосредоточено
в руках правительства и подчиненного
ему административного аппарата. Формально
принадлежащее парламенту право контроля
за исполнением бюджета не всегда эффективно.
Осуществление
внешней политики, прежде всего,
входит в компетенцию правительства. Глава
государства в парламентарных странах
в сфере международных отношений заметной
роли не играет. Что касается парламента,
то на его долю остаются лишь некоторые
контрольные функции, поскольку он не
имеет возможности воздействовать на
внешнеполитический аппарат, полностью
подчиненный правительству. Даже самые
сильные парламенты могут оказывать известное
влияние лишь на разработку внешнеполитических
доктрин, но не на их практическое применение.
Правительство
контролирует и направляет деятельность
всех органов и институтов, с помощью которых
осуществляются внешнеполитические функции
государства. Оно комплектует дипломатический
и консульский аппарат, определяет контингента
вооруженных сил, руководит деятельностью
органов внешней разведки, ведет международные
переговоры и заключает международные
договоры и соглашения.
Полномочия
правительства весьма велики и их осуществление
даже в обычных условиях мало подвержено
законодательной регламентации. В условиях
же чрезвычайного положения, которое вводится
прокламацией или приказом главы государства,
эти полномочия приобретают жесткий характер.