Правительство зарубежных стран: порядок формирования и функции в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - составить общую картину развития правительства в зарубежных странах.

Для достижения указанной цели нами решаются следующие задачи: выявить функции и задачи правительства зарубежных стран, определить форму правления зарубежных стран, рассмотреть правление в зарубежной стране (Франция).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Правительство в системе органов государственной власти и его виды.…………….4
Виды правительства………………………………………………….....………………4
Функции и задачи правительства зарубежных стран……………….………………...5
Место правления в системе органов государственной власти……….……………....8
Полномочия правительства в зарубежных странах…………………….……………11
Состав, формирование и структура правительства зарубежных стран…………….13
Форма государства в зарубежных странах…………………………………………...22
Форма правления зарубежных стран………………………………………………....22
Структура формы государства…………………………………………………..........29
Организация государственной власти во Франции………………………………....32
Президент республики………………………………………………………….……..32
Правительство (Совет министров)……………………………………………..…......33
Парламент Французской республики………………………………………….……..35
Конституционный совет………………………………………………………….…...37
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы……………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 83.92 Кб (Скачать файл)

Президент не несет ответственности  за действия, совершенные им при  исполнении своих обязанностей, кроме  случаев государственной измены. В подобном случае обе палаты должны открытым голосованием и абсолютным большинством голосов принять идентичное решение, обвиняющее президента. Судит  президента Высокая палата правосудия.

4.2 Правительство (Совет  министров)

Согласно конституции, правительство (Совет министров) определяет и проводит политику страны, распоряжается администрацией и вооруженными силами.

Деятельностью правительства руководит  премьер-министр. Как говорилось выше, он назначается президентом и  им же освобождается от должности  после подачи заявления об отставке. По предложению премьер-министра президент  назначает и освобождает министров. Отставка премьер-министра автоматически  влечет за собой отставку всего правительства.

Количественный состав правительства  законом не определен. Функции члена  правительства несовместимы с парламентским  мандатом, с любой должностью профессионального  представительства общенационального  характера, с государственной службой  и любой профессиональной деятельностью (разрешается сохранять лишь местные  избирательные мандаты).

Члены правительства несут уголовную  ответственность перед судебными  органами за правонарушения, не связанные  с исполнением ими должностных  обязанностей, и перед Судом Республики, если они с этими обязанностями  связаны.

Руководя деятельностью правительства, премьер-министр несет ответственность  за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, производит назначения на определенные законом гражданские  и военные должности, контрассигнует (скрепляет своей подписью) акты президента республики, замещает в случае необходимости президента в качестве председателя в высших советах и комитетах обороны. В исключительных случаях может по специальному поручению президента председательствовать вместо него на заседании Совета министров с заранее определенной повесткой дня.

Члены правительства (министры и государственные  секретари) руководят министерствами или выполняют поручения премьер-министра. В случае необходимости акты премьер-министра контрассигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Совет министров  выступает и как коллегиальный  орган: утверждает проекты законов  и ордонансов, ходатайствует перед  президентом о проведении референдума, дает премьер-министру разрешение поставить  вопрос об ответственности (доверии).

В разработке законопроектов правительству  оказывает помощь Государственный  совет, который дает предварительное  заключение о конституционности  его актов и подготовленных законопроектов.

По вопросам социально-экономической  политики правительство консультирует  Экономический и социальный совет [10 – с.205].

4.3 Парламент

Парламент Французской республики состоит из двух палат: Национального  собрания и сената. Обе заседают в Париже: Национальное собрание - в  Бурбонском дворце, сенат - в Люксембургском дворце. Для совместных заседаний палат (конгресса) предоставляется Версальский дворец.

Национальное собрание избирается на 5 лет прямым всеобщим тайным голосованием.

Всего избирается 577 депутатов по мажоритарной системе.

Мандат депутата несовместим с  некоторыми государственными невыборными  и выборными должностями и  с некоторыми видами частной предпринимательской  деятельности. Государственный чиновник, избранный депутатом, считается  откомандированным на период действия своего мандата.

Депутат пользуется правом неприкосновенности за высказанные им убеждения или  голосование при исполнении депутатских  обязанностей. За преступления или  правонарушения он не может подвергаться аресту и мерам, связанным с лишением или ограничением свободы, без разрешения бюро Национального собрания. Такого разрешения не требуется в случае совершения им уголовно наказуемого  преступления или задержания на месте  преступления или окончательного осуждения.

Национальное собрание избирает бюро из 22 депутатов во главе с председателем  Национального собрания. В нем  представлены все политические течения  и партии пропорционально числу  полученных ими мандатов. Бюро собирается несколько раз в год. Председатель избирается на весь срок работы Национального  собрания данного созыва, до следующих  выборов.

В соответствии со своими политическими  воззрениями депутаты могут образовывать фракции численностью не менее 20 человек.

Национальное собрание образует на первой сессии каждого созыва шесть  постоянных комиссий:

1) по делам культуры, семьи и  социальным проблемам, 

2) по иностранным делам, 

3) по делам национальной обороны  и вооруженных сил, 

4) финансов, общих проблем экономики  и плана, 

5) конституционных законов, законодательства  и общего управления республикой, 

6) производства и обмена.

Кроме этого, по решению Национального  собрания могут создаваться специальные  комиссии для рассмотрения законопроектов и законодательных предложений, а также комиссии по расследованию  и контролю.

Заседания Национального собрания открытые (публичные).

Функция Национального собрания, как  и сената, - принятие законов. Конституция  особой статьей (ст.34) определяет конкретно  круг вопросов, подлежащих регулированию  законодательным путем. Парламент  может разрешить правительству  в течение определенного срока  издавать так называемые ордонансы  по вопросам, относящимся к сфере  законодательства. Они должны быть по окончании установленного срока  утверждены парламентом. Законы, принимаемые  парламентом, делятся на обычные (или  простые), органические (касающиеся порядка  деятельности органов, указанных в  конституции) и конституционные (изменяющие конституцию).

Законодательной инициативой обладают премьер-министр и члены парламента. Премьер-министр вносит на рассмотрение законопроекты, члены парламента - законодательные  предложения. Законопроект предварительно проверяется Государственным советом, затем обсуждается в Совете министров  и вносится в одну из палат (финансовые законопроекты обязательно вносятся сначала в Национальное собрание).

Парламенту принадлежит исключительное право объявления войны. Совет министров  может вводить осадное положение, но только парламент имеет право  разрешить продлить его на срок более двенадцати дней [10 – с.200].

Как уже говорилось, президент может  распустить Национальное собрание и  назначить новые выборы. Но между  выборами должно пройти не менее года.

Вторая палата французского парламента - сенат, состоящий из 321 сенатора. Он избирается сроком на 9 лет по департаментам  выборной коллегией в составе  депутатов Национального собрания, региональных советников, генеральных советников, делегатов муниципальных советов и обновляется на треть каждые три года. Сенат считается представителем местных административно-территориальных подразделений (территориальных коллективов) Франции и французов, постоянно проживающих за пределами страны.

В сенате, как и в Национальном собрании, существуют бюро, фракции, постоянные и другие комиссии, проводятся совещания  председателей постоянных комиссий и фракций. Председатель сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты, т. е. каждые 3 года.

Сенаторы пользуются правом законодательной  инициативы. Хотя правительство предпочитает обычно передавать законопроекты в  Национальное собрание, закон допускает  внесение их (за исключением финансовых) первоначально в сенат. Процедура  обсуждения законопроектов и законодательных  предложений та же, что и в Национальном собрании. Чтобы быть принятым, закон  требует одобрения обеих палат.

В отличие от Национального собрания, сенат не имеет права и возможности  свергнуть правительство посредством  вотума недоверия или отказа в  одобрении правительственной профаммы. Однако премьер-министр имеет право просить сенат одобрить декларацию об общей политике правительства. Сенат не может быть распущен президентом [10 – с.202].

4.4 Конституционный совет

Конституционный совет состоит  из 9 назначенных членов и неопределенного  числа членов по праву, которыми являются пожизненно бывшие президенты республики (на практике ни один из них этим правом не воспользовался). Трех членов назначает  президент, трех - председатель Национального  собрания, трех - председатель сената. Срок мандата члена Конституционного совета - 9 лет (повторное назначение не допускается). Каждые три года состав совета обновляется на треть. Председатель совета назначается президентом  республики из числа его членов.

Членство в Конституционном  совете несовместимо с членством  в парламенте, в правительстве, в  Экономическом и социальном совете и с ответственным постом в  какой-либо партии и политической группировке. В своей частной жизни члены  совета обязаны не делать ничего несовместимого с их достоинством и независимостью.

Перед вступлением в должность  назначенные члены Конституционного совета приносят присягу перед президентом  республики. Конституционный совет  контролирует процедуру избрания президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. В спорных случаях он решает вопрос и о законности избрания депутатов  и сенаторов.

В обязанности Конституционного совета входит также надзор за проведением  референдума и объявление его  результатов.

Президент республики, премьер-министр  или председатель одной из палат  могут передать на заключение Конституционного совета международные обязательства  Франции (договоры, соглашения). Если совет  установит, что эти обязательства  содержат положение, противоречащее конституции, то разрешение на их ратификацию или  одобрение может быть дано только после внесения в конституцию  изменений.

Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они обязательны  для государственных властей  и всех органов администрации и юстиции [9 – с.50].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, правительство зависит  от парламента в тех странах, где  он существует, и тем более в  государствах с парламентской формой правления. Однако эта зависимость  не бывает односторонней. Влияние правительства на парламент также весомо.

Хотя парламент и  утверждает законы, однако многие законопроекты  зарождаются в правительственных  учреждениях. Кроме того, под давлением  правительства глава государства  может наложить вето на законы, принятые парламентом. Государственное право  многих стран упрощает прохождение  правительственных законопроектов, законодательную инициативу депутатов  ограничивает. Например, законопредложение депутата, предусматривающее сокращение государственных доходов или увеличение расходов, поправки к проектам бюджета или законов о налогообложении рассматриваются только при условии, если автор предложения (поправки) одновременно укажет способ получения доходов из других источников или сокращения расходов.

В распоряжении правительства  имеются методы саботажа бюджетных  статей, которые не согласуются с  его политикой. В англо-американском мире на этот счет применяется специальный  термин - "импаундмент". Он означает отказ правительства тратить деньги" отпущенные бюджетом. Из-за этого политические цели парламента, требующие финансовых затрат, остаются нереализованными. Надо добавить, что нередко статьи бюджета обозначают лишь общие цели расходов, оставляя правительству изрядный простор по своему усмотрению использовать государственные финансы. Существуют также "особые", "специальные", "секретные" и прочие фонды, бюджетные резервы на случай "непредвиденных" расходов. Ими правительство распоряжается с еще большей свободой.

Основные законы государств, особенно тех, что следуют французской  традиции, а также дуалистических монархий закрепляют за правительством собственный круг полномочий, в пределы  которых парламент вторгаться не имеет права. Акты, изданные правительством, его главой и министрами в пределах собственной компетенции, по существу, обладают юридическим верховенством, так как парламент не может  заменить собой высший орган государственной  администрации. Так, в парламентской  республике Италии парламент, получив  от Счетной палаты декрет правительства, зарегистрированный "с оговорками" (с выявленными нарушениями), не вправе отменить этот декрет, а может только порекомендовать Совету министров  исправить нарушения.

В ряде стран главам государств и правительств доступны способы  воспрепятствовать парламентскому вмешательству в административную компетенцию. К их числу относятся предварительная экспертиза законопроектов в государственном совете, контроль за конституционностью актов парламента. Например, по закону о Конституционном трибунале правительство Польши и отдельные министры вправе оспорить акты, принятые Сеймом. Замысел V Французской республики совершенно откровенно предполагал, что одной из основных функций Конституционного совета будет сдерживание парламента от вмешательства в "регламентарную" власть.

Внешняя политика, проводимая правительством, зависит от парламента. Однако и здесь зависимость не является полной. Межправительственные соглашения, в отличие от международных  договоров, обычно не требуют ратификации. Даже если парламент отказывает в  ратификации международного договора, правительство может фактически следовать его положениям.

Парламент влияет на правительственные  назначения, однако это влияние не всегда весомо. В одних странах  депутаты формируют весь правительственный  кабинет; в других - утверждают только премьер-министра, который сам подбирает  себе команду; в третьих - от депутатов требуется только формально согласиться с назначением министров; а в четвертых - глава государства вообще не запрашивает согласия парламента и назначает министров самостоятельно.

Недоверие, выражаемое парламентом  правительству, чревато негативными  последствиями и для "недоверчивых" депутатов. Если парламент только тем  и занимается, что критикует правительство, то его досрочный роспуск и  переизбрание становятся более чем  вероятными.

В основных законах государств встречается правило "конструктивного вотума". Он означает, что, выражая недоверие правительственной программе, или законопроекту, парламент должен делом доказать их несостоятельность, то есть предложить альтернативную кандидатуру на пост премьер-министра и выдвинуть новую политическую программу. В противном случае парламент распускается, а прежнее правительство остается у власти до созыва законодательного органа в новом, более "сговорчивом" составе.

Информация о работе Правительство зарубежных стран: порядок формирования и функции в системе государственного управления