Приднестровский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:18, реферат

Описание работы

В приднестровском конфликте в сконцентрированном виде присутствуют некоторые черты, свойственные другим конфликтам, но вместе с тем, в этом конфликте имеются и специфические черты, отличающие его от других конфликтов на бывшем советском пространстве. В частности, для него характерно более сильное присутствие и воздействие идеологического и политического факторов. Не последнюю роль в этом конфликте играет и геополитический и геостратегический компоненты.

Файлы: 1 файл

Глава 2 приднестровский конфл ГОТОВАЯ ГЛАВА.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

2.3 Приднестровский конфликт

В жизни современной Молдавии важную роль играет неурегулированный политический конфликт между центральным правительством и руководством районов, расположенных  к востоку от Днестра. Это обстоятельство накладывает отпечаток на целый  комплекс проблем, определяющих экономическую  и политическую жизнь страны, межнациональные  отношения, внешние экономические  и политические связи и др.

В приднестровском конфликте в  сконцентрированном виде присутствуют некоторые черты, свойственные другим конфликтам, но вместе с тем, в этом конфликте имеются и специфические черты, отличающие его от других конфликтов на бывшем советском пространстве. В частности, для него характерно более сильное присутствие и воздействие идеологического и политического факторов. Не последнюю роль в этом конфликте играет и геополитический и геостратегический компоненты.

Важно отметить и тот факт, что  в приднестровском конфликте  практически отсутствуют, или же играют не самую важную роль, такие  составляющие как этническая, религиозная, демографическая. Отсутствуют и  какие-либо исторические параллели, которые  могли бы служить местным прецедентом  в развитии конфликта, так как  на протяжении веков не было зафиксировано  каких-либо серьезных конфликтных  ситуаций в этом регионе. Конфликт разразился в связи с распадом Советского Союза, и главные составляющие в  нем являются политическая, идеологическая и геополитическая основы.  

Первоначально, с 1352 по 1359 гг., Молдавия находилась под сюзеренитетом венгерских королей, однако, начиная с правления  Богдана I, княжество обрело два важнейших  атрибута государственности: суверенитет  и независимость. И хотя суверенитет  и независимость в ту пору были понятиями, несколько отличавшими  от нынешними, и вряд ли стоит преувеличивать их роль в политической жизни любого государства, тем не менее, с 1359 г. по 1538 г., период, когда Молдавское Княжество  самостоятельно определяла свою внутреннюю и внешнюю политику, состоялся  расцвет молдавской государственности. Именно тогда появилась возможность  консолидировать зарождающееся  молдавское общество, установить политические, экономические и военные связи  со своими соседями и, главное, очертить свою государственную территорию, границы  которой признавались в международно-правовом плане.

Главной геополитический особенностью Молдавского Княжества в те времена  состояло в том, что Молдавская Страна находилась (и продолжает находиться до сих пор) как бы на разломе, на стыке, или же на границе между  тремя великими культурами (славянской, латинской и восточной), между  тремя великими религиями (православной, католической и мусульманской), между  тремя великими народностями (славянами, латинянами и тюрками) и между тремя идеологическими течениями (панславизм, пантюркизм и панлатинизм).

Безусловно, однако, что на определенном этапе Молдове пришлось принять  какие-то условия, которые гарантировали  ей дальнейшее существование. Так, сохранив испорченную латынь как язык общения, молдаване приняли православие. Сохранив и язык, и религию, молдаванам, тем не менее, пришлось принять в 1538 г. сюзеренство Османской империи. Лишь это помогло средневековому Молдавскому государству выжить на том, определенном историческом этапе.

Вместе с тем, внутренние и внешние  противоречия не позволили руководству  Молдавского Княжества на том  историческом этапе выбрать стратегического  партнера для того, чтобы в затянувшемся споре великих держав выжить с  помощью сильного союзника. С высоты сегодняшнего дня нам видно и  понятно, что Молдове трудно было тогда преодолеть естественную тягу к Австрии, Венгрии, Польско-Литовскому княжеству, и соответственно к Западной Европе, из-за религиозных разногласий (православие-католицизм). Одновременно было невозможно преодолеть объективную  тягу к Российской империи из-за разногласий  культурного и языкового порядка. Существовала и неосознанная тяга к Османской империи тех консервативных слоев населения,  особенно среди бояр, которые жаждали спокойствия и продолжения своего личного благополучия.

В конечном итоге борьба между великими державами на протяжении XVIII-XIX вв. привело  к расчленению Молдавского Княжества  на три части: в 1775 г. Северная Молдова (Буковина) была завоевана Австрийской Империей, в 1812 г. Восточная Молдова (Бессарабия) была завоевана Российской Империей. Западная Молдова (Запрутская Молдова) оставалась до 1878 г. под сюзеренитетом Османской Империи.

В результате договоренности достигнутой  между правительствами двух стран 28 июня 1940 г.  Восточная Молдова (Бессарабия) была передана Румынией Советскому Союзу.  2 августа того же года Восточная Молдова  была провозглашена Молдавской Советской Социалистической Республикой и стала одной из 16 союзных республик СССР. В ее состав были включены и территории бывшей МАССР, автономного образования в составе Украины. Вместе с тем, от Восточной Молдовы были отделены и переданы Украинской ССР территории севера и юга Бессарабии (Хотинский уезд на севере и Черноморское побережье и устье Дуная на юге).

Перспектива исчезновения СССР, в  отличие от тех же прибалтов, не сплотила население Молдавской ССР вокруг идеи молдавской государственности, а  раскололо его на антагонистические  группировки.  Одни желали независимость и молдавскую государственность, другие – объединение с Румынией, третьи – сохранение Молдавии в состав  Советского Союза, во что бы то ни стало. 

Будучи в составе СССР, Молдавская ССР располагала нефункциональными, чисто декоративными атрибутами государственности и структурами  власти. В советские времена органы власти формировались в кабинетах партийных функционеров, которые определяли, кто будет избран депутатом верховного или местного советов.

В ситуации, когда Республика Молдова  предпринимала первые шаги по своему становлению в качестве государства, она была особенно чувствительна  к внешним воздействиям. Поворотным моментом в противостоянии Кишинев-Москва стало 23 июня 1990 года, когда Парламент  Молдовы принял Декларацию о суверенитете. И хотя такую же декларацию немного  ранее приняла Россия, в Москве, в штабе Горбачева, создалось  мнение, что Республика Молдова намерена выйти из состава СССР, для того чтобы сразу после этого объединиться с Румынией. Для предотвращения этого, 19 августа в Комрате было провозглашено  создание «Гагаузской Советской  Социалистической Республики в составе  СССР», а 2 сентября, в Тирасполе –  «Приднестровской Молдавской Советской  Социалистической Республики в составе  СССР». 

Другими словами, союзный центр, используя  специфику ситуации в Республике Молдова, сумел создать два «якоря»  для удержания Республики Молдова  в составе «обновленного Союза».  В дальнейшем, Кремль, превратившийся из союзного в российский центр власти, последовательно проводил (и проводит) политику удержания Республики Молдова в орбите своего влияния. 

Одновременно, Республика Молдова  была под неусыпным вниманием  и Бухареста, где иллюзии о  возрождении «Великой Румынии» развивались  в геометрической прогрессии. Через  своих ставленников в Народном Фронте и, соответственно, в структурах власти Республики Молдова, Бухарест разжигал русофобию и молдавофобию, и пытался  внедрить в сознание молдаван идею о невозможности существования  Молдовы в качестве независимого государства. Красной нитью проходила  через средства массовой информации финансируемые Бухарестом идея о  том, что от Приднестровья и Гагаузии придется отказаться, так как решить конфликт не удастся – «Москва не даст».

Еще одним моментом, до сих пор  не поддающегося анализу, является то, что молдавское руководство само отдало в руки тираспольских сепаратистов тысячи тонн оружия, так как, по совету Бухареста, осенью 1991 года отказалось от имущества бывшей Советской Армии на территории левобережных районов, переведя под молдавской юрисдикцией лишь то имущество и вооружение, которое находилось на правом берегу Днестра. Объяснить это можно лишь тем, что Румынии не нравилась идея объединенной Молдавии (вместе с Приднестровьем), так как она представляла опасность для существования Румынского государства. Это понимали и лидеры Народного Фронта, так как Молдавия, в противовес румынским требованиям об объединении, могла бы выдвинуть свои требования, об объединении чисто молдавских земель, то есть той части Молдавии, которая находится теперь в составе Румынии. Учитывая униженное положение молдавского этноса в составе румынской нации, можно предположить что идея «Великой Молдавии» вполне может представлять опасность для Румынии.

В 1992 году руководством Республики Молдова  неоднократно предпринимались попытки  стабилизировать ситуацию и избежать сползания к вооруженному противостоянию.

Из логики событий того времени  следует вывод, что существовала «третья сила», в лице зарубежных спецслужб, как российских, так и  румынских. Эти спецслужбы, используя, в том числе и неподконтрольные Тирасполю и Кишиневу вооруженные  подразделения,  сознательно вели ситуацию к масштабному вооруженному конфликту, что послужило бы поводом для открытого вовлечения в него, на стороне Тирасполя,  подразделений российской армии и наемников-казаков, а на стороне Кишинева – волонтеров, как местных, так и из разных стран мира. Что и произошло в июне 1992 года.  По крайней мере, по прошествии нескольких лет, страницы российских «патриотических» газет запестрили именами представителей  российских спецслужб, кичащихся своим участием в Приднестровском конфликте. То же самое замечается и в румынских средствах массовой информации.

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно утверждать, что Приднестровский  конфликт, в его силовой форме  был неизбежен. Каждый из центров  влияния на ситуацию, Кишинев, Тирасполь, Москва, Бухарест, несет свою долю ответственности, а попытки демонизации только какой-либо одной из сторон скрывают либо непонимание сути конфликта, либо его тенденциозную интерпретацию.  

17 марта 1991 года проводился Всесоюзный  референдум о сохранении Союза  ССР, но органы власти Молдавии  воспрепятствовали проведению референдума  на территории республики, поэтому  центральные республиканские комиссии  по проведению референдума не  были созданы и голосование  прошло только в воинских частях. Проведение референдума в Приднестровье  усилило недовольство кишинёвских  властей. Ситуация усугубилась  после путча ГКЧП 19—21 августа  1991 года.

После провала путча в Кишинёве был проведён митинг, на котором  звучали призывы к выходу Молдавии из Советского Союза. Президиум ОСТК Тирасполя, со своей стороны, поддержал  ГКЧП, опубликовав в «Трудовом  Тирасполе» заявление: «Мы целиком  и полностью поддерживаем решительные  меры Государственного Комитета по чрезвычайному  положению СССР, исполняющего обязанности  президента страны и руководства  СССР, направленные на сохранение нашей  великой Родины, на стабилизацию общественно-политической обстановки».

23 августа была распущена Компартия  Молдавии. 27 августа вслед за Россией  и Украиной Молдавия объявляет  о своей независимости, а 29 августа в Киеве кишинёвскими  спецслужбами был арестован председатель  Верховного совета ПМССР Игорь  Смирнов. Арестован был и лидер  Гагаузии Степан Топал.

5 ноября решением Верховного  Совета название ПМССР было  сменено на новое — Приднестровская  Молдавская Республика. 1 декабря  состоялся первый референдум  о независимости ПМР. В голосовании  приняло участие 78 % избирателей,  «за» проголосовали 97,7 % участников  референдума. 

18 декабря Россия признала независимость  Молдавии (в пределах административных  границ Молдавской ССР на 1 января 1990 г., то есть, включая и левобережные  районы Днестра), 21 декабря её  примеру последовала Украина.  В тот же день президент  Снегур подписал договор о вступлении Молдавии в СНГ.

В течение зимы 1991—1992 гг. отношения  между Кишинёвом и Тирасполем обострялись. Произошёл ряд мелких столкновений, одно из которых в  первые дни весны 1992 года и послужило  поводом для начала крупномасштабных боевых действий.

Точкой отсчета приднестровского конфликта некоторые исследователи  считают 30 августа 1989 года, когда Верховным  советом Молдавии был принят закон  о языке, по которому статус государственного получил молдавский язык.  Еще больше усугубило складывающуюся конфликтную ситуацию установление 5 июня 1990 г. Верховным Советом Молдавской ССР нового названия государства – Республика Молдова. Ослабление позиций союзного центра и расшатывание устоев многонационального Советского Союза напрямую отразились на ситуации в Молдавии.

23 июня 1990 г. была принята декларация  о государственном суверенитете  Республики Молдова. Реакция национальных  меньшинств на эти действия  властей не заставила себя  ждать. 2 сентября 1990 г. была провозглашена  Приднестровская Молдавская Советская  социалистическая республика. Необходимо  подчеркнуть, лидеры Приднестровья  выступали против распада Советского  Союза в отличие от молдавского  руководства.

4 ноября 1989 года в ходе конференции  уполномоченных трудовых коллективов  Тирасполя была принята резолюция,  предписывавшая ОСТК рассмотреть  возможность проведения референдума  по вопросу об автономии населённых  преимущественно русскими и украинцами  регионов Молдавии. В конце 1989 - начале 1990 года в Приднестровье  был проведён референдум об  образовании Приднестровской Молдавской  Советской Социалистической Республики. 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном  съезде депутатов всех уровней  Приднестровья была провозглашена  Приднестровская Молдавская Советская  Социалистическая Республика в  составе СССР. Незадолго до этого  независимость провозгласила Гагаузия. Оба образования не были признаны  руководством СССР.

Информация о работе Приднестровский конфликт