Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:18, реферат
В приднестровском конфликте в сконцентрированном виде присутствуют некоторые черты, свойственные другим конфликтам, но вместе с тем, в этом конфликте имеются и специфические черты, отличающие его от других конфликтов на бывшем советском пространстве. В частности, для него характерно более сильное присутствие и воздействие идеологического и политического факторов. Не последнюю роль в этом конфликте играет и геополитический и геостратегический компоненты.
После распада СССР, когда Молдавия, как и другие республики, вышла из Союза, приднестровцы в Тирасполе объявили, что отделяются от Молдавии. Свое намерение они аргументировали тем, что большинство жителей территории являются русскими и украинцами и в 1940 г. их «насильственно» объединили с молдаванами. Руководство Молдавии к территориальному разделу отнеслось крайне отрицательно и попыталось силой восстановить целостность республики. Вспыхнула война. Активные боевые действия велись с весны 1992 г.
Состояние хаоса и неопределенности в период развала СССР не могло не отразиться на вооруженных силах, дислоцированных в МССР. Офицерский состав после распада СССР оказались перед перспективой либо уехать в Россию, либо остаться в Молдове, в качестве офицера уже национальной армии. В особенно сложной ситуации оказались офицеры в Приднестровье. Исчезновение четкой вертикали власти, в которую была встроена армия, привело к тому, что армия, в той или иной форме, оказалась вовлеченной в политическое противостояние. На правом берегу Днестра состоялся более-менее спокойный и контролируемый вывод войск союзного подчинения. В то же время, в Приднестровье, где ситуация была намного более напряженной, началось вовлечение армии в противостояние между Тирасполем и Кишиневом. Подразделения бывшей 14-й армии стали источником вооружения для незаконных вооруженных формирований, единственным предназначением которых могло быть силовое противостояние Кишиневу.
Помимо этого, было очевидно, что и союзный центр использует армию в противостоянии между Кишиневом и Кремлем. Подобные «технологии» уже были апробированы в других конфликтных зонах бывшего СССР. Уже в 1990-м году, во время похода волонтеров на Юг, большое количество стрелкового оружия из Болградской дивизии, совершенно открыто, было распределено среди населения. Соответственно, если бы дело дошло до прямых столкновений, большие жертвы и необратимые политические последствия были бы обеспечены.
В Приднестровье, на фоне массовой истерии и психоза, началась эрозия воинских подразделений с вовлечением их, в слегка прикрытой форме, в формирование отрядов ТСО (территориальной самообороны), обеспечение их оружием и кадрами и пр.
Помимо этого, в Приднестровье, подразделения бывшей 14-й армии напрямую участвовали в конфликте. 1-го апреля 1992 года был издан Указ, подписанный Борисом Ельциным, в результате чего все подразделения бывшей 14-й Армии, находившиеся на территории Молдовы и не перешедшие под ее контроль, объявлялись российскими войсками. Тем не менее, именно прямое подчинение войск Кремлю предопределило их вовлечение в вооруженный конфликт с конституционной властью Республики Молдова.
В ночь с 1 на 2 марта 1992 года из засады была расстреляна машина с дубоссарскими милиционерами, выехавшими, как оказалось позднее, по ложному вызову. Кто устроил засаду доподлинно неизвестно. В различных источниках в этом обвиняется как молдавская полиция, так и приднестровские спецслужбы. Начальник милиции Дубоссар Игорь Сипченко скончался от ран. Гвардеец П. Олейник был ранен. Приднестровские казаки и гвардейцы, подозревавшие молдавских полицейских, окружили здание дубоссарской полиции (подчинявшаяся Кишиневу), районный отдел которой работал здесь параллельно с приднестровской милицией, и потребовали, чтобы полицейские сдали оружие и покинули помещение. Когда они садились в автобус, по площади полоснула автоматная очередь с крыши здания. В ходе перестрелки один из казаков был ранен и один погиб, но полицейские в итоге были разоружены. Гвардейцам пришлось обыскать всё здание полиции, но стрелявший так и не был найден. Задержанные полицейские были отправлены в городской совет Дубоссар, а потом в следственный изолятор. Через три недели их обменяли на бывшего командующего 14-й армией генерал-лейтенанта Яковлева, захваченного 16 марта на территории Одесской области и содержавшегося под стражей в Кишинёве.
2 марта отряд специального
1 апреля в Бендеры вошло
Активные боевые действия в течение всего марта 1992 г. велись только на Дубоссарском участке фронта и особенно в местах переправ - на полтавском мосту, на плотине Дубоссарской ГЭС и по линии непосредственного соприкосновения подразделений РГ и вооруженных формирований Молдовы - по условной границе между Коржево и Дубоссарами начиная от ГЭС до ДСО.
Военные действия в Приднестровье не вызывали одобрения у большинства молдаван. Социальные мотивы вражды Молдавии и Приднестровья по сути дела отсутствовали. Молдавская полиция и армия зачастую вели боевые действия неохотно. Хотя с марта по апрель 1992 года в молдавскую армию было призвано около 18 тысяч резервистов, многие призывники уклонялись от мобилизации. Под давлением общественности в молдавском парламенте начали брать верх умеренные силы, и 18 июня 1992 года парламент принял постановление о мирном урегулировании конфликта и создании смешанной комиссии.
Битва за Бендеры началась 19 июня 1992
с очередной провокацией. Доподлинно
неизвестно откуда поступила информация
в МВД Молдавии, о якобы задержании
в Бендерах молдавских полицейских.
В Бендеры, в спешке, были направлены
регулярные части молдавской армии
и броне колонны МВД. На тот
момент президентом и
Начались кровопролитные бои в Бендерах. 20 июня молдавские войска вышли к бендерскому мосту через Днестр. Начался штурм горисполкома, обороняемого приднестровцами. Кишинёв попытался использовать авиацию для взрыва моста, однако бомбы попали в жилые районы села Парканы. В расположении российского полка в селе произошёл взрыв, унёсший жизни 26 солдат. Тем временем на сторону приднестровцев перешли добровольцы из 14-ой армии, у многих из которых были местные семьи. Они вместе с казаками, гвардейцами и ополченцами прорвались в Бендеры и выбили молдавские войска из большей части города.
7 июля в регион прибыли
Тем временем в Кишинёве левые силы начали выступления за отставку правительства и парламента, допустивших гражданскую войну. Глава правительства Валерий Муравский и министр обороны Ион Косташ ушли в отставку. Удалось достичь соглашение о прекращении огня, а 21 июля в Москве Ельциным и Снегуром было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы».
С вступлением в военных
21 июля 1992 г. было подписано российско-
Необходимо отметить, что миротворческие силы внесли свою лепту в поддержание стабильности и мира в зоне конфликта, и несмотря на мелкие инциденты ситуация держится под контролем.
Подписание 8-го мая 1997 года в Москве Меморандума о нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем привело к формализации пятистороннего формата переговорного процесса. Меморандум 1997 года предусматривал, что Республика Молдова и Приднестровье являются «сторонами» в конфликте и что решение конфликта должно быть достигнуто на основе «взаимосогласованных решений» между ними.
Миссия ОБСЕ, Россия и Украина были наделены статусом посредников в переговорном процессе. А Россия и Украина дополнительно получили статус «стран-гарантов» соглашений, зафиксированных в Меморандуме и которые впоследствии должны были быть достигнуты в переговорном процессе. При этом в Меморандуме 1997 года, в качестве формулы разрешения конфликта, было зафиксировано понятие «общего» государства. В то же время, анализ конкретных положений Меморандума, приводит к единственно возможному выводу, - само содержание Меморандума, равно как и формула «общего» государства предусматривали конфедеративные отношения между Республикой Молдовой и Приднестровьем.
Следует отметить, что на протяжении более десяти лет после подписания Меморандума 1997 года, в рамках пятистороннего формата переговорного процесса не было достигнуто ни одно соглашение, которое можно было бы считать продвижением к объединению страны.
Стамбульский Саммит ОБСЕ 1999 года занимает особое место в проблеме Приднестровского конфликта. Во-первых, в ходе этого Саммита был подписан Адаптированный Договор об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). Этот Договор предусматривал ограничения по пяти типам вооружений, - танки, боевые вертолеты, самолеты, бронетехника и артиллерия калибром более 100 мм.
Согласно ДОВСЕ, Россия обязалась вывезти или уничтожить, находящееся в Приднестровье вооружение из этих пяти категорий. А в преамбуле договора зафиксировано обязательство стран-участников не размещать свои войска на территории других стран, без их согласия.
Кроме того, в Стамбуле Россия взяла
на себя обязательство вывести все
свои войска из Приднестровья. Необходимо
отметить, что если до конца 2003 года
Россия вывезла или уничтожила все
вооружение, подпадающее под ДОВСЕ,
то проблема полного вывода российских
войск из Приднестровья до сих
пор провоцирует противостояние
между Россией и большинством
стран подписавших ДОВСЕ. После
этого ОБСЕ фактически исчерпало
себя в качестве активного участника
переговорного процесса. Не говоря
уже о том, что последние Саммиты
министров иностранных дел
Также существует точка зрения, что
Россия отказывалась ликвидировать
свое военное присутствие в
После провала идеи разрешения конфликта
посредством образования
Меморандум Козака интересен тем, что в нем зафиксировано то видение разрешения конфликта, которое устраивает Кремль. Этот документ предусматривал превращение Молдовы в некое псевдо-государство, с заведомо парализованной центральной властью и с гарантированным (до 2020 года) российским военным присутствием.
В 2005 г. президентом Украины был
предложен новый план урегулирования,
первоначально поддержанный обеими
сторонами переговорного
Так называемый «план Ющенко» предусматривал проведение международного мониторинга выборов в Верховный Совет, прошедших в Приднестровье в декабре 2005 г., направленный на формирования легитимного правительства для проведения эффективных переговоров.