Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:54, контрольная работа
Глобальный финансово-экономический кризис конца первого десятилетия XXI века активизировал дискуссии о роли и месте государства в экономике, которые велись в мировой научной литературе на протяжении последних полутора веков. Вопрос о государстве занимает важное место во многих экономических теориях, относящихся к консерватизму, реформизму, кейнсианству, неоклассической школе, неолиберализму, институционализму и неоинституционализму.
1. Введение 3
2. Характерные черты экономического развития США 5
3. Приоритеты государственной экономической политики первого десятилетия XXI века 8
3.1. Стратегия и направления в экономической политике 9
3.2. Направления в социальной политике и здравоохранении 11
http://russian.moscow.usembassy.gov/obama-un2.html - Выступление президента Барака Обамы на Генеральной Ассамблее ООН 14
3.3. Стратегия в области энергетики 15
3.4. Миграционная политика 15
4. Приоритеты внешнеэкономической стратегии США и механизмы их реализации 16
4.1. Стратегия развития малого и среднего бизнеса 17
4.2. Направления в области национальной безопасности 18
4.3. Стратегия внешней торговли 20
4.4. Направления в финансовой сфере 22
Заключение 24
Список литературы 25
КРАСНОЯРСК 2012
Оглавление
Глобальный финансово-
В отдельные периоды
В ХХ веке в США произошли два глубоких переворота в государственной экономической политике. Первый относится к годам Великой депрессии и последовавшего нового курса Рузвельта, в основе которого лежало кейнсианское учение (стимулирование спроса и масштабное перераспределение национального дохода через федеральный бюджет). Одновременный рост безработицы и инфляции во второй половине 1970-х гг. поставил под сомнение постулаты кейнсианства, казавшиеся незыблемыми после Великой депрессии. Произошла существенная трансформация государственной политики, получившей название “рейганомика”. Большое влияние на экономическую политику администрации Рейгана оказали Милтон Фридман и школа “экономики предложения”, прежде всего Джордж Гилдер и Артур Лаффер. Республиканцы традиционно являются последователями “экономики предложения”.
К концу ХХ века четкие границы между экономическими платформами двух партий стали размываться; наблюдается преемственность в магистральных направлениях предпринимаемых социально-экономических мер. Это естественная тенденция. В условиях демократии политическая элита вынуждена улавливать настроения электората, а отлаженная американская система формирования государственной политики позволяет выявлять потребности, поддерживающие эффективность экономики, а также вызовы и угрозы социально-экономическому развитию страны, при том, что они в большинстве своем стали носить глобальный характер. Все это сформировало фундамент для третьей “трансформационной волны” в государст венной политике в разгар глобального финансово-экономического кризиса 2008– 2009 гг.
Сегодняшний уровень развития экономики США – результат длительного развития. Страна имеет чрезвычайно диверсифицированную экономику с высокой степенью самообеспеченности сырьевыми материалами. Ее недра содержат крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствует ведению высокопроизводительного хозяйства. Благодаря этому в стране производится почти весь спектр сельскохозяйственной продукции– от ржи до цитрусовых.
Особенности развития.
Характерная черта прошедших десятилетий – относительное ослабление позиций США в мировом хозяйстве, в основе которого лежит целый ряд факторов внутреннего и внешнего порядка. Среди них сокращение технологического разрыва в ряде новейших отраслей промышленности между США и другими западными странами, рост производства в странах Восточной Азии, к которым перешли сравнительные преимущества в традиционных отраслях и ряде наукоемких производств.
Во внутренней сфере экономическое развитие отягощалось дефицитностью государственного бюджета. Огромное увеличение военных расходов, сокращение налогов привели к увеличению бюджетных дефицитов с 74 млрд. долл. в 1980 г. до 290 млрд. долл. в 1992 г. и 164 млрд. долл. в 1995 г. Вместе с дефицитом рос и государственный внутренний долг, для покрытия которого приходилось выпускать новые государственные облигации, вследствие чего отвлекались денежные ресурсы, необходимые для инвестиций. Суммарно он превысил 4 трлн. долл., увеличившись за 80–90-е годы более чем в пять раз.
В 1991 г. впервые с конца 50-х годов государственный долг превысил половину ВВП страны (1980 г. – 27,2% ВВП, 1995 г. – 68% ВВП). Это выше, чем в Германии, Франции или Британии. Затраты на выплаты процентов превышают все федеральные расходы на образование, науку, транспорт, жилищное строительство и специальное вспомоществование. В этих условиях существенно возросла роль кредитной и денежной политики в качестве стабилизирующего элемента в системе государственного регулирования экономики.
Дефицит собственных денежных ресурсов, сложившийся с начала 80-х годов, вызвал острую конкуренцию за доступ к ним между государством, которому они были нужны для покрытия бюджетного дефицита, корпорациями – для инвестиций и населением – для потребительского кредита и других целей. В итоге произошло резкое повышение процентных ставок, благодаря чему в США устремился иностранный денежный капитал, который восполнил нехватку ресурсов на внутреннем рынке. В конечном счете это выразилось в том, что в течение всех 80-х годов инфляцию в США удалось удерживать в пределах 5% на годовом уровне. В 90-х годах уровень инфляции был на уровне 2,6–4% в год, что соответствовало уровню промышленно развитых стран в целом.
В 80–90-е годы в целом среднегодовые темпы прироста ВВП в США были несколько выше, чем в других странах (таблица 1)1.
Таблица 1. Среднегодовые темпы экономического роста, %
ВВП |
Подушевой ВВП | |||
1981–1990 |
1991–1995 |
1981–1990 |
1991–1995 | |
США |
2,9 |
1,9 |
2,0 |
0,8 |
ЕС (15 стран) |
2,3 |
1,3 |
2,0 |
0,9 |
Япония |
4,1 |
1,3 |
3,5 |
1,0 |
Все промышленно развытые страны |
2,9 |
1,5 |
2,3 |
0,9 |
Данная тенденция появилась, несмотря на то, что по уровню капиталовложений США уступали всем западным странам на 2-3 пункта. Валовые капиталовложения США в 1980 г. равнялись 20,2%, в 1985 г. – 20,7%, в 1990 г. – 17,4%, в 1994 г. – 17,7% ВВП. Снижение доли капиталовложений исследователи связывают со снижением цен на инвестиционные товары относительно других составных частей ВВП.
Подсчеты частных капиталовложе
В результате относительно низкого уровня инвестиций в США разрыв с другими странами в объеме капитала, приходящегося на одного рабочего, снизился. В Японии показатели капиталовооруженности труда в обрабатывающей промышленности повысились с 39% от уровня США в 1970 г. до 69% в 1988 г., в ФРГ – с 55 до 82%.
Низко затратная стратегия американских компаний распространилась также на вопросы заработной платы и подготовки рабочей силы. Проблемы в области профессиональной подготовки в сочетании с высокой долей лиц, не закончивших среднюю школу, и низким уровнем полученных знаний обуславливают более низкие темпы производительности труда. Темпы роста производительности труда, начиная с 1960 г., снижались более быстрыми темпами, чем в странах Западной Европы и Японии. В результате промышленные страны значительно приблизились к уровню США по производительности труда, но до сих пор США опережают на 20% японских и западноевропейских конкурентов, чему способствует компьютеризация рабочих мест, минитиарюзация производственного оборудования, сокращение складских запасов. Одной из форм интенсификации труда наемной рабочей силы является "соучастие", развитие собственности работников. В 1995 г. различные планы выкупа собственности охватывали до 12% рабочей силы. В целом работники владеют 4% акций тысячи крупнейших корпораций.
Сравнительная динамика капиталоотдачи была противоположна динамике роста производительности труда. В 1960–1973 гг. среднегодовые темпы роста капиталоотдачи в США в отличие от других стран были положительными. В 70–80-е годы они стали отрицательными, но падение капиталоотдачи было менее ярко выраженным, чем в Западной Европе и Японии. Более низкие темпы капиталоотдачи не смогли компенсировать относительно низкие результаты в области производительности труда.
Вследствие этого рост совокупной факторной производительности в США оставался ниже среднего уровня стран ОЭСР (таблица 2)2.
Таблица 2. Динамика совокупной факторной производительности,%
1961–1973 |
1974–1978 |
1979–1987 |
1988–1992 | |
США |
1,4 |
–0,1 |
0,4 |
0,2 |
Япония |
3,0 |
1,2 |
1,9 |
1,2 |
ФРГ |
2,5 |
1,5 |
0,6 |
1,7 |
Франция |
3,3 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
Италия |
2,5 |
1,4 |
1,2 |
1,3 |
Британия |
1,9 |
0,5 |
1,2 |
–0,2 |
Несмотря на отмеченные негативные тенденции, за последние 20 лет американская экономика стала более продуктивной и конкурентоспособной, реальная зарплата фактически не повышалась, возросло неравенство доходов, но возросла и занятость. В течение 80–90-х годов удавалось удерживать безработицу на более низком уровне, чем в других индустриальных странах. В 90-е годы уровень безработицы составлял 6,3%.
Основополагающие функции
Наблюдается адаптация антимонопольного законодательства США к приоритетам политики обеспечения конкурентоспособности национальных компаний. В условиях диверсификации организационных форм сотрудничества и структурных изменений компаний, которые выходят за рамки традиционных слияний и поглощений, современная антимонопольная политика принимает во внимание все плюсы и минусы разных форм таких объединений с народнохозяйственной точки зрения. Правительство оказывает влияние на антитрестовскую политику по двум направлениям: во-первых, публикуя “руководящие принципы” для судов и юристов, интерпретирующие законы и правила, разработанные министерством юстиции и федеральной комиссией по торговле; во-вторых, путем расследований, осуществляемых двумя вышеназванными ведомствами.
В 2008г., после более чем годового периода слушаний и исследований, министерство юстиции опубликовало доклад на 215 страницах, анализирующий Секцию 2 антитрестовского Закона Шермана. В нем в целях усиления конкурентоспособности крупнейших корпораций на мировых рынках администрация Буша попыталась смягчить подход к их монополистической практике. Однако Федеральная комиссия по торговле посчитала эти “руководящие принципы” подрывом правоприменения в области антимонопольной практики. Команда Обамы объявила о восстановлении жесткого подхода к выполнению антитрестовского законодательства. Новая глава антитрестовского отделения министерства юстиции Кристин Варни заявила, что администрация будет поощрять более мелкие компании к подаче жалоб на любое нарушение антитрестовского законодательства.
Министерство юстиции уже инициировало ряд расследований в связи с такими жалобами. Однако бизнес беспокоит тот факт, что тщательные и долговременные антимонопольные расследования в условиях кризиса замедляют сделки по слияниям и поглощениям, а фактор времени иногда является критическим для спасения отдельных компаний.
Борьба с коррупцией и злоупотреблениями в бизнесе является одной из важнейших функций американского государства. Она значительно усилилась после коррупционных скандалов в крупнейших американских корпорациях (Enron, WorldCom и т.п.). Комиссия по ценным бумагам и биржам усовершенствовала правила, касающиеся достоверности и свободного доступа к информации, отчетности руководителей корпораций и независимости аудиторов.
Летом 2002г. в США был принят Закон Сарбаниса-Оксли, который кодифицировал механизмы функционирования советов директоров акционерных обществ и топ-менеджеров компаний, правила раскрытия финансовой информации. Были усовершенствованы правила аудита в корпоративном секторе. Налоговая служба США особое внимание обратила на продажи так называемых законных схем уменьшения налогов (tax shelters), основными “поставщиками” которых являются консалтинговые компании.
После того, как разразился глобальный финансово-экономических кризис 2008–2009 г., исполнительная и законодательная ветви власти сконцентрировали усилия на борьбе со “злоупотреблениями” в финансовом секторе. Государственные органы на федеральном уровне, а за тем и на уровне штатов начали в 2008 г. (и продолжили при новой администрации) расследования деятельности финансовых компаний на предмет их “вклада” в ипотечный и финансовый кризис.
В мае 2009г. вступили в силу инициированные администрацией Закон о борьбе с мошенничеством и преодолении его последствий, и Закон о подотчетности, ответственности и раскрытии информации о кредитных картах.
Еще в 1977 г. в США был принят закон (Foreign Corrupt Practices Act), согласно которому дача взятки иностранцам в процессе деловых отношений считается уголовным преступлением. Под давлением США страны-участницы ОЭСР подписали Конвенцию о борьбе с коррупцией, она вошла в силу после ее ратификации основными участниками в феврале 1999 г. США очень жестко используют механизмы правоприменения. Так, бывший конгрессмен Джефферсон, замешанный в злоупотреблениях властью и даче взятки правительству Нигерии, получил 13 лет тюрьмы.
Важнейшим направлением государственной политики в течение всего послевоенного периода была разработка национальной стратегии инновационного развития, ориентированной на поддержание мирового технологического лидерства страны. Эта стратегия предопределила основные приоритеты национальных усилий в сфере фундаментальных и прикладных НИОКР. В 1990-е гг. – период динамичного формирования “экономики знаний” – государственная политика стала более системной, ориентированной на эффективное использование инноваций для решения общенациональных социально-экономических задач и для укрепления конкурентных позиций в глобальной экономике. Администрация Буша-мл. инициировала амбициозную программу повышения конкурентоспособности США.
Информация о работе Приоритеты экономической политики и стратегии США