Приоритеты экономической политики и стратегии США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Глобальный финансово-экономический кризис конца первого десятилетия XXI века активизировал дискуссии о роли и месте государства в экономике, которые велись в мировой научной литературе на протяжении последних полутора веков. Вопрос о государстве занимает важное место во многих экономических теориях, относящихся к консерватизму, реформизму, кейнсианству, неоклассической школе, неолиберализму, институционализму и неоинституционализму.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Характерные черты экономического развития США 5
3. Приоритеты государственной экономической политики первого десятилетия XXI века 8
3.1. Стратегия и направления в экономической политике 9
3.2. Направления в социальной политике и здравоохранении 11
http://russian.moscow.usembassy.gov/obama-un2.html - Выступление президента Барака Обамы на Генеральной Ассамблее ООН 14
3.3. Стратегия в области энергетики 15
3.4. Миграционная политика 15
4. Приоритеты внешнеэкономической стратегии США и механизмы их реализации 16
4.1. Стратегия развития малого и среднего бизнеса 17
4.2. Направления в области национальной безопасности 18
4.3. Стратегия внешней торговли 20
4.4. Направления в финансовой сфере 22
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Приоритеты экономической политики и стратегии США.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КРАСНОЯРСК 2012

 

Оглавление

 

Введение

Глобальный финансово-экономический  кризис конца первого десятилетия XXI века активизировал дискуссии  о роли и месте государства  в экономике, которые велись в мировой научной литературе на протяжении последних полутора веков. Вопрос о государстве занимает важное место во многих экономических теориях, относящихся к консерватизму, реформизму, кейнсианству, неоклассической школе, неолиберализму, институционализму и неоинституционализму.

В отдельные периоды исторического  развития на авансцену выдвигались  разные направления теоретического анализа, обосновывающие рациональные пределы вовлеченности государства  в рыночную экономику. С определенной периодичностью они ложились в основу перестройки государственного вмешательства в экономику.

В ХХ веке в США произошли два глубоких переворота в государственной экономической политике. Первый относится к годам Великой депрессии и последовавшего нового курса Рузвельта, в основе которого лежало кейнсианское учение (стимулирование спроса и масштабное перераспределение национального дохода через федеральный бюджет). Одновременный рост безработицы и инфляции во второй половине 1970-х гг. поставил под сомнение постулаты кейнсианства, казавшиеся незыблемыми после Великой депрессии. Произошла существенная трансформация государственной политики, получившей название “рейганомика”. Большое влияние на экономическую политику администрации Рейгана оказали Милтон Фридман и школа “экономики предложения”, прежде всего Джордж Гилдер и Артур Лаффер. Республиканцы традиционно являются последователями “экономики предложения”.

К концу ХХ века четкие границы  между экономическими платформами двух партий стали размываться; наблюдается преемственность в магистральных направлениях предпринимаемых социально-экономических мер. Это естественная тенденция. В условиях демократии политическая элита вынуждена улавливать настроения электората, а отлаженная американская система формирования государственной политики позволяет выявлять потребности, поддерживающие эффективность экономики, а также вызовы и угрозы социально-экономическому развитию страны, при том, что они в большинстве своем стали носить глобальный характер. Все это сформировало фундамент для третьей “трансформационной волны” в государст венной политике в разгар глобального финансово-экономического кризиса 2008– 2009 гг.

 

  1. Характерные черты экономического развития США

Сегодняшний уровень развития экономики США – результат длительного развития. Страна имеет чрезвычайно диверсифицированную экономику с высокой степенью самообеспеченности сырьевыми материалами. Ее недра содержат крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствует ведению высокопроизводительного хозяйства. Благодаря этому в стране производится почти весь спектр сельскохозяйственной продукции– от ржи до цитрусовых.

Особенности развития.

Характерная черта прошедших десятилетий  – относительное ослабление позиций  США в мировом хозяйстве, в  основе которого лежит целый ряд  факторов внутреннего и внешнего порядка. Среди них сокращение технологического разрыва в ряде новейших отраслей промышленности между США и другими западными странами, рост производства в странах Восточной Азии, к которым перешли сравнительные преимущества в традиционных отраслях и ряде наукоемких производств.

Во внутренней сфере экономическое  развитие отягощалось дефицитностью  государственного бюджета. Огромное увеличение военных расходов, сокращение налогов  привели к увеличению бюджетных  дефицитов с 74 млрд. долл. в 1980 г. до 290 млрд. долл. в 1992 г. и 164 млрд. долл. в 1995 г. Вместе с дефицитом рос и государственный внутренний долг, для покрытия которого приходилось выпускать новые государственные облигации, вследствие чего отвлекались денежные ресурсы, необходимые для инвестиций. Суммарно он превысил 4 трлн. долл., увеличившись за 80–90-е годы более чем в пять раз.

В 1991 г. впервые с конца 50-х годов  государственный долг превысил половину ВВП страны (1980 г. – 27,2% ВВП, 1995 г. – 68% ВВП). Это выше, чем в Германии, Франции или Британии. Затраты на выплаты процентов превышают все федеральные расходы на образование, науку, транспорт, жилищное строительство и специальное вспомоществование. В этих условиях существенно возросла роль кредитной и денежной политики в качестве стабилизирующего элемента в системе государственного регулирования экономики.

Дефицит собственных денежных ресурсов, сложившийся с начала 80-х годов, вызвал острую конкуренцию за доступ к ним между государством, которому они были нужны для покрытия бюджетного дефицита, корпорациями – для инвестиций и населением – для потребительского кредита и других целей. В итоге произошло резкое повышение процентных ставок, благодаря чему в США устремился иностранный денежный капитал, который восполнил нехватку ресурсов на внутреннем рынке. В конечном счете это выразилось в том, что в течение всех 80-х годов инфляцию в США удалось удерживать в пределах 5% на годовом уровне. В 90-х годах уровень инфляции был на уровне 2,6–4% в год, что соответствовало уровню промышленно развитых стран в целом.

В 80–90-е годы в целом среднегодовые темпы прироста ВВП в США были несколько выше, чем в других странах (таблица 1)1.

Таблица 1. Среднегодовые темпы экономического роста, %

 

ВВП

Подушевой ВВП

1981–1990

1991–1995

1981–1990

1991–1995

США

2,9

1,9

2,0

0,8

ЕС (15 стран)

2,3

1,3

2,0

0,9

Япония

4,1

1,3

3,5

1,0

Все промышленно развытые страны

 

2,9

 

1,5

 

2,3

 

0,9


Данная тенденция появилась, несмотря на то, что по уровню капиталовложений США уступали всем западным странам  на 2-3 пункта. Валовые капиталовложения США в 1980 г. равнялись 20,2%, в 1985 г. – 20,7%, в 1990 г. – 17,4%, в 1994 г. – 17,7% ВВП. Снижение доли капиталовложений исследователи связывают со снижением цен на инвестиционные товары относительно других составных частей ВВП.

Подсчеты частных капиталовложений в основной капитал на базе неизменных цен показывают, что их доля остается относительно стабильной в течение последних 35 лет.

В результате относительно низкого  уровня инвестиций в США разрыв с  другими странами в объеме капитала, приходящегося на одного рабочего, снизился. В Японии показатели капиталовооруженности труда в обрабатывающей промышленности повысились с 39% от уровня США в 1970 г. до 69% в 1988 г., в ФРГ – с 55 до 82%.

Низко затратная стратегия американских компаний распространилась также на вопросы заработной платы и подготовки рабочей силы. Проблемы в области профессиональной подготовки в сочетании с высокой долей лиц, не закончивших среднюю школу, и низким уровнем полученных знаний обуславливают более низкие темпы производительности труда. Темпы роста производительности труда, начиная с 1960 г., снижались более быстрыми темпами, чем в странах Западной Европы и Японии. В результате промышленные страны значительно приблизились к уровню США по производительности труда, но до сих пор США опережают на 20% японских и западноевропейских конкурентов, чему способствует компьютеризация рабочих мест, минитиарюзация производственного оборудования, сокращение складских запасов. Одной из форм интенсификации труда наемной рабочей силы является "соучастие", развитие собственности работников. В 1995 г. различные планы выкупа собственности охватывали до 12% рабочей силы. В целом работники владеют 4% акций тысячи крупнейших корпораций.

Сравнительная динамика капиталоотдачи была противоположна динамике роста производительности труда. В 1960–1973 гг. среднегодовые темпы роста капиталоотдачи в США в отличие от других стран были положительными. В 70–80-е годы они стали отрицательными, но падение капиталоотдачи было менее ярко выраженным, чем в Западной Европе и Японии. Более низкие темпы капиталоотдачи не смогли компенсировать относительно низкие результаты в области производительности труда.

Вследствие этого рост совокупной факторной производительности в  США оставался ниже среднего уровня стран ОЭСР (таблица 2)2.

Таблица 2. Динамика совокупной факторной производительности,%

 

1961–1973

1974–1978

1979–1987

1988–1992

США

1,4

–0,1

0,4

0,2

Япония

3,0

1,2

1,9

1,2

ФРГ

2,5

1,5

0,6

1,7

Франция

3,3

1,4

1,3

1,3

Италия

2,5

1,4

1,2

1,3

Британия

1,9

0,5

1,2

–0,2


 

Несмотря на отмеченные негативные тенденции, за последние 20 лет американская экономика стала более продуктивной и конкурентоспособной, реальная зарплата фактически не повышалась, возросло неравенство доходов, но возросла и занятость. В течение 80–90-х годов удавалось удерживать безработицу на более низком уровне, чем в других индустриальных странах. В 90-е годы уровень безработицы составлял 6,3%.

  1. Приоритеты государственной экономической политики первого десятилетия XXI века

Основополагающие функции государства  остаются перманентными; в этих областях сформированы необходимые институты и механизмы их реализации. В США ключевой задачей государства является создание благоприятных условий для саморазвития всех секторов смешанной экономики. Прослеживается преемственность деклараций Буша-мл. и Обамы о необходимости совершенствования правового климата с целью ликвидировать излишние юридические, регламентационные и экономические барьеры, мешающие развитию бизнеса. Особенный упор делается на разработку механизмов поощрения малого бизнеса.

Наблюдается адаптация антимонопольного законодательства США к приоритетам политики обеспечения конкурентоспособности национальных компаний. В условиях диверсификации организационных форм сотрудничества и структурных изменений компаний, которые выходят за рамки традиционных слияний и поглощений, современная антимонопольная политика принимает во внимание все плюсы и минусы разных форм таких объединений с народнохозяйственной точки зрения. Правительство оказывает влияние на антитрестовскую политику по двум направлениям: во-первых, публикуя “руководящие принципы” для судов и юристов, интерпретирующие законы и правила, разработанные министерством юстиции и федеральной комиссией по торговле; во-вторых, путем расследований, осуществляемых двумя вышеназванными ведомствами.

    1. Стратегия и направления в экономической политике

В 2008г., после более чем годового периода слушаний и исследований, министерство юстиции опубликовало доклад на 215 страницах, анализирующий Секцию 2 антитрестовского Закона Шермана. В нем в целях усиления конкурентоспособности крупнейших корпораций на мировых рынках администрация Буша попыталась смягчить подход к их монополистической практике. Однако Федеральная комиссия по торговле посчитала эти “руководящие принципы” подрывом правоприменения в области антимонопольной практики. Команда Обамы объявила о восстановлении жесткого подхода к выполнению антитрестовского законодательства. Новая глава антитрестовского отделения министерства юстиции Кристин Варни заявила, что администрация будет поощрять более мелкие компании к подаче жалоб на любое нарушение антитрестовского законодательства.

Министерство  юстиции уже инициировало ряд  расследований в связи с такими жалобами. Однако бизнес беспокоит тот факт, что тщательные и долговременные антимонопольные расследования в условиях кризиса замедляют сделки по слияниям и поглощениям, а фактор времени иногда является критическим для спасения отдельных компаний.

Борьба  с коррупцией и злоупотреблениями в бизнесе является одной из важнейших функций американского государства. Она значительно усилилась после коррупционных скандалов в крупнейших американских корпорациях (Enron, WorldCom и т.п.). Комиссия по ценным бумагам и биржам усовершенствовала правила, касающиеся достоверности и свободного доступа к информации, отчетности руководителей корпораций и независимости аудиторов.

Летом 2002г. в США был принят Закон  Сарбаниса-Оксли, который кодифицировал  механизмы функционирования советов  директоров акционерных обществ и топ-менеджеров компаний, правила раскрытия финансовой информации. Были усовершенствованы правила аудита в корпоративном секторе. Налоговая служба США особое внимание обратила на продажи так называемых законных схем уменьшения налогов (tax shelters), основными “поставщиками” которых являются консалтинговые компании.

После того, как разразился глобальный финансово-экономических  кризис 2008–2009 г., исполнительная и законодательная  ветви власти сконцентрировали усилия на борьбе со “злоупотреблениями” в финансовом секторе. Государственные органы на федеральном уровне, а за тем и на уровне штатов начали в 2008 г. (и продолжили при новой администрации) расследования деятельности финансовых компаний на предмет их “вклада” в ипотечный и финансовый кризис.

В мае 2009г. вступили в силу инициированные администрацией Закон о борьбе с  мошенничеством и преодолении его  последствий, и Закон о подотчетности, ответственности и раскрытии информации о кредитных картах.

Еще в 1977 г. в США был принят закон (Foreign Corrupt Practices Act), согласно которому дача взятки иностранцам в процессе деловых отношений считается уголовным преступлением. Под давлением США страны-участницы ОЭСР подписали Конвенцию о борьбе с коррупцией, она вошла в силу после ее ратификации основными участниками в феврале 1999 г. США очень жестко используют механизмы правоприменения. Так, бывший конгрессмен Джефферсон, замешанный в злоупотреблениях властью и даче взятки правительству Нигерии, получил 13 лет тюрьмы.

Важнейшим направлением государственной политики в течение всего послевоенного  периода была разработка национальной стратегии инновационного развития, ориентированной на поддержание  мирового технологического лидерства страны. Эта стратегия предопределила основные приоритеты национальных усилий в сфере фундаментальных и прикладных НИОКР. В 1990-е гг. – период динамичного формирования “экономики знаний” – государственная политика стала более системной, ориентированной на эффективное использование инноваций для решения общенациональных социально-экономических задач и для укрепления конкурентных позиций в глобальной экономике. Администрация Буша-мл. инициировала амбициозную программу повышения конкурентоспособности США.

Информация о работе Приоритеты экономической политики и стратегии США