Приоритеты экономической политики и стратегии США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Глобальный финансово-экономический кризис конца первого десятилетия XXI века активизировал дискуссии о роли и месте государства в экономике, которые велись в мировой научной литературе на протяжении последних полутора веков. Вопрос о государстве занимает важное место во многих экономических теориях, относящихся к консерватизму, реформизму, кейнсианству, неоклассической школе, неолиберализму, институционализму и неоинституционализму.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Характерные черты экономического развития США 5
3. Приоритеты государственной экономической политики первого десятилетия XXI века 8
3.1. Стратегия и направления в экономической политике 9
3.2. Направления в социальной политике и здравоохранении 11
http://russian.moscow.usembassy.gov/obama-un2.html - Выступление президента Барака Обамы на Генеральной Ассамблее ООН 14
3.3. Стратегия в области энергетики 15
3.4. Миграционная политика 15
4. Приоритеты внешнеэкономической стратегии США и механизмы их реализации 16
4.1. Стратегия развития малого и среднего бизнеса 17
4.2. Направления в области национальной безопасности 18
4.3. Стратегия внешней торговли 20
4.4. Направления в финансовой сфере 22
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Приоритеты экономической политики и стратегии США.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Закон 2007 г. добавил 6 новых факторов для обязательного рассмотрения Комитетом по иностранным инвестициям: потенциальный эффект сделки на критическую инфраструктуру, включая энергетический сектор; потенциальный эффект на критические технологии в США; является ли рассматриваемая сделка трансакцией, контролируемой иностранным правительством. Должна быть дана оценка того, насколько страна-экспортер осуществляет режим контроля за нераспространением, насколько она взаимодействует с США в контртеррористической борьбе и возможна ли в результате сделки передача технологий военного назначения.

Комитет должен также рассмотреть  долгосрочный прогноз спроса со стороны  США на энергетические источники  и на другие критические ресурсы  и материалы. При этом президент  может потребовать проанализировать и другие факторы в связи с проведением расследования. Закон требует докладывать конгрессу обо всех случаях расследований; эти доклады должны стать публичными, исключая разделы, содержащие секретную информацию. Кроме того, иностранные инвестиции подвергаются расследованию в контексте антимонопольного законодательства в соответствии с процессом уведомления (Hart-Scott-Rodino premerger notification process).

Вместе с тем, пример продажи  американского “Guaranty Bank” испанскому банку “BancoBilbao Vizcaya Argentaria” (BBVA) летом 2009 г. показывает, что в годы кризиса государство готово предпринять неординарные меры. Федеральные регуляторы стали посредниками при продаже отделений, большинства депозитов и активов обанкротившегося банка, при этом Федеральная комиссия по страхованию вкладов согласилась не только выкупить оставшиеся от продажи активы “Guaranty Bank” на сумму в 1 млрд долл., но и покрыть убытки этого банка на сумму в 9,7 млрд долл.

    1. Стратегия внешней торговли

В центре торговой политики США последнего десятилетия были переговоры в рамках ВТО, с тех пор как этот раунд был запущен в Дохе в 2001 г. Администрация Буша-мл. приложила большие усилия, чтобы вдохнуть новую жизнь в эти переговоры, оказывая давление через двусторонние встречи, различные форумы лидеров. Администрация Б. Обамы находится в поисках новых подходов к многосторонним торговым переговорам, связывая свои дальнейшие уступки развивающимся странам с их встречными обязательствами расширить доступ американской промышленной продукции и услуг на свои рынки.

В первый год своего пребывания администрация  Б. Обамы посылает противоречивые сигналы  по поводу внешнеторгового курса  США. Во время своей избирательной  кампании Б. Обама сделал ряд заявлений  протекционистского характера. В частности, он заявил, что НАФТА стоила Соединенным Штатам 1 млн. рабочих мест и что он потребует пересмотра соглашения. Будучи кандидатом, он также критиковал американские ТНК за их инвестиции за границей, однако ближе к дате выборов смягчил риторику. А его базовый посыл на многосторонние отношения с другими государствами давал основания сторонникам глобализации надеяться, что новая администрация не пойдет на жесткие протекционистские меры.

Тем не менее, в первый год своей  деятельности администрация предприняла  ряд неоднозначных шагов. В частности, компания General Motors получила от государства 50 млрд. долл. субсидий. Это идет в разрез с предыдущей политикой США, которые много лет обвиняли ЕС в поддержке корпорации Airbus. Торговые партнеры высказывают озабоченность, что в основе так называемого стимулирующего пакета лежит положение “покупай американское”. Б. Обама прямо не опровергает этих обвинений, а только подчеркивает, что США не будут нарушать своих торговых обязательств.

Президент Обама подписал законопроект, в который конгресс, ссылаясь на интересы национальной безопасности, включил весьма противоречивое положение, которое затормозило программу трансграничных грузовых перевозок с Мексикой. В ответ мексиканские власти объявили, что введут новые тарифы на ввоз американских товаров на сумму в 2,4 млрд долл. Администрация Обамы пообещала разработать новую программу, которая бы сняла беспокойство конгресса в области безопасности и одновременно поддержала бы обязательства США в отношении партнеров по НАФТА.

Хотя Б. Клинтон во время избирательной кампании 1992 г. критиковал НАФТА, он не требовал заново пересмотреть проект соглашения с Мексикой и Канадой, а добился дополнительных соглашений, касающихся вопросов труда и окружающей среды. Демократы в палате представителей в большинстве своем голосовали против соглашения НАФТА, и оно прошло только благодаря всеобъемлющей поддержке республиканцев. Во время президентства Буша демократическое меньшинство в конгрессе выступало против предоставления новых переговорных полномочий президенту, а также против соглашений о свободной торговле. Соединенные Штаты заключили соглашение о свободной торговле (помимо партнеров по НАФТА) с 15 странами. В период с 2001 по 2007г.г. американский экспорт в 11 стран, с которыми уже действовали соглашения о свободной торговле, рос на 70% быстрее, чем экспорт в остальные страны мира. Хотя на эти государства падает только 7% мирового объема ВВП, на них приходился 41% общего американского экспорта. Весной 2007г. после многомесячной безуспешной борьбы с демократическими лидерами конгресса администрация Буша согласилась включить в соглашения о свободной торговле новые требования к партнерам: принять так называемые базовые трудовые стандарты, разработанные Международной торговой организацией, и новые требования по охране окружающей среды (Соглашение от 10 мая 2007 г.).

С наступлением “новой демократической  эры” в конгрессе президенту (даже демократу) очень трудно проводить  какую-либо независимую политику в  области внешней торговли, учитывая сильную антиглобалистскую коалицию демократического большинства в палате представителей. Так, 24 июня 2009 г. демократы внесли на рассмотрение конгресса законопроект, который, в случае принятия, существенно пересмотрит американскую торговую политику. “Торговые стычки” стали постоянным явлением, но обычно стороны находят компромисс.

    1. Направления в финансовой сфере

В США осознали необходимость более  тесного международного сотрудничества в области выработки совместных действий для выхода из глобального  финансово-экономического кризиса. Чтобы  поддержать мировой рынок краткосрочного кредитования, в 2008 г. ФРС расширила своп линии с ЕЦБ и открыла новые своп линии с ЦБ Японии, Канады, Австралии и др. США и их партнеры также прибегли к беспрецедентной мере – скоординированному снижению процентных ставок Федеральной резервной системой и рядом Центробанков.

Одним из пяти основных направлений  американской реформы финансового  регулирования, объявленной приоритетом  администрации Обамы, является повышение  международных стандартов регулирования  и укрепление международного сотрудничества. Эти предложения сочетают в себе принципы, которыми США руководствуются при реформе регулирования внутренних финансовых рынков, с шагами по реализации ряда задач, поставленных в апреле 2009 г. на саммите “большой двадцатки” в Лондоне. По мнению Б. Обамы, учитывая глобальный характер современных вызовов, все страны должны последовать примеру США и выделить более значительные бюджетные средства на антикризисные меры, а в дальнейшем установить высокие стандарты финансового регулирования. Со схожих позиций президент США выступал на саммите лидеров “большой двадцатки” в апреле и на саммите “большой восьмерки” в июле 2009 г. Реформировав свою систему, США будут более настойчиво предлагать мировому сообществу свои стандарты.

США усилили нажим на оффшоры и так называемые “надежные гавани” Так, США все-таки вынудили швейцарский банк USB открыть информацию о счетах около 4500 американских граждан, в отношении которых есть подозрения в уклонении от налогов. Американская администрация также объявила о намерениях отменить налоговые льготы транснациональных корпораций на прибыль, получаемую от деятельности их филиалов за границей. Представители консервативных кругов заявили, что такая мера подорвет конкурентоспособность американских ТНК на мировых рынках.

 

Заключение

США обладают самым крупным в  мире научно-техническим потенциалом, который является в современных  условиях решающим фактором развития экономики и конкурентоспособности  в мировом хозяйстве. Ежегодные  ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятых.

США продолжают оставаться крупнейшим в мире производителем продукции  высоких технологий. Еще одной сферой, где американцы удерживают очень прочные позиции, является обработка накопленных массивов знаний и предоставление информационных услуг.

Однако в последние годы, за период своего правления администрация не только обозначила приоритеты своей экономической политики, но и иерархию этих приоритетов, исходя из остроты текущих проблем. Обама в значительной степени стал заложником своих предвыборных обещаний. Ему не удалось выполнить свое программное обещание «обуздать вашингтонскую бюрократию». Сама система формирования экономической политики в США препятствует резкому изменению курса. И хотя избирательная кампания Б. Обамы под лозунгом «перемен» оказалась успешной, американское общество не готово принять так много перемен по различным направлениям государственной политики. Тем более, что часто речь идет о фундаментальных ценностях американцев, для которых сохранение духа свободного предпринимательства и инициативы иногда выше задачи преодоления социального неравенства. Б. Обаме приходится повторять, что его программы не ведут к «социализму». В целом же современные вызовы, связанные со многими сторонами социально экономического развития, в условиях глобализации требуют совершенствования законодательства, что неизбежно усиливает роль государства.

 

Список литературы

  1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов – 2007 - 3 издание.
  2. Информационный ресурс - http://www.webeconomy.ru – Мировая экономика
  3. Информационный ресурс - http://www.xserver.ru – On-Line библиотека
  4. Информационный ресурс - http://russian.moscow.usembassy.gov/ - Посольство соединенных штатов
  5. Экономика США: Учебник для вузов /Под ред. В.Б. Супяна. СПб, 2003.
  6. Государственная экономическая политика США: современные тенденции. М., 2002.
  7. Журнал «Эксперт» №37 (674) /28 сен 2009
  8. Журнал теории международных отношений и мировой политики «Международные процессы» Том 8, № 3(24). Сентябрь - декабрь 2010
  9. Современные США: тенденции внутренней и внешней политики. СПб. - 2004.

1 World Economic and Social Survey 1996. UN., С. 307

2 World Economic and Social Survey 1995. UN., С.299.

3 http://www.webeconomy.ru/

4 http://russian.moscow.usembassy.gov/obama-un2.html - Выступление президента Барака Обамы на Генеральной Ассамблее ООН

5 Журнал «Эксперт» №37 (674) /28 сен 2009 - Саммит G20 в Питтсбурге

6 Журнал теории международных отношений и мировой политики «Международные процессы» Том 8, № 3(24). Сентябрь - декабрь 2010




Информация о работе Приоритеты экономической политики и стратегии США