Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:54, контрольная работа
Глобальный финансово-экономический кризис конца первого десятилетия XXI века активизировал дискуссии о роли и месте государства в экономике, которые велись в мировой научной литературе на протяжении последних полутора веков. Вопрос о государстве занимает важное место во многих экономических теориях, относящихся к консерватизму, реформизму, кейнсианству, неоклассической школе, неолиберализму, институционализму и неоинституционализму.
1. Введение 3
2. Характерные черты экономического развития США 5
3. Приоритеты государственной экономической политики первого десятилетия XXI века 8
3.1. Стратегия и направления в экономической политике 9
3.2. Направления в социальной политике и здравоохранении 11
http://russian.moscow.usembassy.gov/obama-un2.html - Выступление президента Барака Обамы на Генеральной Ассамблее ООН 14
3.3. Стратегия в области энергетики 15
3.4. Миграционная политика 15
4. Приоритеты внешнеэкономической стратегии США и механизмы их реализации 16
4.1. Стратегия развития малого и среднего бизнеса 17
4.2. Направления в области национальной безопасности 18
4.3. Стратегия внешней торговли 20
4.4. Направления в финансовой сфере 22
Заключение 24
Список литературы 25
В современных условиях важнейшими направлениями политики стало формирование “ответов” на вызовы, связанные с внутренними проблемами социального и демографического характера, а также на “вызовы глобализации”. Так как эти вызовы требуют долговременного решения, наблюдается преемственность магистральных направлений государственной экономической политики (со значительным расхождением в акцентах) двух последних администраций. Б. Обаме, пришедшему к власти в разгар глобального финансово-экономического кризиса, пришлось столкнуться с новым вызовом и обозначить иерархию приоритетов своей администрации. Естественно, первоочередной задачей стала выработка антикризисных мер3.
Несмотря на кризис, президент Обама в центр своей внутренней политики в первый год правления по ставил реформу американской системы здравоохранения. Ключевая цель реформы – сделать медицинское страхование в США универсальным, доступным для более широкого круга американцев, а также сократить растущие год от года расходы на медицину. Чтобы снизить эти расходы, три последние администрации (от Б. Клинтона до Б. Обамы) декларировали необходимость предоставлять потребителям больше информации о стоимости услуг и расширять возможность выбора. Выдвинутый в 1993 г. правительством Клинтона план реформирования здравоохранения США был фактически провален большинством конгресса.
В настоящее время у 46 млн американцев нет медицинской страховки, а еще 25 млн имеют недостаточное страховое покрытие. При этом, по данным официальной статистики, в США на здравоохранение тратится около 16% ВВП, и если тенденция не изменится, то в 2017 г. эти расходы составят 19,5% ВВП. Так как во многих случаях страховка оплачивается работодателями, то потеря работы для многих жителей означает потерю страховки, что особенно актуально при росте безработицы в кризисные годы. Исследование, проведенное в Гарвардском университете, показало, что приблизительно 60% всех личных банкротств в США (700 тысяч случаев ежегодно) вызвано медицинскими долгами. Крупнейшим покупателем услуг здравоохранения является федеральное правительство, на которое приходится приблизительно 1/3 всех расходов в этой области. Государство предоставляет услуги пожилым американцам и людям с низкими доходами через программы Medicare и Medicaid, созданные еще в 1965 г., а также ветеранам, военнослужащим и ряду других гражданских лиц по различным программам помощи. Растущие расходы на здравоохранение ложатся тяжелым бременем на бюджет. Президент поставил на карту свой политический вес и престиж, обосновывая предложенную реформу не только своими “моральными обязательствами” в связи с предвыборными обещаниями, но и необходимостью смотреть в будущее страны. Б. Обама подчеркнуто вынес этот во прос на обсуждение в национальном масштабе.
Вокруг новой инициативы президента ведутся широкие дискуссии, прекрасно демонстрирующие вовлечение всего общества в процесс принятия решений. Предлагаемая реформа задевает интересы страховых и фармацевтических компаний, зарабатывающих на несовершенстве действующей системы, поэтому они являются наиболее яростными противниками перемен.
Ассоциация
врачей, наоборот, в целом поддерживает
предложенный правительством проект.
Республиканцы и часть
К настоящему времени в стране сформирована многоярусная пенсионная система. Большинство заканчивающих трудовую деятельность получают пенсию из двух и даже более источников: государственная пенсия, частная пенсия по месту работы, аннуитеты в страховых компаниях, накопления на индивидуальных пенсионных счетах. Вместе с тем, именно ОФП во многом решила проблему бедности для пожилых людей. Если в 1950-е гг. свыше 40% престарелых американцев жили в бедности, то в 2007 г. – лишь около 10%. В основном это люди, которые по каким либо причинам не сумели заработать право на полную государственную пенсию. В то же время многоуровневая система отучает население от иждивенческих настроений, давая право выбора.
Администрация Буша в качестве краеугольного камня своей социальной политики рассматривала разработку реформы государственной программы социального обеспечения, прежде всего пенсионной системы. На ней замкнулись и проблемы решения дефицита федерального бюджета. Здесь лежит водораздел подходов демократической и республиканской партий по вопросам решения проблемы “бедные богатые”. Республиканская администрация замахнулась на “священную корову”, включив в план решения проблемы частичную приватизацию пенсионной системы. Современный финансовый кризис показал, насколько сильно пенсионеры подвергают риску свои сбережения в частных накопительных фондах. По расчетам бывшего министра финансов Р. Рубина, новые частные счета совместно с прогрессивным индексированием потребовали бы для дополнительного заимствования более 1 трлн долл. в первые 10 лет и более 3 трлн долл. во втором десятилетии. Параллельный план А. Гора предполагал дополнить ОФП новой добровольной накопительной пенсионной программой, не демонтируя национальную распределительную систему. Администрация Буша-мл. не смогла провести свои инициативы даже в годы республиканского большинства в конгрессе.
В сентябре 2009 г. президент Обама выступил с рядом инициатив, направленных на совершенствование пенсионной системы в США4. В целом они носят очень ограниченный характер и ориентированы на то, чтобы в условиях рецессии сделать личные пенсионные счета в рамках плана 401(к) более гибкими и доступными для всех наемных работников, включая занятых в малом бизнесе. Кроме того, президент предложил пересмотреть законодательство о банкротстве, чтобы разорившиеся компании выполняли в первую очередь обязательства полной выплаты пенсионных отчислений своим сотрудникам. Барак Обама также хочет ввести нормы, обязывающие пенсионные фонды полностью раскрывать свои вложения. Администрация Обамы сконцентрировалась на реформе здравоохранения, но в ближайшей перспективе ей предстоит решать и проблему поддержания государственного ОФП.
В экономической политике США начала XXI века ключевое место также занимают вопросы энергетической безопасности (включая развитие “чистой энергетики”), изменения климата и проблемы, связанные с иммиграцией.
Закон 2005 г. об энергетической политике представлял собой важный шаг вперед в области энергетической безопасности. Он стимулировал энергосбережение, определив механизмы, способствующие эффективному потреблению энергии в жилищном секторе и сокращению потребления энергии федеральным правительством, поставил задачи расширения энергоснабжения страны из возобновляемых источников и поддержания энергетически эффективных транспортных средств нового поколения. Закон 2007 г. об энергетической независимости и безопасности США утвердил внедрение обязательного стандарта по возобновляемому топливу и по экономии топлива. В целом эта стратегическая линия продолжается и с приходом нового президента.
Энергетическая политика Обамы
еще более ориентирована на повышение
энергоэффективности и
В отличие от предыдущей администрации, “взорвавшей” Киотский протокол и тормозившей посткиотский процесс, США при президентстве Обамы не только активно включились в подготовку “посткиотского соглашения”, но и пытаются перехватить у Европы знамя лидерства в борьбе за сокращение глобального потепления.
Еще одним важнейшим направлением правительственной политики остается регулирование процессов миграции и решение проблем адаптации новых членов общества. Любые изменения в иммиграционном законодательстве являются политически взрывоопасными. Острота обсуждения в США законопроекта который предполагал создание сложной трехъярусной системы определения, кто из нелегальных иммигрантов может остаться в США предложенного администрацией Буша-мл., показала, что в стране нет консенсуса по этим вопросам.
В мае 2006 г. сенат одобрил законопроект. Палата представителей заняла более жесткую позицию, поддерживая прежде всего силовые методы борьбы с нелегальной иммиграцией. Попытка достигнуть компромиссного решения провалилась. Представители конгресса вынуждены были отстаивать интересы, прежде всего своего штата, особенно в преддверии промежуточных выборов 2006г. Фактически, было одобрено только строительство забора вдоль мексикано-американской границы.
Вопросы иммиграционного
Хотя прямое государственное финансирование не занимает приоритетное место в инструментах внешнеэкономического регулирования США, государство (за которым стоит огромный общеэкономический потенциал страны) играет беспрецедентную роль в формировании благоприятной для Соединенных Штатов конкурентной среды.
В 1990-е гг. США закрепили свое положение сверхдержавы, не имеющей равных по мощи соперников. Однако, если во внешнеполитических отношениях в годы президентства Буша-мл. была видна явная тенденция отказа США от подписания каких-либо официальных соглашений, которые связывали бы им руки, то во внешнеэкономических отношениях Соединенные Штаты, даже будучи на пике своего могущества, не могли себе этого позволить (хотя, как показал пример отказа от ратификации Киотского протокола, делали подобные попытки).
Фактически, США постоянно “примеряют” свою модель социально-экономического развития к остальному миру, ставя в перспективе задачу интернационализировать американские приоритеты. Это было особенно ярко выражено в годы правления администрации Буша-мл. и республиканского большинства в конгрессе, но и многие элементы идеологических установок демократов (в частности, подходы к трудовым и экологическим стандартам) свидетельствуют о том, что эта стратегия будет продолжена. В этом заключается и сила, и слабости анализируемой стратегии.
Глобализация подталкивает США к тесной увязке инструментария внутриэкономической и внешнеэкономической политики. Активно включаясь в систему международного экономического взаимодействия, США широко используют механизмы конкуренции, кооперации и партнерства, которые были сначала отработаны на внутреннем рынке. Взаимозависимость экономических параметров обусловливает заинтересованность в экономическом росте и стабильности других стран, дает государствам значительные рычаги воздействия друг на друга, ставя перед США все более сложные задачи при выработке внешнеэкономической политики. США последовательно формируют благоприятную среду, используют политические и экономические рычаги для создания “открытых экономик”, решения глобальных проблем, отрабатывают превентивные меры устранения глобальных конфликтов, одновременно тем самым подключают мировое сообщество к решению приоритетных для себя вопросов. В то же время они закрепляют за собой наиболее перспективные рынки сбыта. На это ориентирована стратегия как корпораций, так и государства.
Одной из приоритетных задач внешнеэкономической государственной политики является учет интересов малого и среднего бизнеса. Разработаны особые программы стимулирования экспорта таких фирм, инструменты поддержки по организационной линии (обеспечение их подробной информацией о рынках сбыта, организация профессиональных семинаров и практических конференций, содействие в получении заказов, организация выставок и ярмарок). Сформированы институты, которые не позволяют проигнорировать интересы малого и среднего предпринимательства на международных переговорах.
Соединенные Штаты для достижения своих стратегических целей широко прибегают к “фактору силы”, разработав особый механизм давления на мировое сообщество. США интенсивно использовали привлекательность американских технологий и своего рынка для торга и нажима на партнеров. США – единственное государство, имеющее в своем законодательстве статьи, кодифицирующие карательный механизм экстерриториального характера. Применение таких санкций – один из основных раздражителей в отношениях с другими странами. Вместе с тем, США сохраняют очень жесткий режим экспортного контроля над товарами и технологиями двойного назначения. Соединенные Штаты достаточно откровенно используют свои финансовые вклады в международные организации как инструмент торга. Наглядным примером являются взаимоотношения США с МВФ и Мировым банком.
С укреплением экономических
В годы правления администрации
Буша-мл. в государственной политике
усилился фактор национальной безопасности.
В 2007 г. был принят новый закон
об иностранных инвестициях и
национальной безопасности (Foreign Investment
and National Security Act). Он дополнил и усилил закон
Информация о работе Приоритеты экономической политики и стратегии США