Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть процесс формирования кадрового резерва в условиях профессионально-технического образования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить теоретические основы формирования кадрового резерва;
проанализировать развитие профессионально-технического образования в Республике Беларусь;
определить роль профессионально-технического образования в процессе формирования кадрового резерва.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы кадрового резерва……………………………………..4
1.1 Понятие и классификация кадрового резерва, принципы и источники его формирования ……………………………….……………………………………..4
1.2 Этапы работы с кадровым резервом…………………………………….……6
2 Профессионально-техническое образование как одно из условий формирования кадрового резерва в Республике Беларусь..………..……….…12
2.1 Оценка развития профессионально-технического образования в Республике Беларусь……………………………………………………….…………………...12
2.2 Основы кадровой работы с резервом в Республике Беларусь…………….14
Заключение…………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………….…20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы кадрового резерва……………………………………..4
1.1 Понятие и классификация кадрового резерва, принципы и источники его формирования ……………………………….……………………………………..4
1.2 Этапы работы с кадровым резервом…………………………………….……6
2 Профессионально-техническое образование как одно из условий формирования кадрового резерва в Республике Беларусь..………..……….…12
2.1 Оценка развития
2.2 Основы кадровой работы с резервом в Республике Беларусь…………….14
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….…
Введение
На современном
этапе развития Республики Беларусь
профессиональная компетентность населения
становится одним из важнейших условий
устойчивого развития общества, обеспечения
конкурентоспособности
Развитие
экономики в условиях демографического
спада порождает «кадровую» проблему,
серьезность которой
Профессионально-техническое образование является одним из важнейших источников формирования кадрового потенциала отраслей экономики и социальной сферы в Республике Беларусь, гарантом интеллектуального, культурного и духовно-нравственного развития молодежи.
Основной целью Государственной программы развития профессионально-технического образования на 2011 - 2015 годы является развитие системы профессионально-технического образования, способной удовлетворять потребности организаций в кадрах требуемого уровня квалификации и качества, содействовать реализации принципов непрерывности общего и профессионального образования в стране, обеспечивать эффективное использование финансовых и материальных ресурсов.
Поставленная цель имеет комплексный характер и достигается путем решения задач, одной из которых является повышение уровня профессиональной квалификации руководящих кадров учебных заведений профессионально-технического образования.
Цель работы – рассмотреть процесс формирования кадрового резерва в условиях профессионально-технического образования в Республике Беларусь.
Задачи:
1 Теоретические основы кадрового резерва
Еще в опыте работы с персоналом в СССР подготовка кадрового резерва занимала значительное место. И в нынешний период практически все средние и особенно крупные компании строят системы управления кадровым резервом. Причины все более возрастающей популярности построения систем кадрового резерва очевидны.
На
стадии бурного роста рынка возник
серьезный дефицит в
Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку [1].
Цели создания и управления кадровым резервом:
- обеспечение
устойчивых конкурентных
- формирование
оптимальной структуры
Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной (рисунок 1).
Рисунок 1 – Взаимосвязь кадрового менеджмента и направлений работы с резервом
Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [1].
Можно выделить несколько типологий кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и т.д.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну, либо другую типологию.
По виду деятельности:
По времени назначения:
По категории персонала:
Принципами формирования кадрового резерва являются следующие:
При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т. д., а также особенности требований к личности кандидата, основанные на анализе ситуации в подразделении, типе организационной культуры и т. д.
Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:
Первый уровень резерва
кадров — все специалисты предприятия,
следующий уровень —
1.2 Этапы работы с кадровым резервом
Работа с кадровым резервом – деятельность службы управления персоналом и должностных лиц различных уровней управления организацией, направленная на планирование, отбор, формирование и обучение кадрового резерва. Она проводится обычно в три этапа (рисунок 2).
Рисунок 2 – Основные этапы кадровой работы с резервом
Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [1]
Этап 1. Анализ потребности в резерве.
Прежде чем начать процедуры формирования резерва, следует:
В результате появляется возможность определить текущую и перспективную потребность в резерве. Для определения оптимальной численности резерва кадров необходимо установить:
Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним.
Для дальнейшего
совершенствования работы по формированию
резерва при составлении
Этап 2. Формирование и составление списка резерва.
Данный этап включает:
В процессе формирования резерва следует определить:
При формировании кадрового резерва важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить надежное выявление наиболее перспективных специалистов, обладающих качествами, которые более всего необходимы для профессиональной руководящей деятельности. Для успешного решения этой задачи необходимо прежде всего использовать научно обоснованные и приемлемые на практике критерии и методы оценки кадров.
Для формирования списка резерва используются методы, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Методы, используемые для формирования списка резерва
Метод |
Краткая характеристика |
Анализ документальных данных |
Анализ отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов |
Интервью |
Беседа по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т. п.); |
Наблюдение |
Наблюдение за поведением работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.) |
Оценка результатов трудовой деятельности |
Оценка результатов производительности труда, качества выполняемой работы и т. п., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя |
Метод заданной группировки работников |
Сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга: под заданные требования к должности подбирается кандидат или под заданную структуру рабочей группы подбираются конкретные люди |