Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть процесс формирования кадрового резерва в условиях профессионально-технического образования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить теоретические основы формирования кадрового резерва;
проанализировать развитие профессионально-технического образования в Республике Беларусь;
определить роль профессионально-технического образования в процессе формирования кадрового резерва.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы кадрового резерва……………………………………..4
1.1 Понятие и классификация кадрового резерва, принципы и источники его формирования ……………………………….……………………………………..4
1.2 Этапы работы с кадровым резервом…………………………………….……6
2 Профессионально-техническое образование как одно из условий формирования кадрового резерва в Республике Беларусь..………..……….…12
2.1 Оценка развития профессионально-технического образования в Республике Беларусь……………………………………………………….…………………...12
2.2 Основы кадровой работы с резервом в Республике Беларусь…………….14
Заключение…………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………….…20
Примечание – Источник: Собственная разработка
При формировании списков кандидатов в резерв учитываются такие факторы, как
Наиболее
весомыми факторами и критериями,
подлежащими учету при
На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как:
По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.
Этап 3. Подготовка кандидатов.
Для формирования резерва, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников — важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.
Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
Для подготовки
резерва разрабатываются и
Общая программа включает теоретическую подготовку — обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством; повышение образования кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой; обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производством. Форма контроля — сдача экзамена (зачетов).
Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику, осуществляется по следующим направлениям: деловые игры по общетехническим и специальным проблемам; решение конкретных производственных задач по специальностям. Форма контроля — разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита.
Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного в резерв, по следующим направлениям: производственная практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях, стажировка на резервной должности. Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непосредственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.
Неотъемлемой частью общей подготовки кандидатов является социально-психологическая подготовка. Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для “молодого” начальника, и для его “новых” подчиненных.
Более сложным является вхождение в коллектив сотрудника, принятого в организацию “со стороны” — через рекрутинговые агентства или по самостоятельному набору. Ему приходится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей и корпоративной культуры, и людям.
Для облегчения
этих процессов наиболее серьезные
компании вводят специальные программы,
ориентированные на подготовку резерва
— самых перспективных в
Новички проходят ориентационные программы, помогающие разобраться в структуре, традициях компании, специализированные управленческие тренинги. Весьма эффективны в таких ситуациях и тренинги на командообразование — они помогают более быстрому взаимному приспособлению нового начальника и имеющегося коллектива. Одновременно решаются и проблемы большего сплочения коллектива подразделения и повышения эффективности его работы.
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет с ростом влияния человеческого капитала.
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [2, с.61].
Одним из важнейших источников формирования кадрового резерва отраслей экономики и социальной сферы в Республике Беларусь является профессионально-техническое образование.
В целях дальнейшего совершенствования структуры подготовки квалифицированных рабочих с профессионально-техническим образованием для обеспечения кадрами отраслей экономики и социальной сферы, повышения качества и доступности профессионально-технического образования, приведения его в соответствие с современными потребностями человека, общества и государства разработана Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2011 - 2015 годы (далее - Государственная программа).
Повышение качественных
показателей профессионально-
К началу 2010 года в процессе реализации предыдущих государственных программ развития профессионально-технического образования достигнуты следующие результаты.
Показатели
приема учащихся на уровень профессионально-
Подготовка
в учреждениях профессионально-
В 2006 - 2009 гг. 10,7 тыс. работников прошли повышение квалификации и переподготовку. Лучших результатов в вопросах организации повышения квалификации добились учреждения профессионально-технического образования г.Минска, Гродненской и Брестской областей, по обеспечению стажировок – учреждения профессионально-технического образования Брестской и Могилевской областей, г.Минск. Кроме того, на укрепление материально-технической базы учреждений профессионально-технического образования в 2009 году из республиканского и местных бюджетов направлено около 5 млрд. рублей. Машины и оборудование приобретались также за счет внебюджетных средств и средств организаций-заказчиков кадров.
В результате принятых мер за 4 года сократилось количество руководящих работников, не повышавших квалификацию свыше 5 лет (с 14,5 до 5,9 %), не смотря на то, что количество учреждений профессионально-технического образования с каждым годом неизменно снижается. Изменения числа учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, представлены на рисунке 3.
Рисунок 5 – Динамика числа учреждений, обеспечивающих профессионально-техническое образование в Республике Беларусь на начало учебного года, ед.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [4].
Как видно из рисунка 5, на начало 2010/11 учебного года подготовкой квалифицированных рабочих и служащих в республике занимались 219 учреждений профессионально-технического образования, в их числе 38 профессионально-технических училищ, 70 профессионально-технических колледжей, 111 профессиональных лицеев. Структура учреждений профессионально-технического образования на начало 2010/11 учебного года показана на рисунке 6.
Рисунок 6 – Структура учреждений профессионально-технического образования на начало 2010/11 учебного года, %.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [2, с.63].
В настоящее время ускоренными темпами решаются задачи по структурной перестройке профессионально-технического образования, по приведению содержания образования, его материально-технической базы в соответствие с потребностями рынка труда.
Современному
производству и его управлению требуются
высококвалифицированные
Продолжается процесс преобразования профессионально-технических училищ в профессионально-технические колледжи и лицеи (в рамках непрерывного образования). Сегодня 87% от общей численности учащихся обучаются в учреждениях нового типа (в 2005/2006 учебном году – 52%).
На начало текущего учебного года профессионально-техническое образование получало 106 тыс. человек.
По договорам
и заявкам с организациями-
В 2010 г. подготовлено и выпущено 40,9 тыс. квалифицированных рабочих и служащих. По две и более квалификации получили 69% выпускников.
Государство
гарантирует предоставление первого
рабочего места выпускникам
Вместе с
тем требуется дальнейшее совершенствование
отраслевой и профессионально-
Работа
по формированию, подготовке и использованию
резерва является одним из важнейших
элементов системы подбора и
расстановки руководящих кадров
организации. Даже на эффективно работающих
предприятиях с низким уровнем текучести
кадров сотрудники переводятся на другие
должности, уходят на пенсию, оставляют
работу по личным обстоятельствам и
в связи с окончанием срока
контракта. Поэтому возникает