Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать внешнюю торговлю России.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть международную торговлю в системе международных экономических отношений;
исследовать основные показатели внешней торговли;
охарактеризовать современную систему государственного регулирования России;
проанализировать структуру внешней торговли России;
оценить направления развития внешней торговли России;
охарактеризовать место России в международной торговле.
Введение. 3-4
Глава 1: Основные концепции международной торговли и их развитие.
1.1. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности 5-10
1.2. Место России в международной торговле и товарной структуре
11-15
Глава 2: Направление развития внешнеторговой политики Российской Федерации
2.1. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом 16-20
2.2.Динамика торговли России со странами Центральной Азии 21
2.3.Экономическая интеграция со странами СНГ 22-29
Заключение. 30-31
Список литературы 32
Приложение 33-35
Усиление протекционизма отрицательно сказывается на развитии производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье, полуфабрикатах, комплектующих изделиях. От повышения пошлин выигрывает в конечном счете небольшая часть отечественных производителей, которые, становясь своего рода монополистами, начинают диктовать цены на продукцию далеко не мирового качества. Защищаемые отрасли теряют стимул к совершенствованию производства. Все это ведет к сужению рынка, ухудшению качества товаров и росту цен.
Современная торговая политика имеет, кроме защитного, и наступательный арсенал- меры по расширению национального экспорта, которые осуществляются с помощью широкого спектра средств по прямому субсидированию вывоза сельскохозяйственных товаров, стимулированию производства, опытно-конструкторских разработок, по оказанию различных услуг экспортеру, выделению разного рода субсидий за счет бюджета и государственных фондов, налоговых и страховых льгот, предоставлению кредитов и государственных гарантий по ним и т. п. Именно сюда сместился центр тяжести во внешнеэкономической политике развитых государств: содействие правительственных организаций расширению вывоза отечественных товаров превратилось в одну из важнейших сфер деятельности государства в области экономики. Главное внимание уделяется мерам по поддержке экспорта готовой продукции, усиливающей в долгосрочной перспективе позиции страны на мировом рынке.
В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов роста импорта, а также активного экспорта невосполняемых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений (квот и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившимися еще в советское время рычагами контроля за внешней торговлей. Последние ограничения в виде квот и пошлин на ряд товаров были отменены лишь в 1995 году.
Отсутствие в России целого ряда необходимых для нормального функционирования внешней торговли законодательных актов привело к широкому использованию мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью "пожарных", часто непродуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента. Применение таких непродуманных мер часто приводит к резким шагам со стороны государств-контрагентов.[1]
1.2. Место России в международной торговле и товарной структуре
Благоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках в 2011 году способствовала существенному росту экспорта товаров. Значительное повышение контрактных цен практически на все основные товары российского экспорта сопровождалось увеличением физических объемов вывоза большинства товаров на внешние рынки. Дальнейшее повышение внутреннего спроса на товары зарубежного производства, связанное с ростом экономики и увеличением доходов населения, способствовало значительному росту импорта товаров. Рост импорта был обусловлен главным образом увеличением физических объемов ввозимой продукции. Вместе с тем отмечалось повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары (преимущественно на потребительские и отдельные сырьевые товары). Условия торговли России с зарубежными странами в 2012году по сравнению с 2011 годом улучшились за счет опережающего роста цен на экспортируемые товары.
В 2012 году высокими темпами росли как экспорт, так импорт товаров, причем стоимость импорта росла быстрее, так как улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, явившейся основным фактором быстрого роста экспорта, к концу года замедлилось – в основном из-за того, что цены на нефть вернулись к значениям осени 2011 года.
В то же время, импорт наращивался в основном за счет роста физических объемов, под влиянием роста доходов в экономике, укрепления рубля, усиления инвестиционной активности. Тогда как рост стоимости экспорта был обусловлен большей частью ценовым фактором.
Экспорт составил 524,7 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1,6% или 8,2 млрд долл. Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2012 году стала благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 20012 г., продолжался до конца года. Также прирост стоимости экспорта был обеспечен за счет расширения поставок неэнергетических товаров: за счет цветных металлов, а также древесины и целлюлозно-бумажных изделий, черных металлов, продукции машиностроения и продукции химической промышленности.
Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта России в 2012 году уменьшилась с 85,7% до 84,8 %, стран СНГ увеличилась соответственно с 14,3 % до 15,1 процента. Высокие темпы роста экспорта в страны СНГ, значительно опережают темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья (124,1% против 115,5%).[2]
Анализ товарной структуры экспорта в январе-ноябре 2012 г. показывает, что наибольшими темпами рос экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного). Рост экспорта продовольствия определялся значительным увеличением экспорта важнейшего товара этой группы – пшеницы. Удельный вес основной экспортной группы – топливно-энергетических товаров снизился. Сокращение произошло за счет снижения экспорта физических объемов природного газа, что объясняется снижением его потребления в условиях теплой зимы.
Высокими темпами
Импорт товаров в 2012 году составил 312,6 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 2,3% или 7 млрд. долл. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в 2012 году приходилось 87,0%, на долю стран СНГ – 13,0%.
Основными факторами, обеспечивающими
рост импорта, являлись высокие темпы
роста российской экономики, рост доходов
населения, продолжающееся укрепление
рубля. Наблюдалось увеличение физических
объемов ввозимой продукции, а также
повышение контрактных цен на
отдельные импортируемые
Таким образом, в заключение можно сделать ряд следующих важных выводов.
В течение последних двух лет (2011-2012 гг.) прослеживается тенденция к увеличению объемов импорта в условиях укрепления реального курса рубля и недостаточной конкурентоспособности российских товаров.
.
Наиболее динамично развивался импорт машин, оборудования и транспортных средств, рост по данной группе товаров был стимулирован усилением в стране инвестиционной активности, а также отменой импортных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации.
Сальдо торгового баланса
сложилось положительное в
Увеличивается количество
стран, с которыми Россия
В текущих экономических условиях, когда загрузка производственных мощностей по выпуску основных топливно-энергетических и сырьевых товаров близка к максимальной, а спрос на внутреннем рынке продолжает расширяться, рост стоимостного объема экспорта определяется главным образом состоянием мировой конъюнктуры товарных рынков.
Сегодня Россия, обладающая значительным ресурсно-сырьевым комплексом, а также наличием мощностей по добыче и переработке минерального сырья, играет большую роль в их поставках на внешние рынки.
Например, на мировой сырьевой рынок поставляется: палладия -70% от общего объема, платины - 20%. Нефтегазовая отрасль России обеспечивает около 45% экспорта, 60% валютных поступлений и примерно 20% ВВП.
Доля России в мировой добыче (производстве) и разведанных запасах основных видов минерального сырья (в процентах) особенно значительна по природному газу (29% - добыча, 33% - промышленные запасы); никелю (25 и 14% соответственно); ванадию (30 и 50); вольфраму (10 и 11); металлам платиновой группы (30 и 10); железной руде (8 и 28); промышленным алмазам (15 и 12%).
В условиях кризисного состояния экономики России, особенно в обрабатывающих отраслях, поставки продукции на экспорт способствуют поддержанию загрузки мощностей базовых отраслей промышленности - добычи и переработки нефти и газа, металлургии, химической промышленности, лесного комплекса, а также сохранению рабочих мест на указанных предприятиях. Если учесть, что названные производства имеют очень высокий уровень концентрации по территории страны, то экспорт их продукции способствует обеспечению жизнеспособности не только отдельных отраслей и предприятий, но и целых регионов России.
Таким образом, экспортный потенциал добывающих и перерабатывающих отраслей приобретает роль важнейшего стабилизирующего фактора в пост дефолтных условиях развития экономики, а также выступает практически основным источником валютных поступлений в федеральный бюджет.
Одна из основных проблем
реформируемой России состоит в
поиске своего места в мировой
хозяйственной системе, попытках позиционироваться
на внешних рынках в качестве страны,
способной включиться в международную
конкуренцию в товарных нишах, которые
заняты в настоящее время
Россия интегрируется в глобальный рынок на весьма неблагоприятных условиях. Ее доля в мировом ВВП, при удельном весе численности россиян в населении мира в 3%, упала до 2% (2011 г.), а в мировых торговых и финансовых отношениях - еще ниже. Сокращается доля РФ в мировой торговле.
В настоящее время рейтинг
РФ как субъекта мирохозяйственных
связей продолжает снижаться, а степень
зависимости ее экономики от мирового
рынка постоянно возрастает. По каналам
экспорта на мировой рынок поступает
от 20 до 90% национального производства
сырьевых товаров и полуфабрикатов.
В первые годы рыночных реформ динамика
внешней торговли еще поддерживалась
быстрым наращиванием вывоза продукции
ТЭК и других базовых отраслей,
не востребованной внутренним рынком,
что обеспечивало шаткое равновесие
в экономике и позволяло за
счет валютных и финансовых доходов
решать острые хозяйственные проблемы.
Однако уже со второй половины 1995 г.
этот фактор постепенно стал утрачивать
свое значение из-за практического
достижения экспортных квот в ТЭК
и других базовых отраслях экономики.
Неудовлетворительна и
Экономика России, обладая крупными сырьевыми, производственными, интеллектуальными и трудовыми ресурсами, а также потенциально емким внутренним рынком, вполне самодостаточна для развития с опорой на собственные силы. Основа другого подхода - иностранные инвестиции и кредиты, привлечение мощных зарубежных ТНК, которые обеспечат не только необходимую финансовую поддержку, но и новейшие технологии, привнесут передовые методы маркетинга и менеджмента. Нам представляется, что оба подхода страдают некоторыми упрощениями и неадекватны сложнейшим условиям глобализирующейся мировой экономики.
Возрождение реального сектора российской экономики в этих условиях, по мнению многих специалистов, может быть осуществлено посредством расширения и укрепления экономических, научно-технических, культурных связей с мировым сообществом, максимального использования в своих интересах тех новых маркетинговых возможностей, которые открываются процессами глобализации, в первую очередь в тех российских регионах, которые привлекательны для иностранных предпринимателей высоким уровнем своего экономического, в частности экспортного, потенциала.
Глава 2. Направление развития внешнеторговой политики Российской Федерации
2.1.Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом
Как известно, Европейский
союз является крупнейшим внешнеторговым
партнером Российской Федерации
– только за 10 месяцев прошлого года
товарооборот между Россией и
ЕС составил почти 190 млн. долларов. На
долю ЕС приходится более 50% российского
внешнеторгового оборота и
Особое внимание участники ситуационного
анализа обратили на транспортную составляющую
сотрудничества. Российская Федерация
занимает уникальное положение наиболее
удобного и безопасного на данное время
маршрута движения Европа – Азия. Потенциально
Россия могла бы извлекать из своего географического
положения существенные экономические
выгоды. В настоящее время Европейский
союз стремится к усилению своего присутствия
на российских транзитных магистралях,
в первую очередь – воздушной. С этой целью
Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену
выплат европейскими компаниями компенсационных
платежей за пролеты по транссибирской
магистрали. В случае положительного для
ЕС решения данного вопроса будет создан
важнейший прецедент, который позволит
странам Евросоюза наращивать масштаб
перевозок через российскую территорию,
существенно теснить позиции российских
авиаперевозчиков и не компенсировать
России финансовые потери. Одновременно
Россия недостаточно использует потенциал
железнодорожных перевозок Европа – Азия,
который способствовал бы ее реальной
интеграции с Европой и в мировое хозяйство
в целом. Повышение экологических требований
затруднит проекты по транспортировке
российских энергоносителей через Балтийское
море.
Участники ситуационного анализа сошлись
во мнении, что существует прямая зависимость
между качеством экономической политики
внутри России и состоянием торгово-экономических
отношений с ЕС. В связи с этим улучшение
их состояния невозможно без внутренних
изменений в России, модернизации ее экономики
и повышения качества государственного
управления экономикой.
В настоящее время структура российского
экспорта на рынок ЕС полностью отражает
и соответствует реальной конкурентоспособности
российской продукции. Более того, экспорт
российских нефти и газа в страны ЕС имеет
традиционный характер и выступает в качестве
своеобразной «подушки безопасности»
против непредсказуемого осложнения политических
отношений. Но для углубления отношений
с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение
товарной номенклатуры и изменение соотношения
отдельных ее статей возможны только через
развитие производства конкурентоспособных
товаров и услуг внутри России.
Сами страны ЕС, по мнению участников ситанализа,
не проявляют чрезмерной заинтересованности
в расширении спектра товаров российского
экспорта, рассматривают и, в среднесрочной
перспективе, будут рассматривать Россию
скорее как сырьевой придаток. В сочетании
с поддержанием элементарной политической
стабильности, обеспечение устойчивых
поставки энергоресурсов являются главными
приоритетами политики ЕС.
При этом нельзя забывать, что сами страны
ЕС стремятся к развитию новых источников
природных энергоресурсов с целью обезопасить
себя от потенциальных внутрироссийских
катаклизмов и лишить Россию теоретической
возможности использовать свои энергоресурсы
в качестве инструмента политического
влияния.
Политико-экономические системы России
и ЕС сейчас малосовместимы. Российские
реформы изначально проходили под сильным
влиянием так называемого англосаксонской
модели и не ориентировались на континентальные
стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что
влияние европейских образцов постепенно
усиливается, эта тенденция не является
превалирующей в развитии российского
законодательства, в том числе из-за неясных
перспектив отношений с Евросоюзом. Как
Россия не определилась с «европейским
выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной
политикой в отношении России.
Относительно отношений с ЕС в контексте
вступления России в ВТО эксперты разошлись
во мнениях о том, как расценивать условия,
на которых Россия подписала с Евросоюзом
протокол о завершении переговоров, а
также каким образом использовать это
с максимальной выгодой.
Большинство участников придерживаются
мнения, что, несмотря на позитивное значение
подписания протокола, уступки, на которые
Евросоюз заставил пойти Россию, могут
нанести значительный урон как российской
экономике в целом, так и отдельным российским
корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот»,
РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских»
тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе
выгод и ущерба в результате ратификации
Россией Киотского протокола. Вместе с
тем, подавляющее большинство участников
ситанализа согласилось с тезисом, что
сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен,
так как снимает с российско-европейской
повестки дня один из главных раздражителей,
если разумеется, КЕС не попытается его
снова открыть.
В настоящее время практически нет механизмов
и инструментов защиты интересов российского
частного бизнеса на уровне отношений
Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими
исключениями сам российский бизнес не
готов серьезно инвестировать в создание
такой лоббистской инфраструктуры, а,
во-вторых, современный формат взаимоотношений
бизнеса и властей в России не способствует
защите интересов российских предпринимателей
вовне.
Сложность отношений между властью и бизнесом
в современной России является, по мнению
подавляющего большинства участников
ситуационного анализа, одной из главных
причин общей незащищенности российских
экономических игроков в отношениях с
ЕС.
Во многом поэтому переговорный процесс
Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным
для российского бизнес-сообщества, что
приводит к недостаточному и неполному
учету его интересов ответственными ведомствами.
Консультации с представителями бизнеса
ведутся только на самой ранней стадии
переговорного процесса с Брюсселем. Часто
для решения политических задач российские
представители на переговорах с ЕС жертвуют
материальными интересами бизнеса, даже
если это касается крупных корпораций
с государственным участием. КЕС действует
ровно противоположным образом: скрупулезно
торгуется даже по мелким вопросам.
Евросоюз располагает 0,6 % мировых запасов
нефти (у США – 2,5 %, у России – 6,6 %). На Европейский
союз приходится 2,9 % мирового производства
(на Соединенные Штаты – 8 %, на Россию –
12,3 %). Доля от мирового потребления составляет
в случае Европейского союза 18,6 % (США –
24,1 %, Россия – 3,3 %). Что касается газа, то
на территории единой Европы находится
1,3 % мировых запасов (в Соединенных Штатах
– 3,3 %, в России – 26,3 %). На ЕС приходится
7,1 % мировой добычи газа (США – 18,5 %, Россия
– 21,3 %) и 17 % мирового потребления (Соединенные
Штаты – 22 %, Россия – 15,1 %). Ввоз энергоресурсов
в Европу будет постоянно расти, что часто
преподносится как усиление энергетической
зависимости от поставщиков, в первую
очередь от России. Поставки газа в Евросоюз
составляют 84,8 % от всего российского экспорта.
26,3 % газа, потребляемого на территории
Европейского союза, приходит из России.
Экспорт нефти из постсоветских стран
в ЕС составляет 83,3 % от всех поставок из
этой зоны и покрывает 38,7 % общего потребления
нефти в Европе. Нефть, поступающая с постсоветского
пространства в США, покрывает лишь 1,79
% потребностей этой страны. 75 % российских
экспортных доходов непосредственно зависят
от европейского энергетического рынка.
Последняя цифра лучше всего отражает
тесную взаимозависимость России и Европы
в данной сфере.[2]
Евросоюз является основным рынком сбыта
для российского экспорта, а также крупнейшим
поставщиком импортных товаров в Россию.
Наиболее важными торговыми партнерами
России в Евросоюзе являются Германия
(объем торгового оборота 15 млрд. долл.)
и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны
приходится около 40% российского экспорта
в Европу и из них поступает 30% европейского
импорта. США является пятым торговым
партнером России после Германии, Белоруссии,
Украины и Италии, однако торговый оборот
с США в 7,5 раз меньше, чем с Европейским
Союзом.[3]
Роль России как торгового партнера для
Евросоюза гораздо скромнее. Россия является
пятым крупнейшим торговым партнером
EC. На Россию приходится всего 2,8% экспорта
и 4,6% импорта стран Евросоюза. Однако,
по отдельным товарным позициям значимость
России существенно выше. Так, например,
Россия обеспечивает 17% европейского импорта
энергоносителей.[4]
В структуре российского экспорта в ЕС
преобладают топливо и сырье (до 90%), а импортируются,
главным образом, потребительские товары
и оборудование (по оценке, 66-67%).
Энергоносители составляют 67% российского
экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого
из России топливно-энергетического сырья
являются Германия и Италия: в эти две
страны поставляется свыше половины (54%)
всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей.
На рынки ЕС поставляется существенная
часть российского экспорта металлов
(35%), древесины и целлюлозы (30%), продуктов
химии (24%).
Информация о работе Развитие внешней торговли Российской Федерации