Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать внешнюю торговлю России.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть международную торговлю в системе международных экономических отношений;
исследовать основные показатели внешней торговли;
охарактеризовать современную систему государственного регулирования России;
проанализировать структуру внешней торговли России;
оценить направления развития внешней торговли России;
охарактеризовать место России в международной торговле.
Введение. 3-4
Глава 1: Основные концепции международной торговли и их развитие.
1.1. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности 5-10
1.2. Место России в международной торговле и товарной структуре
11-15
Глава 2: Направление развития внешнеторговой политики Российской Федерации
2.1. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом 16-20
2.2.Динамика торговли России со странами Центральной Азии 21
2.3.Экономическая интеграция со странами СНГ 22-29
Заключение. 30-31
Список литературы 32
Приложение 33-35
В списке товаров с наибольшей
долей в объеме торговле в первую
тройку попадают ядерные реакторы.
Предположительно, так отражается ввоз
радиоактивных отходов для
ЕС, объединяющий 27 стран, получает из России четвертую часть необходимых энергоносителей, а больше половины совокупных российских поставок нефти и около четверти газа идут в Европу (хотя экспорт газа приходится частично компенсировать импортом из Центральной Азии).
В последнее время доходы федерального бюджета России почти на 50 % складываются из налогов нефтегазовой сферы (налог на добычу сырья, налог на прибыль, экспортные пошлины). Конечно, далеко не все они связаны с импортом в Европу, но данное направление наиболее прибыльно: цены и экспортные пошлины здесь намного выше, чем внутри России и СНГ. [2]
2.2. Роль России как торгового партнера для стран региона ЦА
Россия занимает важное место во внешней торговле стран региона Центральной Азии, однако масштабы торгово-экономического присутствия России в отдельных странах различны (см. таблица 5).
Эти различия касаются как собственно объемов двусторонней торговли, так и значения торговли с Россией для конкретных стран региона. Если учитывать поставки природного газа, то в наибольшей степени зависит от торговли с Россией экономика Узбекистана (доля России в товарном экспорте в 2010 г. – свыше 50% и в импорте – почти 25%), причем на протяжении последних 15 лет эта зависимость возрастала. Высока экспортно-импортная зависимость от России и у Казахстана: более 13% совокупного экспорта страны и 43% ее импорта. Однако если доля импорта из России в Казахстане растет, то значение его экспорта в РФ заметно (почти вдвое) снизилось по сравнению с 2000 г. Стабильно высок удельный вес России и в импорте Кыргызстана (свыше 30%), хотя роль РФ как экспортного рынка для кыргызских товаров имеет тенденцию к снижению. Схожие тенденции отмечаются и в российско-таджикской торговле. Из-за сокращения закупок природного газа заметно снизилась роль России и в экспорте Туркменистана – с 40% в 2006г. до 28% в 2010 г. наиболее высокие объемы товарооборота между Россией и Казахстаном. Решающий вклад в российско-казахстанское экономическое сотрудничество вносит добыча и транспортировка углеводородов, их переработка и сфера энергетики. На второе место после сокращения закупок газа в Туркменистане (на который приходится свыше 90% туркменских поставок в Россию) вышел Узбекистан, где природный газ также стал важнейшей статьей экспорта. Торговля с Кыргызстаном и Таджикистаном пока не играет заметной роли в общем контексте торгово-экономических связей России со странами региона ЦА. относительное значение отдельных стран региона в их экспорте и импорте в Россию отражено в таблице 6.
Несмотря на снижение товарооборота между Россией и отдельными странами региона, Россия по сей день остается важным торговым партнером для стран ЦА, что обусловлено ее ведущей ролью как рынка сбыта продукции добывающей и обрабатывающей промышленности и аграрного сектора стран региона ЦА, как крупного работодателя для их граждан. на практике это означает постоянный интерес к сохранению и продолжению сотрудничества с Россией у значительной группы предприятий и предпринимателей из государств ЦА.
2.3. Экономическая интеграция со странами СНГ
В соответствии с соглашениями о свободной торговле, которые заключены между РФ и, соответственно, Азербайджанской Р., Р. Армения, Р. Беларусь, Р. Казахстан, Кыргызской Р., Р. Молдова, Р. Таджикистан, Туркменистаном, Р. Узбекистан, Украиной и Р.Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.
Указанные правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 г. (далее - государство - участник Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами. В соответствии с данными правилами порядок определения происхождения товаров (из какой страны), ввозимых на территорию государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 г. из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируются уже национальными законодательствами государств - участников Соглашения (о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 г.) и международными договорами.
К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России:
1. Концепция долгосрочного
социально-экономического
2. Основные направления
внешнеэкономической политики
Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.
Согласно Концепции внешней
политики Российской Федерации, наша страна
выстраивает дружественные
Не так давно был
принят документ - Стратегия экономического
развития СНГ до 2020 года. Стратегия
– комплексный документ, представляющий
собой систему согласованных
государствами – участниками
СНГ взглядов на общие цели, приоритеты
и перспективы социально-
Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле - объём и динамика внешнеторгового оборота.
По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2012 году составил $117,7 млрд (-5,3). Экспорт из РФ составил $524,7 млрд и по сравнению с позапрошлым годом увеличился на 1,6%. Импорт в Россию вырос на 2,2% - до $312,6 млрд.
Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо . Положительное сальдо внешнеторгового баланса России, по данным таможенной статистики, в 2012 году составило $212,1 млрд.
Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой в товарообороте России со странами СНГ в 2012 году составила 45,1%. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2012 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно – Белоруссия - $35,7 млрд, Казахстан - $22,4 млрд). [3]
Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран
Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.
Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.
Так что же касательно улучшения интеграционных процессов?
Проведение согласованной миграционной политики – один из определяющих факторов успешного хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка труда государств Содружества является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В 2012 году Россия по-прежнему оставалась основной принимающей страной и главным миграционным партнером для государств-участников СНГ, поскольку здесь относительно выше по сравнению со страной выезда уровень жизни и больше возможностей найти работу.
Экономика ряда стран СНГ в существенной степени зависит от денежных переводов мигрантов из России: по данным Банка России за 12 месяцев 2012 года из России в страны СНГ физическими лицами (резидентами и нерезидентами) было переведено денежных средств на сумму 25,6 млрд. долл. США.Согласно информации Банка России и Статкомитета СНГ, наиболее значимый вклад в экономику государств-участников СНГ от объема денежных переводов мигрантов наблюдался в 2011 г. в Таджикистане – 49,3% от ВВП, Молдове – 23,2%, Киргизии – 22,7% от ВВП. Переводы в Армению и Узбекистан составили соответственно 10,5% и 11,3% от ВВП этих стран.
В целом структура внешней
торговли России со странами СНГ, в
отличие от торговли с ЕС (основным
торговым партнером), носит более
рациональный характер. Хотя объем
торговли России с Евросоюзом в целом
существенно превышает
России с государствами Содружества, наблюдается падение товарооборота фактически на 50 процентов.
В январе-феврале 2012 года доля топливно-энергетических товаров составила 66,1% от всего экспорта в эти страны, что на 3,1 процентных пункта выше, чем в январе-феврале 2011 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем-февралем 2011 года на 10,1%. Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 23,0%, кокса – на 81,8%, нефти сырой – на 49,8%, нефтепродуктов – в 1,9 раза, в том числе: дизельного топлива – в 2,0 раза, топлив жидких – в 2,3 раза. Поставки газа природного снизились на 25,1%.
Доля экспорта машин и оборудования в январе-феврале 2012 года составила 9,6% (в январе-феврале 2011 года – 9,7%). По сравнению с январем-февралем 2011 года стоимостной объем экспорта продукции машиностроения возрос на 3,1%, в том числе: механического оборудования на 5,4%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 35,8%. Исключение составили электрическое и железнодорожное оборудование, стоимостной объем которых сократился на 38,7% и 8,9% соответственно. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос в 2,2 раза, а грузовых автомобилей – на 33,7%.
Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в январе-феврале 2012 года составила 8,0% (в январе-феврале 2011 года – 8,9%). Стоимостной объем данной товарной группы уменьшился по сравнению с январем-февралем 2011 года на 6,0%, а физический – на 9,6%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 10,3%, в том числе: чугуна на 57,6%, ферросплавов – на 18,0%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 2,6%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали – в 2,1 раза.
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-феврале 2012 года составил 6,9% (в январе-феврале 2011 года – 7,5%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы сократился по сравнению с январем-февралем 2011 года на 2,4%, а физический возрос на 31,1%, в том числе: продукции неорганической химии – на 5,6%, азотных удобрений – на 94,6%, моющих средств – в 8,6 раза, пластмасс и изделий из них – на 13,1%. При этом снизились объемы поставок аммиака – на 29,2%, комплексных удобрений – на 67,6%, каучука, резины и изделий из них – на 10,6%.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-феврале 2012 года составила 2,4% (в январе-феврале 2011 года – 3,0%). Стоимостной объем экспорта этих товаров снизился на 16,8%, физический объем – на 11,8%. Физические объемы экспорта пиломатериалов сократились на 14,6%, бумаги газетной – на 16,3%.[4]
Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ и показателем эффективности интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество.
Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе
Мировой финансовый и экономический
кризис оказывает существенное негативное
влияние на экономическую ситуацию
в странах СНГ, которые вплоть
до последнего времени были одним
из самых динамично развивающихся
регионов мира. Сила воздействия кризиса
на экономику стран СНГ
Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.
Информация о работе Развитие внешней торговли Российской Федерации