Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Международные финансовые организации: возникновение, структура, роль.
Причины возникновения и этапы развития международных
финансовых организаций…………………………………………………6
Основные виды международных финансовых организаций……...12
Функции международных финансовых организаций……………..19
Глава 2. Анализ взаимоотношений РФ и международных финансовых организаций.
Характер взаимоотношений РФ с МВФ……………………………21
Динамика сотрудничества РФ С Всемирным банком……………..24
Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов……………………………………………………………..29
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития отношений России с международными финансовыми организациями.
Современное состояние отношений РФ и международных
финансовых организаций………………………………………………...32
Перспективы развития отношений России и международных
финансовых организаций………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………….42
Приложения
Особое место среди
международных валютно-
Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов, прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса.
Международные финансовые организации в современных международных отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.
Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.
Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.
Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.
Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.
Оперативные функции международных организаций
заключаются в достижении целей собственными
средствами организации. В подавляющем
большинстве случаев организация воздействует
на реальность через суверенные государства-члены.
Вместе с тем постепенно растет роль и
непосредственной деятельности. Организации
оказывают экономическую, научно-техническую
и другую помощь, предоставляют консультационные
услуги.
Глава 2. Анализ взаимоотношений РФ и международных финансовых организаций.
В 2010 году исполнилось 18 лет членства России в МВФ. Тогда, в апреле, банкиры – члены МВФ решили "взять на борт" новую Россию. Решение было формально утверждено 3 января 1992 года президентом Ельциным.11 Надо заметить, Россия и до того уже взаимодействовала с фондом. В сороковых годах, на учредительном собрании МВФ присутствовала советская делегация. Союзу была предложена большая квота, чуть меньшая, чем Великобритании и в три раза превышающая французскую. Еще одним принципиальным вопросом, поднятым тогда советской финансовой дипломатией, было ограничение положений об отчетности: СССР не стремился рассказывать о своих делах.
Можно сказать, что в определенной степени МВФ шефствовал над капитализмом ельцинской России. Россия во время принятия в МВФ находилась в состоянии кризиса, но обладала огромным потенциалом. За 18 лет, прошедших с момента принятия в фонд, этот потенциал стало возможным реализовать, и сегодня Россия играет важную роль во многих международных инициативах. Этому в значительной степени поспособствали интенсивные отношения в рамках девяти программ. Россия была объектом самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ. Всего за весь период сотрудничества было предложено выделить 25 млрд SDR, а выделено в итоге 15 млрд SDR (аббревиатура от Special Drawing Rights, что переводится как "Специальные права заимствования, учетная единица МВФ, 1 SDR равен 1,5 долл.)12. Отношения "заемщик – кредитор" и определяли тогда отношения России и МВФ. Мысль раскрывает директор Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ Дмитрий Панкин: "Заемщик совершал мониторинг траты средств, давал рекомендации-указания, как вести финансовую политику так, чтобы трата заемных средств была наиболее эффективной, и выносил решения давать или не давать последующие кредиты. Сейчас у России нет долгов перед МВФ, они погашены".Теперь Россия участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов".13 В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более, чем выкладки экспертов. Бывший руководитель московского представительства МВФ Мартин Гилман, считает, что кредитные отношения были не главными и не определяющими. Результаты, по его мнению, прекрасно иллюстрирует отношение населения к национальной валюте: "Восемнадцать лет назад в России никто не хотел иметь рубли. Все хотели иметь иностранную валюту. А теперь рубль укрепился и имеет реальные шансы стать международной резервной валютой".14
МВФ рекомендует России не проявлять излишней прыти в налоговой либерализации. Не раз специалисты фонда высказывались и за укрепление рубля. Все это не могло не привести к появлению у МВФ противников, оппонентов среди российских экспертов и бизнесменов. Их точку зрения озвучивает Андрей Черепанов, экс-председатель Московской Международной валютной Ассоциации, руководитель НУ "Проект национального развития": "Если мы вспомним историю рекомендаций МВФ, которые выполнялись Россией, то, к сожалению, ничего позитивного в этом опыте не будет найдено. Мы можем вспомнить историю ГКО (1998 год). Та же история и со Стабилизационным фондом, когда МВФ не рекомендует тратить деньги для внутренних нужд, а гнать их на Запад, размещать в государственных облигациях развитых стран, то есть способствовать развитию наших конкурентов и помогать им сокращать свои бюджетные расходы. Причем, выручка идет на сохранение их пирамид долга"15. Здравый смысл подсказывает, что если бы МВФ руководствовался не только интересами развитых стран Европы и США, а пожелал бы дать России выгодные рекомендации, то он бы посоветовал не тратить бесценные недра такими темпами, а рассматривать и тему перспективы, а, если уж тратить, то не создавать системы, в которых сверхдоходы сжигаются, превращая, таким образом, добычу в пустую трату. По его мнению, нет ничего необычного в том, что МВФ рекомендует странам-реципиентам "невыгодные тенденции и доктрины", поскольку его задачей является не допустить появления новых конкурентоспособных экономик. Дефолт 1998 года многие связывают с МВФ. Однако, в 1997 году МВФ не давал рекомендаций и не настаивал на фиксированном курсе валюты. Теперь подобными идеями можно оперировать, ни на что не опяраясь.
Так или иначе, сейчас Россия сама стала кредитором развивающихся экономик, в том числе, в рамках многочисленных проектов МВФ. Доля России в плане финансовых операций МВФ на 1 апреля 2007 г. составила 188 млн SDR. В 2005 г. Россия перечислила фонду 135 млн SDR, в 2006 г. - 51 млн SDR. Переходный период закончен, функционеры финансовой сцены поменяли роли и отметили, что добились за эти годы немало.16
Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г.17 Двенадцатилетний опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.
Стратегия деятельности МБРР России в 2000-2007 гг. характеризовалась ограниченным объемом нового кредитования, в зависимости от реализации действующих проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе осуществления структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных займов). Среди новых направлений финансирования рассматривались: управление государственными финансами, решение социальных и инфраструктурных проблем, гарантийные операции в лесном и угольном секторах.
В целом на этом этапе сотрудничества в отношениях России и Всемирный банк обнаружились серьезные проблемы, которые проявились в резком сокращении запланированных объемов займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ. Эти проблемы сформировали у представителей различных групп общества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР.
Эти проекты охватывают
практически все сектора
Портфель реализованных проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19% - транспорту, 12% - финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.
Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.
К тому же вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после утверждения российского займа Советом директоров задерживалось в среднем на десять месяцев, а самая большая задержка - почти два года - была отмечена в отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты18. Это снижает эффективность использования сравнительно дешевых кредитов МБРР.
Последняя Стратегия Всемирного банка для России основывалась на предложенной российским правительством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие политики Всемирного банка социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.
Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.
За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.
Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование следующих направлений:
- проект «Городское
теплоснабжение» - в размере $85
млн. со сроком погашения 17
лет и 5-летним льготным
- проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера
в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);
- проект городского
- проект поддержки
реструктуризации сельскохозяйс
- инновационный проект развития образования - в размере $71 млн. (1998 год);
- проект содействия структурной
перестройке системы
- проект повышения
- проект ремонта автодорожных мостов - в размере $192 млн. (с 1996 года по 2000 год).19
Можно перечислять и другие займы России, но уже из сказанного видно как российская финансовая система нуждается в пополнении.
Информация о работе РФ и международные финансовые организации