РФ и международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Международные финансовые организации: возникновение, структура, роль.
Причины возникновения и этапы развития международных
финансовых организаций…………………………………………………6
Основные виды международных финансовых организаций……...12
Функции международных финансовых организаций……………..19
Глава 2. Анализ взаимоотношений РФ и международных финансовых организаций.
Характер взаимоотношений РФ с МВФ……………………………21
Динамика сотрудничества РФ С Всемирным банком……………..24
Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов……………………………………………………………..29
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития отношений России с международными финансовыми организациями.
Современное состояние отношений РФ и международных
финансовых организаций………………………………………………...32
Перспективы развития отношений России и международных
финансовых организаций………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………….42
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МЭО.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Особое место среди  международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР). На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основным источником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.

Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов, прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса.

 

    1.  Функции международных финансовых организаций

Международные финансовые организации в современных международных отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги. 

Глава 2. Анализ взаимоотношений РФ и международных  финансовых организаций.

    1. Характер взаимоотношений РФ с МВФ

В 2010 году исполнилось 18 лет членства России в МВФ. Тогда, в апреле, банкиры – члены МВФ решили "взять на борт" новую Россию. Решение было формально утверждено 3 января 1992 года президентом Ельциным.11 Надо заметить, Россия и до того уже взаимодействовала с фондом. В сороковых годах, на учредительном собрании МВФ присутствовала советская делегация. Союзу была предложена большая квота, чуть меньшая, чем Великобритании и в три раза превышающая французскую. Еще одним принципиальным вопросом, поднятым тогда советской финансовой дипломатией, было ограничение положений об отчетности: СССР не стремился рассказывать о своих делах.

Можно сказать, что в  определенной степени МВФ шефствовал над капитализмом ельцинской России. Россия во время принятия в МВФ находилась в состоянии кризиса, но обладала огромным потенциалом. За 18 лет, прошедших с момента принятия в фонд, этот потенциал стало возможным реализовать, и сегодня Россия играет важную роль во многих международных инициативах. Этому в значительной степени поспособствали интенсивные отношения в рамках девяти программ. Россия была объектом самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ. Всего за весь период сотрудничества было предложено выделить 25 млрд SDR, а выделено в итоге 15 млрд SDR (аббревиатура от Special Drawing Rights, что переводится как "Специальные права заимствования, учетная единица МВФ, 1 SDR равен 1,5 долл.)12. Отношения "заемщик – кредитор" и определяли тогда отношения России и МВФ. Мысль раскрывает директор Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ Дмитрий Панкин: "Заемщик совершал мониторинг траты средств, давал рекомендации-указания, как вести финансовую политику так, чтобы трата заемных средств была наиболее эффективной, и выносил решения давать или не давать последующие кредиты. Сейчас у России нет долгов перед МВФ, они погашены".Теперь Россия участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов".13 В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более, чем выкладки экспертов. Бывший руководитель московского представительства МВФ Мартин Гилман, считает, что кредитные отношения были не главными и не определяющими. Результаты, по его мнению, прекрасно иллюстрирует отношение населения к национальной валюте: "Восемнадцать лет назад в России никто не хотел иметь рубли. Все хотели иметь иностранную валюту. А теперь рубль укрепился и имеет реальные шансы стать международной резервной валютой".14

МВФ рекомендует России не проявлять излишней прыти в  налоговой либерализации. Не раз специалисты фонда высказывались и за укрепление рубля. Все это не могло не привести к появлению у МВФ противников, оппонентов среди российских экспертов и бизнесменов. Их точку зрения озвучивает Андрей Черепанов, экс-председатель Московской Международной валютной Ассоциации, руководитель НУ "Проект национального развития": "Если мы вспомним историю рекомендаций МВФ, которые выполнялись Россией, то, к сожалению, ничего позитивного в этом опыте не будет найдено. Мы можем вспомнить историю ГКО (1998 год). Та же история и со Стабилизационным фондом, когда МВФ не рекомендует тратить деньги для внутренних нужд, а гнать их на Запад, размещать в государственных облигациях развитых стран, то есть способствовать развитию наших конкурентов и помогать им сокращать свои бюджетные расходы. Причем, выручка идет на сохранение их пирамид долга"15. Здравый смысл подсказывает, что если бы МВФ руководствовался не только интересами развитых стран Европы и США, а пожелал бы дать России выгодные рекомендации, то он бы посоветовал не тратить бесценные недра такими темпами, а рассматривать и тему перспективы, а, если уж тратить, то не создавать системы, в которых сверхдоходы сжигаются, превращая, таким образом, добычу в пустую трату. По его мнению, нет ничего необычного в том, что МВФ рекомендует странам-реципиентам "невыгодные тенденции и доктрины", поскольку его задачей является не допустить появления новых конкурентоспособных экономик. Дефолт 1998 года многие связывают с МВФ. Однако, в 1997 году МВФ не давал рекомендаций и не настаивал на фиксированном курсе валюты. Теперь подобными идеями можно оперировать, ни на что не опяраясь.

Так или иначе, сейчас Россия сама стала кредитором развивающихся  экономик, в том числе, в рамках многочисленных проектов МВФ. Доля России в плане финансовых операций МВФ на 1 апреля 2007 г. составила 188 млн SDR. В 2005 г. Россия перечислила фонду 135 млн SDR, в 2006 г. - 51 млн SDR. Переходный период закончен, функционеры финансовой сцены поменяли роли и отметили, что добились за эти годы немало.16

 

    1.  Динамика сотрудничества РФ С Всемирным банком

Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г.17 Двенадцатилетний опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.

Стратегия деятельности МБРР России в 2000-2007 гг. характеризовалась ограниченным объемом нового кредитования, в зависимости от реализации действующих проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе осуществления структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных займов). Среди новых направлений финансирования рассматривались: управление государственными финансами, решение социальных и инфраструктурных проблем, гарантийные операции в лесном и угольном секторах.

В целом на этом этапе сотрудничества в отношениях России и Всемирный банк обнаружились серьезные проблемы, которые проявились в резком сокращении запланированных объемов займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ. Эти проблемы сформировали у представителей различных групп общества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР.

Эти проекты охватывают практически все сектора экономики - энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов.

Портфель реализованных  проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19% - транспорту, 12% - финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.

Взаимоотношения МБРР и  РФ довольно часто осложнялись на  стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.

К тому же вступление в  силу почти всех действующих проектов МБРР после утверждения российского  займа Советом директоров задерживалось в среднем на десять месяцев, а самая большая задержка - почти два года - была отмечена в отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты18. Это снижает эффективность использования сравнительно дешевых кредитов МБРР.

Последняя Стратегия Всемирного банка для России основывалась на предложенной российским правительством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие политики Всемирного банка социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.

Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты банка предназначены  для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

За время  членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США  на осуществление 45 проектов.

Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование следующих направлений:

- проект «Городское  теплоснабжение» - в размере $85 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом  (2001 год);

- проект социального  реструктурирования районов Крайнего Севера

в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);

- проект городского водоснабжения  и канализации - гранты в размере  $676 тыс. и $816 тыс. (1998 год);

- проект поддержки  реструктуризации сельскохозяйственных предприятий - грант в размере $1 млн. (1998 год);

- инновационный проект развития  образования - в размере $71 млн.  (1998 год);

- проект содействия структурной  перестройке системы социальной  защиты населения – в размере  $28,6 млн., срок погашения - 17 лет с 5-летним льготным периодом. (1997 год);

- проект повышения эффективности  использования энергии - в размере $70 млн. (1996 год);

- проект ремонта автодорожных  мостов - в размере $192 млн. (с 1996 года по 2000 год).19

Можно перечислять и другие займы России, но уже из сказанного видно как российская финансовая система нуждается в пополнении.

Информация о работе РФ и международные финансовые организации