РФ и международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Международные финансовые организации: возникновение, структура, роль.
Причины возникновения и этапы развития международных
финансовых организаций…………………………………………………6
Основные виды международных финансовых организаций……...12
Функции международных финансовых организаций……………..19
Глава 2. Анализ взаимоотношений РФ и международных финансовых организаций.
Характер взаимоотношений РФ с МВФ……………………………21
Динамика сотрудничества РФ С Всемирным банком……………..24
Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов……………………………………………………………..29
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития отношений России с международными финансовыми организациями.
Современное состояние отношений РФ и международных
финансовых организаций………………………………………………...32
Перспективы развития отношений России и международных
финансовых организаций………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………….42
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МЭО.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация  является членом других, помимо МБРР, организаций Всемирного банка. В декабре 1992 г. она была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В этих целях Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который направлен на оказание международным инвесторам услуг по поиску предприятий и новых проектов в России. В целом деятельность МАГИ способствовала привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество России с МАГИ — ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков — позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения

За 15 лет МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемый в России, а также разработало бесплатную интерактивную систему "Россия, Приватизация", которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях и предоставляет маркетинговые услуги.

В апреле 1993 г. Россия была принята в Международную финансовую корпорацию (МФК), которая также входит в группу Всемирного банка. За прошедшие годы МФК утвердила более двух десятков проектов, которые затрагивают  широкий спектр секторов экономики, на сумму I 255.8 млн. долл. из собственных средств плюс 60 млн. из средств участников программы по привлечению синдицированных кредитов. Первыми шагами деятельности МФК в России стали проекты финансирования предприятий нефтегазовой промышленности.

Сотрудничество  с другой организацией группы Всемирного банка - Международной финансовой корпорацией — призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России. За десятилетие своей работы в России эта корпорация реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах экономики 255,8 млн. долл. из собственных средств и 60 млн. долл. за счет привлечения синдицированных кредитов. Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России с целью содействия формированию благоприятных правовых и экономических условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности.

 

    1. Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой  экономики. Парижский клуб более  влиятелен, чем Лондонский, объединяющий представителей банков-кредиторов 19 стран. Лондонский клуб объединяет на неформальной основе около 600 крупнейших коммерческих банков.

Лондонский клуб весьма отличается от Парижского - как коммерческий банк отличается от государства. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные займы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих  явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в  Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся  и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволило России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

6 октября 1997 года Россия  подписала с Лондонским клубом  кредиторов соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР членам клуба. Долг в 24 млрд. долларов реструктурируется на 25 лет, а выплата начинается с 2002 года равными долями.20

Структура внешних финансовых активов  России выглядит следующим образом:

В настоящее время наступил период погашения долгов Парижскому и Лондонскому клубам. Россия уже погасила около 10 млрд, долларов. И далее она будет выполнять свои обязательства. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

 

Глава 3. Современное  состояние и перспективы развития отношений России с международными финансовыми организациями.

    1. Современное состояние отношений РФ и международных

финансовых  организаций

В качестве источника  заемных средств Международный валютный фонд и Всемирный банк больше не представляют для России интерес. К рекомендациям этих организаций здесь давно не прислушиваются. Единственное, чем еще России интересно участие в этих финансовых институтах, так это возможностью решить проблему возвращения миллиардов долгов, что задолжали ей другие страны. Именно с такой миссией отправилась в этом году в Вашингтон российская делегация - на весеннюю сессию МВФ и Всемирным банком.

В абсолютном выражении  российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов (Приложение 1)21, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний государственный долг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

Для сравнения — после  кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., государственный долг должен был удерживаться в рамках 2,5% от ВВП (Приложение 2). Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

Сегодня в России мало кто вспоминает хронику середины 90-х годов, когда кредиты МВФ и Всемирного банка были единственной надеждой правительства на исполнение бюджета. В конце прошлого десятилетия, после финансового кризиса 1998 года, задолженность России по внешним долгам в 1,1 раза превышала ВВП страны. Тогда российские переговорщики наведывались в штаб-квартиру МВФ лишь с одной целью - добиться реструктуризации наших долгов перед иностранными кредиторами. В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний  и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.22

Сегодня ситуация иная. В 2005 году Россия досрочно рассчиталась по долгам перед МВФ. Не пугает Министерство финансов России и долг перед Всемирным банком - это самый дешевый в обслуживании долг, из имеющихся у России обязательств. В итоге, единственная помощь, которую сегодня международные финансовые организации могут оказать России, - способствовать возврату долгов третьих стран Российской Федерации, которой они, в свою очередь, достались в наследство от Советского Союза.

Россия, по международным  финансовым стандартам, является одним из крупнейших в мире кредиторов. Сумма советского долга, который перешел на баланс российского Минфина в начале 90-х, составляла примерно $150 млрд. «Примерно» - потому, что точно оценить его объем не могут до сих пор. Расчет с кредиторами велся преимущественно в инвалютных рублях (искусственная денежная единица, применявшаяся в СССР во внешнеэкономических расчетах). Большая часть советских кредитов выдавалась под покупку советского же оружия, товаров и оборудования. А военные долги, напомним, сегодня принято списывать безвозмездно. Кроме того, большинство тех стран, которым мы оказывали финансовую помощь на протяжении последних десятилетий XX века, сегодня не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам. Не спешат платить по долгам России и финансово состоятельные государства. С ними удается согласовать сумму долга лишь при гарантии, что большая часть обязательств будет списана.

Итак, роль России в отношениях с международными финансовыми институтами  сегодня кардинально поменялась. Досрочно расплатившись со значительной частью своих долгов, сегодня она с полным правом выступает за повышение эффективности работы этих организаций. В самом МВФ видят свою задачу в формировании кредитного фонда для поддержания платежного баланса развивающихся стран и государств, не обладающих серьезными золотовалютными резервами. А Всемирный банк постепенно переориентируется на оказание консультационных услуг в сфере соблюдения государствами бюджетной дисциплины и поддержку стратегических проектов и отраслей. Их роль как одного их основных доноров развивающихся стран нуждается в пересмотре. Международные капиталы должны найти себе новое применение помимо поддержки неплатежеспособных правительств. Тем более что спрос на кредиты этих финансовых организаций сегодня низок, как никогда. В середине 90-х годов отрицательное сальдо на счетах развивающихся стран составляло около $500 млрд., сейчас это сальдо положительное и приближается к $300 млрд.

25 января 2010 года Москва вернула Лондонскому клубу кредиторов остаток долга Советского союза в 1 млн долларов. Речь идет о долге СССР коммерческим банкам Западной Европы, США, Японии и ряда других стран. Кредиты были привлечены Внешэкономбанком СССР до 31 декабря 1991 года.

Согласно заявлению  финансового ведомства, остаток долга был переведен на счета кредиторов в обмен на получение процентных облигаций и реструктуризированных кредитов.

Сегодня Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В феврале 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего государственного долга, или 120.2 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства

 

    1.  Перспективы развития отношений России и международных

финансовых  организаций

В связи со сложившейся экономической ситуацией в мире, необходимость кредитования отдельных стран возросла. Хотя Россия за последние десять лет сумела погасить большинство своего внешнего долга и не нуждалась в кредитах, МВФ готов предоставить России кредит на 8,8 миллиарда долларов на льготных условиях. Но несмотря на гигантские траты, Россия, по мнению правительства, находится в достаточно хорошем финансовом положении. Во всяком случае, на заседании президиума правительства было решено отказаться от выгодного предложения Международного валютного фонда (МВФ), который в рамках борьбы с кризисом предоставляет странам–участникам МВФ возможность получить кредиты на льготных условиях и на продолжительный срок. По словам министра финансов Алексея Кудрина, Россия может рассчитывать в общей сложности на 8,84 млрд. долларов. Однако Россия отказалась о принятия кредита. «По консультациям с Минэкономразвития и Центральным банком мы пришли к выводу, что нам нет необходимости в ближайшее время пользоваться этой резервной позицией, – заметил Кудрин. – Ею будут в первую очередь пользоваться страны, находящиеся в критической ситуации. Россия не находится в такой ситуации».23 Поддержав позицию Минфина, Владимир Путин в свою очередь предложил не участвовать в финансировании по линии МВФ помощи нуждающимся странам. «Мы этими ресурсами пользоваться не будем, но и выступать в качестве донора тоже не будем», – подытожил он.24 Вместе с тем премьер поручил Алексею Кудрину выступить перед МВФ с поддержкой наших соседей по СНГ, которые жизненно нуждаются в таких кредитах. Министр ответил, что Россия всегда поддерживает решения МВФ оказать помощь Украине, Белоруссии, Армении и другим.

Информация о работе РФ и международные финансовые организации