РФ и международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Международные финансовые организации: возникновение, структура, роль.
Причины возникновения и этапы развития международных
финансовых организаций…………………………………………………6
Основные виды международных финансовых организаций……...12
Функции международных финансовых организаций……………..19
Глава 2. Анализ взаимоотношений РФ и международных финансовых организаций.
Характер взаимоотношений РФ с МВФ……………………………21
Динамика сотрудничества РФ С Всемирным банком……………..24
Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов……………………………………………………………..29
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития отношений России с международными финансовыми организациями.
Современное состояние отношений РФ и международных
финансовых организаций………………………………………………...32
Перспективы развития отношений России и международных
финансовых организаций………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………….42
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МЭО.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

В свою очередь доля России во Всемирном банке осталась на прежнем уровне - 2,77%. Об этом стало известно после того, как Всемирный банк перераспределил квоты в пользу развивающихся стран. Их общая квота выросла на 3% и составила более 47%. Доля России должна была сократиться, однако так как Россия оказывает большую поддержку Всемирному банку, то эта доля сохранилась.

Так же к концу 2010 года Россия планирует вернутся на внешние рынки заимствований после десятилетнего перерыва, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Только в 2010 году Россия планирует привлечь около 18 миллиардов долларов с помощью выпуска еврооблигаций и, возможно, кредита Всемирного банка. Для чего Россия намерена взять в кредит у Всемирного банка до 4 миллиардов долларов, но только в том случае, если кредитор не будет выдвигать Москве дополнительные условия по кредиту.

Стоит обратить внимание на то, что от льготного кредита  МВФ Россия отказалась. Это обусловлено  тем, что фонд предоставляет кредиты под довольно жесткие условия, требуя реформировать экономику в либеральном ключе: сокращать роль государства и социальные обязательства.

Центральный банк Российской Федерации опубликовал график погашения внешнего долга Российской Федерации в 2010 году. Однако, с учетом того, что планируется получение кредита от Всемирного банка, возможны отклонения от графика. (Приложение 3).

Таким образом, в настоящее  время Российская Федерация является членом различных международных  валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми МФО на договорной основе. Сотрудничество осуществляется на  различных уровнях:

  1. Ведущие мировые финансовые институты – МВФ и группа Всемирного банка;
  2. ЕБРР, созданный специально для кредитования переходных экономик;
  3. Организации бывшего СЭВ - МБЭС и МИБ, адаптированные к современным условиям;
  4. Новые региональные межгосударственные банки – Черноморский банк торговли и развития и Межгосударственный банк СНГ;
  5. Европейские банки – ЕИБ, СИБ (на договорной основе). Сотрудничество России с каждой из этих организаций имеет разные цели, задачи и пути их решений, отличается, различаются эффективностью.

Построение взаимоотношений  России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

В настоящее время  Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.

Анализ участия России в МФО позволяет сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:

- сотрудничество с  МФО должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;

- фундаментом сотрудничества  должны стать четкое определение  роли каждой из сторон и  контроль за использование заимствованных  средств, нужно разграничить ответственность и функции МФО и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними  от имени Российской Федерации;

- концепция сотрудничества  должна быть ориентирована на  сокращение неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы – сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;

- информация о характере  и рамках соглашений о сотрудничестве  должна быть доступной как  для государственных ведомств, так  и для широкой общественности; министерства  и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление  сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;

- государственная политика  сотрудничества России с МФО,  на современном этапе должна  быть ориентирована на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в МФО, ведь сотрудничество в них заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

Каждое из рассмотренных  направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать  решению актуальных социально-экономических задач, в частности, стимулировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества – по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития – Азиатским, Африканским, Межамериканским.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. М.: Юристъ, 2006.
  2. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие. - М., Финансы и статистика, 2008.
  3. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., Международные отношения, 2007.
  4. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. - М., 2008.
  5. Булатов А. С. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.
  6. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М., ЮНИТИ, 2009.
  7. Жуков Е. Ф.Международные экономические отношения./ Под ред. Жукова Е.Ф. М.: «Экономика», 2009.
  8. Зименков Р. И. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник/ Под ред. Р.И. Зименкова – М.: Финансы и статистика, 2006.
  9. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2001.
  10. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник – М.: Международные отношения, 2007.
  11. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2001.
  12. Астапов  Управление внешним и внутренним государственным долгом России.// Мировая экономика и международные отношения.- 2008 - №2.
  13. Денисов А. Весенний тупик. Реформа МВФ вновь забуксовала.//Время новостей. – 2010. - №71.
  14. Кузнецов В. Отношения России с МВФ.// Мировая экономика и международные отношения.- 2007. - №7
  15. Школяр Н. Международные банки развития и Россия.// Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - №12
  16. http://www.minfin.ru/ru/
  17. http://web.worldbank.org/
  18. http://econline.h1.ru/paper.htm
  19. http://www.rian.ru/economy
  20. http://www.rususa.com/news
  21. http://vzrutest2.goodoo.ru/
  22. http://www.mvf.su/

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

Наименование

Сумма, млрд долларов США

Сумма, млрд ЕВРО

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37,6

27,2

Задолженность перед  официальными кредиторами — членами  Парижского клуба

1,0

0,7

Задолженность перед  официальными кредиторами — не членами  Парижского клуба

1,8

1,3

Задолженность бывшим странам  СЭВ

1,3

0,9

Коммерческая задолженность бывшего СССР

0,8

0,6

Задолженность перед  международными финансовыми организациями

3,8

2,6

Задолженность по еврооблигационным  займам

26,2

18,2

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1,8

1,2

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте

0,9

0,6


 

 

Приложение 2

Таблица 2

Динамика государственного внешнего долга России

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991, 25 декабря

95,0

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52,0

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6


 

 

Приложение 3

Таблица 3

График погашения  внешнего долга Российской Федерации 
по состоянию на 1 января 2010 года: основной долг 
(млрд. долл. США) 

 

Задол- 
женность 
по состо- 
янию на 
01.01.2010

До 
вост- 
ребо- 
вания

январь 2010

февраль 2010

март 2010

апрель 2010

май 2010

июнь 2010

июль 2010

август 2010

сентябрь 2010

октябрь 2010

ноябрь

2010

декабрь 2010

всего до 1 года

       

Всего

471,6

22,3

14,9

8,9

13,1

6,9

7,4

10,6

8,0

5,2

8,0

6,9

8,9

15,5

114,5

       

Органы государственного управления

31,3

 

0,1

0,1

0,7

0,1

0,1

0,5

0,1

0,0

0,7

0,1

0,1

0,5

3,0

       

Федеральные органы управления

29,5

 

0,1

0,1

0,7

0,1

0,1

0,5

0,1

0,0

0,7

0,1

0,1

0,4

2,9

       

Новый российский долг

26,3

 

0,1

0,0

0,7

0,1

0,1

0,1

0,1

0,0

0,6

0,1

0,1

0,1

2,1

       

кредиты

4,8

 

0,1

0,0

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,0

0,2

0,1

0,1

0,1

1,1

       

ценные бумаги

21,2

 

0,0

 

0,5

         

0,5

     

1,0

       

прочая задолженность

0,3

                                   

Долг  бывшего СССР

3,2

 

0,0

0,0

0,0

0,0

 

0,4

0,0

 

0,0

   

0,4

0,8

       

кредиты

3,1

 

0,0

0,0

0,0

0,0

 

0,4

0,0

 

0,0

   

0,4

0,8

       

ценные бумаги

0,0

                                   

прочая задолженность

0,1

                                   

Субъекты Российской Федерации

1,8

     

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,1

0,1

       

кредиты

1,1

                                   

ценные бумаги

0,7

     

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

0,0

0,0

0,1

0,1

       

Органы денежно-кредитного регулирования

14,6

3,4

2,4

                     

2,4

       

кредиты (прямые репо)

2,4

 

2,4

                     

2,4

       

наличная национальная валюта и депозиты

3,4

3,4

                                 

прочая задолженность (распределение  СДР)

8,9

                                   

Банки1

127,2

9,6

4,2

3,2

5,8

3,0

4,1

1,8

1,6

1,6

1,9

2,8

3,1

2,5

35,6

       

кредиты и депозиты (кроме  до востребования) включая долговые обязательства перед прямыми  инвесторами и предприятиями  прямого инвестирования

111,3

 

4,2

3,2

5,8

3,0

4,1

1,8

1,6

1,6

1,9

2,8

3,1

2,5

35,6

       

текущие счета и депозиты (до востребования)

9,6

9,6

                                 

долговые ценные бумаги

4,1

                                   

прочая задолженность

2,2

                                   

Прочие секторы

298,5

9,3

8,2

5,7

6,5

3,8

3,2

8,4

6,3

3,6

5,4

4,1

5,7

12,5

73,5

       

долговые обязательства  перед прямыми инвесторами и  предприятиями прямого инвестирования

45,7

1,9

1,4

0,9

1,6

0,5

0,7

1,1

0,4

0,2

0,5

0,4

0,6

2,9

11,1

       

кредиты

234,7

7,3

6,7

4,5

4,7

3,2

2,5

7,1

5,8

3,3

4,9

3,6

5,1

9,5

60,7

       

долговые ценные бумаги

13,9

 

0,0

0,1

0,0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,1

0,5

       

задолженность по финансовому  лизингу

2,8

 

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,8

       

прочая задолженность

1,4

 

0,1

0,1

0,1

                 

0,4

       

Информация о работе РФ и международные финансовые организации