Роль прямых иностранных инвистиций в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ привлечения и роли прямых иностранных инвестиций в развитии мировой экономики. В соответствии с указанной целью поставлены следующие основные задачи:
— рассмотреть значение прямых иностранных инвестиций для развития мировой экономики;
— раскрыть правовое регулирование иностранных инвестиций;
— исследовать динамику прямых иностранных инвестиций в мире за последние пять лет;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1. Роль прямых иностранных инвестиций в мировой экономике…………..
1.1 Значение прямых иностранных инвестиций для развития мировой экономики………………………………………………………………………
1.2 Правовое регулирование иностранных инвестиций….………………...
2. Анализ потока прямых иностранных инвестиций………………………..
2.1 Анализ динамики прямых иностранных инвестиций в мире за последние пять лет…………………………………………………………….
2.2 Мероприятия по повышению использования инвестиций……………...
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая роль пии в мировой экономике марина.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 4 - Доля прямых иностранных инвестиций  в Россию в 

2006 – 2011 годах, %

Приток прямых иностранных  инвестиций в СНГ в 2010 году несколько вырос. Прямые иностранные инвестиции в же Россию выросли на 13% - до 41 млрд. долларов в 2010 году[7, 34].

В Украине приток ПИИ в 2009 году сократился более чем  наполовину, в то время как спад в Казахстане был более умеренным, поскольку страна по-прежнему привлекала инвесторов своими проектами в углеводородном секторе. Приток ПИИ в Украину в 2010 году вырос на 35%, что произошло благодаря улучшению макроэкономической ситуации. В 2010 году сократился приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан, хотя страна и остается вторым по величине реципиентом в регионе. Эти три страны в 2010 году по-прежнему занимали первые три места в числе получателей ПИИ в регионе.

В отличие от СНГ, в  Юго-Восточной Европе приток прямых иностранных инвестиций сокращается третий год подряд. Снижение в 2010 году составило 47% и было вызвано отчасти вялыми инвестициями стран Европейского союза. ПИИ в Северной Америке выросли на 44%, достигнув 252 млрд. долларов.

Наиболее сильное падение  по всем регионам в 2008 – 2009 годах было отмечено в динамике притока ПИИ в развитые страны — на 44% – до уровня 566 млрд. долл. Однако это сокращение было не столь масштабным, как во время предыдущего экономического спада 2000–2003 годов, хотя нынешние экономические и финансовые потрясения оказались гораздо серьезнее. Сильнее всего этот процесс затронул Северную Америку, в то время как 27 стран – членов ЕС – лучше держали удар. Так, например, в Германии было зафиксировано увеличение на 46%, главным образом благодаря резкому росту внутрифирменных кредитов. С другой стороны, на 50% уменьшились потоки ПИИ в Великобританию, еще одну крупную принимающую страну региона. Трансграничные M&A в развитых странах упали на две трети, причем сделки в секторе обрабатывающей промышленности сократились примерно на 80%.

Приток прямых иностранных  инвестиций в Европу в 2010 году составил 313 млрд. долларов - снижение на 19% по сравнению  с 2009 годом.

В целом рост ПИИ в 2010 в развитых странах составил 0,7%. Так, ПИИ в страны Европы упали  на 19,9% до 289,8 млрд. долл., а в Японию - на 83,4% до 2 млрд. долл. В то же время объем ПИИ в экономику США вырос на 43,3% /186,1 млрд. долл. [15].

Важные изменения произошли  в 2010 году в отраслевой структуре  ПИИ. В частности, сократились глобальные инвестиции в добывающую промышленность, а также во все основные секторы услуг, особенно в сферу финансов, транспорт, связь, деловые и коммунальные услуги. При общем росте ПИИ в обрабатывающую промышленность наблюдались их сокращение в металлургию и электронику, сохранение уровня предыдущего года в химической и фармацевтической промышленности и существенный рост в пищевой, текстильной, табачной, текстильной, швейной и автомобильной отраслях.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции играет значительную роль в развитии мировой экономики, так как является наиболее востребованной формой капиталовложений для развивающихся экономик и позволяет реализовывать крупные и важные проекты, а кроме того, благодаря ПИИ в страну поступают новейшие технологии, например, при создании производств, новые практики корпоративного управления и т.п.

 

2.2 Мероприятия  по повышению использования инвестиций

 

Инвестиционный климат представляет собой набор факторов, специфичных для данной страны и определяющих возможность фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат определяет перспективы развития страны и будущее состояние экономической системы.

Меры, ориентированные  на создание привлекательных условий  для притока ПИИ, включают в себя 3 основные группы:

— базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

— правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

— специфические стимулы  для прямых иностранных инвестиций.

Либерализация и поощрение  прямых иностранных инвестиций являются доминирующими элементами в современной  внешнеэкономической политике. Тем  не менее, необходимо констатировать об усиливающейся опасности инвестиционного протекционизма вследствие накопления за последние годы ограничительных мер и административных процедур. Так, из 149 мер инвестиционной политики, проведенных в 2010 году в 74 странах, почти треть приходится на новые ограничения и регламентации, тогда как десять лет назад их доля составляла всего 2%.

Политика в области  прямых иностранных инвестиций становится все более взаимосвязанной с  промышленной политикой на национальном и международном уровнях. Задача заключается в таком управлении этой взаимосвязью, которое поставило бы оба эти направления политики на службу экономического развития. Ключевое значение имеет также нахождение золотой середины между укреплением отечественного производственного потенциала, с одной стороны, и недопущением инвестиционного и торгового протекционизма – с другой, чему должно способствовать укрепление международной координации и сотрудничества.

В настоящее время  в мире насчитывается как минимум 650 государственных транснациональных корпораций (ГТНК), которые имеют более 8500 зарубежных филиалов по всему миру и становятся все более важным источником ПИИ. Хотя количество ГТНК относительно мало, менее 1% всех транснациональных корпораций, на них в 2010 году приходилось примерно 11% глобальных потоков ПИИ[11, 30].

Причем на сырьевой сектор приходится менее 9% от общего числа  действующих в мире ГТНК, тогда  как около 70% из них приходится на сектор услуг (в том числе 19% на финансовую сферу и 16% на транспорт и связь) и около 22% на обрабатывающую промышленность.

Активная деятельность ГТНК вызвала в последнее время  некоторую обеспокоенность по поводу их влияния на обеспечение национальной безопасности, создание равных правил игры для конкурирующих компаний, а также на систему управления и прозрачность.

Современная международная  экономическая деятельность не ограничивается прямыми зарубежными инвестициями, с одной стороны, и внешней  торговлей – с другой. В последние  годы возросло значение и таких форм международных экономических связей, как подрядное промышленное и сельскохозяйственное производство, аутсорсинг услуг, франшизинг, лицензирование, управленческие контракты и другие формы договорных взаимоотношений. Пользуясь ими, ТНК координируют деятельность в рамках своих глобальных производственно-сбытовых цепочек и оказывают влияние на управление компаниями принимающих стран, не участвуя в их капитале.

Таким образом, неакционерные  формы организации международного производства представляют собой своего рода среднее звено, соединяющее прямые иностранные инвестиции с внешней торговлей и позволяющее ТНК принимать промежуточные решения дилеммы «производить или закупать».

При этом преимущество неакционерных  форм заключается в том, что они  представляют собой гибкие механизмы  взаимодействия с местными компаниями и превращаются в имманентные стимулы для последующего инвестирования в поддержание жизнеспособности своих партнеров, в том числе путем передачи знаний, технологий и ноу-хау.

В «деликатных» ситуациях  неакционерные формы могут оказаться более уместными, чем ПИИ. В сельском хозяйстве, например, подрядное производство лучше обеспечит уважение местных прав и обычаев, гарантии справедливых доходов крестьян и экологически устойчивое использование ресурсов, чем инвестиции в широкомасштабное приобретение земельных площадей.

Стоит отметить, что в 2010 году во всем мире объем продаж на базе неакционерных форм организации  международного производства превысил 2 трлн. долл. Из этой суммы на промышленное производство по подрядам и на аутсорсинг услуг приходилось 1,1–1,3 трлн. долл., на франшизинг — 330–350 млрд. долл., на лицензирование — 340–360 млрд. долл., на управленческие контракты — около 100 млрд. долл. [9, 18]

Промышленное производство по подрядам получило широкое распространение  как в капиталоемких отраслях, например в автомобилестроении и электронике, так и в трудоемких производствах текстильных и швейных изделий, обуви, игрушек. Франшизинг применяется главным образом в розничной торговле, гостиничном хозяйстве, общественном питании, а также в предоставлении услуг.

Для обеспечения успешного  и взаимовыгодного использования  неакционерных способов организации  международного производства большое  значение имеют разработка и гарантии соблюдения четких и стабильных правил, регулирующих договорные отношения между партнерами.

Также необходимо подчеркнуть, что массовые выступления на Ближнем  Востоке и в Северной Африке подрывают  приток прямых иностранных инвестиций. Восстановление стабильности в данном регионе имеет решающее значение для возобновления финансирования. В развивающемся мире политический риск остается существенным ограничивающим фактором, и он будет становиться все более значимым в следующие три года, если сегодняшние опасения по поводу глобальной экономики будут постепенно отступать. Главные опасения вызывают риски нарушения условий договора правительствами, изменения регулирующих нормативов и национализации. Экономические потрясения и политические сдвиги создают дополнительные перспективы споров и противоречий между правительствами и иностранными инвесторами, и успешное разрешение подобных конфликтов менее вероятно в недемократических режимах. Многие инвесторы заняли выжидательную позицию по отношению к данной группе стран.

Для активизации механизма  привлечения иностранного капитала, и, следовательно, стабилизации экономического развития России, невозможно обойтись без государственного вмешательства. Необходима четкая инвестиционная стратегия государства, которая должна быть направлена на подъем инвестиционной активности, поддержку и оздоровление воспроизводственной структуры экономики. Нужны экономические и организационные инструменты, направляющие денежные потоки в наиболее перспективные отрасли экономики[2,48].

В большинстве  стран, не исключая Россию, сложился свод инвестиционных законов, закрепляющих такие положения, как:

— условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране, обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов;

— предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенным политическим и коммерческим рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое, обычно такие льготы включают в себя: освобождение на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов;

— защита от политических рисков, то есть оговаривается, что национализация иностранной частной собственности может осуществляться только в исключительных случаях с гарантией справедливой и равноценной компенсации;

— положение о разрешении инвестиционных споров. Если раньше их рассматривали на основе национальных арбитражных институтов и правил, то сегодня происходят изменения в пользу международных арбитражных институтов и правил [5, 109].

Однако очевидно, что подобных общих декламаций недостаточно, для притока иностранных инвестиций необходима единая экономическая, правовая и политическая стабильность.

В России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной  политики привлечения иностранных  инвестиций: окончательно не определен инвестиционный режим — либо государство идет на преференции, либо он равноправный или дискриминационный в пользу внутреннего производителя; не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий — защита прав собственности, репатриация прибыли; и отрицательная конъюнктура правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. То есть существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний[10, 19].

В целях улучшения  инвестиционного климата Правительством Российской Федерации реализуются  мероприятия полномасштабных структурных  реформ. На данный момент необходимо принятие поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза, касающихся упрощения процедур таможенного оформления экспорта высокотехнологичных товаров и машинно-технической продукции и создающих условия для развития экономических таможенных процедур. Также следует доработать закон «О таможенном регулирование в Российской Федерации», акцент при этом стоит сделать на упрощении таможенных процедур применительно к несырьевым товарам и сокращении перечня документов, предоставляемых при их экспорте.

Значительное влияние на инвесторов оказывают различного рода налоговые льготы. В связи с этим необходимы мероприятия по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие комплекс налоговых и иных мер, направленных на стимулирование инвестиций в модернизацию экономики. С учетом этого принимаются стимулирующие меры, в частности, освобождение от налога на прибыль организаций при реализации ценных бумаг, сроком владения свыше 5 лет и размере владения не менее 10%, а также организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения.

Для России в  современных условиях особенно актуальна  проблема привлечения иностранных  инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата. Иностранные  инвестиции способствуют развитию отраслей экономики, что приводит к появлению новых рабочих мест и возникновению спроса на квалифицированную рабочую силу. Кроме того, иностранный капитал совершенствует рыночные методы хозяйствования, что, несомненно, ускоряет проведение экономических реформ в России и делает их более эффективными.

Информация о работе Роль прямых иностранных инвистиций в мировой экономике