Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 18:13, доклад
Заметным явлением мировой экономики в соответствии с тенденцией современного мирового развития является создание свободных экономических зон (СЭЗ), получивших широкое распространение не только в большинстве промышленно развитых стран, практически во всех новых индустриальных государствах, в развивающихся странах, но и в отдельных странах, переходящих к рыночной экономике. Целями создания СЭЗ в этих случаях является ускорение экономического роста в районах создания зон и в стране в целом за счет активизации инвестиционного роста научно-технического потенциала, включения страны в систему мирохозяйственных связей и улучшения использования ее ресурсов.
Реферат
Тема: Роль свободных экономических зон в преодолении экономической отсталости развивающихся стран.
Заметным явлением мировой экономики
в соответствии с тенденцией современного мирового развития является создание
свободных экономических зон (СЭЗ), получивших широкое распространение
не только в большинстве промышленно развитых
стран, практически во всех новых индустриальных государст
Важнейшая проблема мировой
экономики начала ХХI в. — преодоление
бедности и отсталости. В современном
мире бедность и отсталость характерны
прежде всего для развивающихся стран,
где проживает почти 2/3 населения Земли.
Поэтому данную глобальную проблему часто
называют проблемой преодоления отсталости
развивающихся стран.
Для
большинства этих стран, особенно наименее
развитых, типична сильная отсталость.
В результате для многих из этих стран
характерны ужасающие масштабы нищеты.
Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей
Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют
товаров и услуг менее чем на 1 доллар в
день.
В
результате от недоедания в мире страдает
около 800 млн. человек. К тому же значительная
часть нищих людей неграмотна. Так, доля
неграмотных среди населения старше 15
лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии
— 43% и в Индии — 48%.
Огромные
масштабы бедности и отсталости вызывают
сомнение в том, возможно ли вообще говорить
о нормальном развитии и прогрессе человеческого
общества, когда большая часть жителей
планеты оказывается за чертой достойного
человеческого существования. Проблема
усугубляется тем, что достижения мирового
НТП обходят стороной многие развивающиеся
страны, их колоссальные по численности
трудовые ресурсы мало используются, а
сами эти страны в своем большинстве недостаточно
активно участвуют в мировой хозяйственной
жизни.
Было
бы в высшей степени неразумно не видеть
те опасности, которые проистекают из
сохранения такого положения. Так, оно
формирует в широком общественном сознании
этих стран негативное отношение к существующему
в мире порядку. Это выражается в различных
идеях об ответственности развитых стран
за положение в развивающихся странах,
а также в требованиях перераспределения
доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки»
в мировом масштабе (например, движение
развивающихся стран за установление
нового международного экономического
порядка) .
Большинство
экономистов сходится в том, что определяющее
значение в решении проблемы бедности
и отсталости имеет разработка в развивающихся
странах эффективных национальных стратегий
развития, опирающихся на внутренние экономические
ресурсы на основе комплексного подхода.
При таком подходе в качестве предпосылок
для создания современной экономики и
достижения устойчивого экономического
роста рассматриваются не только индустриализация
и постиндустриализация, либерализация
хозяйственной жизни и преобразование
аграрных отношений, но и реформа образования,
улучшение системы здравоохранения, смягчение
неравенства, проведение рациональной
демографической политики, стимулирование
решения проблем занятости.
Свободная экономическая зона — часть территории государства с особым, льготным режимом хозяйственной, инвестиционной и внешнеторговой деятельности. Сама идея создания СЭЗ проста: если данная страна в данный момент времени по каким-либо причинам не может пойти на широкое (полное) открытие своей экономики для иностранного капитала (например, она проводит курс на импортозамещение, что требует осуществления определенных протекционистских мер), то она может «открыть себя» для мировых хозяйственных связей в рамках конкретных, более или менее компактных территорий. В рамках таких территорий (зон) создается специальный (особый), более благоприятный, чем на территории всей страны, инвестиционный климат для зарубежных инвестиций и льготный внешнеторговый режим.
В виде части территории может выступать отдельное предприятие (или группа предприятий). В этом случае говорят о функциональном подходе к образованию СЭЗ. Однако более распространен другой подход — территориальный, согласно которому особый режим получают все предприятия, расположенные на территории, определенной как СЭЗ.
Основными признаками СЭЗ являются: •
определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях; •
беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров; •
создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность; •
существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом.
Ныне в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности. При этом выделяются их различные виды: •
зоны беспошлинной (свободной) торговли; •
экспортные промышленные зоны (или зоны поощрения экспорта); •
зоны развития новых и высоких технологий (технопарки, технополисы); •
специальные экономические зоны (агрополисы, экологические зоны или экополисы, туристские зоны); •
комплексные, многоотраслевые свободные зоны.
Свободная экономическая зона — часть территории государства с особым, льготным режимом хозяйственной, инвестиционной и внешнеторговой деятельности. Сама идея создания СЭЗ проста: если данная страна в данный момент времени по каким-либо причинам не может пойти на широкое (полное) открытие своей экономики для иностранного капитала (например, она проводит курс на импортозамещение, что требует осуществления определенных протекционистских мер), то она может «открыть себя» для мировых хозяйственных связей в рамках конкретных, более или менее компактных территорий. В рамках таких территорий (зон) создается специальный (особый), более благоприятный, чем на территории всей страны, инвестиционный климат для зарубежных инвестиций и льготный внешнеторговый режим.
В виде части территории может выступать отдельное предприятие (или группа предприятий). В этом случае говорят о функциональном подходе к образованию СЭЗ. Однако более распространен другой подход — территориальный, согласно которому особый режим получают все предприятия, расположенные на территории, определенной как СЭЗ.
Основными признаками СЭЗ являются: •
определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях; •
беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров; •
создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность; •
существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом.
Ныне в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности. При этом выделяются их различные виды: •
зоны беспошлинной (свободной) торговли; •
экспортные промышленные зоны (или зоны поощрения экспорта); •
зоны развития новых и высоких технологий (технопарки, технополисы); •
специальные экономические зоны (агрополисы, экологические зоны или экополисы, туристские зоны); •
комплексные, многоотраслевые свободные зоны.
Как уже отмечалось, СЭЗ стали неотъемлемой частью мировой экономики второй половины XX в. В мирохозяйственных связях СЭЗ играют роль фактора ускорения экономического роста отдельных стран и территорий, активизации международного товарооборота и использования ресурсов, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов, поэтому центр ООН по транснациональным корпорациям (UNCTC) рассматривает рост СЭЗ как одну из наиболее важных тенденций последних десятилетий [131, с. 109].
Для развития национальных экономик каждой страны при создании СЭЗ государством отводится им важная роль в реализации преследуемых целей и задач, решаемых в экономическом и социальном развитии.
Как было показано в первой главе нашей работы, цели, преследуемые странами, образующими СЭЗ, зависят от уровня их экономического развития, социально-экономической ситуации, географических и естественных условий, их места в международном разделении труда и ряда других обстоятельств.
Для развивающихся стран при создании СЭЗ, в отличие от промышленно развитых стран, приоритетное значение имеет ориентация на привлечение иностранного капитала и высоких технологий, модернизация национального производства, повышение уровня квалификации работников и превращение ранее отсгалых районов в динамично развивающиеся. Следует подчеркнуть, что иностранный капитал в этих странах преследует свои интересы, связанные с максимизацией получаемой прибыли. Поэтому нахождение путей согласования интересов в сотрудничестве развивающихся стран с капиталом экономически развитых стран является важным условием для их динамичного экономического развития.
Для стран с переходной экономикой создание СЭЗ рассматривается как важное звено в реализации принципов открытости экономики и цели экономической реформы, которые являются катализатором их развития. Их функцио- нирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В СЭЗ экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы блшкъ приятны для внешних и внутренних инвестиций. В то же время образование СЭЗ может означать, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде СЭЗ.
Помимо названных целей создание СЭЗ связывается с такими задачами, как рост занятости, развитие экспортного потенциала страны и получение на этой основе валютных средств, апробирование новых методов хозяйствования.
Таким образом, цели образования СЭЗ в конкретных условиях различны, но в то же время все они сводятся, в конечном счете, к экономическому росту на базе повышения эффективности национальной экономики и активизации использования мирохозяйственных связей, а также к решению многообразных социальных проблем, решаемых в соответствии со спецификой каждой страны.
Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики.
Степень влияния СЭЗ на экономику страны в целом во многих развивающихся странах является довольно ограниченной. Это тем более справедливо для промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальной задачи распространения такого влияния.
Организация СЭЗ играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. В то же время хотя функционирование СЭЗ в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообразных социально-экономических проблем, однако играет весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для многих развивающихся стран СЭЗ становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста.
Образование СЭЗ, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.
Введение.
Свободные экономические зоны как особые международные хозяйственные
структуры не только прочно вошли в энциклопедический словарь, но и в широкую практику людей всех континентов. Свободные экономические зоны называют и древними, и современными экономическими категориями. Они в своей эволюции развития прошли длительный путь. Древние простейшие их типы сменились и наполнились содержанием новейшей цивилизации. Эволюция развития свободных экономических зон - это эволюция целых эпох, порождающих и совершенствующих эти экономические структуры.
На рубеже третьего
Свободные экономические зоны – интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив почти все страны мира, включая, богатые и бедные. С их помощью происходит объединение многих регионов в систему мирохозяйственных связей.
Свободные экономические зоны
– области очень высокой
Определение, раскрывающее сущность
этих экономических структур, появилось
недавно. Весной 1973 года оно было
объявлено научному миру и
деловой общественности. Под свободной
экономической зоной