Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 18:13, доклад
Заметным явлением мировой экономики в соответствии с тенденцией современного мирового развития является создание свободных экономических зон (СЭЗ), получивших широкое распространение не только в большинстве промышленно развитых стран, практически во всех новых индустриальных государствах, в развивающихся странах, но и в отдельных странах, переходящих к рыночной экономике. Целями создания СЭЗ в этих случаях является ускорение экономического роста в районах создания зон и в стране в целом за счет активизации инвестиционного роста научно-технического потенциала, включения страны в систему мирохозяйственных связей и улучшения использования ее ресурсов.
Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от пошлин, налогов на импорт и других видов контроля который установлен таможенным законодательством страны. Свободные экономические зоны это часть национального экономического пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот и стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли, способствующие мировой экономике.
Цели, задачи и предпосылки создания
свободных
Цели стран, создающих свободные экономические зоны, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма (сближение экономик и валют стран), другие – с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе и др.) с целью расширения возможностей и активизации экономики на национальном уровне. В США, согласно закону 1934года, зоны должны были «содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».
Несмотря на различие целей
создания свободных
Экономические:
- более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
- привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития производства;
- увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
Социальные:
- развитие отсталых регионов;
- увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
- насыщение национального рынка высококачественными товарами.
Научно-технические:
- использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
- повышение эффективности
мощностей.
Все эти и другие цели
организации свободных
- политическая стабильность в
стране создает общий
- наличие хорошо разработанной законодательной базы;
- наличие развитой инфрастуктуры;
- очень важным условием является природно-географическая среда.
Важнейшим стимулятором для
развития свободных
Каждая страна или ее регион при создании свободных экономических зон определяют свой набор льгот. Однако, в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:
фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество. В их сфере находятся вопросы постоянного и временного освобождения от налогообложения предпринимателей.
финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами.
административные льготы обычно предоставляются администрацией
свободной экономической зоны с тем, чтобы
упростить процедуру регистрации предприятий,
въезда и выезда иностранных граждан.
Простота административных процедур положительно
оценивается инвестором. вне
Все указанные льготы могут применятся в самых различных комбинациях, однако они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.
Большую роль СЭЗ играют
в развитии экономики
включая и те, которые совсем недавно завоевали независимость и с помо-щью зон стимулируют приток иностранных инвестиций на национальный рынок.
В настоящее в время в нашей республике идет процесс развития сво-бодных экономических зон. В действующих шести увеличивается количес-тво резидентов, объемы производств, расширяются экспортно-импортные потоки , создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствую-тся нормативно-законодательные база, регулирующая их деятельность.
Большую роль СЭЗ играют
в развитии экономики
включая и те, которые совсем недавно завоевали независимость и с помо-щью зон стимулируют приток иностранных инвестиций на национальный рынок.
В настоящее в время в нашей республике идет процесс развития сво-бодных экономических зон. В действующих шести увеличивается количес-тво резидентов, объемы производств, расширяются экспортно-импортные потоки , создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствую-тся нормативно-законодательные база, регулирующая их деятельность.
Глава 1. Свободные экономические зоны : их сущность и классификация.
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления . В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры , которые известны как свободные экономические зоны (СЭЗ) . Различные типы таких зон называют “островками” мирового хозяйства , “окнами ” для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий , управленческих навыков . Наконец , в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики “открытых дверей” в мировую систему хозяйства .
Создание и становление СЭЗ направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность . Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку , а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций .
Свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. Свободные (специальные) экономические зоны представляют собой определенные территории , где возможно создание особо благоприятного экономического режима для деятельности иностранного капитала . СЭЗ позволяют активно формировать экономику открытого типа , выступают своеобразным “передним краем”, на котором применяются современная техника и технологии , мировые научно-технические достижения , современные методы управления экономикой , иностранный капитал и т. д. В зонах свободного предпринимательства создается современная инфраструктура , необходимая для деловой активности .
Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для транснациональных компаний , миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах . Международные корпорации в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры , с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии .
Наибольшее распространение
в развивающихся странах получили экспортно-
В развивающихся странах в основном ориентированы они на внешний рынок , поскольку , только наращивая экспорт , эти страны могут решать задачи оздоровления национальной экономики . Отсюда вытекает и особенность СЭЗ – более преференциальный инвестиционный климат государство устанавливает для иностранных инвесторов .
Китай – самый большой получатель прямых иностранных капиталовложений среди развивающихся стран и второй в мире - после Соединенных штатов.
Заключение
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Свободные экономические зоны призваны выполнять свою
специфическую роль, концентрируя экспорториентированное и
импортозамещающее производство, стимулируя внешнеэкономические связи,
представляя собой “ловушки” для иностранных инвестиций. Они
такжедолжны стимулировать сосредоточение технико-технологических
инноваций , способствовать освоению современного рыночного механизма
хозяйствования.
Создание свободных экономических зон – эффективнейший метод
привлечения капитала в производство. Различные налоговые льготы
очень привлекательны для зарубежных инвесторов, стремящихся к
наиболее выгодному вложению своих капиталов, тем самым способствуя
введению новых технологий и развитию производства , оживлению
бизнеса, повышению уровня экономического роста и развитию экономики
в целом.
Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах
мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных
инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и
экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования
должна быть продуманной и последовательной.
Список использованных источников
1.Бык В.Ф. Свободная экономическая зона “Гомель-Ратон”: этапы
развития // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.
Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики
Беларусь.-2000.-№11.-С.35.
2.Бык В.Ф. Свободные экономические зоны Республики Беларусь:
состо-яние и перспективы развития // Белорусский экономический
журнал.-2002.-№3.-С.66.
3.Гордейчик В.К. Свободные экономические зоны: проблемы
функционирования и развития // Белорусская экономика: анализ,
прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства
экономики Республики Беларусь.-2000.-№4.-С.3.
4.Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового
хозяйства.- Мн.: ФУА-информ,-2000.
5.Костромичева Э.В., Гордейчик В.К. Функционирование свободных
эко-номических зон Республики Беларусь в 2000 году .// Белорусская
экономи-ка: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень
НИЭИ Ми-нистерства экономики Республики Беларусь.-2001.-№4.-С.19.
6.Костромичева Э.В., Груша В.К., Лобейко А.М., Телеш И.Л.
Итоги и проблемы функционирования свободных экономических зон
Республики Беларусь в 2001 году // Белорусская экономика: анализ,
прогноз, регулиро -вание. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства
экономики Респуб-лики Беларусь.-2002.-№4.-С.13.
7.Международные экономические отношения / Под ред. С. Сутырина, В.
Харламовой. СПб.,1996.
8.Надузик К. СЭЗ “Могилев” за работой //Могилевская правда.-2002.-
№8.-С.4.
9.Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лек-
ций.- М.: Гардарика,1998
10.СЭЗ “Могилев” может перекрыть среднеобластной уровень рентабель-
ности втрое // Могилевская правда.-№6.-С.3.
СЭЗ в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой - это преимущественно национальный частный капитал, то в развивающихся - это преимущественно иностранный частный капитал. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения - 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов - 12-15%, льготный государственный кредит - 30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56%.
Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах -- более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в них государством, для иностранных инвесторов.
Для национальных частных инвесторов развивающиеся страны устанавливают в СЭЗ различные ограничения. Во многих странах разрешается вложить капитал только при условии, что как минимум 90 % объема произведенной ими продукции будет экспортироваться. Условия и формы вложения капитала для местных частных инвесторов в СЭЗ могут изменяться в зависимости от изменения уровня ее развития, доли СЭЗ и т.п. Например, в самом начале Южная Корея не разрешала своим предпринимателям вкладывать инвестиции в СЭЗ, но со временем этот запрет был снят и они получили такую возможность. Важное значение в решении этого вопроса придается экономической политике страны по отношению к той или иной отрасли, Обычно наиболее льготные условия инвестирования имеют отрасли материального производства по сравнению с отраслями услуг и др. Причем внутри отраслей материального производства тоже существует дифференциация условий инвестиций в зависимости от их приоритетности. Специалисты UNIDO в зависимости от условий инвестирования иностранного и частного капитала разделили все отрасли обрабатывающего производства в СЭЗ на 3 группы.