Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 18:13, доклад
Заметным явлением мировой экономики в соответствии с тенденцией современного мирового развития является создание свободных экономических зон (СЭЗ), получивших широкое распространение не только в большинстве промышленно развитых стран, практически во всех новых индустриальных государствах, в развивающихся странах, но и в отдельных странах, переходящих к рыночной экономике. Целями создания СЭЗ в этих случаях является ускорение экономического роста в районах создания зон и в стране в целом за счет активизации инвестиционного роста научно-технического потенциала, включения страны в систему мирохозяйственных связей и улучшения использования ее ресурсов.
Первая группа -- наиболее льготная -- охватывает отрасли монтажа, такие, как электронная и механическая (высокой точности) и т.п., т.е. отрасли, нуждающиеся в высоких технологиях и высококвалифицированной рабочей силе.
Вторая группа -- с меньшей степенью преференциальности -- включает швейную и текстильную отрасли, где используется много рабочей силы и инвестиции быстро окупаются.
Третья группа -- наименее льготная -- это отрасли, основанные на добыче и переработке местного сырья (например, драгоценных камней или орехов высокого качества, как в Шри-Ланке) с привлечением значительного количества национальной рабочей силы, что позволяет существенно снизить в стране уровень безработицы.
По результатам исследования специалистов журнала “Экономист” (The Economist) в настоящее время в большинстве СЭЗ электронная промышленность занимает доминирующие позиции. На нее приходится 30 % количества предприятий и 55--60% рабочей силы в СЭЗ. Они концентрируются в основном в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Тайвань) и в некоторых латиноамериканских странах, таких, как Мексика, Гаити, Сальвадор.
Особую поддержку государств в этой группе получают предприятия, не требующие больших капиталов, но производящие продукцию, имеющую спрос на мировом рынке (компьютерное оборудование, средства связи, детские электронные игрушки, спортивный инвентарь и т.п.).
Швейные и текстильные отрасли тоже привлекают большой объем иностранных инвестиций. Они используют 15-20 % рабочей силы, охватывают 20 % числа предприятий в СЭЗ. Как правило, в этих отраслях инвестиции осуществляются в совместной форме.
Приоритет, отдаваемый этим отраслям в СЭЗ, во многом связан с наличием в развивающихся странах необходимых факторов производства (главным образом дешевой рабочей силой), относительной простотой и доступностыо технологий производства (не требующих высокой квалификации рабочей силы).
Свободные экономические зоны в развивающихся странах, так же как и в развитых, имеют существенные различия в размерах занимаемой ими территории. Так, поданным Института мировой экономики АОН СРВ, общая площадь каждой СЭЗ в Азии составляет от 10,5 га, как в г. Джакарте (Индонезия), до 425 га, как в Лепте (Филиппины). Практика показывает, что асе СЭЗ без благоприятного месторасположения неэффективны. в качестве примера можно назвать СЭЗ Батан на Филиппинах, находящуюся и 170 км от порта Манила и и районе низкоразвитой инфраструктуры, или СЭЗ Кандла (Индия), находящуюся в 800 км от порта Бомбей (Кандла имеет свой порт, но он очень мал). И наоборот. Там, где зоны расположены недалеко от центров плотного проживания населения, от международных транспортных маршрутов и их узлов (железнодорожных, речных, морских), их создание значительно проще, а функционирование - эффективней. Именно так расположены все СЭЗ в странах НИС ЮВА. Например, все СЭЗ Тайваня находятся н портах, расположенных на западном берегу острова, параллельном международному морскому маршруту из Сингапура через Гонконг до Японии.
Большое значение при выборе места расположения СЭЗ развивающиеся страны уделяют наличию на выбранной территории более или менее развитой производственной и социальной инфраструктуры. Эта азбука создания СЭЗ хорошо усвоена развивающимися странами, поскольку отсутствие инфраструктуры многократно увеличивает финансовые и временные расходы на освоен не территории и на при влечен не иностранного капитала, т.е. является конкурентообразующим фактором не только в борьбе за иностранные инвестиции, но и при последующем сбыте продукции, производимой на территории СЭЗ. Например, относительно развитая инфраструктура на территориях будущих СЭЗ в Южной Корее, на о. Тайвань, в Малайзии, Сингапуре позволила значительно сократить расходы по их созданию, которые не только окупились в короткие сроки, но и принесли прибыль. В то же время недостаточный учет этого требования при создании СЭЗ в Индии и на Филиппинах потребовал столь больших затрат, что они не смогли окупиться довольно долго и сделали всю деятельность СЭЗ нерентабельной.
Особую значимость для СЭЗ в развивающихся странах имеет накопление или поиск первоначального капитала, поскольку все расходы по созданию зон, как правило, ложатся на принимающую сторону. Поданным специалистов, стоимость создания 1 кв. км ЭПЗ (при территории более 3 кв. км) требует затрат от 25 до 50 млн. долл. Исследования, проведенные по 26 странам Институтом востоковедения РАН, показали, что на каждый доллар расходов привлеченных иностранных капиталов для создания инфраструктуры в СЭЗ необходимо затратить 4 доллара собственных средств.
Какую-то часть средств принимающие страны могут получить в виде кредитов, в том числе льготных, у Всемирного банка или у других мировых кредитных институтов, как, например, Таиланд, когда создавал СЭЗ Лат Крабанг, или Тайвань, Южная Корея и другие страны. Но для этого в стране, создающей СЭЗ. должна быть экономическая и политическая стабильность. Впрочем, это условие является первостепенным и для привлечения частного иностранного капитала. При соблюдении данного условия для иностранных инвесторов очень важны льготы, которые им предоставляет принимающая сторона. Спрос развивающихся стран на иностранные инвестиции так велик, что между ними возникает конкуренция. При прочих равных условиях победу в ней одерживает тот, кто даст льгот больше и на более длительное время. Возможны случаи, когда это делается и ущерб национальной экономике.
Общая отличительная черта ЭПЗ в развивающихся странах -- полный запрет или жесткая ограниченность для них на торговлю продукцией, произведенной в зоне, на внутреннем рынке. Это касается даже бракованной и излишней продукции. Например, на Тайване на внутреннем рынке предприятия СЭЗ могут реализовать максимум 2% своей продукции. Но, как в любом правиле, здесь тоже бывают исключения. Так, в 1967 г. в Бразилии была создана СЭЗ «Промышленный округ свободной зоны Манаус» (Амазония), площадью 3,6 млн. кв. км. Цель -- стимулирование развития промышленного производства посредством налоговых льгот. Она быстро разнилась и способствовала оздоровлению экономики Бразилии. Ее ядром стали примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, производящих продукцию для внутреннего рынка. Только 3-5% этой продукции экспортировалось. Впоследствии при создании ЭПЗ на Севере и Северо-востоке страны в Законе о валютном, налоговом и административном регулировании (1989 г.) этот порядок был изменен в пользу экспорта товаров. Цель этой зоны -- обеспечить приток иностранной валюты и содействовать технологическому, экономическому и социальному развитию указанных районов.
. Родионова И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2005. - 383с.
2. Авдокушин Е.Ф.Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Юристъ, 2006. - 366с.
3. Булатов А.С. Мировая экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - 386с.
4. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Гардарики, 1999. - 336с.
5. Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: Инфра - М, 2005. - 256с.
Цели и задачи
создания СЭЗ.
Цели стран, создающих
СЭЗ, могут быть различными. Одни страны
используют зоны
в качестве интеграционного
экономического механизма, другие - с целью
привлечь иностранную
технологию, третьи – для уменьшения социальной
напряженности. Однако,
не смотря на все разнообразие целей и
задач создания
СЭЗ в общем их можно
поделить на экономические, социальные
и научно-
технические.
Экономические:
Важнейшим стимулятором
для развития СЭЗ является и система льгот
инвесторам, которые прежде чем вкладывать
капитал заинтересованно изучают предоставляемые
им условия льгот.
Каждая страна или
тот или иной ее регион при создании СЭЗ
определяют свой
набор льгот. При этом,
как показывает практика, система льгот,
устанавливаемых в
СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна
и связана с
реализуемыми на ее
территории программами и проектами. Однако
в экономической
литературе называют
четыре основные группы льгот:
фискальные льготы-
стимулирующие развитие определенных
видов
предпринимательства.
Они применимы к налогам на прибыль, доход,
имущество и к
уровню налоговых ставок,
В их сфере находятся вопросы постоянного
или
временного освобождения
от налогообложения предпринимателей;
финансовые льготы-
в виде установления низких цен за пользование
землей,
производственными
помещениями, объектами инфраструктуры,
коммунальными
услугами. Финансовые
льготы - это и предоставление различных
форм субсидий за
счет бюджетных средств
и преференциальных государственных кредитов;
административные
льготы- обычно предоставляются администрацией
СЭЗ с тем,
чтобы упростить режим
процедур регистрации предприятий, въезда
и выезда
иностранных граждан
и оказания различных услуг. Простота
административных
процедур всегда положительно
оценивается инвестором, а порой бывает
решающей в
привлечении в зону
иностранного капитала;
внешнеторговые льготы-они
в основном связаны с введением упрошенного
порядка осуществления
внешнеторговых операций, а также со снижением
или отменой
экспортно-импортных
пошлин.
Все указанные льготы,
как показала мировая практика, могут
применяться в самых
различных комбинациях,
однако и они не всегда являются решающим
стимулом
привлечения иностранной
капитала.
В развивающихся странах распространение
получили экспортно-производственные
зоны. Это обусловлено тем, что главными
функциями, которые должны выполняться
СЭЗ в этих странах, являются: обеспечение
экономического роста страны, достижение
более высокой степени индустриализации
страны, включение страны в мировое хозяйство,
в международную торговлю или изменение
ее места в них с учетом достигнутой трансформации
в отдельных ее отраслях или экономики
в целом.
В
отличие от экспортно-производственных
зон в развитых странах, работающих преимущественно
на внутренний рынок, ЭПЗ в развивающихся
странах всегда ориентированы на внешний
рынок, так как, наращивая экспорт, они
могут решить стоящие перед ними задачи,
а также получить свободно-конвертируемую
валюту, необходимую им для эффективного
осуществления мирохозяйственных связей.
СЭЗ
в развивающихся странах отличаются и
структурой источников привлекаемого
капитала. Если в странах с развитой рыночной
экономикой - это преимущественно национальный
частный капитал, то в развивающихся -
это преимущественно иностранный частный
капитал. Структура затрат в таких зонах
в развивающихся странах складывается
примерно следующим образом: прямые бюджетные
вложения - 2 - 3%, прямое финансирование
из местных бюджетов - 12 - 15%, льготный государственный
режим - 30 - 35%, финансирование за счет коммерческих
структур и иностранных инвесторов - 47
- 56%.
Отсюда
вытекает и следующая особенность свободных
экономических зон развивающихся стран
- более преференциальный инвестиционный
климат, устанавливаемый в них государством,
для иностранных инвесторов. Для национальных
инвесторов развивающиеся страны устанавливают
в СЭЗ различные ограничения.
Наибольшее
количество свободных экономических зон
развивающихся стран приходится на Латинскую
Америку (свыше 60), Азию (более 20). Есть они
в Африке (Заир, Либерия, Тунис), на Дальнем
и Ближнем Востоке.
Особый
интерес представляет опыт Южной Кореи,
которой в наибольшей степени удалось
использовать экспортно-производственную
зону по ее прямому назначению. Эта зона
была создана в 1970г в порту Массан, расположение
которого облегчило привлечение в Корею
капитала техники различных развитых
стран (Японии, США) и одновременно упростило
путь товаров, производимых в Массанской
зоне (MAFEZ) на внешние рынки. Инфраструктура
MAFEZ включает в себя железнодорожный и
морской транспорт, разгрузочные, упаковочные,
ремонтные и другие службы.
Отличительная
особенность MAFEZ состоит в том, что управление
ею централизованно и автономно от центральных
властей. Администрации зоны, возглавляемой
Генеральным директором, делегированы
все права министерства по исполнению
Закона об иностранных инвестициях и других
норм права, затрагивающих вопросы функционирования
свободных экономических зон.
На
территории зоны находятся: таможня, почта
и телеграф, департамент занятости, полиция
и пожарная, департамент медицинского
обслуживания, банк и страховая компания.
В
СЭЗ разрешено организовывать производственные
и сборочные предприятия, производящие
готовую продукцию на экспорт. Они могут
быть как полностью национальными или
иностранными, так и совместными.
В
СЭЗ Масана действуют общепринятые ограничения
на импорт. Он разрешен либо для осуществления
ответственного хранения, либо для экспортного
производства в зоне - в этом случае он
не облагается таможенными пошлинами.
Запрещен
импорт в зону готовой продукции, аналоги
которой производятся в стране. Исключения
возможны только с разрешения Министерства
торговли, промышленности и энергетики
или по указу президента страны.
В
СЭЗ действуют льготы по аренде земли
на срок до 10 лет, продление льгот на больший
срок (еще не более чем на 10 лет) возможно
только с разрешения Генерального директора
администрации СЭЗ.
На
все экспортные и импортные операции в
зоне необходимо разрешение начальника
таможни. Генеральный директор может освободить
от таможенного досмотра в отдельных случаях
только по предписанию Министерства торговли,
промышленности и энергетики те товары,
которые не могут причинить ущерб репутации
страны как экспортера и не нарушат Таможенный
кодекс страны. Налоговые льготы в MAFEZ
типичны для всех зон.
Масанская
зона достигла поставленных целей и в
ней продолжается рост инвестиций и экспорта.
Одна
из существенных составляющих экономической
стратегии развивающихся стран - использование
последних достижений научно-технического
прогресса в развитых странах. С этой целью
в развивающихся странах создаются научно-технические
зоны, преимущественно в форме научно-технических
парков. По своей структуре, источникам
финансирования они имеют много общего
с НТЗ в странах с развитой рыночной экономикой,
хотя, безусловно, не лишены национальной
специфики.
Наиболее
крупным научно-техническим парком располагает
Тайвань. При его создании был использован
опыт американской научно-технической
зоны "Силиконовая долина" и технополиса
"Цукуба" в Японии.
Технопарк
на Тайване был создан в 1980г на базе двух
крупнейших национальных университетов,
в которых насчитывается более 12тыс. специалистов.
В
парке базируется Научно - исследовательский
институт промышленной технологии, Научно
- исследовательский институт электроники,
Центр по развитию биотехнологий и другие.
В этом технопарке расположены отделения
свыше 100 промышленных корпораций, более
половины которых - филиалы ведущих ТНК
промышленно развитых стран. Технопарк
на о.Тайвань фактически превратился в
полигон по разработке, обкатке и внедрению
новых технологий и современных методов
организации производства.
Значение
научных парков развивающихся стран для
развития их национальных экономик, повышения
степени их открытости и интегрированности
в мировое хозяйство невозможно переоценить.
Становясь центрами бурного развития
новейших технологий (компьютерной и авиакосмической
техники, биомедицины др.), они, как правило,
занимают важное место в научной и экономической
политике страны, поскольку способствуют
активизации создания и внедрения научно-технических
новшеств, широкому коммерческому их использованию
и, в конечном счете, ускорению научно-технического
прогресса модернизации и повышению эффективности
национальной экономики.