Россия и Северная Африка, торгово-экономическая ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 01:13, реферат

Описание работы

Одной из приоритетных задач экономических преобразований, осуществляемых в России в последние годы, является включение национальной экономики в международное разделение труда, налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнёрами. Одними из важных торговых партнёров России являются страны Ближнего Востока и Средней Африки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и странами арабского региона………………………………………..6
Экономические отношения между Россией и арабским регионом в прошлом и настоящем……………………………………………………6
Российская политика на Арабском Востоке в новых условиях……….18
Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и странами арабского региона……………………………………………………………………………21
2.1. Развитие сотрудничества в области энергетики…………………………..21
2.2. Динамика Российско-арабской торговли………………………………….27
Глава 3. Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений…………………………………………………….32
3.1. Проблемы и перспективы развития отношений…………………………..32
3.2. Перспективы российско-арабского инвестиционного сотрудничества....48
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………………...55
Приложение………………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

2004 год характеризовался значительным ростом торговли России с арабскими странами и Израилем.docx

— 202.28 Кб (Скачать файл)

Летом 2010 г. ОАО «Интер РАО  ЕЭС» зарегистрировало дочернюю компанию Inter RAO Middle East B.V. для реализации проектов на Ближнем Востоке. Ее функции –  финансирование и реализация проектов по строительству и модернизации генерирующих мощностей в Иордании и Йемене, а также другие перспективные проекты в регионе.

ОАО «Интер РАО ЕЭС» намерена также работать в Йемене. Йеменский  проект стоимостью 100 млн. долл., созданный  совместно с правительством страны, предполагает глубокую модернизацию мощностей  ТЭС «Аль-Хисва» с повышением ее мощности с 50 до 125 МВт. СП будет владеть  мощностями ТЭС на условиях build-own-operate (после строительства инвестор получает компанию в собственность и оперативное  управление). Йемен внесет в капитал  СП уже существующие мощности, «Интер РАО ЕЭС» должно обеспечить финансирование.

Большинство стран региона  только делают первые шаги в направлении  атомной энергетики. Опыт России в  сфере ядерной энергетики и российские технологии могут позволить получить значительную долю на рынках Ближнего Востока и Северной Африки.

Образование и подготовка кадров в атомной сфере для  региона очень важна, так как  в странах отсутствует необходимое  количество специалистов в этой области. Поэтому Россия может участвовать  в развитии образования и подготовки специалистов соответствующего уровня, создании необходимой инфраструктуры, без которой невозможно функционирование АЭС и развитие соответствующих  научных технологий.

Дополнительные возможности  для участия России в атомной  сфере в регионе может предоставить сотрудничество с Арабским агентством по атомной энергии (Arab Atomic Energy Agency) – одной из организаций Лиги арабских государств со штаб-квартирой в Тунисе. Главной задачей агентства является развитие мирной атомной энергетики в арабских странах путем координирования  усилий, предоставления экспертизы и  проведения научных конференций. 

Создание своего собственного ядерного цикла на территории Ближнего Востока и Северной Африки вряд ли удастся из-за крайне негативного  к этому отношения мирового сообщества, и топливо придется покупать. Одним  из решений этого вопроса может  стать присоединение стран региона  к Международному центру по обогащению урана (МЦОУ), работающему в России на мощностях Ангарского электролизного химического комбината. Приобретение акций МЦОУ (которыми уже владеют  Украина, Казахстан и Армения) даст доступ к полному ядерному циклу, но на территории России.

Россия, в отличие от других участников ядерного рынка (за исключением  Франции, принимающей поставленное ей топливо от семи европейских стран, и Японии), забирает назад поставленное ей отработанное ядерное топливо.

Россия имеет ряд подписанных  соглашений о сотрудничестве в сфере  мирного атома со странами региона, такими как Кувейт, Ливия, Иордания, Катар, Египет. 

Это позволит России содействовать  в проведении исследований, развитии законодательной базы в сфере  ядерной энергетики, строительстве  и эксплуатации энергоблоков, производстве радиоизотопов, утилизации ядерных  отходов.

 Россия в лице ОАО  «Атомстройэкспорт» подала заявку  на участие в сооружении атомной  электростанции в Иордании, пуск  которой планируется в 2018 г.  ОАЭ и Россия ведут переговоры  по поставкам ядерного топлива  для первой АЭС в Эмиратах, ввод которой намечен на 2017 г. 

В сфере возобновляемой энергетики ОАО «Интер РАО ЕЭС» реализует  в Иордании проект ветряной электростанции Al-Kamshakh мощностью 42 МВт, стоимость проекта  составляет около 105 млн. долл. 

Компания «Интер РАО ЕЭС» также рассматривает возможность  участия в восстановлении ГЭС  «Докхан» и «Дербандикхан» в курдском секторе Ирака с дальнейшим получением станций в управление.

2.2. Динамика Российско-арабской торговли.

 2011 год характеризовался значительным ростом торговли России с арабскими странами и Израилем. Высокой положительной динамике способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка и высокий спрос в государствах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) на традиционную продукцию российского экспорта, в том числе на товары производственно-технического назначения, машины и оборудование.

     По данным таможенной статистики (Приложение 1), в 2011 году объем торговли с регионом БВСА возрос по сравнению с 2010 годом на 32% и достиг 5 млрд. 296 млн. долл., из которых 3 млрд. 651 млн. долл. – объем торговли с 18 арабскими странами, 1 млрд. 645 млн. долл. – с Израилем. При этом подавляющую долю в двусторонних торговых связях составляет российский экспорт – 4 млрд. 851 млн. долл. (91% товарооборота). Импорт оценивается в 404 млн. долл. – половина импорта из региона происходит из Израиля (208 млн. долл.). Сальдо торгового баланса составляет 4 млрд. 406 млн. долл.

Таблица1. Российский экспорт в страны БВСА

 Основными торговыми партнерами России в регионе БВСА в 2011 году являлись Израиль (товарооборот — 1 млрд. 645 млн. долл.), Египет (831 млн. долл.), ОАЭ (493 млн. долл.), Марокко (435 млн. долл.), Сирия (339 млн. долл.), Тунис (206 млн. долл.), Ирак (205 млн. долл.), Йемен (202 млн. долл.), Ливан (197 млн. долл.) и Алжир (184 млн. долл.). На эти страны приходилось 89% товарооборота России с регионом БВСА.(Таблица 1)

    Наиболее динамично коммерческие связи на протяжении последних пяти лет с 2007 по 2011 гг. развивались с Египтом (83%-ый рост), Израилем (42%), Йеменом (690%), Марокко (362%), ОАЭ (245%), Сирией (318%), Судан (1783%) и Тунисом (210%). Поступательная динамика в торговле в отчетный период складывалась с Алжиром, Иорданией, Ираком, Ливией, Мавританией и Саудовской Аравией. С монархиями Персидского залива и Ливаном зарегистрированы незначительные или «нулевые» изменения в двусторонней торговле.(Таблица 2)

Таблица 2. Динамика товарооборота с оснывными торговыми партнерами в регионе БВСА ,2007-2011 гг. (млн.долл.)

В 2011 году основными товарами российского экспорта были минеральные продукты, в том числе топливно-энергетические товары, — 25%, древесина и изделия из нее – 20%, металлы и изделия из них – 15%, продовольственные товары – до 15%, машины и оборудование – 5-10%. До 15-20% приходится на экспорт вооружений.(Таблица 3) Ввозятся в Россию из региона, главным образом, продовольственные товары – 40% импорта (Марокко, Египет, Израиль), машины и оборудование – 20% (из Израиля), продукция химической промышленности – 10-15%, текстиль и изделия из него – до 10%. Примечательно, что подавляющая часть импорта инвестиционных товаров, готовых изделий, а также до 20% продовольствия из региона БВСА приходится на поставки из Израиля. (Таблица 4)

 

Таблица 3. Структура российского экспорта в страны БВСА в 2011 году

 

    Таблица 4. Российский импорт из стран БВСА в 2011 году

 

Главными тенденциями 2007-20011 гг. в структуре торговли со странами региона являются неуклонные изменения в российском экспорте: заметное увеличение доли минеральных продуктов (с 10 до 25%) – главным образом за счет вывоза топливно-энергетических товаров, рост поставок продовольственных товаров (до 15%), существенное сокращение объемов вывоза машин и оборудования (с 20% до 5-10%).

    Согласно поступающей информации, в нынешнем 2012 году товарооборот со странами БВСА при сохранении динамики предыдущих лет может возрасти на 15-20% и достичь 6-6,5 млрд. долл. Дальнейшему увеличению российского экспорта будут способствовать высокие мировые цены на сырьевые товары и возрастающий спрос в ряде арабских стран на продовольствие и сельскохозяйственную продукцию. В перспективе поступательное развитие торгового сотрудничества с БВСА связано с укреплением позиций отечественных производителей машин и оборудования, в том числе промышленного, топливно-энергетического, мелиорационного и транспортного, а также с выходом и закреплением позиций российских предприятий на региональных рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений.

3.1. Проблемы и  перспективы развития отношений.

В союзные времена торговые отношения и техноэкономические связи с основными партнерами в арабском мире регулировались торговыми  и платежными соглашениями и строились  на базе взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования  в торговле и навигации. Платежи  по операциям осуществлялись на базе клиринговых расчетов.

После развала Советского Союза возникла потребность в  создании новой договорной и юридической  основы для поддержания торгово-экономических  отношений между Россией и  арабскими государствами. В рамках реализации этой потребности на протяжении 90-х годов Россия заключала с  рядом своих традиционных партнеров  в арабских странах соответствующие  соглашения об экономическом, научном  и техническом сотрудничестве. Одним  из главных моментов в них был  переход к системе, согласно которой  платежи между партнерами по сделкам  должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте. Другими словами, в отношения  было привнесено рациональное, коммерческое начало, знаменовавшее переход к  общепринятым принципам и нормам организации торговли. Другое новшество  заключалось в отказе от сориентированных на идеологию установок, которые  порождали своего рода неэквивалентность  в обмене между СССР и Арабским Востоком. В частности, подобный дисбаланс  возникал в связи с тем, что  арабские реципиенты обретали возможность  пользоваться плодами сотрудничества в их вещественной форме немедленно, в то время как их задолженность  по оплате поставок из Советского Союза  росла, перспективы погашения ее имели отложенный характер, а внутренний рынок СССР наполнялся исключительно  потребительскими товарами, неконкурентоспособными в других частях мира. Только в отдельных  случаях в СССР по клирингу осуществлялись ограниченные поставки продукции, имевшей стратегическое значение, в виде сырья или другой высоколиквидной товарной массы.

Наследство, оставшееся от сотрудничества между СССР и арабским миром, оказалось  труднопреодолимым барьером. За десятилетия  тесных отношений во внешнеторговой сфере и, главным образом, во внешнеэкономическом  сотрудничестве было накоплено много  противоречий, без устранения которых  невозможно реализовать обоюдные интересы. Речь, в первую очередь, идет о долгах, которые составляют большие абсолютные величины и исчисляются многими  миллиардами долларов. В связи  с этим межправительственные соглашения в 90-е годы дополнялись соглашениями об урегулировании взаимных долговых обязательств, возникших в результате предоставления СССР государственных  кредитов арабским странам, и долгов Союза арабским правительствам, образовавшихся в процессе применения клиринговых  расчетов.

Юридическая база взаимных отношений не ограничивается только межправительственными соглашениями или протоколами о сотрудничестве. Существенная роль также принадлежит  документам, которые предотвращают  возможность двойного налогообложения, обеспечивают защиту инвестиций, определяют другие фундаментальные условия  сотрудничества. глобализация экономический  российский арабский

Естественно, не со всеми  арабскими странами подписаны необходимые  пакеты соглашений, полностью регламентирующие все сферы торгового и экономического взаимодействия. С большинством стран  Россию связывают только соглашения о сотрудничестве, тогда как другие документы находятся в стадии разработки, рассмотрения или ратификации. Следует отметить также (а это  имеет значение для понимания  общего состояния российско-арабских экономических отношений), что с  рядом стран на Ближнем Востоке, особенно в Персидском заливе, элементы торгово-экономических отношений только еще формируются, а сделки носят пробный характер и часто совершаются на спонтанной основе.

Инструменты, с помощью  которых осуществляется межправительственное сотрудничество, остаются прежними. Это  двухсторонние постоянные комиссии по торговому, экономическому, научному и техническому сотрудничеству, на которые возложено решение всех вопросов, связанных с координированием и регулированием усилий для обеспечения  беспрепятственной работы внешнеторговых механизмов, продвижения товаров, капиталов  и услуг на рынки друг друга  и т.п. задач. Другими словами, здесь  сохраняется приверженность международной  практике, устоявшимся методам ведения  дел, которые зарекомендовали себя и в советскую эпоху.

Однако, несмотря на присутствие  формальных моментов, все же нет  оснований считать, что на ближневосточном  направлении у России имеются  весомые предпосылки для прорыва  и возвращения себе той роли, которую  играл в недалеком прошлом  в экономике наиболее приближенных к нему арабских стран Советский  Союз. Неурегулированность отношений  в полном объеме служит существенным организационно-техническим ограничителем  развития российско-арабского взаимодействия. Однако, видимо, существует объективная  необходимость прохождения этого  этапа, поскольку изменение социальной природы российского государства  и эволюция его экономики в  сторону рынка, равно как и  встречные процессы в арабском мире, представленные сходными тенденциями, и сопутствующие им явления, выраженные в преобладании застойных форм в  хозяйственной сфере арабских партнеров  России, требуют более или менее  длительного адаптационного периода  как для самих государств-адептов  новых воспроизводственных механизмов, так и для отношений между  ними, с одной стороны, и России, с другой.

На характер и динамику сотрудничества оказывают влияние  и другие факторы, как новые, так  и имевшие место в предшествовавшую эпоху. К новым, видимо, следует отнести  то, что российский промышленный потенциал  снизился настолько, а экспортные ресурсы  сократились в такой мере, что  это стало влиять на качественные показатели торгового и технического сотрудничества с арабским миром, а  в равной мере и на его количественные параметры.

Информация о работе Россия и Северная Африка, торгово-экономическая ситуация