Россия и Северная Африка, торгово-экономическая ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 01:13, реферат

Описание работы

Одной из приоритетных задач экономических преобразований, осуществляемых в России в последние годы, является включение национальной экономики в международное разделение труда, налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнёрами. Одними из важных торговых партнёров России являются страны Ближнего Востока и Средней Африки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и странами арабского региона………………………………………..6
Экономические отношения между Россией и арабским регионом в прошлом и настоящем……………………………………………………6
Российская политика на Арабском Востоке в новых условиях……….18
Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и странами арабского региона……………………………………………………………………………21
2.1. Развитие сотрудничества в области энергетики…………………………..21
2.2. Динамика Российско-арабской торговли………………………………….27
Глава 3. Основные проблемы и перспективы арабско-российских международных отношений…………………………………………………….32
3.1. Проблемы и перспективы развития отношений…………………………..32
3.2. Перспективы российско-арабского инвестиционного сотрудничества....48
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………………...55
Приложение………………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

2004 год характеризовался значительным ростом торговли России с арабскими странами и Израилем.docx

— 202.28 Кб (Скачать файл)

Второй момент заключается  в том, что разведение экономического и идеологического начал в  России, в том числе и в области  внешнеэкономических связей, и подчинение экономики прагматическим императивам  также резко сказалось на объеме экспортно-импортных операций с  Арабским Востоком.

К старым факторам следует  отнести сохраняющуюся хозяйственную  отсталость ближневосточных государств и их низкий экспортный потенциал, который  в принципе ограничивает для них  возможность маневра во внешнеторговой сфере и сужает перспективы диверсификации их производств и повышения объемов  выпускаемой продукции в экспорториентированных отраслях.

Однако следует отметить, что это обстоятельство лишь косвенно касается России, поскольку последняя  может довольствоваться традиционным экспортом из арабских стран, как  довольствовался этим Советский  Союз (хотя и в иных исторических условиях, при которых внешнеторговые структуры утилизировали любые  ресурсы страны-должника для компенсирования  поставок по спецсоглашениям). Тем более  потому, что в новых условиях поставки стратегических видов сырья из государств Арабского Востока, например, нефти  или хлопка, осуществляются за твердую  валюту, по меркам свободного рынка, и  для России в любом случае будет  нереально рассчитывать на их поставки в обход общепринятого порядка, т.е. покупки за валюту. Хотя, может  быть, могут возникнуть какие-то исключения в силу того, что в некоторых случаях (как, например, с Египтом) установлено, что оба государства договорились об использовании, при необходимости, своих внутренних национальных валют в качестве платежного средства при расчетах во внешнеторговых сделках (но, очевидно, по согласованному курсу).

Сферы сотрудничества между  Россией и странами арабского  мира остаются практически неизменными, хотя нельзя исключать, что в связи  с экономическим кризисом в России объемы и номенклатура поставляемых из нее товаров имеют тенденцию  к сокращению. Это с одной стороны. С другой, арабские страны, не привязанные  ныне к клирингу, имеют большее  поле для маневра и могут переориентироваться  по ряду позиций на западных партнеров, тем самым дополнительно сужая  возможности для российского  экспорта в свои пределы.

Сложные перспективы для  российско-арабских отношений могут  возникнуть в связи с дальнейшим нарастанием процессов глобализации экономического пространства. Вступление в ВТО связано с определенными  условиями и требованиями, влияющими  на привычный образ действий развивающихся  стран, в том числе и арабских, сложившийся в ходе десятилетиями  вырабатывавшейся практики. В случае с арабскими странами, традиционно  бывшими партнерами СССР и рассматриваемыми как перспективные для нынешней России, если они станут членами  ВТО, схема организации внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности их может существенно измениться. В крайних обстоятельствах полномасштабное  включение в глобальный торгово-экономический  процесс чревато для них нежелательными последствиями в виде подавления некоторых отраслей национальной промышленности (например, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье, фармацевтической и некоторых  других), сужением сферы экспорториентированных производств, вообще ограничением возможностей появления на мировом рынке с  товарами традиционного экспорта. Это обстоятельство может коренным образом преобразить прежние отношения России и арабских стран. С одной стороны, могут видоизмениться некоторые обстоятельства взаимодействия, частично процесс может затронуть и целые ниши сотрудничества, ликвидировав одни и обусловив появление других, наполнить новым содержанием старые. С другой стороны, могут значительно усложниться отлаженные под прежние методики сотрудничества схемы взаимодействия, потребуется разработка новых механизмов и привлечение иных инструментов для развития связей. Вместе с тем и грядущее вступление России в ВТО в обязательном порядке, как минимум, приведет к серьезной корректировке ее отношений с арабскими партнерами, а в крайнем случае, к перестройке всей системы взаимодействия с ними.

Упомянутые обстоятельства могут быть отнесены к категории  объективных, сложившихся под влиянием внутренних и мировых экономических  факторов и социальных процессов, охватывающих как самое Россию, так и арабский мир в целом.

Наряду с этими имеются  и другие явления, которые способны активно воздействовать на масштабы и характер сотрудничества России и  арабского региона. Динамика отношений  с арабским миром в целом подвержена спаду, и это проявляется как  устойчивая тенденция. Подобная ситуация в сложившихся реалиях предстает  естественной и обусловлена многими  причинами.

Российские организации  не только обнаруживают свою малоподвижность  в контактах с арабскими странами, но и интенсивно утрачивают позиции, которые ранее были закреплены за ними на традиционных направлениях двухстороннего сотрудничества. Причем процесс применительно  к отдельным арабским странам  зашел настолько далеко, что компании третьих стран успешно вытесняют  своих российских «коллег» из базовых  отраслей, как это имеет место, например, в Алжире. Здесь россиян  абсолютно «выдавили» из нефтегазовой отрасли, трубопроводного транспорта и металлургии, хотя ранее именно ими возводилось большинство объектов первостепенного национального значения для Алжира. Такие примеры в той или иной степени регистрируются не только в указанной стране, но и во всех других, с которыми ранее поддерживались теснейшие связи.

Российские внешнеторговые структуры обречены на сдачу своих  позиций под влиянием весьма серьезных  обстоятельств. Государственные предприятия  и фирмы России не проявляют достаточной  инициативы для проникновения на арабские рынки, хотя потенциально могут  рассчитывать на поддержку государства  своим шагам в этом направлении. Акционированные структуры в  значительно меньшей степени  могут опираться на помощь государства, его финансовую поддержку или  государственное страхование либо вообще лишены подобной возможности. Между  тем в западном мире поддержка  частного бизнеса и капитала и  юридическое и иное обеспечение  его проникновения на рынки зарубежных стран является нормой в действиях  государственных органов и учреждений, призванных выполнять внешнеполитические и внешнеэкономические функции. Российский же МИД только начинает разворачиваться в эту сторону, он не освоил практику лоббирования экономических  интересов национального капитала и, видимо, долго еще будет отрабатывать механизмы оказания влияния в  этой сфере, уступая своим иностранным  коллегам, для которых подобная деятельность является коренной задачей. В этом смысле подходящей иллюстрацией сказанному может  служить практика французского правительства, оказывающего своему бизнесу, крайне заинтересованному, как и российский, в иракском рынке, полномасштабную и четко ориентированную  поддержку как на стадии продвижения  проектов, так и в фазе их согласования с представителями иракской стороны. Подобная политика, по мнению иракских экспертов, способна уже в ближайшем  будущем вывести французские  фирмы на ведущие позиции в  Ираке, хотя именно российские фирмы, по тем же оценкам, являются пока ведущим и наиболее обещающим партнером Ирака в торговле и экономической деятельности.

Информационная поддержка  российского бизнеса – также  слабое место в техническом сопровождении  российского предпринимательства. В нынешних условиях продвинутый  бизнес не работает без соответствующей  информационной базы, рекламной подпитки в разных формах. При этом большое  значение приобретает не только факт присутствия рекламы на рынке  и информации о предлагаемых продуктах, но и методика подачи материала, его  качество и оформление. Особое значение эти факторы имеют в капиталоизбыточных странах Персидского залива, «завязанных» на западный бизнес и привыкших работать на условиях цивилизованного предпринимательства  в его наиболее изощренном виде. Для нефтедобывающих стран, а  эта практика постепенно распространяется и на другие части до сей поры менее требовательного арабского  региона, нормой является бесперебойная  связь со всем миром во всем ее разнообразии, доступные в любое время и, как минимум, англоговорящие сотрудники фирм. Кроме того, необходимо учитывать  особенности арабского делового менталитета и специфику делового общения, понимая, что богатые бизнесмены с нефтяной психологией не склонны  с энтузиазмом воспринимать любые  предложения о сотрудничестве, предпочитают не рисковать своими капиталами, избегают скрупулезной подготовительной работы и предпочитают иметь отношения  с теми партнерами, которые резервируют  такую работу за собой. Едва ли российские бизнесмены готовы работать в подобном режиме.

Большим недостатком в  работе российского бизнеса является то, что он медленно усваивает новые  методы работы с партнерами, которые  в других местах сразу же берутся  на вооружение и широко применяются, что позволяет пионерам обходить соперников и добиваться крупных  успехов в продвижении своей продукции на арабские рынки. В частности, это касается офсетных, или компенсационных, сделок, которые предлагает, например, Бахрейн как базу для сотрудничества в области нефти и газа. Однако этот инструмент сотрудничества пока недоступен России, которая не может позволить себе вкладывать часть средств в экономику других стран из-за острого финансового дефицита у себя, хотя при рациональной системе хозяйствования такой механизм сотрудничества мог бы стать вполне естественным и реальным. Между тем в российской практике все еще не изжиты методы и формы, унаследованные от эпохи клиринговых расчетов, которые не требовали применения тонких механизмов, носили прямолинейный и бюрократический характер.

Перспективы развития российско-арабских отношений. В отличие от советского периода, когда в развитие связей со странами Ближнего Востока и Северной Африки по идеологическим соображениям вкладывались крупные финансовые средства, в настоящее время сотрудничество России с арабскими странами строится с учетом реальных экономических выгод. Двусторонние отношения развиваются при активном участии и по инициативе как российских деловых кругов, так и арабских государств Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА).

В 2013 г. объем товарооборота со странами БВСА при сохранении динамики предыдущих лет может увеличиться на 15–20% и достичь 4–4,5 млрд. долл. Этому способствуют высокие мировые цены на сырьевые товары и возрастающий спрос в ряде арабских стран на продовольствие и сельскохозяйственную продукцию, а также на другие традиционные товары российского экспорта.

Диаграмма 1 «Сценарии российско-арабского сотрудничества»

Динамичное развитие торгового  сотрудничества с БВСА, занятие новых  позиций на рынках арабских стран  связаны с успехами продвижения  интересов отечественных производителей машин и оборудования, в том  числе промышленного, топливно-энергетического, мелиорационного и транспортного, а также с закреплением позиций  российских предприятий военно-промышленного  комплекса на региональных рынках.

Динамичное развитие торгового  сотрудничества с БВСА, занятие новых  позиций на рынках арабских стран  связаны с успехами продвижения  интересов отечественных производителей машин и оборудования, в том  числе промышленного, топливно-энергетического, мелиорационного и транспортного, а также с закреплением позиций  российских предприятий военно-промышленного  комплекса на региональных рынках. Активизация связей может осуществиться  лишь за счет качественного прорыва  в высокотехнологических сферах – поставках авиатехники, запуске  спутников, внедрении новых технологий в связи. Налаживание устойчивых хозяйственных отношений должно сопровождаться укреплением взаимодействия в финансовой сфере и обеспечением всего комплекса банковских услуг для обслуживания экспортно-импортных операций, а также проектов инвестиционного сотрудничества.

Широкое поле для анализа  перспектив российско-арабских связей открывается при рассмотрении актуальных бизнес-проектов на рынках БВСА. Основное внимание отечественных компаний сосредоточено  на следующих сферах: топливно-энергетическая, геология и гидротехника, развитие транспортной инфраструктуры, автомобилестроение, сельское хозяйство, освоение земель, инвестиционная, авиакосмическая, военно-техническая, отрасли связи и информационные технологии.

Наиболее привлекательным  для российских компаний является участие  в развитии топливно-энергетического  комплекса, проекты в котором  обещают принести более 5 млрд. долл. в течение ближайших пяти лет. Именно ТЭК определяет положение  большинства арабских стран в  мировой экономике и, как следствие, экономический интерес к региону  БВСА. Начавшееся несколько лет назад  сближение в этой области вызвано  схожей структурой и внешней ориентацией  хозяйств России и ряда арабских стран, а также стремлением российских компаний к покупке зарубежных активов  и диверсификации источников своих  доходов. По оценкам специалистов российской компании «Силовые машины», в регионе  БВСА ежегодный прирост потребности в увеличении мощностей энергетики составляет до 10%. Основными партнерами по сотрудничеству для российских предприятий ТЭК являются Египет, Сирия и Алжир, а перспективы выхода на новые рынки связаны с Саудовской Аравией, ОАЭ, а также Ираком.

В регионе БВСА представлены многие российские производители оборудования ТЭК: «Загранэнергостроймонтаж», «Газпромгеокомсервис», «Машиноимпорт», НПО «Сатурн», «Стройтрансгаз», «Силовые машины», «Технопромэкспорт», «Тяжпромэкспорт» и «Уралэнергоэкспорт». Данные компании хорошо знакомы с  реалиями региона и успешно зарекомендовали  свою продукцию (парогазовые блоки, турбины, генераторы, трансформаторы, распределители, кабели, опоры линий электропередач и др.) на местных рынках в конкурентной борьбе с западноевропейскими производителями. Среди крупных нефтегазовых компаний на рынке БВСА присутствуют «Зарубежнефтегаз», «Лукойл», «Роснефть», «Татнефть», и «Союзнефтегаз». Интерес к освоению нефтяных ресурсов региона проявляет «Газпром».

В Египте объем возможных  заказов и контрактов российских компаний может увеличиться в  ближайшие годы на 1,5–2 млрд. долл. Это  связано главным образом с  участием отечественных предприятий  в сооружении гидроаккумулирующей  электростанции, а также первой атомной  электростанции и опреснительной установки  на ее базе. Увеличение объемов сотрудничества с этой страной входит в планы  «Лукойла» инвестировать в египетские проекты около 400 млн. долл.

В Сирии отечественных  производителей оборудования ТЭК привлекают проекты по разработке нефтегазовых блоков в районе Дейр аз-Зора, а также  газопровода Киркук-Хомс. Широкие  возможности открываются в связи  с реализацией проекта строительства  нефтепровода Киркук (Ирак) – Баниас (САР), стоимость которого превышает 1 млрд. долл. С учетом перспектив развития газового сектора сирийские ведомства  планируют строительство новых  газопроводов общей протяженностью порядка 1000 км, а также их последующую  интеграцию в трансарабский газопровод, который свяжет Египет, Сирию, Иорданию и Ливан. О своих намерениях участвовать  в этих крупных проектах уже объявили российские компании «Стройтрансгаз», «Тяжпромэкспорт», «Машиноимпорт», «Зарубежнефть», «Зарубежнефтегаз», а также «Трубная металлургическая компания». Потенциально в ближайшие годы объем заказов  на сирийском рынке ТЭК может  составить до 2 млрд. долл.

В Северной Африке интересным направлением сотрудничества в области  ТЭК является инициатива алжирской  компании «Сонатрак» по началу реализации серии масштабных программ освоения нефтегазовых месторождений и строительству сети трубопроводов. Совокупная стоимость осуществления этих проектов в 2005–2009 гг. – 24,5 млрд. долл.1 В переговорах на получение заказов в этом проекте участвуют компании «Стройтрансгаз», «Зарубежнефтегаз» и «Лукойл». К привлекательным объектам сотрудничества относятся строительство крупного газопровода Хасси Рмель-Арзев и наземной части газопровода Медгаз, сооружение нескольких современных нефтеналивных терминалов и электростанций, нефтеперегонного завода, а также газопроводов Алжир-Сардиния-Италия и Нигерия-Алжир.

Информация о работе Россия и Северная Африка, торгово-экономическая ситуация