Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:03, курсовая работа
Наибольшее значение в этом процессе будет играть Корейский полуостров. Корея издавна, прежде всего в силу своего геостратегического положения, была объектом борьбы за влияние соседних, более крупных и могущественных государств. С середины XX в. и до настоящего времени определилась четвёрка великих держав в составе США, России, КНР, Японии, обоснованно считающимися традиционно вовлечёнными в проблемы Корейского полуострова.
Растущая роль этого региона в международных отношениях, безусловно, вызывает скрытое противостояние указанных выше государств, их борьбу за влияние в Северо-Восточной Азии
Введение 3
1ГеополитическоезначениеСеверо-Восточной Азии. 6
1.1 Современная ситуация в СВА 6
1.2 Ключевое значение Республики Кореи в процессах, происходящих в СВА... 7
1.3 Роль США и Китая в СВА 10
2Становление «Северной дипломатии» РК (1990-2003 гг.) 13
2.1 Истоки «Северной дипломатии» 13
2.2 Политика «солнечного тепла» Ким Дэчжуна 15
3 Современная «Северная дипломатия» РК (с 2003 г. по настоящее время) 18
3.1 «Политика мира и процветания» Но Мухёна 18
3.2 MB Doctrine ЛиМёнбака 20
3.3 Перспективы развития межкорейского диалога 24
Заключение 25
Список использованныхисточников и литературы 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ |
Кафедра корееведения
Грачёв Артём Владимирович
«СЕВЕРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ С 2003 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. |
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент гр. С5304скор_______________ | ||
Руководитель ст. преподаватель _____________ Е. М. Ермолаева
| ||
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________ 20 г. |
Оценка _________________________
____________ ___________________
подпись
«_____» ________________ 20 г. |
г. Владивосток
2012
Оглавление
Согласно заявлениям американских исследователей Р. Менона и У. Вимбуша, события в Азии XXI в. не будут идти по заданному пути, а породят огромное количество непредвиденных последствий. Отдельные государства «получат новые возможности и будут использовать в достижении своих целей новые стратегии… Из этого следует вывод, что союзы, которые так хорошо служили Америке в Азии в течение полувека, могут в предстоящий период быть дезинтегрированы. Поддержание военного присутствия и политических обязательств станет всё более сложным делом, поскольку необходимая сеть баз уже не гарантирована. Возникнут новые центры мощи – Китай, Япония и Индия, они совместно с США создадут новый баланс сил, мало напоминающий структуру конца XX в.»1.
Наибольшее значение в этом процессе будет играть Корейский полуостров. Корея издавна, прежде всего в силу своего геостратегического положения, была объектом борьбы за влияние соседних, более крупных и могущественных государств. С середины XX в. и до настоящего времени определилась четвёрка великих держав в составе США, России, КНР, Японии, обоснованно считающимися традиционно вовлечёнными в проблемы Корейского полуострова.
Растущая роль этого региона в международных отношениях, безусловно, вызывает скрытое противостояние указанных выше государств, их борьбу за влияние в Северо-Восточной Азии. Безусловно, к числу таких стран в первую очередь относятся такие гиганты, как США и Китай. Усиливающаяся борьба за сферы экономических и геополитических интересов будет неуклонно порождать новые конфликтные ситуации и обострять старые. Особое значение в таком контексте стоит придать до сих пор неурегулированной ситуации на Корейском полуострове, претендующей стать в ближайшие годы международной проблемой «номер один».
За неполные 60 лет с момента зарождения конфликта между КНДР и РК международному сообществу мало что удалось сделать для нормализации ситуации, которая дестабилизирует АТР и СВА в частности. Логика «холодной войны» и противостояние СССР и США не подразумевали решения проблемы двух Корей – сверхдержавам был удобен статус-кво. С распадом биполярной системы международных отношений в 1991 г. последовал предсказуемый рост напряжённости во всех проблемных зонах мира. Корейский полуостров не стал исключением.
В настоящий момент урегулирование проблемы Корейского полуострова имеет два практических аспекта, решение которых откроет путь к нормализации ситуации в регионе. Во-первых, это, безусловно, приемлемое и удовлетворяющее все заинтересованные стороны решение о денуклеаризации Корейского полуострова и свёртывании ракетно-ядерной программы КНДР. Во-вторых, налаживание стабильного и последовательного межкорейского диалога, направленного на продуктивное и взаимовыгодное сотрудничество двух Корей с перспективой их последующего объединения.
Безусловно, первый из упомянутых аспектов является краеугольным камнем в вопросе урегулирования этого застаревшего и напряжённого конфликта. К сожалению, приходится констатировать, что за последние годы изменений в лучшую сторону по этому направлению нет. Во многом это связано с принципиальным расхождением позиций КНДР и США в вопросе условий денуклеаризации первой. Более того, Северная Корея стала страной, обладающей ядерным оружием (о чем убедительно «поведала» миру, произведя второе ядерное испытание в 2009 г.), что существенно усложняет переговорный процесс в любом из существующих форматов.
В этой ситуации на первое место выходят процессы, происходящие в рамках межкорейского диалога. Именно они могут «сломать сложившийся лёд» и, при условии адекватно-выстроенной переговорной линии, внести существенную лепту в вопрос урегулирования на Корейском полуострове. Этим, на мой взгляд, обуславливается актуальность данной работы.
Таким образом, объектом этого исследования является межкорейский диалог; «Политика вовлечения» Но Мухёна, как продолжение прежнего курса РК в межкорейском диалоге; отношения РК-КНДР при Ли Мёнбаке.
Цель работы – проанализировать внешнеполитическую деятельность РК на северокорейском направлении за период с 2003 г. по настоящее время.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и сравнить роль «молодого» геостратегического центра Северо-Восточной Азии – Республики Кореи и её ключевого значения в процессах, происходящих в СВА.
2. Рассмотреть и сравнить изменения во внешнеполитическом курсе РК до и после прихода к власти Ли Мёнбака.
3. Дать прогноз дальнейшей эволюции межкорейского диалога и предположительного варианта развития событий и изменения обстановки на Корейском полуострове.
В соответствии с целями и задачами работы, её необходимо разбить на три части. В первой главе будет уделено внимание росту значения региона АТР и Северо-восточной Азии в частности в современном мировом устройстве. А также будет сказано о ключевом значении Республики Кореи в системе и процессах, происходящих в регионе.
Во второй главе будет сделан обзор истории возникновения «северной дипломатии» и её основные этапы в период с 1991 по 2003 гг. Третья же глава является ключевой, в ней внимание будет уделено современному состоянию дел в межкорейском диалоге и особенно – современному этапу «северной дипломатии» РК, который характеризуется резким отходом от внешнеполитической линии, проводившейся на протяжении последних десяти лет.
Исходя из наиболее популярных прогнозов, Азия к 2020 г., ведомая Китаем, будет производить более 40% мирового валового продукта2. Футуролог Дж. Несбит подчёркивает, что усиление Азии – это «безусловно – самое важное явление в мире. Модернизация Азии навсегда переделывает мир»3. Практически все исследователи в один голос утверждают, что в будущем нельзя никак игнорировать, более того придётся считаться также и с военным усилением Восточной Азии. «В течение ближайшего десятилетия, - заявляют Р. Менон и Э. Вимбуш, - высокоточные, обладающие большим радиусом действия ракетные системы станут доступными большинству главных стран региона; множество других систем вооружений драматически изменит нынешний баланс сил»4.
В этой связи особое место в геостратегии будет занимать Корейский полуостров, во-первых, потому что Корея геополитически центральное государство СВА, во-вторых, как уже отмечалось, именно здесь пересекаются жизненно важные интересы ещё трёх, помимо США, великих держав – России, Китая и Японии.
Сложившаяся в СВА запутанная расстановка сил и имеющийся клубок политических противоречий объясняются тем, что в 90-е гг., после распада СССР, в СВА было разрушено прежнее соотношение сил. В частности, в этом регионе возник так называемый вакуум силы и начала складываться не однополярная, как в рамках всего мира, а многополярная система международных отношений. В создавшихся условиях имело место и имеет до сих пор скрытое соперничество между региональными державами, с целью заполнить вакуум власти. Эти непростые отношения великих держав привели к высокой динамике расстановки и соотношения сил в регионе5. «Восточная Азия охвачена энергичной деятельностью, которая до сих пор направлялась по мирному руслу быстрыми темпами экономического развития региона. Однако клапан безопасности в определённый момент может быть перехлестнут вырвавшимися на свободу политическими страстями…»6.
Таким образом, для геополитической обстановки в Восточной Азии характерны метастабильные отношения между странами. Отношения подобного рода весьма уязвимы при кризисе, который будет способствовать цепной реакции, разрушающей основу отношений. Наряду с экономическим динамизмом, в данном регионе совершенно очевидны: политическая неопределённость, растущий национализм и сплетение интересов и противоречий в тесный клубок. Соответственно, если в начале XX в. говорили о том, что Балканы – «это пороховой погреб Европы», то сейчас представляется оправданным говорить, что при определённом стечении обстоятельств Восточная Азия может стать «пороховым погребом» всего мира. США пытается сохранить свои лидирующие позиции в этом регионе, пытаясь исполнить сложный дипломатический танец, который пока что им удаётся в большей или меньшей степени. Как бы там ни было, наиболее важной составляющей в будущем СВА, которая определит четкую расстановку сил в регионе, является преодоление раскола Кореи и схватка между основными игроками за будущую ориентацию воссоединившейся страны.
Если оценивать современную обстановку в СВА, то исчезновение мощной сверхдержавы СССР оказало в 1990-е гг. на этот регион определяющее влияние. Необходимо учитывать тот факт, что международно-политическая ситуация в этом регионе весьма сложна. В этой связи, следует отметить, что в настоящее время в качестве одного из ключевых государств СВА пытается выступать Республика Корея, и это не случайно: ситуация на Корейском полуострове не только зависит от политического курса и интересов сопредельных государств, но и во многом определяет положение в субрегионе и в АТР в целом.
Прежде всего, надо полагать, что это связано с формированием нового мирового порядка на Корейском полуострове, который характеризуется снижением общего уровня конфронтационности. Корейский полуостров, по оценке З. Бжезинского, - геополитический центр Дальнего Востока, где пересекаются жизненно важные интересы четырёх мощных держав – КНР, Японии, США и России. Надо понимать, что естественно по совокупному внешнеполитическому потенциалу РК проигрывает этим четырём ведущим игрокам. Но эту истину прекрасно осознают южнокорейские внешнеполитические стратеги: РК признает США в качестве главного субъекта международных отношений в СВА, а также достаточно продуманно строит отношения с Китаем и Россией, а также и с Японией, несмотря на многочисленные политико-идеологические разногласия, связанные с историческим наследием японской оккупации Кореи. Проводя подобную внешнеполитическую линию, РК концентрирует своё внимание на том, чтобы стать равным участником экономических процессов региона, что ей вполне по силам, а также усилить свой политический вес не только в СВА, но и на международной арене. Это обусловлено не только ёмкостью товарного и инвестиционного рынка, финансовыми и людскими ресурсами, активным участием РК в различных формах обмена и сотрудничества стран АТР и СВА, но и неоднократно подтверждённым с конца 1980-х гг. курсом южнокорейских властей на обеспечение Корее «подобающего и заслуженного положения» в системе международных и региональных отношений». Современная РК, наряду с другими государствами АТР, является одним из быстро развивающихся и стратегических районов мира. Складывающаяся в СВА региональная система обеспечения стабильности определяется взаимодействием целого ряда сил, не последнее место среди которых занимает РК.
Вероятнее всего, Республика Корея воспринимается сильными государствами как более слабый игрок, как на Корейском полуострове, так и в СВА. Каждая из четырёх перечисленных великих держав не стремится быть военно-политическим покровителем только одной стороны, желая «стоять на Корейском полуострове на двух ногах». Таким образом, получается, что противостояние по линии Россия, Китай – Япония, США сохранилось. Более того, на современном этапе политика великих держав сводится к поддержанию статус-кво на полуострове, ибо объединение Корей изменит ситуацию в регионе в целом, что пока что не выгодно ни одной из великих держав, и каждая может, как выиграть, так и проиграть, если в ближайшей перспективе произойдет объединение. Совершенно очевидно то, что лучше сохранить то, что имеется, чем остаться ни с чем.
Но в этой связи более прозрачной становится значимость и самостоятельность РК в новом тысячелетии. Самостоятельная позиция Сеула в отношении диалога с КНДР, ставшая очевидной после 2000 г., продемонстрировала, что в современных условиях КНДР и РК обладают всеми возможностями для самостоятельного решения проблем Корейского полуострова. Ведущее направление объединительного процесса – упрочение торгово-экономических отношений и гуманитарных связей.
Информация о работе "Северная дипломатия" Республики Корея с 2003 года по настоящее время