Введение
Постановка проблемы. Данная курсовая работа посвящена
государственной, социально- экономической,
национальной политике Китайской Народной
Республики в Синьцзян - Уйгурском автономном
районе в последней четверти XX века. В
работе рассматриваются различные причины,
которые впоследствии приводят к конфликтам
между уйгурами и ханьцами. А так-же факторы,
которые угрожают государственной, политической
и территориальной стабильности Китайской
Народной Республики.
Актуальность проблемы. В политическом плане Синьцзян-
Уйгурский автономный район занимает
место ключевого региона для сохранения
единства Китайской Народной Республики,
подтверждения состоятельности национальной
политики, укрепления связей со странами
Центральной Азии и Россией. Освоение
богатых природных ресурсов в СУАР, а также
инвестирование в разработку полезных
ископаемых в соседних странах усиливает
значение геополитических интересов КНР
как великой континентальной державы.
Для КНР контроль над этой частью Евразии
стал вопросом выживания и успешного развития.
Происходящее возвращение под суверенитет
КНР некоторых территорий Таджикистана,
Кыргызстана, Казахстана имеет смысл только
при успешном развитии Синьцзяна как
неотъемлемой части Китая. Следует учесть
и возрастающий интерес США (в значительной
степени из-за близости к Ирану), а также
традиционный интерес России к этому региону,
чтобы понять геополитическое значение
Синьцзяна. СУАР – один из наиболее сложных
и неспокойных в этно-национальном и историческом
отношении регион. Синьцзян граничит с
Пакистаном, Афганистаном, Киргизией,
Казахстаном, Таджикистаном, Монголией,
Индией, Россией. Если обратиться к истории,
то в свое время на части этой территории
существовали отдельные государства,
в том числе под эгидой уйгурских властителей,
что является для некоторых сил в Синьцзяне
одним из символов сепаратизма.
Степень изученности
проблемы. Китайско- уйгурский конфликт,
который существует уже не первое десятилетие,
довольно широко освещался видными исследователями
и учеными со всего мира. Данную тему исследуют
как с экономической точки зрения, так
и с исторической, социальной и геополитической.
Среди отечественных публицистов можно
выделить труды таких деятелей как Г.Ф.
Кима, М.И. Сладковского, Т.Р. Рахимова,
А.В. Бондаренко, О. Столповского. А так
же среди зарубежных исследователей Ходонг
Кима, Дж. Дрейера, Дж. Смита, Д. Венву.
К сожалению, в новейшее время российские
исследователи практически не рассматривают
уйгурскую проблему как отдельный предмет.
Но полезную информацию можно встретить
в трудах О.B. Зотова и В. А. Корсуна.
Объектом исследования является Синьцзян-Уйгурский
автономный район как часть КНР.
Предметом исследования является политика КНР по отношению
к СУАР в последней четверти XX века.
Целью данной работы является изучение
влияния политики КНР на СУАР, на причины
возникновения разногласии и крупных
столкновений между ханьцами и уйгурами.
А так же обзор мнений различных стран
мира о конфликтах, происходящих на одной
из самых «неспокойных» частей КНР.
Для достижения данной цели
в работе, формируются следующие задачи:
- изучить особенности
вхождения СУАР в состав КНР;
- изучить государственную
политику КНР в СУАР;
- рассмотреть экономическую
политику КНР в СУАР;
- изучить социальную политику
КНР в СУАР;
- разобрать точки зрения
различных стран на события, происходящие
в СУАР;
- изучить состояние национальной
политики в СУАР.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит
из введения, трех разделов, четырех подразделов,
заключения и списка использованной литературы.
Хронологические
рамки моего исследования содержат
в себе период взаимоотношений китайского
и уйгурского народа в последней четверти
XX века. Данный период характеризуется
тем, что непростая история взаимоотношений
мусульман-уйгур и ханьцев, влияние религиозной
пропаганды радикального ислама, поддержка
из-за рубежа, в том числе со стороны сил
международного терроризма привели к
существенной активизации уйгурского
сепаратизма.
Методологической
основой исследования послужили работы,
освещающие: политику Китая в отношении
Синьцзян- Уйгурского автономного района-
Т.Р. Рахимов «Судьбы неханьских народов
в КНР», М.И. Сладковский «Великодержавная
политика маоистов в национальных районах
КНР», современное состояние в религиозной
и национальной сферах, экономическое
развитие, политическое развитие, многосторонние
связи с другими странами были почерпнуты
из трудов Ма Пиньяня « Китай: Синьцзян».
Источниковой базой исследования послужили законодательные
акты и постановления КНР и нормативно-правовые
акты Синьцзян-Уйгурского автономного
района. В частности, для анализа национальной
политики, проводимой официальными властями были использованы исследования Баженова Е. С. «Социально-экономические
и демографические аспекты освоения западных
районов Китая на примере Синьцзяна».
С целью изучения особенностей
религиозной политики в СУАР были рассмотрены
общегосударственные «Положение о регулировании
религиозной деятельности иностранных
граждан на территории Китайской Народной
Республики» (1994 г.) ,«Временное постановление
об управлении местами отправления религиозной
деятельности в СУАР» (1988 г.) и «Правила СУАР относительно управления
религиозными делами» (1994 г.).
Также были использованы материалы
периодических изданий и информационных
агентств - (агентств «РИАН», газеты «Жэньминь жибао»), включая материалы интернет-сайтов
газеты «Жэньминь жибао» и агентства Синьхуа.
Научно - практическая
значимость. Конфликты, развернувшиеся
в Синьцзян - Уйгурском автономном районе
не затихают и по сей день. За время существования
уйгурского государства как части КНР
произошло уже более 400 восстаний. СУАР
считается так называемой «головной
болью» КНР. Несмотря на то, что столкновения,
происходящие в данном регионе зачастую
носят острый характер, данная проблема
не особо широко освещена в СМИ и других
источниках информации.
Это связано с тем, что СУАР
был довольно долгое время закрыт для
иностранцев. Фактически его разностороннее
изучение началось лишь с конца XIX века.
Но и на протяжении XX века сведения о внутренних
процессах в Синьцзяне оставались ограниченными.
Возможно поэтому любая, тем более научная,
информация о состоянии дел в СУАР привлекает
внимание не только востоковедов, политиков,
журналистов, но и всех интересующихся
как Китаем, так и Центральной Азией.
Относительно небольшое количество
сведений о реальной ситуации в современном
Синьцзяне вынуждает ученых и публицистов
приводить различные, а порой и противоречивые
взгляды на проблемы в СУАР.
Имеются в виду противоречия
не просто во мнениях отдельных ученых,
но и противоречия между целыми концепциями,
сложившимися в пределах разных научных
сообществ.
Но конфликты все не утихают,
а наоборот принимают все более экстремальные
формы. От акций протеста местное население
несколько раз переходило к акциям
гражданского неповиновения и организации
терактов. Это впоследствии обусловило
необходимость тщательного исследования
явления уйгурского сепаратизма как отечественными,
так и западными учеными.
Конечно же есть крайняя
необходимость и дальше продолжать изучения
в данной области, так как нельзя основываться
лишь на мнении китайской стороны, так
же как и на уйгурской. Очень важно суметь
составить общее представление о ситуации
в регионе, чтобы в будущем можно было
нормализовать ситуацию, путем прихода
к компромиссу. Но видя как КНР относится
к территориальному единству, и то насколько
для самих уйгуров, по их мнению, нежелательно
находиться под эгидой КНР, сложно сказать,
примет ли когда- либо данная ситуация
сторону мирного сосуществования.
Поэтому необходимо разобраться
и изучить все аспекты данной проблемы,
которые приводят к межнациональным столкновениям.
Чтобы в дальнейшем была возможность нормализовать
обстановку в изучаемом регионе.
Раздел 1. Особенности
становления Синьцзян- Уйгурского автономного
района как части КНР.
СУАР, безусловно, имеет свою
длительную и сложную историю. Еще задолго
до образования цинской империи в Китае
(1644 г.) армии предыдущих китайских империй
многократно вторгались в этот край, сея
смерть и разрушения с целью укрепиться
на Великом шелковом пути.
Этот регион был завоеван цинской
империей Китая в ХVIII в. Однако характерно
то, что «колониализированные» государства
Восточного Туркестана «поддерживали
с китайской империей отношения номинального
вассалитета или псевдоданничества»,
а местные правители «практически не учитывали
китайский фактор в своей внешней политике»1. Цинские власти, присоединяя
Восточный Туркестан к своей империи,
«стремились лишь к одному: к насильственному
сохранению покорности «вассалов» и «данников»,
в качестве коих рассматривались едва
ли не все народы Центральной и Средней
Азии».2 Вся история установления
китайского протектората над краем до
возникновения уйгурского государства
Йеттишар в 1871 г. – это история яростного
сопротивления местного населения против
иноземной колонизации, когда «буквально
каждые несколько десятилетий эта страна
потрясалась мощными восстаниями». 3 Статус официальной провинции
китайской империи Синьцзян получил только
во второй половине ХIХ в. (1884 г.), являясь
на протяжении более чем столетия обычным
наместничеством.4
Колонизация Восточного Туркестана
Китаем явилась крайне болезненным
событием для местных народов, тесно связанных
с исламом, так как к этому времени его
население уже было исламизировано.
К сожалению, громадный период
истории народов стран Восточного Туркестана
до второй половины ХVIII в., многие из которых
ныне составляют так называемое «ближнее
зарубежье» России, в российской историографии
совершенно не изучен. Например, В.А. Бармин
пишет, что в изучении российско-китайских
отношений в этом регионе «все еще остается
много спорных вопросов, а то и прямо белых
пятен». 5Фактически научное исследование
истории Восточного Туркестана у нас в
стране начинается лишь с периода завоевания
края китайской цинской империей в 1760
г., когда вместо Джунгарии и Кашгарии
был создан новый протекторат Синьцзян
(«Новое пограничье»). Согласно официальным
китайским источникам, история Синьцзяна
как части Китая насчитывает два с половиной
столетия, начиная с 1760 г.
Политика российской империи
в Центральной Азии с самого начала диктовалась
стремлением избежать столкновений с
цинским Китаем и таким образом сохранить
стабильность и безопасность у слабых
южных границ российской империи. При
этом учитывались и устоявшиеся прочные
торговые связи с народами Центральной
Азии.
Этот прагматичный расчет на
доминанту экономического сотрудничества
в отношениях с Китайской Республикой
сохранялся вплоть до начала 1930-х годов.
Он же стал главным фактором определения
внешней политики Советского Союза во
вспыхнувшем в 1933 г. в Синьцзяне новом
национально-освободительном восстании
мусульманских народов против колониальной
зависимости от Китая6.
Правительство СССР сразу заявило
об отказе от вмешательства во внутренние
дела Синьцзяна. Весной 1934 г. сюда были
введены части Красной Армии, которые
помогли китайским властям разгромить
самопровозглашенную Тюрко-исламскую
республику Восточный Туркестан. В апреле
1937 г. Советский Союз также оказал военную
помощь губернатору Синьцзяна в подавлении
военного мятежа мусульманских частей
китайской армии . Эти действия Советского
правительства подтвердили существовавшую
общую внешнеполитическую линию в отношении
Синьцзяна. При этом на протяжении 1920-1930-х
годов Советский Союз ни разу не ставил
своей целью отторгнуть Синьцзян от Китая.
Новое национально-освободительное
восстание, вызванное жестокими репрессиями
гоминьдановского правительства, произошло
в трех северных округах Синьцзяна в ноябре
1944 г. После изгнания гоминдановских войск
здесь было создано Временное правительство
Восточно-Туркестанской Республики (ВТР),
которое просуществовало с 15 ноября 1944
г. по 26 июня 1946 г. Уйгурский язык был объявлен
государственным языком. Советский Союз
на этот раз выступил в поддержку коренных
жителей Синьцзяна.
Датировка появления сепаратистских
настроений 1989–1990 годами отражает такую
тенденцию как то, что властям удавалось
пресекать нежелательную информацию о
Синьцзяне. В частности, волнения 1990 года
в Барене — отнюдь не первый случай после
образования КНР, когда участники выступлений
протеста требовали создания независимого
государства в Восточном Туркестане. В
1968–1970 годах, во время «культурной революции»,
организация, под названием Народно Революционной
партии Восточного Туркестана, огласила
такие же тенденции, заявляя во многих
публикациях о том, что Синьцзян стал «ханьской
колонией» в новое время, а до того был
«независимой страной»7
Наряду с этим едва ли найдется
много информации о мнениях и функционировании
сепаратистов в Синьцзяне до расширения
тех и других в некоторый момент. Ироничностью
является то, что в интересах обеих политических
сторон, а именно — и китайской, и уйгурской
— рисовать всю историю Синьцзяна ( не
только историю возникновения Восточно-
Туркестанских республик XX века) как череду
постоянных сепаратистских восстаний.
В нынешней современной официальной китайской
летописи сепаратисты — это и джунгары,
и ходжи, и их потомки. Несмотря на признание,
что восстания 1860-х признаются «хорошими»
крестьянскими восстаниями, после говорилось,
что это было исключительно в интересах
«реакционной феодально-религиозной верхушкой»,
целью которых был сепаратизм, но в итоге
это сыграло на руку империалистам. Так
же, историки говорят нам о том, что «в
1759 году войска маньчжурской (Цинской)
династии вторглись на земли, унаследованные
уйгурами от предков, и завоевали их.
Уже с давнишних времен Синьцзян
являлся неотъемлемой частью их Родины.
Уйгуры относят к своим предкам националистическое
самосознание и единообразно представляют
и реваншизм ходжей, и набеги киргизов,
и религиозную войну, и усобицы между отдельными
оазисами, и сугубо локальные крестьянские
восстания как свидетельства усилий по
созданию уйгурского национального государства.8
Утвердить свою идентичность
уйгуры смогли во многом благодаря тому,
что в КНР они получили статус национального
меньшинства, вдобавок эта смена категорий
была реально подкреплена политикой государства,
в чем-то невыгодной, а в чем-то выгодной
для меньшинств9.
Раздел 2. Политика,
осуществляемая КНР в Синьцзян- Уйгурском
автономном районе.
2.1 Государственная
политика КНР в Синьцзян- Уйгурском
автономном районе.
Ради улучшения национальных
отношений в 80-е гг. в КНР началось законодательное
строительство, благодаря чему были внесены
поправки и дополнения в Конституцию КНР
1982 г., относящиеся к некоторым принципиальным
вопросам национальной политики.