Именно на базе этого в 1984 г.
вошел в силу Закон КНР о районной национальной
автономии. В данном законе конкретизированы,
расширены и дополнены соответствующие
положения Конституции. Районная национальная
автономия считалась «основной политикой»
КПК в разрешении национального вопроса
и важный компонент «политической системы
государства» 10
До принятия закона КНР о районной
национальной автономии проходили большие
обсуждения в правительстве Китая. Из-за
левацких тенденций в руководстве Китая
составление проекта Закона в конце 50-х
годов было прервано, и продолжилось только
лишь в начале 80-х . Закон претерпел изменения
в 50-е годы 8 раз, а с 1980-1984 22 раза. Достижение
консенсуса с центральными министерствами
и ведомствами являлось самым затруднительным
во время разработки данного проекта.
Закон об автономии предоставлял возможность
административным органам районов национальной
автономии реализовывать на практике
права и полномочия, предоставленные Конституцией.
В связи с этим, закон об автономии является
большим прогрессом по сравнению с аналогичным
видом законодательства КНР 50-х годов.
Для того, чтобы органы власти
районов национальной автономии могли
действительно реализовывать на местах
свои права самоуправления, нужно было
создать условия, благодаря чему они смогли
бы осуществлять права, что оказалось
весьма затруднительным. По мнению китайских
ученых, органы самоуправления обычно
пребывали «в положении пассивных исполнителей»
распоряжений вышестоящих инстанций,
и «автономность» администрации самоуправляющихся
территорий оказывалась «сильно стесненной».11
Так же чиновники «чрезмерно
вмешиваются во все детали» работы органов
самоуправления. «Подобная сверх централизованная
система власти, - отмечалось в средствах
СМИ, - уже не отвечает задачам дальнейшего
политического экономического и культурного
развития Китая в целом». 12 По мнению печати китайских
СМИ, неимение четко расписанных полномочий
органов самоуправления в законодательстве
КНР, а так же довольно обширное давления
сверху, особенно ярко отраженного в области
экономики весьма сдерживал деятельность
местных органов власти национальных
районов автономии, и препятствовал осуществлению
предоставленных прав и преференций. Особенностью
закона об автономии являлось то, что
принципы политики районной национальной
автономии описывались в слишком широкой
и не конкретизированной форме, при которой
учесть всю специфику и национальные особенности
невозможно. В некоторой степени это восполнилось
включением в Закон об автономии статьи,
согласно которой прерогатива разработки
местных положений об автономии возлагалась
на национальные районы, но при общем руководстве
и контроле со стороны центра. Со времени
принятия Закона об автономии национальных
районов начался процесс оформления подзаконных
актов. Положения, обретшие силу после
их принятия, создали условия, при которых
органы самоуправления могли бы расширить
свои полномочия, а также предоставляли
некоторую гарантию в реализации прав
данных органов, позволили местным органам
самим следить за сохранением национальной
самобытности и представлении интересов
граждан малых народов. Вследствие, было
изъявлено желание, чтобы руководящие
посты в органах местного самоуправления
занимали представители тех самых национальностей.
Было установлено право, что органы местного
самоуправления могут сами в некоторой
степени видоизменять указания, постановления
и другие распоряжения, вышестоящих государственных
органов, или же прекращать их действия,
если они не соответствуют реальной возможности
в том или ином районе национальной автономии
. Все же, принимаемое местное положение
об автономии и другие местные законы
должны согласовываться с вышестоящими
инстанциями и не должны противоречить
Конституции КНР или Закону об автономии.
По национальному вопросу в конце 1990 г.
приняли 62 закона. В 1993г было принято несколько
административных законоположений, которые
были подписаны Госсоветом КНР, направленных
на стабилизацию обстановки в регионе.
Среди которых, принятые в 1993 г. «Положение
о работе органов власти в национальных
волостях» и «Положение о решении проблем
неханьских национальностей в городах». 13 Примером местного законотворчества
может служить такой нормативный акт,
как «Дополнительное положение Синьцзян-Уйгурского
автономного района по исполнению Закона
КНР о браке» (1983 г.), по которому минимальный
брачный возраст граждан неханьской национальности
составляет 20 лет для мужчин и 18 для женщин,
в то время как для ханьцев он составляет
22 года и 20 лет соответственно. Более того,
согласно этим же законам, в СУАР разрешено
иметь уйгурам и другим неханьским национальностям
двух и трех детей.
Одновременно, Пекин активизирует
насаждение китайского языка и китайской
письменности среди неханьского населения
КНР. Так, например, в Синьцзяне была форсирована
реформа уйгурской и казахской письменности.
Разработанные еще в более ранние годы
и принудительно унифицированные с транскрипционным
алфавитом для китайского языка проекты
уйгурского и казахского письма с 1 августа
1976 года были введены в Синьцзяне в повсеместное
употребление (вместо прежней арабской
графики). Таким образом, реформа ясно
подтвердила тот факт, что правительство
беспокоят не вопросы культуры и образования
неханьских народов, а, напротив, стремление
создать необходимые условия для активизации
великоханьской, шовинистической политики
в национальных районах.
Языки неханьских народов, говорят
пекинские шовинисты, обязательны в делопроизводстве,
на них издаются газеты, журналы и книги,
они изучаются в школах. Статья 10 автономного
закона Синьцзяна от 1984 года гарантирует,
что этнические меньшинства «вправе использовать
и развивать свои языки». Статья 37 этого
закона даже предусматривает «максимальное
использование книг на родном языке в
школах, где учатся, прежде всего, представители
этнических меньшинств». В действительности
же на языках неханьских народов издаются,
преимущественно, переводы с китайского
языка.
В действительности есть и положительные
стороны данной политики: благодаря реформам
и появлению местных законов, появились
возможности реально учитывать специфику
национальных районов и интересы национальных
меньшинств.
2.2 Региональная
экономическая политика КНР по отношению
к Синьцзян- Уйгурскому автономному
району.
Экономическое развитие Синьцзян-
Уйгурского автономного района как
части КНР строится по тому же принципу,
что и во времена существования цинской
эпохи, и находится в рамках ограничений,
свойственных и тому, и этому времени.
Популярной все еще остается продукция
животноводства. Еще с XVIII века, ведущими
сельскохозяйственными культурами являются
зерновые и хлопок.
Безусловно, тенденцией новейшего
времени является акцент на нефть. Однако
трудности, связанные с расположением
Синьцзяна и его природных условий, сохранились.
Они в такой же степени оказывают влияние
на степень выгодности использования
природных и минеральных ресурсов, в частности
нефти, так же как в XVIII–XIX веках, когда
из Синьцзяна в Китай поставлялся лишь
нефрит.
Как отмечает Тупс, транспортная
инфраструктура тоже влияет в Синьцзяне
и на распределение населения по этническому
признаку, и на экономическое развитие,
и, в свою очередь, зависит от того и другого 14. Практически одним из первых,
чем занялась династия Цин, было улучшение
путей сообщения, установка почтовых станций,
строительство мест проживания и ночевок.
Урумчи быстрыми темпами вырос из военного
городка в торговый центр области, а в
1884 году стал политической столицей провинции.
В 1890- х годах были проложены
первые телеграфные линии, соединившие
Урумчи с собственно Китаем, их ответвления
протянулись до Или, Тачэна (Тарбагатая)
и Кашгара; но ни одно не достигло южного
Тарима 15.
Интересным фактом, на мой взгляд,
является то, что прокладывание железнодорожных
линий из Урумчи в Инин и Кашгар, два самых
крупных центра СУАР, было окончено довольно
таки не так давно, лишь после 1992 года.
Развитие Синьцзяна — или, во всяком случае,
внимательность центра в его развитии
— реализуется в границах, требуемых стратегическими
соображениями. Когда-то объяснением этому
была — угроза советского вторжения: якобы
из-за неё, процессы подъема и слияния
было необходимо «придерживать» на внушительной
части Синьцзяна. Когда данная опасность
миновала, и вместо нее возникли новые
возможности для осуществления торговли
со Средней Азией произошло так называемое
«открытие» Синьцзяна. В конце XX века многие
стали предполагать, что железная дорога,
эта квинтэссенция технического прогресса
XIX столетия, в XXI веке будет оказывать
большое воздействие на западную часть
СУАР.
Зв время реализации программы
«масштабного освоения Запада Китая»,
среднегодовые темпы РВП СУАР составляли
11,5%. В большей степени этому давала стимул
моральная и материальная поддержка правительства
КНР. Необходимо отметить крупные планы
центральных и местных властей по развитию
Кашгара, который должен будет стать большим
центром по добыче природного газа.
Районы
запада Китая, в том числе и Синьцзян, содержат
в себе некоторые особенности, по которым
и строится план развития района. Но зачастую
они могут создавать препятствия на пути
уменьшения разрыва в развитии приморских
провинций и западных. К данным особенностям
можно отнести: обширные территории (более
70% китайского региона); невысокая плотность
населения (28% средней плотности населения
КНР); преобладание национальных меньшинств;
большая протяженность границы (примерно
90% всей пограничной линии страны); неразвитая
региональная инфраструктура; относительно
низкий уровень образования; низкий показатель
ВВП на душу населения.
С
момента начала осуществления программ
развития СУАР все более ярко мы можем
увидеть значительный экономический рост,
а так же увеличение важности региона
для политики Китая. Одним из лучших показателей
среди соседей СУАР является уровень ВВП
на душу населения. По данному признаку
он занимает одно из первых мест среди
западных районов КНР.
Также по некоторым отраслям
производства он может составить
конкуренцию не только западным
районам Китая, но и другим
провинциям. Особое внимание КНР
уделяет индустриальному развитию
Синьцзян- Уйгурского автономного
района. В сравнении со странами
Центральной Азии, данный район
обладает очень даже развитой
экономикой: промышленные товары
составляют 67% всего экспорта, темпы
роста ВВП в среднем - 8,5% в год.
В
ближайшем будущем базовыми пунктами
вывоза будут оставаться преимущественно
природные ресурсы. Данное направление
подкрепляется увеличением поставок во
внутренние районы нефти и газа, которые
добываются на территории СУАР.
Экономический
рост Синьцзяна невозможно не заметить.
Вследствие этого необходимо обозначить
преобладающие обстоятельства развития,
после чего произошли подобные изменения.
Можно сделать вывод, что это трудовые
ресурсы, их организация и быстрый рост,
а также инвестиции в основной капитал
района.
2.3 Особенности реализации социальной
политики КНР в Синьцзян-Уйгурском автономном
районе
В основе повышения
уровня жизни населения районов запада
КНР заложена программа развития, направленная
на изменение инфраструктуры в пользу
улучшения социальной жизни. Было решено
о создании выгодных условий кредитования
на правительственном уровне, снижение
налогов для тех, кто желает инвестировать
программу развития.
Также на реализацию пяти инфраструктурных
проектов были выделены средства центрального
бюджета. Большая инфраструктурная программа
делится на 3 части:
1.большие проекты для развития
инфраструктуры всей страны КНР
2.проект инфраструктурного
развития западных районов
3. приоритетные социальные
проекты, увеличивающие жизненный уровень
населения западных районов
Одним из принципов политической
и социальной устойчивости, удачного решения
социально-экономических задач в развитии
Синьцзян- Уйгурского автономного района
и западных районов Китая- это сбалансировать
занятость населения, политическую стабильность
в отношении наций населяющих запад КНР.
Учитывая, что территории малонаселены
и имеют большую протяженность - туда
возможна миграция трудоспособного населения
с других частей страны. Но для этого нужно
четко знать (представлять) демографическую
ситуацию. Разработать программу урегулирования
количества трудоустройства местного
населения и иммигрирующих из провинций,
находящихся восточнее Уйгурского региона.
По причине развития рыночной экономики
есть необходимость в использовании
приоритетных систем и материальных стимуляций.
Уйгурские эмигранты и сочувствующие
им утверждают, что в КНР сознательно проводится
политика, направленная на то, чтобы «затопить»
уйгур потоком ханьцев. Тупс в своей статье
показывает, что в период существования
КНР ханьская миграция в Синьцзян в целом
действовала именно в этом направлении:
если в 1941 году уйгуры составляли 80% населения
Синьцзяна, а ханьцы — 5%, то в 1990 году на
долю первых приходилось 47%, на долю вторых
— 38% 16
В 2009 году проходила пресс конференция
в Пекине, посвящённая Синьцзяну. Были
подняты вопросы о необходимости преодоления
бедности уйгур, о том, что коренное население
недовольно его дискриминацией при устройстве
на работу. Заместитель председателя государственного
комитета национальностей У Чжэнминь
признал, что существуют большие различия
в положении уйгур и других национальных
меньшинств, он выразил согласие в том,
что необходимо развитие национальной
автономии, хотя при этом он пояснил, что
Национальная автономия в Китае не является
ни чисто национальной автономией, ни
чисто территориальной автономией. Автономия
является объединением элементов политики
и экономики, как национального, так и
территориального, а так же и элементов
истории. Поэтому мы в будущем сможем и
дальше укреплять и улучшать систему национально
- территориальной автономии, с учетом
конкретном обстановки и исторического
опыта. 17
Из этого заявления можно сделать
вывод, что У Чжэнминь заявил о глобальном
изменении политики партии государства
в национальных вопросах. Нац. автономия
с 1949 года имела квалификацию института
самоуправления во всех документах. Всекитайское
собрание народных представителей в 1954
году внесло положение о системе национального
территориального самоуправления конституции
КНР.
Председатель государственного
комитета национальностей Ян-Цзын более
конкретно выразился о том, что уменьшение
количества рабочих уйгуров является
фактом. Такое положение объясняется тем,
что есть различия в языке, привычках и
трудовых навыках. « Государство и местное
правительство продумывают меры расширения
профессиональной подготовки молодежи
уйгур». 18 Представители власти заявили,
что уйгуры должны знать китайский язык.
Из доклада Госсовета можно увидеть, что
70% уйгур не знают китайского языка. И что
это является огромным минусом для правительства
Китая. Уйгуры в основном являются жителями
сельской местности, а китайцы в основном
живут в городах. Конечно же уровень жизни
китайцев выше чем уровень жизни малых
народностей. Это можно объяснить тем,
что китайцы могут получить хорошую и
высокооплачиваемую работу в отличии
от уйгуров, также у них имеются социальные
льготы, которые устанавливаются для определенной
территории. В докладе Госсовета содержатся
данные о просвещении и его состоянии,
а именно: в настоящее время «в основном
распространено обязательное 9-тилетнее
образование, среди молодых людей все
меньше неграмотного населения, развиваются
программы развития образования среди
взрослого населения». Бесплатное обучение
введено в сельских средних и начальных
школах.
Уйгуры очень опасаются того,
что они все более и более утрачивают свою
культуру и самобытность - этими факторами
объясняются их недовольства наряду с
тем, что очень много китайцев мигрирует
в СУАР. Это способствует сохранению разрыва
экономического положения между коренным
населением и ханьцами, несмотря на то,
что увеличиваются финансовые вливания
от государства. Они не довольны, что отсутствуют
атрибуты национальной автономности,
кроме права обучения на своем языке.
2.4. Национальная политика
КНР в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Важное направление региональной
и национальной политики в КНР –управление
в автономных районах с помощью национальных
кадров. При этом используется национальный
язык для ведения документации, учитываются
обычаи и традиции данной народности.
Этот вопрос затрагивался еще в «Экспериментальном
проекте по вопросам подготовки кадров
из национальных меньшинств», утвержденном
24 ноября 1950 г 19.
В 1952 г. были приняты положения
об «Основных принципах осуществления
районной национальной автономии в КНР».
Ст. 121 Конституции КНР закрепила положение об
использовании языков национальных меньшинств
органами самоуправления в территориальных
автономиях.20