Система государственного управления зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:41, реферат

Описание работы

Великобритания — конституционная монархия. В отличие от большинства стран мира, в Великобритании нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различных парламентских актов — статутов, судебных решений и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согласием на изменение конституционного обычая.
Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности.

Файлы: 1 файл

0861742_EB985_sistema_gosudarstvennogo_upravleniya_zarubezhnyh_stran.docx

— 145.63 Кб (Скачать файл)

Согласно Основному закону, система органов государственной власти ФРГ базируется на принципе разделения властей.

    1. Высшие органы законодательной власти

Высшая законодательная власть в ФРГ принадлежит двухпалатному парламенту: нижняя палата - бундестаг и верхняя палата - бундесрат имеют разный статус в отношении как порядка их формирования, так и объема полномочий. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат и Федеральному правительству. Ведущую роль в законодательном процессе играет бундестаг. Правительство вносит законопроекты в бундесрат, который должен передать свое мнение в бундестаг не позже, чем через шесть недель. В особо срочных случаях правительство может по истечении трех недель передать законопроект непосредственно в бундестаг.

Бундестаг избирается на 4 года путем всеобщих прямых выборов при тайном голосовании. Половина депутатов избирается в одномандатных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе. Другая половина депутатов избирается по земельным партийным спискам в многомандатных округах. Каждый избиратель отдает, таким образом, два голоса: за индивидуального кандидата и за партийный список. Половина мест в бундестаге распределяется между партиями пропорционально числу полученных голосов. Поскольку пропорциональная избирательная система в чистом виде гарантирует представительство даже для мелких партий, это зачастую создает сложные проблемы при формировании правительства.

Земли обладают более широкими полномочиями в области непосредственной демократии, чем Федерация. Если Основной закон предусматривает проведение федерального референдума только при территориальных изменениях, то в землях получили распространение конституционные и законодательные референдумы, народная инициатива для роспуска ландтага, народная законодательная инициатива.

Партии в земельных парламентах представлены в различных пропорциях, что отражается и на составе правительств. Зачастую лишь некоторые из земельных парламентов и правительств в партийно-политическом плане по составу равнозначны бундестагу и Федеральному правительству. В остальных же землях политика осуществляется партиями, которые на федеральном уровне находятся в оппозиции. Соответственно, большинство в бундесрате может не совпадать в политическом отношении с большинством бундестага.

В задачи земельных правительств входят выработка земельных законопроектов и обеспечение выполнения законов после их утверждения земельными парламентами. Они ответственны и за проведение в жизнь федеральных законов.

Конституции земель и общинные уложения определяют структуру и задачи общин (коммун). Общины - города районного значения и районного подчинения, сельские общины, уезды, районы - это самостоятельные, правоспособные территориальные единицы с правом принятия уставов, собственным бюджетом и персоналом.

В землях ФРГ существуют отличающиеся друг от друга уложения об общинах. Это объясняется исторически обусловленными обычаями, представлениями и традициями, укоренившимися в разных частях Германии.

Вся территория Германии делится на общины. Однако по своей площади они сильно отличаются друг от друга как вследствие исторической традиции, так и по другим причинам - например, из-за различной плотности населения.

Полномочия общин достаточно широки. Они выполняют ряд задач общегосударственного характера: ведение актов гражданского состояния, проведение выборов от общеевропейского до муниципального уровня, учет военнообязанных, выдача удостоверений личности; осуществляют строительный, промышленный, промысловый надзор. В центре внимания органов самоуправления находится обеспечение необходимых нормальных условий жизни граждан (снабжение питьевой водой, очистка сточных вод, уборка мусора, строительство и развитие школ, больниц и т.п.). Если общины успешно справляются с этими задачами, они имеют право в соответствии со своими финансовыми возможностями и потребностями брать на себя строительство и содержание объектов культурного, социального значения и спортивных сооружений (театров, библиотек, концертных залов, крытых плавательных бассейнов, стадионов, теннисных кортов и т.п.).

Создавая собственные уложения (уставы), общины осуществляют тем самым и правотворческую деятельность.

Основной закон предписывает создание в каждой общине наряду с административным органом демократически избираемого народного представительства. Поэтому в коммунах всех земель есть два органа:

    1. муниципальное народное представительство, непосредственно избираемое жителями общины на срок от 4 до 6 лет (совет общины, собрание депутатов общины, городское собрание депутатов, районное собрание), принимающее решение по всем важным вопросам, касающимся общины, и контролирующее деятельность административного органа ее управления;
    2. муниципальный административный орган управления (исполнительная власть), подготавливающий решения народного представительства и осуществляющий их. Руководители административных органов управления (обербургомистр, бургомистр, магистрат, директор общинного управления; на районом уровне - оберкрайсдиректор или ландрат) избираются либо народным представительством, либо непосредственно жителями на срок от 4 до 10 лет.

В некоторых землях функции председателя представительного органа и главы администрации совпадают, в других их исполняют разные лица.

Муниципальный мандат члена представительного органа является свободным. Избранные члены не связаны указаниями своей партии, группы избирателей или избирателей в целом, могут объединяться во фракции.

Особый статус имеют города-земли (города-государства) - Бремен, Гамбург и Берлин. Все они являются одновременно и землями Федеративной Республики Германии, и общинами. Они, как и другие земли, имеют собственные конституции.

Граждане избирают парламент города-земли - палату депутатов. Палата депутатов избирает из своего состава правящего бургомистра, являющегося главой правительства (председателем сената), а также сенаторов. Сенаторы возглавляют управления сената - внутренних дел, юстиции, социального обеспечения, школ и т.д.

Городская администрация, в состав которой входят как управления сената, так и подчиненные им центральные специальные органы (например, полиция), занимается задачами, имеющими общегородское значение и требующими централизованной реализации. Районные администрации выполняют прочие управленческие задачи (социальная политика, строительный надзор, промысловый надзор). За законностью и правильностью действий районов следят управления сената. Сенат также издает общие административные предписания, касающиеся деятельности районов.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют органы государственного надзора. Они могут осматривать учреждения и объекты органов самоуправления, проводить проверку дел и кассовой наличности, а также запрашивать отчеты и дела.

Органы местного самоуправления в Германии рассматривают себя как самостоятельную силу в государстве. Опираясь на издавна существовавшие традиции.

На федеральном уровне существуют: «Немецкий союз городов», объединяющий внеуездные и крупные уездные города, а также города-земли; «Немецкий союз городов и общин, входящих в уезды»; «Немецкий союз уездов», представляющий интересы всех уездов в ФРГ. Все эти муниципальные ассоциации осуществляют координацию своей деятельности в рамках федерального объединения муниципальных ассоциаций. Через ассоциации общины обмениваются опытом, получают необходимую информацию по любому интересующему вопросу, им предоставляются юридические и другие консультации. Ассоциации представляют интересы своих членов перед исполнительными и законодательными властями на земельном и федеральном уровнях или перед другими государственными и общественными организациями, а также при осуществлении внешних связей.

    1. Органы судебной власти и конституционного надзора

Важнейшим органом судебной власти в Германии является Федеральный конституционный суд (ФКС), находящийся в городе Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг). ФКС - блюститель Основного закона, самостоятельный и независимый федеральный орган власти, имеющий равные права с другими федеральными органами. Впервые судебный орган с подобными полномочиями был создан в 1949 г.

ФКС состоит из двух сенатов, каждый из которых обладает строго определенными полномочиями:

    1. «Сенат по основным правам» рассматривает конституционные жалобы и принимает решения по процедуре контроля за действием применяемых норм;
    2. «Сенат по государственному праву» принимает решения по вопросам государственной организации. Деятельность суда и его сенатов регламентируется специальным законодательством о ФКС.

Судьи обоих сенатов избираются наполовину бундестагом и наполовину бундесратом и назначаются на должность Федеральным президентом.

ФКС принимает решения относительно толкования Основного закона в случае возникновения споров о компетенции высших федеральных органов. Он решает, действуют ли высшие органы законодательной и исполнительной власти в рамках функций и полномочий, предписанных им Основным законом. ФКС осуществляет правовой контроль за выявлением степени соответствия конституции принятых парламентом страны или какой-либо земли законов. Контроль проводится по запросу Федерального правительства, земельного правительства, либо одной трети членов бундестага. ФКС решает также споры между Федерацией и землями по вопросам разграничения полномочий в области законодательства.

Подавляющее большинство дел, рассматриваемых ФКС, составляют так называемые конституционные жалобы, поступающие от граждан в связи с нарушением их конституционных прав. Чтобы избежать перегрузки ФКС и затягивания принятия решений, при обоих сенатах созданы палаты, правомочные рассматривать конституционные жалобы. Решения в палатах должны приниматься единогласно.

Решения ФКС обязательны к исполнению конституционными органами Федерации и земель, всеми судами и ведомствами.

В целом Федеральный конституционный суд призван обеспечить равновесие трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, равновесие между государством и гражданином.

Кроме ФКС, к судебной власти на уровне Федерации относятся также федеральные суды, занимающиеся специальными вопросами:

    • Федеральный верховный суд (по гражданским и уголовным делам);
    • Федеральный финансовый суд;
    • Федеральный административный суд;
    • Федеральный суд по трудовым делам;
    • Федеральный суд по социальным делам.

Их задачи заключаются главным образом в обеспечении единства всей судебной практики в ФРГ, кроме того, они являются высшими судебными инстанциями для каждой сферы судебного производства. Земли создают суды первой и второй (апелляционной) инстанции.

  1. Италия

    1. Конституция 1947 г.

Конституция Италии создавалась на широкой коалиционной основе, ее поддержали практически все политические силы страны. 22 декабря 1947 г. Учредительное собрание завершило свою работу и одобрило текст новой конституции. Она была лишена каких-либо догматических, чисто идеологических влияний. В целом это был работоспособный документ. Он ясно гарантировал основные права и свободы; обеспечивал разделение властей; лишал военных возможности вмешиваться в политическую жизнь; провозглашал отделение церкви от государства, признавая в тоже время ее важную роль в жизни общества Конституция провозглашала Италию демократической республикой, основанной на труде, а итальянский народ - единственным носителем суверенитета.

Было установлено, что законы об изменении конституции могут быть приняты только после двух последовательных обсуждений в палатах парламента. Без референдума они могут войти в силу только в том случае, если при втором голосовании будут приняты большинством в две трети голосов членов палаты депутатов и сената.

Жизнеспособность конституции 1947 г. была продемонстрирована хотя бы тем, что без малого полвека этот документ обеспечивал демократическое и в целом устойчивое существование итальянского государства.

    1. Глава государства

Президент должен быть итальянским гражданином, достигшим 50-летнего возраста, обладающим гражданской и политической дееспособностью. Для избрания кандидату в президенты необходимо во время первых трех туров голосования набрать две трети голосов выборщиков. Если это никому не удается, открывается новый этап: выбывает тот из кандидатов, кто сможет набрать 50 процентов плюс один голос от общего количества бюллетеней.

Помимо представительских функций, президент имеет право досрочно распустить одну или обе палаты парламента. Этого права президент лишен только в последние шесть месяцев своих полномочий. У него есть также право отлагательного вето (до одного месяца) на законы, принятые парламентом. Кроме того, президенту принадлежит право амнистии и помилования, но на это ему каждый раз необходимо получать разрешение парламента в форме специального постановления.

Информация о работе Система государственного управления зарубежных стран