Система государственного управления зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:41, реферат

Описание работы

Великобритания — конституционная монархия. В отличие от большинства стран мира, в Великобритании нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различных парламентских актов — статутов, судебных решений и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согласием на изменение конституционного обычая.
Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности.

Файлы: 1 файл

0861742_EB985_sistema_gosudarstvennogo_upravleniya_zarubezhnyh_stran.docx

— 145.63 Кб (Скачать файл)

Полномочия президента США очень широки. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения и согласия сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, в том числе руководителей министерств и ведомств. Конституция предоставляет президенту право созыва чрезвычайных сессий конгресса и переноса очередных сессий, право отсрочки исполнения приговора и право помилования лиц, осужденных по федеральным законам. Не занимая какой-либо должности в партийном аппарате, президент считается лидером своей партии. При возникновении внутренних и внешних кризисных ситуаций (войны, крупные забастовки и пр.) президент может располагать чрезвычайными полномочиями.

Велика роль президента в законодательном процессе. Он является фактическим лидером законодательной политики, формулируя законодательную программу администрации в серии посланий конгрессу. В одном из них конгрессу представляется проект бюджета, разрабатываемый экспертами Белого дома. Глава исполнительной власти обладает правом издания президентских приказов, фактически имеющих силу закона.

Что касается вице-президента, то его полномочия по конституции ограничиваются председательствованием в сенате. Принятая в 1933 г. 20-я поправка к конституции США укрепила статус вице-президента, рассматривая его в качестве преемника главы исполнительной власти в случае смерти или недееспособности последнего. Реальные функции вице-президента в правительстве определяются президентом в каждом конкретном случае.

Не предусмотренным конституцией надведомственным органом при Белом доме, вызванным к жизни возросшими масштабами государственного регулирования, является Исполнительное управление президента. Оно способствовало укреплению президентской власти, создав мощный аппарат, координирующий и контролирующий важнейшие аспекты деятельности государства. В рамках Исполнительного управления действует возглавляемый президентом Совет национальной безопасности, который занимается разработкой внешней и военной политики США.

    1. Законодательная власть (конгресс)

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки на федеральном уровне осуществляется конгрессом США, избирать который имеют право граждане США старше 18 лет путем всеобщего, прямого и тайного голосования. Он состоит из двух палат - сената и палаты представителей. Заседания конгресса проходят в здании Капитолия, расположенном на холме в центре Вашингтона.

Число членов палаты представителей зафиксировано законом в 1912 г. и с тех пор не изменялось - 435. В настоящее время каждый член палаты представляет около 500 тыс. избирателей. В соответствии с результатами переписи населения, проводимой каждые 10 лет, места в палате представителей перераспределяются между штатами. Право определять границы избирательных округов по выборам в палату представителей принадлежит законодательным собраниям штатов. По конституции США каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.

Члены палаты представителей избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего после выборов года. Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами в течение почти всего года. По конституции президент имеет право созывать конгресс на чрезвычайную сессию.

В сенате каждый штат представлен двумя членами, т. е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года.

Конституционные полномочия конгресса весьма широки. Самое важное место среди них занимают прерогативы в финансовой области. Это дает конгрессу мощные рычаги влияния на экономику и внутреннюю политику страны и является потенциально важным средством воздействия на внешнюю и военную политику.

Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств. Большая роль в осуществлении этой функции принадлежит специализированным учреждениям конгресса, таким, как Главное контрольно-финансовое управление, Управление по оценке технологии и Бюджетное управление при конгрессе.

Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил.

Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно обеими палатами, существуют и такие, которые может осуществлять только одна из палат. По конституции, все законопроекты о государственных доходах должны исходить от палаты представителей: сенат может предлагать к ним поправки и участвовать в их обсуждении. Это право предоставляет палате представителей определенные преимущества при рассмотрении финансовых вопросов. Палате принадлежит также право избрания президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков.

Важнейшими полномочиями сената являются его участие в принятии Соединенными Штатами Америки международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата. Сенат может одобрить или отвергнуть договор полностью или обусловить его принятие поправками, оговорками и т. д.

Исполнительной власти удается обходить конституционное требование о том, что заключение международных договоров возможно только с одобрения сената. Для этого используется форма международной договоренности, именуемая исполнительным соглашением. Исполнительное соглашение заключается президентом или другими органами исполнительной власти с представителями иностранных правительств и не подлежит одобрению сенатом.

Прерогативой сената является контроль за назначениями должностных лиц правительства. Сенат утверждает назначения руководителей правительственных ведомств, дипломатических представителей, членов Верховного суда, федеральных судей, а также передвижения и продвижения высших чинов вооруженных сил и заграничной службы.

Конституция предоставляет конгрессу право отстранять от должности при осуждении в порядке импичмента гражданских должностных лиц, включая президента и вице-президента, если они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях и проступках.

Конгресс вправе принимать законы о предоставлении американского гражданства, о банкротстве, а также в сфере патентного и авторского права, учреждать федеральные суды и почтовые службы. Ему предоставлено право эмиссии денег и установления наказаний за их подделку, а также ряд других полномочий.

Важную роль в деятельности конгресса играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета. В палате представителей 22 постоянных и 5 специальных комитетов.

Главной задачей постоянного комитета является подготовка текстов законодательных актов по своим проблемам. Около 90% законопроектов и резолюций, подготовленных комитетами, одобряются обеими палатами, иногда с поправками. В компетенцию комитетов входит поддержание контактов с органами федерального правительства и осуществление надзора, проведение расследований деятельности этих органов, а также частных лиц и организаций, проведение слушаний по любым вопросам, затрагивающим сферу интересов комитета.

Председатели комитетов являются весьма влиятельными фигурами в конгрессе. Председатель руководит всей работой комитета - назначает заседания, определяет, какие законопроекты и когда будут рассматриваться, назначает проведение слушаний и формирует подкомитеты.

Существуют также объединенные комитеты сената и палаты представителей. Их главная задача состоит в координации позиций обеих палат; подготовкой законопроектов они не занимаются.

В конгрессе США представлены только две крупнейшие партии страны - демократическая и республиканская. В каждой из палат образуются партийные фракции обеих партий:

Фракция большинства, т. е. фракция партии, имеющей большее количество мест в данной палате, и фракция меньшинства. Лидер большинства в сенате является самой важной фигурой, влияющей на ход работы этой палаты. Он, в сущности, формулирует законодательную программу своей партии, определяет порядок работы сената, осуществляет связь с комитетами, принимает участие в распределении мест в комитетах между сенаторами.

Роль лидеров меньшинства как в сенате, так и в палате представителей сводится в основном к формулированию политики оппозиции и организации поддержки в ее пользу.

Руководство партийных фракций обеих палат служит связующим звеном между исполнительной властью и конгрессом. Президент часто консультируется с лидерами своей партии в конгрессе и время от времени с лидерами обеих партий совместно. Сотрудничество с руководством партийных фракций ему необходимо, когда он стремится получить от конгресса поддержку своим инициативам.

Каждая из палат имеет своих должностных лиц. Спикер палаты представителей является одним из самых влиятельных деятелей конгресса. Спикер председательствует в палате, определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам. Ему же принадлежит право предоставлять или не предоставлять слово члену палаты.

Председателем сената является вице-президент. Не будучи членом сената, он получает право голоса только в том случае, если при голосовании мнения сенаторов разделились поровну. Функции и объем полномочий председателя сената значительно уступают по важности функциям и объему полномочий спикера палаты представителей.

Во время каждого созыва конгресса вносится большое количество законопроектов - около 20 тысяч, принимается конгрессом лишь несколько сотен. Законы в американском конгрессе называют именами тех конгрессменов, которые предложили их в обеих палатах: например, закон Тафта-Хартли и т. п.

    1. Правительство

Конституция США не применяет понятия «правительство». Как совещательный орган при президенте функционирует кабинет министров, созданный помимо конституции.

В состав кабинета входят главы 12 федеральных министерств, именуемые в США секретарями (глава министерства иностранных дел называется государственным секретарем), и генеральный атторней (глава министерства юстиции), однако президент может включать в кабинет и других должностных лиц. В заседаниях кабинета принимает участие вице-президент, на них могут приглашаться имеющие отношение к обсуждаемому вопросу представители исполнительного аппарата. Протоколы заседаний не ведутся. Регулярность и повестка дня заседаний кабинета зависят от президента. Им же назначается секретарь кабинета для подготовки и организации заседаний.

Как коллегиальный орган кабинет большой роли не играет, что не исключает существенного политического влияния отдельных министров. В практике последних президентов США использовалась форма дробления кабинета на целевые межведомственные советы, что давало возможность обсуждать тот или иной круг вопросов без привлечения всех членов кабинета. Значительную роль в деятельности этих советов, в частности, играет Управление по разработке политики при Белом доме.

Громоздкий и разветвленный бюрократический аппарат исполнительной власти, помимо уже упоминавшегося исполнительного управления президента, включает систему министерств (федеральных департаментов) и других административных ведомств. Руководители министерств подчинены непосредственно президенту, назначаются им при согласии сената, но могут быть отстранены от должности президентом единолично. Административные ведомства учреждаются по инициативе конгресса, который определяет также круг их задач и полномочий. Поэтому в США такие административные ведомства называют независимыми агентствами. Руководители этих ведомств не могут быть уволены президентом по его усмотрению, но такое право может быть возложено на него конгрессом. Главы министерств и ведомств не могут быть членами конгресса. Однако конгресс вправе осуществлять контроль за деятельностью этих государственных учреждений, в частности, заслушивать их руководителей на заседаниях комитетов.

    1. Судебная власть

Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система.

Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам, учреждаемым конгрессом. В силу 10-й поправки к конституции каждый штат имеет право создавать собственные судебные органы. Федеральным судам, действующим на всей территории страны, подсудны дела, отнесенные к их компетенции конституцией США и федеральным законодательством. Судам каждого штата подсудны дела, отнесенные к их компетенции конституцией и законодательством соответствующего штата. Суды штатов организационно не связаны с федеральными: ни Верховный суд США, ни другие федеральные судебные органы никакого административного контроля над ними не осуществляют.

Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. Состав, структура и порядок работы Верховного суда не были определены конституцией США. Численность Верховного суда - девять человек (включая председателя). Численный состав других федеральных судов устанавливается конгрессом в зависимости от объема работы конкретного суда, характера компетенции, населенности подведомственной территории и т. п. Члены федеральных судов назначаются президентом «по совету и с согласия» сената и остаются в должности, как говорится в конституции, пока они «ведут себя безупречно», т. е. практически пожизненно. Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента.

Информация о работе Система государственного управления зарубежных стран