Система государственного управления зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:41, реферат

Описание работы

Великобритания — конституционная монархия. В отличие от большинства стран мира, в Великобритании нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различных парламентских актов — статутов, судебных решений и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согласием на изменение конституционного обычая.
Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности.

Файлы: 1 файл

0861742_EB985_sistema_gosudarstvennogo_upravleniya_zarubezhnyh_stran.docx

— 145.63 Кб (Скачать файл)

Высшая судебная инстанция по гражданским делам - Сессионный суд, заседающий в Эдинбурге. В его состав входят: лорд-генеральный судья Шотландии, лорд-судья-клерк и сессионные лорды. Сессионный суд имеет внешнюю и внутреннюю палаты. Судьи внешней палаты рассматривают дела по первой инстанции либо единолично, либо с участием 12 присяжных. В суде внутренней палаты, состоящей из наиболее опытных и квалифицированных судей, в коллегиях из четырех членов рассматриваются жалобы на решения суда внешней палаты. Постановления Сессионного суда, в отличие от постановлений Высокого суда юстициариев, могут быть обжалованы в британскую Палату лордов.

Важное звено судебной системы Шотландии - шерифские суды, относящиеся уже к системе низших судов. Шерифы - профессиональные судьи, они делятся на две категории - главных шерифов и просто шерифов, иногда называемых шерифами-заместителями. В сфере уголовной юстиции и главный шериф, и шериф вправе рассматривать с участием 15 присяжных дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, либо же единолично - дела о преступлениях, преследуемых в порядке суммарной юрисдикции.

Низшей инстанцией по уголовным делам в Шотландии являются окружные суды, в которых либо единолично платные магистраты, либо два или более мировых судей рассматривают дела о малозначительных правонарушениях. Платные магистраты и мировые судьи вправе разбирать также некоторые категории гражданских споров, чаще всего семейного характера.

Судьи шотландских судов назначаются на свои должности или британским монархом по рекомендации государственного секретаря по делам Шотландии, или, если речь идет о мировых судьях, самим государственным секретарем.

Судебная система Северной Ирландии во многом копирует английскую. Верховный суд Северной Ирландии включает в себя Высокий суд (с отделениями королевской скамьи, канцлерским и семейным), Апелляционный суд и Суд короны. Все они наделены функциями, аналогичными функциям соответствующих английских судебных инстанций. Гражданские дела, кроме наиболее важных, рассматривают суды графств, малозначительные уголовные дела и некоторые мелкие гражданские споры - магистратские суды. Организация деятельности и процедура разбирательства дел в судах графств и магистратских судах несколько отличаются от принятых в английских судах.

    1. Местное самоуправление

В состав Великобритании входят 4 историко-географические области (исторические провинции) — Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер) — часть Ирландии — 6 северо-восточных графств (по Договору 1921 включена в состав Великобритании на правах автономии). В административном отношении Великобритания делится на графства, округа и города. В состав Великобритании входят самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова, а также 15 зависимых территорий. В ведении органов местной власти находятся жилищное строительство, образование, социальное обеспечение, полиция и пожарная служба. Они финансируются за счёт средств, полученных от взимания муниципальных налогов, местных налогов и дотаций центрального правительства.

В Великобритании исторически сложилось несколько уровней местных органов власти: от советов графства до советов приходов и сельских островных советов (например, в Шотландии). В течение 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые. Но с конца 70-х годов, с приходом к власти М.Тэтчер, закрепилась общая тенденция к постоянному сокращению числа советов и сферы их компетенции.

В зависимости от степени урбанизации населения различают так называемые «метрополитенские» районы (т.е. районы городских агломераций) и «неметрополитенские», или сельские районы со значительно меньшей численностью проживающего в них городского населения. Естественно, что функциональная структура советов везде разная и определяется самими советами исходя из сложившейся ситуации.

По законам о местном управлении 1972 и 1985 гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному.

Все административные территории (за исключением приходов и общин, в которых проживает менее 150 жителей) управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и. городских округов избираются на 4 года и обновляются первые три года ежегодно на одну треть. Советы приходов и общин избираются на 3 года без ежегодного обновления.

Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги (за исключением магистральных и мостов), социальные службы, образование и библиотеки, музеи, трудоустройство молодежи, продовольствие и медикаменты, места отдыха и уборку мусора. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения, жилищное строительство, местные дороги и стоянки автотранспорта, зрелищные мероприятия и реклама, борьба с шумом и здравоохранение, сбыт отходов и кладбища, социальное обеспечение. К ведению приходов и общин относятся: распределение земельных участков, промыслы, туризм, пешеходные дорожки, автобусные стоянки, места отдыха.

Несколько отличается от этой схемы управление Лондоном. Большой Лондон разделен (за исключением центра - Сити) на 32 района. Они управляются советами, сформированными по такому же принципу, как и окружные советы. К ведению советов относятся: развитие территории, налоги, жилищное строительство, транспорт, образование, здравоохранение, пожарная безопасность, библиотеки, парки. Лондонский Сити управляется тремя палатами, в состав которых входят лорд-мэр, советники, шерифы и другие высокопоставленные должностные лица. Корпорация Сити имеет больше полномочий, чем городские округа Англии.

Центральные министерства и ведомства осуществляют значительный контроль над советами. Прежде всего местные органы власти зависят от центра в финансовом отношении, поскольку поступлений от местных налогов и других доходов не хватает на покрытие расходов. Законы, принятые в конце 80-х - начале 90-х гг., значительно усилили роль центра, и некоторые министры вправе даже принимать на себя исполнение обязанностей тех советов, которые, по их мнению, не справляются со своей работой.

Функции местного самоуправления регулируются и обеспечиваются законодательством, определяемыми правительством стандартами, правительственными полномочиями по прекращению платежей, правительственным финансовым контролем и ревизиями, постановлениями судов, выступлениями средств массовой информации, системой доступа общественности к информации, выборами местных органов власти.

Вместе с тем в последнее время местным советам вменено в обязанность решать проблемы, связанные с переработкой отходов, бездомностью, социальной защитой.

В последние годы в Великобритании четко просматривается тенденция к уменьшению числа независимых членов советов. Кандидатам в члены совета становится все труднее быть известными всем избирателям, поэтому оказался возможным переход от преобладания независимых членов совета к преобладанию представителей партий. Таким образом, партийные группировки в рамках местных советов стали важным фактором в принятии решений. Типичными являются советы, в которых ни одна партия не имеет решающего перевеса голосов.

  1. Соединённые Штаты Америки

    1. Конституция

Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май - сентябрь 1787 г.). В работе Конвента приняли участие 55 делегатов от 12 (из 13 вошедших в состав США) штатов.

Американская конституция является старейшей из действующих сегодня в мире конституций. Она отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, не обременена излишней детализацией.

Конституция США - первая конституция в истории, закрепившая демократический режим. Она отменила дворянские привилегии, зафиксировала представительное правление, равновесие и разделение властей, учредила эффективные законодательную, исполнительную и судебную власти.

В текст конституции, утвержденный 17 сентября 1787 г. (конституция вступила в силу 4 марта 1789 г.), не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс принял Билль о правах (первые 10 поправок к конституции), вступивший в силу в декабре 1791 г.

В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.

Принцип разделения властей, реализуемый через систему «сдержек и противовесов», предполагает организационную независимость трех «ветвей» государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной - и разграничение между ними соответствующих функций. На федеральном уровне ветви власти представлены конгрессом, президентом и Верховным судом. Принцип разделения властей предполагает также и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной ветви власти за счет другой. Взаимодействие и взаимовлияние трех ветвей власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов.

Федерализм - конституционный принцип, предполагающий относительно жесткое разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав «суверенных»! штатов передана федеральному правительству. Считаясь суверенными государственными образованиями, штаты на самом деле не обладают всеми атрибутами суверенитета: они лишены внешнеполитических полномочий; ограничена их власть в финансовой сфере; ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, закрепленную конституцией США; штаты не имеют права на сецессию - выход из федерации по собственному волеизъявлению.

Судебный конституционный надзор - третий принцип политической системы США - заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти.

Поправки к конституции США принимаются с соблюдением очень сложных условий: вначале проект каждой поправки должен быть одобрен 2/3 голосов в каждой палате конгресса или (если этого потребуют законодательные органы 2/3 штатов) специальным конвентом, созванным конгрессом, а затем проект еще должен быть утвержден законодательными органами 3/4 штатов или (если это будет предложено конгрессом) конвентами 3/4 штатов. До настоящего времени первоначальный текст конституции США был дополнен всего 27 поправками (21-й поправкой отменялась 18-я).

Первый цикл поправок - Билль о правах - содержит перечень демократических свобод, которыми пользуются граждане США. Первая поправка запрещает конгрессу издавать законы, ограничивающие свободу религиозных убеждений, слова и печати и право народа «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Вторая и третья поправки санкционируют создание милиции (ополчения), дают народу право носить оружие и запрещают в мирное время помещать солдат на постой без согласия домовладельца. Четвертая поправка запрещает нарушение прав народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов и устанавливает порядок оформления ордеров на обыск или арест. Пятая, шестая, седьмая и восьмая поправки регулируют основные нормы судопроизводства исходя из принципов права каждого на законное судебное разбирательство, на суд присяжных, вызов свидетелей, помощь адвоката и пр. Запрещается наказывать человека дважды за одно и то же правонарушение и принуждать свидетельствовать против самого себя. Запрещаются жестокие наказания и чрезмерные штрафы. В девятой поправке говорится о том, что перечисление в конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом, а в десятой подтверждается, что права, не предоставленные конституцией федерации и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются «за штатами или народом».

В Билле о правах четко фиксируется положение о неприкосновенности частной собственности. В конце пятой поправки записано: «Никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения».

Принятие Билля о правах имело большое прогрессивное значение. Это была важная победа демократических сил. Первые 10 поправок закрепляли широкие по тому времени демократические свободы и права американских граждан.

    1. Глава государства

Президент занимает центральное место в системе высших государственных органов США. Он глава государства и единоличный носитель исполнительной власти, глава вооруженных сил и высший руководитель федерального административного аппарата.

Обеспечению независимости исполнительной власти, носителем которой является президент, служит особый порядок его избрания. Пост главы государства в США замещается путем всеобщих выборов, участие в этом процессе конгресса может быть связано только с особыми, из ряда вон выходящими обстоятельствами. Вместе с президентом избирается вице-президент.

Баллотироваться на выборах могут только зарегистрированные кандидаты. Надо быть гражданином США по рождению. Надо быть не моложе 35 лет. Наконец, необходимо проживание на территории США не менее 14 лет. Порядок регистрации кандидатов устанавливается законодательством штатов.

Президент и вице-президент избираются не прямыми, а косвенными выборами. Сначала избирают выборщиков, а затем уже коллегия выборщиков решает судьбу кандидатов. Каждый штат посылает в коллегию выборщиков столько членов, сколько он избирает членов палаты представителей и сената. К ним добавляются также три выборщика от федерального округа Колумбия.

Официальному выдвижению кандидатов предшествуют так называемые первичные выборы - праймериз. В ходе праймериз на основе симпатий и антипатий избирателей  решаются вопросы о возможном кандидате партии на президентских выборах и выдвижении кандидатур в коллегию выборщиков. Затем на съезде партии официально выдвигается кандидат, одержавший победу в ходе первичных выборов. Наконец, в завершение длительной и упорной избирательной борьбы и шумной и дорогостоящей избирательной кампании, проводится избрание выборщиков. Применяется мажоритарная система относительного большинства. Выборщики, в соответствии с обычаем, голосуют за кандидата той партии, по списку которой они избраны. Победителем считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов (50% плюс 1). Как только становится известным, кто одержал победу при избрании выборщиков, уже практически можно приносить поздравления вновь избранному президенту.

Информация о работе Система государственного управления зарубежных стран