Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа
Турция, из-за своего географического расположения между Европой и Азией, а также реальной возможности осуществлять контроль над стратегически важными черноморскими проливами и одновременно представлять огромную территорию, населенную десятками этнических групп, была в ретроспективе ареной противостояния ведущих европейских государств. Сегодня уникальность стратегического местоположения государства между Ближним и Средним Востоком, Южной Европой и Западной Азией определяет многогранность внешней политики Турции, приоритетами которой являются отношения с США и Европейским Союзом, с молодыми тюркоязычными странами Содружества Независимых Государств.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Процесс становления нового подхода внешней политики Турции по отношению к СССР…………………………………………………5
Глава 2. Дальнейшее развитие турецко-советских отношений и экономического сотрудничества между СССР и Турцией…………………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………...29
Список источников……………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………32
Турецкая официальная
пропаганда прилагала немало усилий,
чтобы представить
Турецкими реакционными кругами использовался любой повод для антисоветской кампании. В частности, антисоветскими заявлениями была встречена советская нота от 3 февраля 1961 г. о строительстве в Турции стартовых площадок для американских ракет. Примерно через год аналогичными выпадами сопровождалось провокационное заявление главнокомандующего английскими военно-морскими силами на Средиземном море адмирала Холланда-Мартина и связанное с этим заявлением интервью главнокомандующего военно-морским флотом СССР адмирала Горшкова. Как «угроза Турции» трактовалась и статья министра обороны Маршала Советского Союза Малиновского, опубликованная в «Правде» в феврале 1962 г., в связи с днём Советской Армии.
Турецкая пропаганда постоянно
прилагала усилия для обработки
читателей в антисоветском
Вместе с тем экономические интересы Турции заставляли её идти на контакты с социалистическим соседом. В ноябре 1960 г. Советский Союз посетила делегация деловых кругов Турции. В её состав входили известные коммерсанты и промышленники. Делегация побывала на советских предприятиях, встретилась с представителями советских внешнеторговых объединений.
23 мая 1961 г. состоялся пуск завода оконного стекла в Чаирова, построенного с помощью Советского Союза. Первая партия оконного стекла была выпущена 5 июля 1961 г. Уже в 1962 г. завод отправил первую партию стекла на экспорт.
В апреле 1961 г. в Анкаре велись переговоры о пересмотре советско-турецкой железнодорожной конвенции 1922 г. и о прямом железнодорожном сообщении между СССР и Турцией. Подписанное 27 апреля соглашение регламентировало перевозки грузов и пассажиров через границу на участке Карс-Ленинакан. В июне 1962 г. было заключено соглашение об установлении телефонной связи между СССР и Турцией (через Болгарию и Румынию). Важным свидетельством расширения советско-турецких экономических связей были переговоры о строительстве водохранилища на р. Ахурян и о совместном его использовании. В ноябре 1965 г. было подписано соглашение о проведении проектных работ.
Несмотря на тяжёлые условия, в которых продолжала находиться турецкая прогрессивная печать и после государственного переворота, несмотря на то что журналисты, публиковавшие более или менее объективные статьи и отражавшие прогрессивные тенденции в турецком обществе, подвергались травле и даже преследовались в судебном порядке, в турецкой печати появлялись статьи, призывавшие к улучшению отношений с Советским Союзом. Влияние общественного мнения было немаловажным фактором, способствовавшим тому, что государственные деятели Турции выступали с заявлениями, признававшими необходимость и полезность добрососедских отношений между странами.
Вместе с тем влияние
на правящие круги Турции оказывала
и позиция части торгово-
Представители прогрессивных кругов утверждали, что развитие экономических связей с Советским Союзом принесёт большие выгоды для турецкой экономики, приводили при этом в пример экономическую помощь СССР другим странам (в частности, Индии, ОАР, Ираку) – помощь, которая предоставляется на выгодных для этих стран условиях и не сопровождается никаким политическим нажимом, никакими условиями относительно внутреннего устройства получающих её стран.
По вопросу об экономической помощи СССР развивающимся странам выступила в начале марта 1961 г. в Учредительном собрании депутат Джошкур Кырджа, который заявил, что эта помощь более выгодна и в отношении сроков, и в отношении процентов по сравнению с американской.
Однако турецкие и западные
политики продолжали сеять сомнения
относительно искренности стремления
СССР улучшить отношения с Турцией.
Повторялся тезис о непостоянстве
политики СССР в отношении Турции,
искались причины послевоенного
ухудшения отношений между
Факторы, говорившие о необходимости улучшения отношений Турции с Советским Союзом, способствовали достижению договорённости о посещении Советского Союза турецкой парламентской делегацией летом 1963 г. Это было первое крупное мероприятие, относящееся к процессу восстановления добрососедства и сотрудничества между двумя странами, первая за четверть века поездка турецких парламентариев в СССР. Но сильны ещё были позиции противников расширения отношений между двумя государствами, что нашло отражение в прессе. Ряд газет с целью принизить значение визита, сообщая об отъезде делегации в Москву, писали, что это «только визит вежливости», что «переговоры вестись не будут»15.
Исмет Инёню на пресс-конференции
в Обществе анкарских журналистов
сказал 20 марта 1963 г., что «визит парламентской
делегации в Советскую Россию
нужно рассматривать в рамках
добрососедских отношений между
двумя странами». Этот весьма осторожный
ответ был дан на вопрос: «Свидетельствует
ли поездка турецкой делегации в
СССР о начале более тесных дружественных
связей между Турцией и Советским
Союзом?» Парламентская
Поездка турецких парламентариев в Советский Союз была воспринята в Турции в общем благоприятно. Этот шаг турецкого правительства не подвергся резкой критике оппозиции, так как больше чем о визите вежливости речь не шла. Более того, правящие круги попытались использовать и эту поездку как средство давления на своих союзников, привлекая их внимание к вопросу о возможности советской экономической помощи.
Турецкая пресса утверждала, например, что со стороны СССР Турции была якобы предложена «широкая, ничем не обусловленная помощь… не только экономическая, но и военная»17. Журнал НРП «Акис», пространно повествуя о состоявшемся в начале 1963 г. визите советского посла в Анкаре Н. С. Рыжова к премьер-министру Исмету Инёню, безапелляционно утверждал, что в беседах в Москве якобы был затронут вопрос и о возможности предоставления Турции помощи. По свидетельству этого журнала, «Инёню был в высшей степени деликатен по отношению к послу, но изъял из беседы возможность начать разговор о помощи»18. Создаётся впечатление, что правящие круги Турции намеренно провоцировали слухи о готовности Советского Союза оказать необходимую помощь и о нежелании Турции ставить об этом вопрос, так как она якобы надеется на помощь союзников по НАТО, и в первую очередь США.
В целом потепление в советско-турецких отношениях протекало очень медленно и нередко сопровождалось попятными движениями.
Следующим важным этапом на
пути развития контактов между
В Турции всё более множились
голоса в пользу пересмотра и проведения
страной независимой внешней
политики, в пользу изменения отношений
с Советским Союзом, усиливалась
критика односторонней
Непосредственный повод для приезда Эркина в Москву – недовольство правящих кругов Турции позицией её союзников по НАТО в кипрском вопросе22. Конкретные задачи визита Эркина турецкой стороной были регламентированы главным образом кипрским вопросом. В связи с обострением кипрского кризиса турецкая дипломатия приложила немалые усилия, чтобы обеспечить «понимание законности» турецких интересов в кипрском вопросе, особенно в связи с вынесением его в ООН. С этой целью начиная с конца 1964 г. в различные страны, особенно африканские и ближневосточные, были посланы турецкие парламентские «миссии доброй воли». Однако, естественно, основное внимание уделялось позиции великих держав. Эти обстоятельства способствовали развитию контактов между Турцией и СССР. Что касается СССР, то правящие круги Турции придавали первостепенное значение его отрицательному отношению к объединению Кипра с Грецией.
Отрицательное отношение к эносису СССР и Турции строилось на принципиально разных основах: советская позиция вытекала из принципиального требования обеспечить Кипру полную, ничем не ограниченную независимость, а турецкая основывалась на принципе сохранения цюрихско-лондонских соглашений23, то есть на сохранении зависимости Кипра от держав, навязавших ему эти соглашения, на сохранение серьёзных ограничений суверенитета республики и их права вмешательства в её внутренние дела. Турецкая сторона надеялась, что в Москве можно будет добиться поддержки стремления Турции установить на Кипре федеральный режим с полной автономией турецкой общины24.
Нарастание недовольства политикой США, которые не поддержали военные акции Турции на Кипре осенью 1964 г., и в частности планом Ачесона25, привело к появлению некоторых нюансов в политике Турции26. Отражая это недовольство и выдвигая требование изменить отношения с СССР, турецкая пресса писала, что Турция «очень опоздала» с пониманием изменений в международной обстановке, в которой нельзя решать важные вопросы с позиции, «связанной лишь с враждебностью к США или лишь с враждебностью к России»27.
Естественно, трудно было предположить, что Эркин мог думать об установлении широких и тесных отношений с СССР. Министром иностранных дел он был до 1965 г. Как будет показано ниже, за это время существенных сдвигов в отношениях между двумя странами не произошло. А позже, в 1968 г., Эркин писал в связи со своим визитом в СССР: «Было обещано, что во время московских встреч не будет никаких дискуссий по вопросу о членстве Турции в Атлантической коалиции»28.
Тем не менее, визит Эркина
в Советский Союз, протекавший
с 30 октября по 6 ноября 1964 г., нашёл
широкие отклики в мире. Он был
отмечен как необыденное
Этот визит действительно знаменовал собой определённый перелом в отношениях между странами, так как в совместном советско-турецком коммюнике впервые был упомянут принцип мирного сосуществования, ранее, особенно при режиме Мендереса, подвергавшийся в Турции резким нападкам. Визит был началом в процессе развития отношений между двумя странами.
Западная печать отмечала, что установление взаимопонимания с СССР было в интересах Турции в первую очередь из-за советской позиции по Кипру, основанной на принципе его независимости. Поэтому Инёню и послал Эркина в Москву29.
В совместном коммюнике о
пребывании Эркина в СССР говорилось,
что во время переговоров были
затронуты вопросы
Информация о работе Советсткое направление внешней политики Турции в 1960-1975 гг