Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа
Турция, из-за своего географического расположения между Европой и Азией, а также реальной возможности осуществлять контроль над стратегически важными черноморскими проливами и одновременно представлять огромную территорию, населенную десятками этнических групп, была в ретроспективе ареной противостояния ведущих европейских государств. Сегодня уникальность стратегического местоположения государства между Ближним и Средним Востоком, Южной Европой и Западной Азией определяет многогранность внешней политики Турции, приоритетами которой являются отношения с США и Европейским Союзом, с молодыми тюркоязычными странами Содружества Независимых Государств.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Процесс становления нового подхода внешней политики Турции по отношению к СССР…………………………………………………5
Глава 2. Дальнейшее развитие турецко-советских отношений и экономического сотрудничества между СССР и Турцией…………………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………...29
Список источников……………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………32
Что касается экономического сотрудничества, то пример помощи СССР многим странам свидетельствовал о её преимуществе по сравнению с помощью западных держав. Да и Турция имела опыт в этом отношении и в довоенное время, и в послевоенное время. И не случайно в связи с визитом А. Н. Косыгина в печати был поднят вопрос о том, что политика развития отношений с СССР является надпартийной национальной политикой и формируется в соответствии с интересами страны45. Именно в это время тезис о полезности контактов с СССР стал практически всеобщим.
Новым шагом в осуществлении контактов на самом высоком уровне явился приезд в СССР премьер-министра Турции Сулеймана Демиреля.
Сулейман Демирель находился
в Советском Союзе с
В советско-турецком коммюнике о визите С. Демиреля говорилось об отсутствии в отношениях между двумя странами вопросов, которые вели бы к столкновению их коренных интересов, о благоприятных возможностях для развития отношений между ними46. Отмечалось, что в результате укрепления двусторонних отношений в 1967 г. были подписаны протокол о редемаркации советско-турецкой границы, соглашение о строительстве в Турции промышленных предприятий с советской помощью, об установлении прямого воздушного сообщения, а также по ветеринарии.
Коммюнике свидетельствовало
о близости взглядов СССР и Турции
по некоторым международным
С. Демирель оценил советско-турецкие
переговоры как важный этап на пути
улучшения отношений между
Визит С. Демиреля свидетельствовал о том, что, несмотря на сопротивление влиятельных кругов, отношения между двумя странами развиваются по пути добрососедства.
С 8 по 12 апреля 1968 г. в Советском Союзе находился с официальным визитом министр иностранных дел Турции Исхан Чаглаянгиль. В беседах обсуждались, как сообщала печать, и двусторонние отношения, и международные вопросы. Турецкая пресса указывала на обсуждение долгосрочного соглашения, соглашения о транзите турецких товаров, направляемых в Скандинавские страны, консульского соглашения и культурного соглашения, подписанного в 1964 г.48
Визит Чаглаянгиля, как и ранее, выявили, что основной заботой турецкой дипломатии был кипрский вопрос. В опубликованном 13 июня совместном коммюнике, как и в коммюнике, опубликованном после визита Демиреля, были подтверждены и позиция Анкары по Кипру, и советская позиция относительно войны во Вьетнаме и арабо-израильского конфликта49.
Примерно в то же время состоялся официальный визит делегации Верховного Совета СССР во главе с Председателем Совета Союза И. В. Спиридоновым.
Регулярные встречи
С 12 по 21 ноября 1969 г. в Советском Союзе находился Джевдет Сунай – первый президент Турции, посетивший наше страну. В СССР этому визиту предавалось большое значение. Советская сторона подчёркивала, что стремление к развитию добрососедских отношений между странами является курсом КПСС. Дж. Сунай вёл переговоры с Н. В. Подгорным, был принят Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым и имел беседу с А. Н. Косыгиным. Турецкая печать отмечала. Что беседа с Л. И. Брежневым была необычно длительной для подобных встреч. Во встречах с турецкими гостями принимали участие некоторые члены Политбюро ЦК КПСС.
В совместном коммюнике о визите в СССР президента Турции отмечалось улучшение отношений добрососедства. С целью продолжения усилий в этом направлении стороны договорились изучить возможность заключения между ними долгосрочного торгового соглашения, приступить к переговорам с целью подписания соглашения об автоперевозках и консульской конвенции50.
Что касается турецко-советских
отношений, то турецкая сторона выдвигала
на первый план главным образом экономические
вопросы. Особое значение, естественно,
придавалось кипрской проблеме. Строгое
регламентирование отношений
Заключение.
Для Турции важно было, естественно, отношение к нему великой державы – Советского Союза, тем более что многочисленный «третий мир» по-прежнему был на стороне Кипра.
Поэтому на добрососедство с СССР, так или иначе, приходилось обращать внимание, хотя новые веяния с трудом пробивали себе дорогу и не означали изменения основ внешней политики Турции. Демирель вынужден был продолжать курс, начатый правительством Исмета Инёню. Ведь если бы Демирель, потерпел поражение в кипрском вопросе, ему пришлось бы уйти. Турецкая армия, активно вмешивающаяся в политику, совершенно определённо не потерпела бы такого премьера, так как она требовала решительных действий на Кипре. Поражением Демиреля немедленно воспользовалась бы оппозиция.
Конечно, развитие отношений
с Советским Союзом, со странами
лагеря социализма свидетельствовали
о несколько более
Не означали ломки основ внешней политики и такие – сравнительно новые для того времени – явления, как расширившаяся критика в адрес США, Англии и других союзников (в основном за их позиции по кипрскому вопросу, а также из-за экономических отношений и др.), требования пересмотра многих соглашений с США, связанных с американскими базами на её территории.
Не позволяло на коренные принципы внешней политики Турции и то обстоятельство, что восточные члены СЕНТО (Иран, Турция, Пакистан)51 создали в 1964 г. организацию Региональное сотрудничество ради развития, демонстративно выдвигая её на первый план и противопоставляя СЕНТО.
Бесспорно, что Турция экономически связана с западными странами, зависит от них и не скоро сможет покончить с этой зависимостью. Но дело не только в этом. Правящие круги страны считали, что она должна развивать свою экономику с помощью западных стран. Стоявшая у власти Партия справедливости делала ставку на преимущественное развитие частного сектора с широким привлечением иностранного капитала.
И хотя реакционные круги Турции всё ещё стремились использовать тезис об отсутствии «атмосферы доверия», уверенности в том, что политика СССР искренна и последовательна, старания правых сил Турции помешать развитию отношений с СССР разбивались о понимание в стране соответствия этого развития с её национальными интересами.
Список источников.
Список литературы.
1 Документы внешней политики СССР. – М., 1957-2000. – Т. 1-24.
2 Гасратян М. А. Турция в 1960-1963 годах, М., 1965.
3 См., например: Гасратян М., Моисеев П. Турция ждёт перемен, М., 1963.
4 Поцхверия Б. М. Турецко-американские разногласия по вопросу о развитии турецкой экономики, - «Краткие сообщения Института народов Азии», 1963, № 56.
5 См., например: Поцхверия Б. М. Антиамериканские настроения в Турции, - Против фальсификации истории колониализма, М., 1962; Поцхверия Б. М. Внешняя политика Турции после II мировой войны. М., 1976; Поцхверия Б. М. Политика Турции в арабских странах, - Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке после II мировой войны (40-50-е годы). М., 1974; Поцхверия Б. М. Экономика Турции и помощь США, - «Современный Восток», 1957, № 5; Поцхверия Б. М. Турция и кипрский вопрос, - Политика Англии на Ближнем и Среднем Востоке, М., 1966.
6 Erkin F. C. Türk-sovyet ilişkileri ve boğazlar meselesi, Ankara, 1968.
7 Öztürk A. K. Türkiye. Cumhuriyeti hükümetleri ve programları, İstanbul, 1968. S. 470-472.
8 «Forum», 1961 № 168, 21.
9 Дипломатический словарь, Т. III, с. 312-313. М., 1986.
10 «Правда», 18.III.1961.
11 «Aussenpolitic», Stuttgart, 1960, № 2, 804.
12 «Neue Zürcher Zeitung», 28.XII.1961.
13 «Ulus», 20.XII.1961.
14 «Milliyet», III.1961.
15 «Cumhurıyet», 29.V.1963.
16 «Известия», 28.V.1963.
17 «Akşam», 24.VI.1963.
18 «Akis», 6.VII.1963.
19 «The Times», 22.III.1962.
20 «Cumhuriyet», 13.X.1964.
21 «Le Monde», 22.X.1964.
22 Дипломатический словарь, М., 1986. Т. II, с. 35-36.
23 Дипломатический словарь, М., 1986. Т. III, с. 559; М., 1986.Т. II, с. 35-36.
24 Vali F. Bridge Across the Bosporus, Baltimore and London, 1971. С. 177.
25 Дипломатический словарь, М. 1984. Т. I, с. 105.
26 «Le Monde», 22.X.1964.
27 «Cumhurıyet», 6.XI.1964.
28 Erkin F. C. Türk-sovyet ilişkileri ve boğazlar meselesi, Ankara, 1968. С. 381.
29 «The Times», 2.XI.1964.
30 «Правда», 7.XI.1964.
31 «Правда», 7.XI.1964.
32 «Hürriyet», 12.XI.1964.
33 «Cumhuriyet», 13.XI.1964.
34 «The Times», 6.I.1965.
35 «The Times», 14.I.1965.
36 «Le Monde», 12.I.1965.
37 «Cumhuriyet», 14.II.1965.
38 «Tercüman», 27.XII.1966.
39 «Правда», 27.XII.1966.
40 «Ulus», «Zafer», 20.XII.1966.
41 «The New York Times», 25.XII.1966.
42 «Zafer», 20.XII.1966.
43 Дипломатический словарь, М., 1986. Т. III, с. 309.
44 «Правда», 28.XII.1966.
45 «Ulus», 20.X.1966.
46 «Известия», 29.IX.1967.
47 «Milliyet», 14.X.1967.
48 «Milliyet», 24.XI.1969.
49 «Известия», 13.VII.1968.
50 «Правда», 22.XI.1969.
51 Членом СЕНТО юридически являлась также Англия. США ограничивались участием в деятельности основных комиссий блока, не соглашаясь на формальное присоединение к нему.
Информация о работе Советсткое направление внешней политики Турции в 1960-1975 гг