Советсткое направление внешней политики Турции в 1960-1975 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Турция, из-за своего географического расположения между Европой и Азией, а также реальной возможности осуществлять контроль над стратегически важными черноморскими проливами и одновременно представлять огромную территорию, населенную десятками этнических групп, была в ретроспективе ареной противостояния ведущих европейских государств. Сегодня уникальность стратегического местоположения государства между Ближним и Средним Востоком, Южной Европой и Западной Азией определяет многогранность внешней политики Турции, приоритетами которой являются отношения с США и Европейским Союзом, с молодыми тюркоязычными странами Содружества Независимых Государств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Процесс становления нового подхода внешней политики Турции по отношению к СССР…………………………………………………5
Глава 2. Дальнейшее развитие турецко-советских отношений и экономического сотрудничества между СССР и Турцией…………………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………...29
Список источников……………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая 3.docx

— 70.26 Кб (Скачать файл)

Во время поездки Эркина было подписано культурное соглашение.

К моменту подписания советско-турецкого  коммюнике о пребывании в СССР Ф. Эркина турецкое общественное мнение имело возможность убедиться  в иллюзорности надежд на помощь западных «друзей» Турции в таком решении  кипрского вопроса, которое удовлетворяло  бы интересы и греческой, и турецкой общин на острове. В то же время Советский Союз предложил справедливый путь решения этого вопроса. В коммюнике по этому поводу говорилось: «Обе стороны высказались за мирное решение этого вопроса на основе уважения суверенитета и территориальной целостности Республики Кипр, на основе соблюдения законных прав обеих национальных общин, обеспечивающих их мирную жизнь, и признания факта существования двух национальных общин на острове»31.

Советско-турецкие переговоры, без сомнения, имевшие большое  положительное значение, могли стать  шагом на пути развития добрососедских отношений между двумя странами. Но они не вызвали в правящих кругах Турции единых откликов. Влиятельная  оппозиция не поддерживала мероприятия  правительства. Да и в самом правительстве  не было единства.

Сильное влияние оппозиции  по вопросу о советско-турецких отношениях сказалось и в меджлисе, где  Эркин выступил с сообщением о  поездке в Советский Союз на совместном закрытом заседании комиссии по иностранным  делам национальной палаты и сената республики 11 ноября 1964 г. Министр иностранных  дел подчеркнул в своём сообщении, что турецкая делегация была категорически  против установления обмена студентами и не приняла советского предложения о заключении торгового соглашения сроком на четыре-пять лет. По поводу культурного соглашения Эркин сказал, что в соответствии с ним в Турцию будут поступать книги по науке, технике и искусству. «Эти книги, - добавил он, - не смогут создать атмосферу пропаганды». Особое внимание Эркин обратил на заявление турецкой стороны на переговорах в Москве, что «в политике Турции не может быть никаких изменений»32.

В этих оговорках и желании  подчеркнуть согласие только на весьма ограниченное развитие отношений между  двумя странами и отражалось сильное  влияние реакционных кругов. Это  влияние сказывалось на турецкой пропаганде, и на заявлениях лидеров  правительства. Эркин, выступая 12 ноября 1964 г. в турецком сенате с речью  о внешней политике Турции, также  следовал этому курсу.

Правда, Эркин говорил, что  визит «прошёл в высшей степени  в дружеской обстановке». Он отметил, что, как было подчёркнуто в Москве, пребывание Турции в НАТО не является препятствием к расширению турецко-советских  отношений. Однако искреннее желание  СССР улучшить отношения между двумя  странами затушёвывалось. В сенате Эркин сказал, что его поездка  «полностью соответствует общим  принципам» внешней политики, целью  которой является «создать вокруг Турции дружеское кольцо»33.

4 января 1965 г. в Турцию  по приглашению ВНСТ с ответным  визитом прибыла делегация Верховного  Совета СССР во главе с Н.  В. Подгорным, что явилось новым  шагом в деле развития отношений  между двумя странами. Выступая на совместном заседании обеих палат турецкого меджлиса, Н. В. Подгорный заявил: «Ныне сложились все необходимые предпосылки для осуществления переворота в отношениях между Советским Союзом и Турецкой Республикой. Настало время вернуться к хорошим традициям, заложенным В. И. Лениным и К. Ататюрком»34.

Для оценки и этого визита, как и предшествовавших шагов, была характерна двойственность. Советским  парламентариям было оказано большое  внимание , что проявилось и в предоставлении Н. В. Подгорному возможности выступить на заседании Великого национального собрания Турции, что для традиции этой страны весьма редкое явление.

Советская делегация имела  встречи с президентом Гюрселем, премьер-министром Инёню, представителями  обеих палат парламента и с  другими государственными и общественными  деятелями страны.

Самым важным из обсуждавшихся  вопросов для турецкой стороны и  на этот раз был кипрский вопрос. Советская делегация подтвердила  свою точку зрения, заключающуюся  в том, что в интересах всех киприотов необходимо мирное решение  вопроса на основе уважения суверенитета и территориальной целостности Республики Кипр, соблюдения законных прав обеих национальных общин35.

Развитие советско-турецких контактов сопровождался некоторыми положительными, хотя в большей степени  и символическими, шагами турецкой дипломатии. За три недели до приезда  в Анкару советской делегации  Турция довела до сведения США, а затем  Совет НАТО и, наконец, многих союзников  по этому блоку, что она не будет  участвовать в многосторонних ядерных  силах НАТО36. Аналогичное заявление было сделано и во время пребывания советских парламентариев в Турции. Эта дипломатическая акция была расценена иностранной прессой как уступка Турции Советскому Союзу. До этого турецкая делегация участвовала в деятельности рабочей группы НАТО по подготовке эксперимента по созданию многосторонних ядерных сил. Турция выделила команду в составе 24 матросов для экспериментального корабля «Рикетт». Но своё участие в этих мероприятиях она сопровождала заявлениями о том, что не может нести связанные с экспериментом расходы. Заявив же об отказе от участия в многосторонних ядерных силах, Турция вместе с тем не раз подчёркивала, что это никоим образом не повлияет на её обязательства и позиции в НАТО.

Дальнейшие события в  НАТО показали, что это был лишь манёвр, так как Турция не отказалась от участия в деятельности рабочей  группы Комитета ядерного стратегического  планирования НАТО. Что же касается многосторонних сил, то Турция заявила  об отказе от участия в них, когда  эта идея была уже, в сущности, похоронена. Однако этим шагом она нанесла  моральный ущерб США. На Западе этот шаг был расценен как проявление недовольства США и демонстративная  уступка Советскому Союзу.

Поездка советской парламентской  делегации, несмотря на всеобщее одобрение  СССР по Кипру, вызвала в Турции разноречивые отклики. Оппозиционеры критиковали  политику в отношении Кипра, требуя решительных действий, и выход из многосторонних ядерных сил, и контакты с советскими государственными деятелями. Кемаль Сатыр заявлял, что развитие отношений с СССР объясняется тем, что необходимо было в срочном порядке вступить в контакты по вопросу о Кипре.

13 февраля 1965 г., непосредственно  перед голосованием по бюджету,  которое привело к отставке  правительства Народно-республиканской  партии, Исмету Инёню пришлось  отвечать на резкие нападки  депутатов Партии справедливости  по вопросам внутренней и внешней  политики. Ему пришлось отстаивать  необходимость развития дружественных  отношений с Советским Союзом  и вместе с тем доказывать  свою преданность союзу с США.

Отвечая на критику, Инёню  сказал: «Мы выражаем искреннее желание  развивать отношения с соседними  странами, в частности с великим  северным соседом – Советским  Союзом, совмещая это с нашими международными обязательствами…», Инёню назвал «неуместным и несправедливым» стремление опорочить визит Подгорного. Но с такой же страстью Инёню доказывал необоснованность выдвигавшихся оппозицией обвинений в том, что Народно-республиканская партия «удаляется от Америки». Подобные утверждения «несовместимы с достоинством какой-либо нашей политической партии», - сказал Инёню37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Дальнейшее развитие турецко-советских отношений и экономического сотрудничества между СССР и Турцией.

В связи с предстоящими во второй половине декабря 1966 г. визитом  А. Н. Косыгина в Турции делались предположения, что в ходе этого визита будет  достигнута окончательная договорённость по вопросу о строительстве промышленных предприятий при содействии СССР. В некоторых сообщениях о предстоящем  визите указывалось, что Советское  правительство сделает Турции новые предложения о строительстве промышленных предприятий. Акцент в этих сообщениях делался на утверждении, что инициатива исходит якобы от Советского Союза.

По-видимому, это не было случайностью. Внутриполитическая атмосфера  в стране была весьма напряжённой. Антикоммунизм  и антисоветизм выплёскивались на страницы правых газет и журналов, проявлялись  в выступлениях политических деятелей.

Визит А. Н. Косыгина, состоявшийся 20-27 декабря 1966 г., не мог не вызвать  особого интереса, так как глава  Советского правительства впервые  посещал Турцию. Пребывание А. Н. Косыгина широко освещалось в турецкой печати. Её комментарии чётко отражали цели турецкого правительства и настроения в правящих кругах в связи с  развитием отношений между двумя  странами. Во время визита А. Н. Косыгина в Турции не прекращались ставшие  обычной для этой страны антикоммунистическая кампания.

В целях нейтрализации  влияния сообщений о содействии СССР в строительстве для Турции промышленных предприятий, о чём  давно велись переговоры, газеты поместили  обширную информацию об оказании Турции помощи США и другими её союзниками по НАТО и подчёркивали значение этой помощи для безопасности страны.

С антисоветским провокационным заявлением выступил в смешанной  бюджетной комиссии ВНСТ, обсуждавшей  проект бюджета министерства национальной обороны, бывший министр обороны  деятель Партии справедливости Куртбек. В качестве главного мотива его инсинуаций выдвигалось утверждение, что «Россия не отказалась от своих притязаний в отношении Турции». Играя на особой чувствительности турок к «национальной проблеме», Куртбек утверждал, что «русские… стараются превратить Кипр в средиземноморскую Кубу, снабжают его оружием»38.

А. Н. Косыгин заявил 26 декабря  в беседе с деловыми людьми Турции: «Развитие экономического сотрудничества может быть плодотворным тогда, когда развивается и политическое сотрудничество между государствами, укрепляется взаимное доверие. Ведь нельзя полагать, что экономическое сотрудничество можно развивать в условиях, когда между государствами накаливается обстановка, усиливается международная напряжённость»39.

Что касается содержания переговоров, то пресса особо выделяла кипрский вопрос, экономические и торговые отношения. Среди других проблем  назывались европейская безопасность, положение в Германии, проблема нераспространения  ядерного оружия и вьетнамский вопрос. Сообщалось также, что будет изложена позиция Турции по проблемам Среднего Востока40. Акцентирование турецкой стороной кипрского вопроса и экономических отношений отмечалось и в мировой печати41.

И на этот раз в Турции не обошлось без стремления некоторых  кругов умалить значение переговоров, вызывать недоверие, неприязнь к  СССР. В соответствии с этим по важнейшим  вопросам международного характера  политика осуществлялась в рамках концепции  западного блока.

Между тем во многих статьях  и, естественно, в официальных выступлениях акцент был совершенно другим, в  них отмечалась важность развития отношений  между двумя странами, особенно намечавшегося  экономического сотрудничества, раздавались  призывы продолжать такой курс, делались ссылки на пример отношений в первые годы Турецкой Республики, установленных при В. И. Ленине и Кемале Ататюрке. В этих выступлениях говорилось, что такие отношения с СССР помогут Турции в развитии экономики страны и в конфронтации с Грецией по кипрскому вопросу. Визит А. Н. Косыгина оценивался при этом как важный шаг в деле улучшения отношений между двумя странами. Даже газета «Зафер» писала, что советские руководители с целью снижения напряжённости в мире выдвинули формулу «мирного сосуществования наций», что приезд Косыгина, как и предыдущие обмены визитами, откроет путь для расширения политических и экономических связей двух стран и поэтому будет служить «делу мира во всём мире»42.

В опубликованном 28 декабря  советско-турецком коммюнике43 отмечалось «стремление правительств СССР и Турции продолжать, руководствуясь традициями, заложенными во времена В. И. Ленина и Ататюрка, свои усилия в направлении развития дружественных, добрососедских отношений и укрепления взаимного доверия»44.

Большое значение визита А. Н. Косыгина заключается в том, что  в результате его были завершены  переговоры по вопросу об оказании Турции содействия Советским Союзом в строительстве важных для развития турецкой экономики крупных промышленных объектов. В итоге переговоров была достигнута окончательная договорённость, которая позволила 25 марта 1967 г. подписать соглашение об оказании советской стороной экономического и технического содействия в сооружении для Турции металлургического завода в Искендеруне, алюминиевого завода в Сейдишехире, нефтеперерабатывающего завода в Измире, завода по производству серной кислоты в Бандырме, завода древесноволокнистых плит в Артвине, линии электропередачи Сейтомер-Сейдишехир. Эти предприятия явились важными объектами второго пятилетнего плана развития экономики Турции на 1968-1972 гг. Турецкие плановые организации, печать отмечали, что указанные предприятия будут способствовать значительному повышению производства в соответствующих областях народного хозяйства и значительной экономии иностранной валюты. А последнее обстоятельство особенно важно для Турции, постоянно находящейся в больших валютных затруднениях.

Объективная международная  обстановка и внутреннее положение  Турции создали для неё необходимость  сохранять курс на улучшение отношений  между двумя странами. В частности, визит Косыгина сулил Турции немалые  перспективы в решении важных для неё задач. Несмотря на разногласия по ряду вопросов (по вьетнамскому, по германскому, по культурным и торговым отношениям с СССР), турецкое правительство получило поддержку Советского правительства по проблемам Кипра и развития турецкой экономики. Хотя турецкое правительство и имело отличную от советской позицию относительно пути решения внутриполитических споров на Кипре, категорическое противодействие СССР эносису устраивало Турцию значительно больше, нежели двойная игра её западных союзников.

Информация о работе Советсткое направление внешней политики Турции в 1960-1975 гг