Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа
Турция, из-за своего географического расположения между Европой и Азией, а также реальной возможности осуществлять контроль над стратегически важными черноморскими проливами и одновременно представлять огромную территорию, населенную десятками этнических групп, была в ретроспективе ареной противостояния ведущих европейских государств. Сегодня уникальность стратегического местоположения государства между Ближним и Средним Востоком, Южной Европой и Западной Азией определяет многогранность внешней политики Турции, приоритетами которой являются отношения с США и Европейским Союзом, с молодыми тюркоязычными странами Содружества Независимых Государств.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Процесс становления нового подхода внешней политики Турции по отношению к СССР…………………………………………………5
Глава 2. Дальнейшее развитие турецко-советских отношений и экономического сотрудничества между СССР и Турцией…………………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………...29
Список источников……………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………32
Во время поездки Эркина было подписано культурное соглашение.
К моменту подписания советско-турецкого коммюнике о пребывании в СССР Ф. Эркина турецкое общественное мнение имело возможность убедиться в иллюзорности надежд на помощь западных «друзей» Турции в таком решении кипрского вопроса, которое удовлетворяло бы интересы и греческой, и турецкой общин на острове. В то же время Советский Союз предложил справедливый путь решения этого вопроса. В коммюнике по этому поводу говорилось: «Обе стороны высказались за мирное решение этого вопроса на основе уважения суверенитета и территориальной целостности Республики Кипр, на основе соблюдения законных прав обеих национальных общин, обеспечивающих их мирную жизнь, и признания факта существования двух национальных общин на острове»31.
Советско-турецкие переговоры,
без сомнения, имевшие большое
положительное значение, могли стать
шагом на пути развития добрососедских
отношений между двумя
Сильное влияние оппозиции по вопросу о советско-турецких отношениях сказалось и в меджлисе, где Эркин выступил с сообщением о поездке в Советский Союз на совместном закрытом заседании комиссии по иностранным делам национальной палаты и сената республики 11 ноября 1964 г. Министр иностранных дел подчеркнул в своём сообщении, что турецкая делегация была категорически против установления обмена студентами и не приняла советского предложения о заключении торгового соглашения сроком на четыре-пять лет. По поводу культурного соглашения Эркин сказал, что в соответствии с ним в Турцию будут поступать книги по науке, технике и искусству. «Эти книги, - добавил он, - не смогут создать атмосферу пропаганды». Особое внимание Эркин обратил на заявление турецкой стороны на переговорах в Москве, что «в политике Турции не может быть никаких изменений»32.
В этих оговорках и желании подчеркнуть согласие только на весьма ограниченное развитие отношений между двумя странами и отражалось сильное влияние реакционных кругов. Это влияние сказывалось на турецкой пропаганде, и на заявлениях лидеров правительства. Эркин, выступая 12 ноября 1964 г. в турецком сенате с речью о внешней политике Турции, также следовал этому курсу.
Правда, Эркин говорил, что визит «прошёл в высшей степени в дружеской обстановке». Он отметил, что, как было подчёркнуто в Москве, пребывание Турции в НАТО не является препятствием к расширению турецко-советских отношений. Однако искреннее желание СССР улучшить отношения между двумя странами затушёвывалось. В сенате Эркин сказал, что его поездка «полностью соответствует общим принципам» внешней политики, целью которой является «создать вокруг Турции дружеское кольцо»33.
4 января 1965 г. в Турцию
по приглашению ВНСТ с
Для оценки и этого визита, как и предшествовавших шагов, была характерна двойственность. Советским парламентариям было оказано большое внимание , что проявилось и в предоставлении Н. В. Подгорному возможности выступить на заседании Великого национального собрания Турции, что для традиции этой страны весьма редкое явление.
Советская делегация имела
встречи с президентом
Самым важным из обсуждавшихся
вопросов для турецкой стороны и
на этот раз был кипрский вопрос.
Советская делегация
Развитие советско-турецких
контактов сопровождался
Дальнейшие события в НАТО показали, что это был лишь манёвр, так как Турция не отказалась от участия в деятельности рабочей группы Комитета ядерного стратегического планирования НАТО. Что же касается многосторонних сил, то Турция заявила об отказе от участия в них, когда эта идея была уже, в сущности, похоронена. Однако этим шагом она нанесла моральный ущерб США. На Западе этот шаг был расценен как проявление недовольства США и демонстративная уступка Советскому Союзу.
Поездка советской парламентской делегации, несмотря на всеобщее одобрение СССР по Кипру, вызвала в Турции разноречивые отклики. Оппозиционеры критиковали политику в отношении Кипра, требуя решительных действий, и выход из многосторонних ядерных сил, и контакты с советскими государственными деятелями. Кемаль Сатыр заявлял, что развитие отношений с СССР объясняется тем, что необходимо было в срочном порядке вступить в контакты по вопросу о Кипре.
13 февраля 1965 г., непосредственно
перед голосованием по бюджету,
Отвечая на критику, Инёню
сказал: «Мы выражаем искреннее желание
развивать отношения с
Глава 2. Дальнейшее развитие турецко-советских отношений и экономического сотрудничества между СССР и Турцией.
В связи с предстоящими
во второй половине декабря 1966 г. визитом
А. Н. Косыгина в Турции делались предположения,
что в ходе этого визита будет
достигнута окончательная договорённость
по вопросу о строительстве
По-видимому, это не было случайностью. Внутриполитическая атмосфера в стране была весьма напряжённой. Антикоммунизм и антисоветизм выплёскивались на страницы правых газет и журналов, проявлялись в выступлениях политических деятелей.
Визит А. Н. Косыгина, состоявшийся
20-27 декабря 1966 г., не мог не вызвать
особого интереса, так как глава
Советского правительства впервые
посещал Турцию. Пребывание А. Н. Косыгина
широко освещалось в турецкой печати.
Её комментарии чётко отражали цели
турецкого правительства и
В целях нейтрализации влияния сообщений о содействии СССР в строительстве для Турции промышленных предприятий, о чём давно велись переговоры, газеты поместили обширную информацию об оказании Турции помощи США и другими её союзниками по НАТО и подчёркивали значение этой помощи для безопасности страны.
С антисоветским провокационным заявлением выступил в смешанной бюджетной комиссии ВНСТ, обсуждавшей проект бюджета министерства национальной обороны, бывший министр обороны деятель Партии справедливости Куртбек. В качестве главного мотива его инсинуаций выдвигалось утверждение, что «Россия не отказалась от своих притязаний в отношении Турции». Играя на особой чувствительности турок к «национальной проблеме», Куртбек утверждал, что «русские… стараются превратить Кипр в средиземноморскую Кубу, снабжают его оружием»38.
А. Н. Косыгин заявил 26 декабря в беседе с деловыми людьми Турции: «Развитие экономического сотрудничества может быть плодотворным тогда, когда развивается и политическое сотрудничество между государствами, укрепляется взаимное доверие. Ведь нельзя полагать, что экономическое сотрудничество можно развивать в условиях, когда между государствами накаливается обстановка, усиливается международная напряжённость»39.
Что касается содержания переговоров, то пресса особо выделяла кипрский вопрос, экономические и торговые отношения. Среди других проблем назывались европейская безопасность, положение в Германии, проблема нераспространения ядерного оружия и вьетнамский вопрос. Сообщалось также, что будет изложена позиция Турции по проблемам Среднего Востока40. Акцентирование турецкой стороной кипрского вопроса и экономических отношений отмечалось и в мировой печати41.
И на этот раз в Турции не обошлось без стремления некоторых кругов умалить значение переговоров, вызывать недоверие, неприязнь к СССР. В соответствии с этим по важнейшим вопросам международного характера политика осуществлялась в рамках концепции западного блока.
Между тем во многих статьях и, естественно, в официальных выступлениях акцент был совершенно другим, в них отмечалась важность развития отношений между двумя странами, особенно намечавшегося экономического сотрудничества, раздавались призывы продолжать такой курс, делались ссылки на пример отношений в первые годы Турецкой Республики, установленных при В. И. Ленине и Кемале Ататюрке. В этих выступлениях говорилось, что такие отношения с СССР помогут Турции в развитии экономики страны и в конфронтации с Грецией по кипрскому вопросу. Визит А. Н. Косыгина оценивался при этом как важный шаг в деле улучшения отношений между двумя странами. Даже газета «Зафер» писала, что советские руководители с целью снижения напряжённости в мире выдвинули формулу «мирного сосуществования наций», что приезд Косыгина, как и предыдущие обмены визитами, откроет путь для расширения политических и экономических связей двух стран и поэтому будет служить «делу мира во всём мире»42.
В опубликованном 28 декабря советско-турецком коммюнике43 отмечалось «стремление правительств СССР и Турции продолжать, руководствуясь традициями, заложенными во времена В. И. Ленина и Ататюрка, свои усилия в направлении развития дружественных, добрососедских отношений и укрепления взаимного доверия»44.
Большое значение визита А. Н. Косыгина заключается в том, что в результате его были завершены переговоры по вопросу об оказании Турции содействия Советским Союзом в строительстве важных для развития турецкой экономики крупных промышленных объектов. В итоге переговоров была достигнута окончательная договорённость, которая позволила 25 марта 1967 г. подписать соглашение об оказании советской стороной экономического и технического содействия в сооружении для Турции металлургического завода в Искендеруне, алюминиевого завода в Сейдишехире, нефтеперерабатывающего завода в Измире, завода по производству серной кислоты в Бандырме, завода древесноволокнистых плит в Артвине, линии электропередачи Сейтомер-Сейдишехир. Эти предприятия явились важными объектами второго пятилетнего плана развития экономики Турции на 1968-1972 гг. Турецкие плановые организации, печать отмечали, что указанные предприятия будут способствовать значительному повышению производства в соответствующих областях народного хозяйства и значительной экономии иностранной валюты. А последнее обстоятельство особенно важно для Турции, постоянно находящейся в больших валютных затруднениях.
Объективная международная обстановка и внутреннее положение Турции создали для неё необходимость сохранять курс на улучшение отношений между двумя странами. В частности, визит Косыгина сулил Турции немалые перспективы в решении важных для неё задач. Несмотря на разногласия по ряду вопросов (по вьетнамскому, по германскому, по культурным и торговым отношениям с СССР), турецкое правительство получило поддержку Советского правительства по проблемам Кипра и развития турецкой экономики. Хотя турецкое правительство и имело отличную от советской позицию относительно пути решения внутриполитических споров на Кипре, категорическое противодействие СССР эносису устраивало Турцию значительно больше, нежели двойная игра её западных союзников.
Информация о работе Советсткое направление внешней политики Турции в 1960-1975 гг