Современное состояние грузинско-абхазских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении проблем примирения и роли третьих стран в грузино-абхазском конфликте.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать понятие политического, регионального и межэтнического конфликта;
- выявить истоки, причины, движущие силы, лежащие в основе грузино-абхазского конфликта;
- исследовать социально-экономическую ситуацию в республике; выявить основные тенденции в экономике поствоенной Абхазии и их влияние на политическую и культурную ситуацию в республике;

Содержание работы

Введение
Глава 1 Грузинско-абхазский конфликт: История развития
1.1 Понятие политического конфликта
1.2 Грузино-абхазские отношения в исторической перспективе: Идеологический и политический аспекты
1.3 Предпосылки развития конфликта
1.4 Анализ военных действий
Глава 2 Участие и роль третьих стран в развитии Грузино-абхазского конфликта
2.1 Позиция Запада на Кавказе
2.2 Российское участие в конфликте. Значение Абхазии для России
Глава 3 Современное состояние грузинско-абхазских отношений
3.1 Народная дипломатия
3.2 Проблема возвращения беженцев
3.3 Анализ современных очагов конфликта
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Грузино-абхазский конфликт (1).doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

- возможное влияние  процесса возвращения беженцев  на установившуюся после войны в целом стабильную этнополитическую ситуацию в республике;

- отношение беженцев  к новой, поствоенной реальности - восстановлению Абхазской государственности  де-факто, хотя и не признанной  де-юре. 

Предотвращение конфронтации во многом зависит от того, насколько выявлены, осознаваемы большинством и в идеале устранимы ее причины, а также от способности извлечь уроки из уже произошедших вооруженных конфликтов не только проигравшей, но и победившей стороной. Поэтому целью настоящего социологического обследования явилось изучение общественного мнения на трех уровнях:

- среди населения г.  Сухуми;

- среди государственно-должностных  лиц, занимающихся проблемой возвращения  грузинских беженцев (экспертные  оценки);

- среди беженцев, уже  возвратившихся в Гальский район.

Обследование проводилось  путем анкетного опроса, в котором  приняло участие более 600 чел. с  использованием метода квотной выборки.

Как видно из табл.1, подавляющее  большинство населения г. Сухуми основными причинами войны считает  политику руководства Грузии (63% опрошенных) и только 21% - развал СССР. Такой расклад дают практически все национальные и социально-профессиональные группы опрошенных. Исключение составили грузины г. Сухуми, отдавшие приоритет развалу СССР (55% опрошенных грузин) и политике руководства Грузии (36%), причем ни один из них не выбрал вариант ответа «политика Абхазии».

 

Таблица 1

Мнение респондентов о причинах грузино-абхазской войны (в % от числа опрошенных)

Население г. Сухуми

Все

Абхазы 

Русские

Армяне 

Грузины

Беженцы (г.Гал)

Эксперты 

2,1

1,7

2,3

4,0

0,0

0,0

0,0

6,8

6,9

6,5

6,7

4,5

18,6

8,3

4,4

6,4

2,8

2,7

0,0

14,0

8,3

62,7

73,4

57,5

56,0

36,4

2,3

33,3

20,8

8,2

26,6

29,3

54,5

37,2

41,7

0,5

0,4

0,9

0,0

0,0

18,6

0,0

0,9

0,9

0,9

0,0

4,5

9,3

0,0

1,6

2,1

1,4

1,3

0,0

0,0

8,3

0,3

0,0

0,9

0,0

0,0

   

 

Варианты ответов:

  1. - Экономические
  2. - Националистическая пропаганда
  3. - Национальная неприязнь
  4. - Политика руководства Грузии
  5. - Развал СССР
  6. - Политика Абхазии
  7. - Затрудняюсь ответить
  8. - Другой ответ
  9. - Не ответило

Среди других ответов  чаше всего назывались в качестве причин войны политика Грузии и России, а также весь комплекс предложенных для ответа причин. Вернувшиеся в  Гальский район беженцы основной причиной считают развал СССР (37%), а также политику Абхазии (19%), националистическую пропаганду (19%), и национальную неприязнь (14%).

В отличие от местного населения, ассоциирующего войну в  первую очередь с агрессией Грузии и практически не затрудняющегося с ответом на этот счет (1,9% не ответивших), ответы беженцев дают больший спектр причин, среди которых не столь явственно выделяется в качестве главной, по существу, внешняя причина. И это при гораздо более высоком показателе затрудняющихся с ответом (9,3%).

Большинство же экспертов  оценивают абхазо-грузинскую войну  как закономерное следствие развала  империй: большой - СССР и малой - Грузии, причем, ряд экспертов считает  войну также результатом столкновения геополитических интересов России и Запада за сферы влияния в Закавказье.

Что касается проблемы возвращения  беженцев в Абхазию, то основным препятствием, по мнению экспертов, является отсутствие политической урегулированности конфликта, т.е. непризнание государственного статуса Абхазии, что фактически сохраняет причины конфликта в прежнем виде. Вследствие этого важнейшими частными причинами, осложняющими возвращение беженцев, являются отсутствие гарантий личной безопасности и закрытие абхазо-российской границы. Последнее делает совершенно невозможным возвращение беженцев, находящихся в СНГ, а также усиливает социально-экономическую напряженность внутри республики, взрыв которой, по всей видимости, будет направлен в первую очередь в сторону грузинских беженцев, ассоциирующихся в массовом сознании с войной и последовавшей за ней экономической блокадой.

Опрос беженцев и населения  г. Сухуми показал, что, по их мнению, важнейшими факторами, препятствующими возвращению  беженцев, являются отсутствие гарантий личной безопасности (беж. - 47%, насел. - 25%), а также психологические причины, что вызвано, по-видимому, непосредственным участием в боевых действиях и совершением военных преступлений родными и близкими возвращающихся беженцев (беж. - 21%, насел. - 22%) (табл. 2). Среди других ответов населения наиболее часто говорилось о невозможности массового возвращения беженцев на данном этапе, поскольку в условиях все еще фактически сохраняющейся конфронтации, в силу политической неурегулированности конфликта, грузинские беженцы могут представлять собой «пятую» колонну в республике.

 

Таблица 2

Мнение респондентов о факторах, препятствующих возвращению беженцев (в % от числа опрошенных)

Население г. Сухуми

Все

Абхазы 

Русские

Армяне 

Грузины

Беженцы(г.Гал)

Эксперты 

13,4

13,3

15,0

12,0

4,5

9,3

16,7

12,9

9,4

16,4

14,7

18,2

4,7

8,3

25,1

28,3

18,7

29,3

22,7

46,5

25,0

9,6

6,9

9,3

13,3

18,2

9,3

0,0

22,3

28,3

19,2

16,0

13,6

20,9

0,0

6,1

4,7

7,0

12,0

0,0

2,3

16,7

5,4

3,9

7,0

2,7

22,7

7,0

0,0

4,2

4,3

6,1

0,0

0,0

0,0

33,3

0,9

0,9

1,4

0,0

0,0

   

 

Варианты ответов:

  1. - Пропаганда национальной розни
  2. - Отсутствие материальной базы для приема беженцев
  3. - Отсутствие гарантий личной безопасности
  4. - Неуступчивость политиков
  5. - Психологические причины
  6. - Закрытие абхазо-российской границы
  7. - Затрудняюсь ответить
  8. - Другой ответ
  9. - Не ответило

В целом опасность  возобновления конфликта очень  остро ощущается всеми национально-социальными  группами опрошенных: только 4% опрошенных не считает возможным повторение межнационального конфликта и 1% респондентов затрудняется с ответом. Для подавляющего же большинства (90% опрошенных абхазов, 87% русских, 89% армян и 54% сухумских грузин) массовое возвращение беженцев на данном этапе приведет к повторению конфликта. Столь же пессимистичны и прогнозы экспертов на этот счет. Подобное опасение, по-видимому, в скрытой или явной форме присутствует и среди беженцев (12% - повторится, 12% - затруднились с ответом), хотя в большинстве своем они уверены в обратном (76% опрошенных).

Несмотря на сложную  внешнеполитическую ситуацию, во многом обусловленную сохранением прежних  агрессивных тенденций во влиятельных  политических кругах Грузии (что и  вызывает, вероятно, ощущение угрозы возобновления  конфликта в массовом сознании), в Абхазии продолжается процесс строительства и укрепления национального государства. Массовое сознание, как правило, не особенно вникающее в международно-правовые аспекты признания или непризнания суверенитета, является достаточно точным барометром, отражающим политику государства в отношении не только коренного, но и других этносов. В ряде стран бывшего СССР были приняты законодательные акты, дискриминирующие права русско-язычного населения и вызывающие соответствующую реакцию и со стороны последнего, и со стороны России как государства, защищающего интересы своих соотечественников за рубежом. Известно заявление А.Козырева о том, что Российская Федерация будет защищать права своих соотечественников в Ближнем зарубежье, в том числе и силой оружия.

Как показал опрос, 96% опрошенных (99% абхазов, 93% русских, 97% армян, 86% сухумских грузин) считают себя гражданами Республики Абхазия. Только 19% опрошенных русских ощущают себя еще и гражданами России, хотя в мае 1995 г. был принят Указ Президента о поддержке этнических россиян за рубежом. Поскольку последствия экономической блокады особенно остро ощущаются русскоязычным населением, лишенным связи с деревней, и вызывают его вынужденную миграцию за пределы Абхазии, подобные государственные указы и заявления приобретают в глазах не только этнических россиян, но и всего населения декларативный характер. На этом фоне единственным гарантом защиты прав и физического выживания становится поддержка Абхазской государственности. В то же время экономическая блокада делает особенно уязвимым русскоязычное население, что в итоге может привести к трансформации в его сознании социальной ущемленности в национальную и чревато возникновением нового источника напряженности.

Очень важным в аспекте  конфликтогенного прогноза является отношение грузинских беженцев к государственности Абхазии. Вопрос о гражданстве ставит респондентов, особенно этнических мегрелов (с одной стороны, пострадавших во время мегрело-грузинского вооруженного конфликта летом 1993 г., а с другой, втянутых в войну с абхазами), перед необходимостью решения сложнейшей проблемы - проблемы выбора политической ориентации. 46% опрошенных беженцев считают себя гражданами Абхазии и Грузии (хотя скорее всего им не известно, что двойное гражданство может стать основанием для исключения из статуса беженцев согласно Конвенции 1951 г., разделы D, E, F, статьи 1: «лица, не рассматриваемые как нуждающиеся в защите, поскольку они имеют права и обязанности ГРАЖДАН в стране, предоставившей им убежище»). 7% опрошенных беженцев считают себя гражданами только Абхазии, 12% - затруднились ответить, 35% - только Грузии (имеются основания предполагать, что этот показатель гораздо выше среди беженцев, находящихся по ту сторону границы в совершенно иной психологической и политической атмосфере). Эти данные коррелируют и с ответами беженцев на вопрос (фактически дублирующий вопрос о гражданстве) о признании ими Конституции Абхазии, хотя здесь процент положительных ответов выше - 60%; однако высок и процент не признающих Конституцию Абхазии (23%) и затруднившихся с ответом (16%).

В условиях сохраняющейся  политической конфронтации Абхазии  и Грузии и угрозы возобновления  военных действий (тем более, что  в Гальском районе продолжают действовать  бандформирования, засылаемые из Грузии и осуществляющие террор мирного населения, в том числе вернувшихся беженцев - порядка 40 тыс чел., сотрудничающих с законными властями) лояльность граждан к своему государству приобретает особое значение. Среди причин выбора этническими мегрелами, составляющими большую часть грузинских беженцев, гражданства Абхазии можно предположить следующие:

1. Вынужденный выбор  в силу новой политической  реальности.

2. Многие мегрелы Гальского  района, изменившие свою национальную  принадлежность (сохранив при этом  абхазские фамилии) в результате политики грузинизации, осуществлявшейся в 30-е годы, уже не говорящие на абхазском языке, признают свое абхазское происхождение.

3. Историческая память, хранящая многие факты дискриминации  мегрелов со стороны грузин, в  частности, антимегрельская кампания 30-х годов, когда был официально запрещен мегрельский язык, а мегрелы объявлены грузинами; репрессии весной 1992 г.; вооруженный конфликт летом 1993 г.

4. Надежда на то, что  абхазское государство, в отличие  от Грузии, сможет гарантировать  сохранение мегрельского этноса (показательно в этом смысле, что в Гальском районе впервые за последние 63 года по просьбе местных жителей вышла газета на мегрельском языке).

Затруднившиеся с ответом  по вопросам гражданства и признания  Конституции (соответственно 12% и 16% опрошенных), по всей видимости, составляют ту часть беженцев, которая пока колеблется в осуществлении выбора. В то же время для населения, как и для экспертов, ответ на вопрос о признании беженцами Конституции Абхазии однозначно положителен (98% и 100% соответственно).

Что касается ответственности  за участие в военных действиях  на территории Абхазии, когда, по существу, сосед воевал против соседа, то в  массовом сознании местного населения  разницы между участием в военных  действиях и совершением военных преступлений нет: 88% опрошенных (86% сухумских грузин)высказались за привлечение к уголовной ответственности за участие в военных действиях против Абхазии. Столь же однозначны и оценки экспертов, причем подчеркивается необходимость тщательного изучения каждого конкретного случая.

Ответы беженцев свидетельствуют  о том, что это, пожалуй, самый  больной вопрос для них - 33% затруднилось ответить. Только 4% опрошенных считают  необходимым привлечение к ответственности, а 5% выступают за установление индивидуальной вины. Большинство же опрошенных (58%) не предполагает, что за участие в войне необходимо нести ответственность, считая, по-видимому, что прекращение конфликта и возвращение беженцев автоматически влечет за собой взаимное прощение и примирение. Характерно, что ни один из опрошенных сухумских грузин, не выехавших после войны, не отверг необходимости несения уголовной ответственности за военные действия в Абхазии и в большинстве своем они высказались «за» (86%).

Информация о работе Современное состояние грузинско-абхазских отношений