Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении проблем примирения и роли третьих стран в грузино-абхазском конфликте.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать понятие политического, регионального и межэтнического конфликта;
- выявить истоки, причины, движущие силы, лежащие в основе грузино-абхазского конфликта;
- исследовать социально-экономическую ситуацию в республике; выявить основные тенденции в экономике поствоенной Абхазии и их влияние на политическую и культурную ситуацию в республике;
Введение
Глава 1 Грузинско-абхазский конфликт: История развития
1.1 Понятие политического конфликта
1.2 Грузино-абхазские отношения в исторической перспективе: Идеологический и политический аспекты
1.3 Предпосылки развития конфликта
1.4 Анализ военных действий
Глава 2 Участие и роль третьих стран в развитии Грузино-абхазского конфликта
2.1 Позиция Запада на Кавказе
2.2 Российское участие в конфликте. Значение Абхазии для России
Глава 3 Современное состояние грузинско-абхазских отношений
3.1 Народная дипломатия
3.2 Проблема возвращения беженцев
3.3 Анализ современных очагов конфликта
Заключение
Использованная литература
В качестве гарантий прочного мира в Абхазии (табл.3) населением воспринимаются: признание государ-ственного статуса Абхазии (79%), присутствие миротворческих сил (54%) и раздельное проживание абхазов и грузин в течение определенного времени (15%), причем последнее называется третьей по значимости гарантией не только абхазами, но и опрошенными русскими и армянами, хорошо знающими местные национальные традиции, в частности, традиции кровной мести. О необходимости так называемого «охладительного периода» с учетом культурной специфики говорят и ученые-этнологи, и политологи (П.Гарб, Г.Колбая и др.). С точки зрения экспертов, определяющей гарантией прочного мира в республике является признание государственного статуса Абхазии (92%), раздельное проживание абхазов и грузин в течение «охладительного периода» (47%) и присутствие миротворческих сил (41%). По мнению беженцев, основной гарантией прочного мира является присутствие наблюдателей от международных организаций(61%) и в меньшей степени присутствие миротворческих сил (49%); за признание государственного статуса как гарантию прочного мира высказалось только 16% беженцев. Примечательно то, что абхазы (8%), русские (8%), армяне(12%) и сухумские грузины (9%) не возлагают особых надежд в этом плане на международные организации, что говорит о различии геополитических ориентаций между Грузией и Абхазией не только на уровне государственной политики, но и в национальном сознании ( хотя следует признать и возможность переоценки в этом плане в массовом сознании населения Абхазии, в первую очередь, - как следствие проводимой Россией политикой в отношении Абхазии).
Таблица 3
Мнение респондентов о гарантиях прочного мира в Абхазии (в % от числа опрошенных)
Население г. Сухуми | ||||||
Все |
Абхазы |
Русские |
Армяне |
Грузины |
Беженцы (г.Гал) |
Эксперты |
54,3 |
38,2 |
67,3 |
58,7 |
63,6 |
48,8 |
41,7 |
7,9 |
7,7 |
7,5 |
12,0 |
9,1 |
60,5 |
0,0 |
15,0 |
18,9 |
10,7 |
17,3 |
9,1 |
2,3 |
41,7 |
3,1 |
6,4 |
0,9 |
1,3 |
0,0 |
2,3 |
0,0 |
79,1 |
83,3 |
76,6 |
77,3 |
63,6 |
16,3 |
91,7 |
2,6 |
1,3 |
2,8 |
1,3 |
13,6 |
7,0 |
0,0 |
0,7 |
0,0 |
1,4 |
1,3 |
0,0 |
4,7 |
0,0 |
Варианты ответов:
Проведенное исследование
привело нас к следующим
1. Обследование массового сознания позволяет выявить установки, ценностные ориентации, «болевые» проблемы и противоречия, т.е. может быть индикатором назревающих (или уже назревших) конфликтов, ибо «в реальной обстановке мнения становятся силами, а соотношение мнений силовыми конфликтами между группами» (П.Бурдье). Результаты настоящего социологического опроса свидетельствуют о наличии некоего общественного консенсуса местного населения в отношении к проблеме возвращения беженцев. В то же время обнаруживаются серьезные противоречия в установках и представлениях опрошенного населения и вернувшихся беженцев по ряду важнейших проблем - отношение к государственному статусу Абхазии и гражданская лояльность (в условиях все еще существующего противостояния Абхазии и Грузии), перспективы абхазо-грузинских отношений, ответственность за участие в войне, уроки войны.
2. Менталитет вернувшихся беженцев - это по преимуществу менталитет ГРАЖДАН Грузии, не считающих необходимостью несение ответственности за войну в Абхазии и не придающих особого значения фактору, из-за которого война, по существу, и началась - признанию равносубъектного с Грузией государственного статуса Абхазии. По всей видимости, продолжающаяся в Грузии массированная пропаганда военного реванша в Абхазии, создание так называемых «абхазских» батальонов и диверсионных банд из числа беженцев дают свои плоды и не позволяют объективно оценить уроки войны, утихомирить страсти по обе стороны границы и признать существование новой поствоенной реальности - Абхазии как самостоятельного независимого государства.
3. Очевидно, что количественный подход к проблеме беженцев, с учетом состояния их менталитета, чреват возобновлением конфликта как с местным населением (не только абхазским), так и с государственными структурами (в частности, в ходе привлечения к ответственности «виновных» беженцев, не согласных с этим).
В своем докладе (май, 1995 г.) Генеральный Секретарь ООН Б.Б.Гали отмечает, что «нет сомнений в том, что несвоевременный вывод сил СНГ и МООННГ приведет к открытой конфронтации и возобновлению конфликта», фактически признавая, что конфликт сдерживается только присутствием миротворческих сил. Несмотря на это, продолжается давление на абхазскую сторону с целью осуществления массового возвращения беженцев в ближайшее время, что, при неустранении причин конфликта и наличии серьезных противоречий в массовом сознании беженцев и местного населения, вероятнее всего приведет к его возобновлению.
4. Дестабилизирующее влияние на ситуацию в Абхазии оказывают далеко не нейтральные позиции как России (экономическая блокада), так и ООН (в частности, количественный подход к проблеме беженцев, отсутствие адекватной реакции на поощряемую властями Грузии террористическую деятельность грузинских бандформирований в Гальском районе).
5. Возвращение беженцев даже в случае политической урегулированности конфликта необходимо осуществлять продуманно и поэтапно, с учетом позитивных сдвигов, которые должны произойти в массовом сознании как грузин, так и абхазов.
С 1996 до осени 2001 года в Абхазии не было крупномасштабных вооруженных столкновений. Однако спорадически стычки происходят постоянно. На милитаризованной грузино-абхазской границе, судя по всему, свободно чувствуют себя контрабандисты и наркоторговцы, в Кодорском ущелье — единственном районе Абхазии, над которым установлен частичный контроль Грузии, — процветает так называемый «ЛЭП-бизнес» — то есть вымогательство «за охрану» линии электропередач «Кавкасия» из России.
Ситуация вокруг Абхазии постепенно начала обостряться в 2001 году. В сентябре произошла утечка информации о возможном применении Грузией силового варианта разрешения абхазской проблемы. В Абхазии была объявлена частичная мобилизация, местное телевидение говорило о начале боевых действий. 25 сентября в район Кодорского ущелья, которое контролируется грузинской стороной, проникли более 400 чеченских боевиков (утверждалось, что они приехали на грузовиках грузинской армии в сопровождении грузинской полиции). Произошли столкновения, после чего в Кодори были введены регулярные войска Грузии. Это явилось нарушением Московского соглашения 1994 года. ООН выступал против их присутствия там, потому что это еще один фактор нестабильности в регионе, а Абхазия отказывается от любых переговоров по урегулированию, требуя безусловного вывода грузинских вооруженных формирований.
В настоящее время в Абхазии размещены российские миротворцы и наблюдатели ООН, но обе группы вынуждены ограничивать свою деятельность из-за опасения подорваться на минах или попасть под обстрел партизан. Всего в зоне конфликта находятся 107 военных наблюдателей из 23 стран, которые вместе с миротворцами СНГ пытаются обеспечивать безопасность. Ежедневно проводится патрулирование вдоль линии размежевания. По данным на июнь 2002 года, за восемь лет в зоне грузино-абхазского конфликта погибли 93 российских военнослужащих из состава Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ). Еще 248 российских миротворцев получили огнестрельные и осколочные ранения10.
Для западных политиков аргументы Грузии о необходимости защитить свой территориальный суверенитет звучат достаточно убедительно. США поддерживают все усилия, направленные на мирное решение конфликта в Грузии. Ключи урегулирования абхазско-грузинского конфликта находятся в России. Однако по большей части российский опыт связан с операциями противостоящими мятежу, нежели с операциями по поддержанию мира.
Общественность уже привыкла к сообщениям из зоны абхазо-грузинского конфликта о подрыве на минах рейсовых автобусов и техники Коллективных сил по поддержанию мира, гибели мирных граждан и российских миротворцев, минировании дорог грузинскими диверсантами из формирований типа «Белый легион» и «Лесные братья» в Гальском, Ткуарчалском и Очамчирском районах, обстрелах блокпостов и т.п. На фоне событий кровопролитной абхазо-грузинской войны 1992-1993 гг. такая обстановка иногда характеризуется ложным спокойствием. Между тем, судя по материалам российской, грузинской и абхазской печати, а также настроениям местного населения, напряженность в зоне конфликта Грузия-Абхазия растет.
Угроза целостности России со стороны Закавказья и Северного Кавказа весьма реальна, так как здесь высокая этническая плотность населения, проблемы исторического развития, большое количество неучтенного оружия и т.п. Этим умело пользуются геополитические соперники России.
Главная беда Абхазии состоит в том, что она не вписывается в мироустройство ХХI в. по сценарию США, что грузино-абхазский конфликт угрожает реализации планов США по организации Шелкового пути на Северном Кавказе и функционированию нефтепровода. Во-первых, Абхазия расположена рядом с этими путями; во-вторых, в этой республике очень сильны пророссийские настроения; в-третьих, прецедент выхода Абхазии из состава Грузии нарушает целостность этой республики. Абхазы, в свою очередь, наотрез отказываются оставаться. Стремление ослабить влияние России в Кавказском регионе усматривается в наращивании военного присутствия НАТО в Черноморской зоне. Так, если в 1990 г. здесь находилось пять кораблей государств НАТО, то в 1996 г. — уже 27. Весной 1998 г. проводились совместные учения ВМС Грузии и Турции в акватории Поти и Батуми.
Открытая печать в настоящее время рассматривает три возможных сценария развития военных действий в этом регионе. Во всех трех основные идеи одинаковы: добиться вывода российских миротворцев из зоны безопасности, заменить их на натовских, или из стран СНГ, дружественных Западу, а потом втянуть контингенты альянса. Захватить хотя бы часть Гальского района, посадить там «абхазское правительство в изгнании», которое запросит помощь у Запада. Нейтрализовать действия России и удержать эту часть абхазской территории до подхода натовских сил. Впоследствии полностью поглотить Абхазию и развернуть на ее территории базы НАТО. В итоге Россия теряет контроль над Закавказьем, а затем и над всем Северным Кавказом.
Весьма многозначительным для Абхазии и Юга России представляется заявление ныне действующего президента США о том, что «операция НАТО против Югославии может быть повторена в любое время и в любом месте земного шара».
Думается, что решение абхазо-
Надо иметь в виду и решимость
военно-политического
Словом, новый абхазо-грузинский военный конфликт, если он случится, явится очевидной угрозой России на ее южных границах.
По окончании боевых действий Абхазия и Грузия начали при посредничестве ООН, Российской Федерации и при участии СБСЕ переговоры, одним из главнейших вопросов которых был вопрос об их дальнейших взаимоотношениях.
В результате этих переговоров 4 апреля 1994 г. в Москве было подписано «Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта», которое зафиксировало отсутствие государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией (п. 8).
Именно такая правовая оценка дана упомянутому Заявлению в Докладе Генерального Секретаря ООН от 3 мая 1994 г. (S/1994/529) и «Предложениях относительно политических и правовых элементов всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта» (приложение II к Докладу от 3.05.94 г.). В них, в частности, говорится: «Абхазия будет являться субъектом с суверенными правами в составе союзного государства, которое будет создано в результате переговоров после урегулирования спорных вопросов. Название союзного государства будет определено сторонами в ходе дальнейших переговоров. Стороны признают территориальную целостность государства, созданного в пределах границ бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики по состоянию на 21 декабря 1991 г.».
Таким образом, ООН предлагала Абхазии и Грузии создать новое союзное государство, а затем согласовать его название.
Информация о работе Современное состояние грузинско-абхазских отношений