Современные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из наиболее важных форм международных отношений является международная торговля. Международная торговля представляет собой куплю- продажу товаров, услуг, произведенных в одной стране, покупателями других стран, возникает и развивается на основе международного разделения труда, специализации отдельных стран на производстве определенной номенклатуры продукции. Международный товарообмен позволяет учавствующим в нем странам повышать продуктивность своего производства, поскольку устраняет необходимость самостоятельно производить все потребляемые в них товары и услуги. Благодаря международной торговле страна может специализироваться в тех отраслях производства и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентноспособны, чем иностранные, и ввозить в страну те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.

Файлы: 1 файл

курсач Microsoft Office Word.docx

— 64.11 Кб (Скачать файл)

     РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

     РГОТУПС 
 
 
 
 

     Курсовая  работа
 

     по  дисциплине: «Макроэкономика» 

     на  тему : «Современные теории международной  торговли» 
 
 

     ВЫПОЛНИЛ:

     Студент 4 курса

     Шупрута Е.Г.

     Шифр: 0416 – п/НЭ – 1083 
 
 
 
 

     Тула - 2007

 

      Содержание

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Одной из наиболее важных форм международных  отношений является международная  торговля. Международная торговля представляет собой куплю- продажу товаров, услуг, произведенных в одной стране, покупателями других стран, возникает  и развивается на основе международного разделения труда, специализации отдельных  стран на производстве определенной номенклатуры продукции. Международный  товарообмен позволяет учавствующим в нем странам повышать продуктивность своего производства, поскольку устраняет  необходимость самостоятельно производить  все потребляемые в них товары и услуги. Благодаря международной  торговле страна может специализироваться в тех отраслях производства и  сегментах рынка, где ее фирмы  относительно более конкурентноспособны, чем иностранные, и ввозить в  страну те товары и услуги, по которым  ее фирмы уступают зарубежным.

     В течение нескольких веков экономисты разных стран стремились дать ответы на вопросы, почему страны торгуют между  собой и на чем основывают свой выбор в международной специализации. Так возникли теории (модели) международной  торговли как указанного выбора и  ориентира рациональной специализации  стран во внешней торговле. 

В этом аспекте значительный интерес

представляет  изучение как теорий, раскрыва-

ющих  принципы оптимального участия нацио-

нальных ______$h__экономик в международном товаро-

обмене, факторы конкурентоспособности  от-

дельных стран на мировом рынке, так и  объек-

тивных  закономерностей развития мировой

торговли. Особую актуальность эти проблемы

имеют для России и других стран, вставших

на путь создания развитой рыночной экономи-

ки, ориентированной  на активное участие в

мировой торговле. Вопросам анализа теорий

международной торговли посвящено значи-

тельное число работ отечественных и  зарубеж-

ных экономистов.1

Основными вопросами, поднятыми в теори-

ях международной  торговли, были следующие:

- что  лежит в основе международного  раз-

деления труда?

- какая  международная специализация яв-

ляется  наиболее эффективной для отдельных

стран и регионов и приносит им наибольшие

выгоды?

- какими  факторами предопределяется конку-

рентоспособность  страны в мировой торговле?

Все эти  вопросы актуальны и для России и

в настоящее  время. Поэтому теории между-

народной  торговли представляют несомненный

практический  интерес.

 

      Глава 1.

     Этапы становления теорий международной торговли. 

     Проблемы  международной торговли интересовали  ученых и политиков еще в те времена, когда другие направления  экономической теории не были разработаны.

     Первой  попыткой теоретического осмысления международной  торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма. Ранний меркантилизм возник в конце XV века и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были потратить на покупку местных изделий. Ранние меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать их как можно меньше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством.

     Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI века до середины XVIII века. Центральным положением позднего меркантилизма была система активного торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товоров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка считалась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами:

     -  вывоз изделий из своей страны, причем разрешался вывоз только  готовых изделий, так как от  их продажи можно выручить  больше денег, чем от вывоза  сырья, и запрещался ввоз предметов  роскоши;

     -  посредническая торговля, в связи  с чем разрешался вывоз денег  за границу. При этом выдвигался  принцип: покупать дешевле в  одной стране и продавать дороже  в другой.

     Для обеспечения активного торгового  баланса и захвата внешних  рынков государство ограничивало ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощряло вывоз, выплачивая, в частности, премии для организации производства товаров, пользовавшихся большим спросом на внешнем рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Теория  абсолютных преимуществ А. Смита 

     В период перехода ведущих стран к  крупному машинному производству Адам Смит снова поставил вопрос о рациональной международной торговле. В своей  знаменитой книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» (1776г.), посвященной критике  меркантилизма, он предположил, что  что страна должна строить свою внешнюю  торговлю, ориентируясь на присущие ей абсолютные преимущества в производстве определенных товаров. Страна должна экспортировать те товары, затраты на производство которых у нее ниже, чем за рубежом, т.е. она имеет по ним абсолютные преимущества, и импортировать те товары, в производстве которых она  не располагает абсолютными преимуществами, т.е. издержки на производство которых  в данной стране выше, чем в других странах.

         Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Рассмотрим условный пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов в указанных пределах, а Бразилия при аналогичных затратах — 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию в указанных пределах (см. рисунки 1 и 2). В этом случае, максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут заданы кривыми производственных возможностей (жирными линиями на рисунках 1 и2). Для упрощения анализа мы пока предполагаем, что издержки замещения остаются постоянными, и поэтому эти линии прямые.

В нашем  примере Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно  произвести больше зерна), а Бразилия — по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться  естественными факторами — особыми  климатическими условиями или наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности) могут быть и приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д. 
 

                 Аргентина                                          Бразилия

  Зерно                                                       Зерно  

        Линия производственных                                   Линии торговых

50                возможностей                             100              возможностей

 В*

                      А*                                             В              Линия производственных

             А                Линии торговых            40                                    возможностей                                                                                       

                                            возможностей                                                      

    0           25               50     Сахар        0                               100    Сахар

     Рис. 1                                                         Рис. 2 

     В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит, а относительные  цены этих товаров на внутреннем рынке  определяются относительными издержками их производства. В нашем примере  эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т  сахара в Аргентине и 1 т зерна = 2,5 т сахара в Бразилии.

     Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами  производства, в используемых технологиях, квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Так, в нашем примере производитель зерна в Аргентине при реализации его на внутреннем рынке может в обмен на 1 т. его получить только 0,5 т сахара, а в Бразилии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Этот условный пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно, и импортировать сахар, а Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.

     Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна устанавливаться  в пределах:

0,5 т сахара < 1 т  зерна < 2,5 т сахара

     Если  цена на мировом рынке установится, например, на уровне 1 т сахара = 1 т  зерна, то максимальные объемы потребления  сахара и зерна уже будут определяться линиями торговых возможностей (пунктирные линии на рисунках 1.1 и 1.2). Наклон этих линий определяется соотношением цен  на зерно и сахар на мировом  рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться  в приросте потребления, который  может быть обусловлен двумя причинами:

а) изменением структуры потребления;

б) специализацией производства.

     В первом случае специализации не происходит, и сложившаяся в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной. Пусть, например, структура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кривой производственных возможностей (рисунок 1.1), а в Бразилии — точкой В (рисунок 1.2). Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом», страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара» Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей (тонкая пунктирная линия, выходящая из точки А на рисунке 1.1 и из точки 6 на рисунке 1.2).

Информация о работе Современные теории международной торговли