Современные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из наиболее важных форм международных отношений является международная торговля. Международная торговля представляет собой куплю- продажу товаров, услуг, произведенных в одной стране, покупателями других стран, возникает и развивается на основе международного разделения труда, специализации отдельных стран на производстве определенной номенклатуры продукции. Международный товарообмен позволяет учавствующим в нем странам повышать продуктивность своего производства, поскольку устраняет необходимость самостоятельно производить все потребляемые в них товары и услуги. Благодаря международной торговле страна может специализироваться в тех отраслях производства и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентноспособны, чем иностранные, и ввозить в страну те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.

Файлы: 1 файл

курсач Microsoft Office Word.docx

— 64.11 Кб (Скачать файл)

     Так же положения теории предпочтения сходства относятся исключительно к торговле промышленными товарами. Что касается международной торговли сырьем или  сельскохозяйственной продукцией, то ее географическая структура вполне отвечает положениям теории Хекшера-Олина.

     Все-таки в какой-то степени теория Линдера объясняет развитие торговли потребительскими товарами между развитыми странами стремлением к расширению ассортимента этих товаров на рынках указанных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Теория  конкурентных преимуществ Майкла Портера.
 

     Во  второй половине XX в. в международной торговле произошли серьезные изменения в условиях конкуренции, ее товарной и географической структурах. Динамичное развитие комплекса обрабатывающих отраслей промышленности, составляющего основу экономического прогресса, обусловило относительное снижение роли стран, располагающих большими запасами природных ресурсов, и закрепление лидирующего положения за промышленно развитыми странами. В товарной структуре мировой торговли стала преобладать торговля готовой продукцией.

     Существенно изменились роль и место хозяйственной  единицы, отдельной компании. В результате концентрации и централизации собственности  возникли ТНК. Именно они в решающей мере обеспечивают динамизм международных, в т.ч. внешнеторговых, отношений, а  также быстрый перевод конкурентных преимуществ из одной страны в  другую; на их долю приходится значительная часть международной торговли.

Наиболее  всесторонне суть нового подхода к оценке конкурентоспособности стран и возможностей их специализации в международном разделении труда была сформулирована в 1990г. американским экономистом М. Портером в его работе “Конкурентные преимущества стран”, где он подчеркивал ограниченность традиционных теорий международной торговли и их неспособность объяснить многие современные явления в мировой экономике, что стало особенно очевидным в условиях глобализации конкуренции и усилении технологической мощи.

      Теория  М. Портера фокусирует внимание на тех  конкретных свойствах отдельных  наций, которые являются предпосылками  успеха национальной промышленности в  международной конкуренции, на характреристиках экономической среды, политики правительств, которые могут стать источником конкурентных преимуществ компаний отдельных отраслей экономики, на исключительной важности стратегии в деятельности компаний.

      Многообразие  причин и обстолятельств формирует  национальную среду, способствующую созданию конкурентных преимуществ. М. Портер обобщил  их в четыре комплексных свойства, названных им детерминантами конкурентного  преимущества страны. Детерминанты конкурентного  преимущества- характеристики наиболее значимых источников конкурентных преимуществ  компаний обрабатывающих отраслей промышленности. М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее международный успех (рис.  ).

 

 

Рис. Детерминанты конкурентного преимущества страны 

   В числе детерминантов М. Портер называет:

  1. Факторные условия, или параметры факторов, включающие:

    - трудовые  ресурсы;

    - физические (природные) ресурсы;

    - ресурс  знаний;

    - денежные  ресурсы;

    - инфраструктуру.

  Поскольку рассматриваются источники конкурентного преимущества в отраслях, менее зависимых от природных ресурсов, то, как отмечает М. Портер, важен не столько запас факторов на данный момент, сколько их качество и скорость, с которой они создаются, совершенствуются. Для достижения конкурентного преимущества важна в первую очередь не доступность факторов, а способность компании продуктивно их применять.

  1. Условия спроса, или параметры спроса.

Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций. Он характеризуется  тремя важными чертами:

      - структурой;

      - объемом и характером роста;

      - интернационализацией.

  1. Состояние родственных и поддерживающих отраслей.

Наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков  создает целый ряд преимуществ  для компаний потребляющих отраслей, производителей готовой продукции:

     - эффективный, быстрый доступ к  дорогостоящим ресурсам;

     - координация деятельности поставщиков  на внутреннем рынке;

     - оказание содействия процессу  нововведений.

      Источником  конкурентных преимуществ может  стать и взаимодействие с компаниями родственных отраслей промышленности, открывающее доступ к обмену информацией  и техническому взаимодействию.

  1. Состояние конкуренции и стратегия фирмы.

Особое  значение для достижения высокой  конкурентоспособности в отрасли  имеет сильное соперничество  на внутреннем рынке, что объясняется  следующими причинами:

     - сильная внутренняя конкуренция  дает более мощный импульс  к совершенствованию;

     - внутренняя конкуренция не только  укрепляет позиции фирм на  внутреннем рынке, но и заставляет  их выходить на мировой уровень  с целью дальнейшего роста;

     - при конкуренции на внутреннем  рынке создаются также преимущества  для национальной отрасли в  целом, а не только для отдельных  фирм.

      Успех отдельных фирм зависит и от того, насколько успешна разработанная  ими конкурентная стратегия. Фирма  обладает конкурентным преимуществом, когда она способна разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый  товар с меньшими затратами, чем  конкуренты, либо способна обеспечить покупателей товаром с новыми качественными признаками, особыми  потребительскими свойствами или послепродажным обслуживанием.

      Вероятность возникновения у компании конкурентного  преимущества, его прочность и  сфера реализации зависят также  и от правительственной политики- налоговой, бюджетной, тарифной, валютной политики, политики в области инвестиций, доходов населения и т.д. при  этом влияние правительства может  как благоприятствовать появлению  у компании конкурентных преимуществ  и их упрочению, так и отрицательно воздействовать на них.

      М. Портер обращает внимание на то, что  на распределение занимаемых компаниями позиций на рынке могут повлиять случайные события, мало связанные  с условиями развития страны, часто  не зависящие от деятельности фирм. Тем не менее их последствия способны серьезно изменить позиции соперничающих  компаний, сводя на нет преимущество старых конкурентов.

      Преимущество  по каждому детерминанту не является предпосылкой для конкурентного  преимущества в отрасли. Именно взаимодействие преимуществ по всем детерминантам  обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам  недоступны. 

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, несмотря на разнообразие

теорий  международной торговли, формирую-

щих ее методологические параметры, ни одна

из них  не объясняют все реально существен-

ные тенденции  развития современной торгов-

ли. Вместе с тем современное развитие миро-

вой торговли подтверждает актуальность и

жизнеспособность  всех теорий и необходи-

мость их постоянной модификации, расшире-

ния, дополнения новыми идеями, что обуслов-

лено  объективными тенденциями НТП и  об-

щей либерализацией, международных экономи-

ческих  отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого  процесса. В современных условиях различия в международной специализации  можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей  международного разделения труда.

     Если  рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное  усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление  стран на промышленно развитые и  отсталые.

     Нельзя  не заметить все возрастающую роль современных средств связи в  процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию  и стандартизации товаров позволяют  ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

     В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран  на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии  этот регион займет ведущие роли в  мировом процессе производства и  реализации товаров.

     На  примере России можно отметить, что  страна представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого  потенциала во внешнеэкономической  сфере весьма скромна.

     На  состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими  странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями  отечественной машиностроительной продукции.

     Но  если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую  роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

     Подводя итог, отметим, что международная, или  внешняя, торговля занимает особое место  в сложной системе мирового хозяйства. Хотя в современных условиях ведущей  формой международных экономических  отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет исключительно важное значение. Она опосредует практически все виды сотрудничества, включая совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т.п. И исторически, и логически интернационализация хозяйственной жизни всегда начиналась со сферы товарного обращения.

 

      Список литературы 

1. Авдокушин  Е.Ф., Международные экономические  отношения. Учебное пособие. –  М.: Маркетинг, 1999

2. Буглай  В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные  экономические отношения. -М.: Финансы  и статистика, 1998

3. Киреев А.П., Международная экономика.- М.: Высшая школа, 2000

4. Костюк  В.Н., Макроэкономика. - М.: Центр, 1999

5. Михайлушкин  А. И., Шимко П. Д., Экономика:  Учебник для втузов. – М.: Высшая  школа, 2000

6. Михайлушкин  А.И., Шимко П.Д., Международная экономика. - М.: Высшая школа, 2002

7. Мэнкью  Н. Г. , Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 2000

8. Овчинников  Г. П., Международная экономика:  Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во В.  А. Михайлова, 1999

Информация о работе Современные теории международной торговли