Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:15, курсовая работа
Одной из наиболее важных форм международных отношений является международная торговля. Международная торговля представляет собой куплю- продажу товаров, услуг, произведенных в одной стране, покупателями других стран, возникает и развивается на основе международного разделения труда, специализации отдельных стран на производстве определенной номенклатуры продукции. Международный товарообмен позволяет учавствующим в нем странам повышать продуктивность своего производства, поскольку устраняет необходимость самостоятельно производить все потребляемые в них товары и услуги. Благодаря международной торговле страна может специализироваться в тех отраслях производства и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентноспособны, чем иностранные, и ввозить в страну те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.
В
число высокотехнологичных
Развитие
наукоемких отраслей и стремительный
рост международного обмена их продукцией
привели к формированию современных
теорий международной торговли неотехнологического
направления. Это направление представляет
собой совокупность отдельных моделей,
частично дополняющих друг друга, но иногда
и противоречащих одна другой.
Теория «цикла жизни продукта» является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она заинтересовала почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современном периоде.
Используя одну из фундаментальных концепций маркетинга, модель жизненного цикла продукта, американский экономист Р. Вернон в 1966г. выдвинул предположение, что для многих промышленных товаров, являющихся объектами международной торговли, сравнительное преимущество может со временем перемещаться из одной страны в другую. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии возникновения, роста, зрелости и старения. Каждая из перечисленных стадий характеризуется определенной величиной издержек производства данного товара, специфическим соотношением спроса и предложения на него как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Появление
нового товара- первая стадия цикла- в
подавляющем большинстве
На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. По мере роста спроса на данный товар как отражение его растущего признания на внутреннем рынке возникает и растет спрос на новый товар на зарубежных рынках. Товар начинает экспортироваться. Наряду с этим массовый характер производства и спроса на данный продукт стимулирует появление аналогичных производств в других странах, чему способствует также превращение его производства из оригинального в стандартизированное.
Приближаясь к третьей стадии- стадии зрелости,- производители товара в промышленно развитых странах начинают сталкиваться с замедлением роста спроса на него. Поддержание прежнего уровня спроса возможно лишь при снижении цен на товар. Одновременно у производителей возникает проблема снижения издержек производства, поиска возможностей привлечения более дешевых факторов производств. Одним из выходов из сложившейся ситуации является перемещение производства данного товара в страны с более низкими издержками производства. Чаще всего это развивающиеся страны, где благодаря более дешевой рабочей, небольшой арендной плате, низкому залоговому бремени товар выпускают по более низкой цене. Следовательно, на третьей стадии жизненного цикла экспорт товара из страны- новатора сменяется вывозом производства данного товара в страну- имитатора. Как правило, параллельно с отказом от производства морально устаревающей модели и перемещением ее производства за рубеж в стране возникновения данного товара появляются первые образцы новой модели, то есть наступает первая стадия жизненного цикла для нового образца выпускаемой продукции.
На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.
Таким образом, на первых двух стадиях жизненного цикла продукта страна- новатор имеет сравнительное преимущество в его производстве, на третьей стадии оно переходит к стране- имитатору, куда перемещается производство устаревающей модели. Следовательно, экспорт товара сменяется его импортом.
Теория
жизненного цикла продукта достаточно
реалистично отражает эволюцию многих
отраслей, однако не является универсальным
объяснением тенденций развития международной
торговли. Если научные исследования
и разработки, передовая технология перестают
быть основным фактором, определяющим
конкурентные преимущества, производство
продукта действительно будет перемещаться
в страны, располагающие сравнительным
преимуществом по другим факторам производства,
например, дешевой рабочей силе. Однако
существует много товаров (с коротким
жизненным циклом, высокими затратами
на транспортировку, имеющих значительные
возможности для дифференциации по
качеству, узкий круг потенциальных
потребителей и т.п.), которые не вписываются
в теорию жизненного цикла.
Основы теории «технологического разрыва» были заложены английским экономистом М. Познером в начале 60-х годов. Познер предположил, что в результате неравномерности протекания научно- технического прогресса нововведения в одной из отраслей производства первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Благодаря возникшей ситуации эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире, в производстве и реализации продукта- новинки. Таким образом, преимущество, получаемое страной- новатором, является результатом возникшего технологического разрыва в уровнях развития между отдельными странами.
В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар.
Такая ситуация может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному или полному отказу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригинальной, не имеющей аналогов в мире продукции.
В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора.
Однако,
в отличие от традиционной внешнеторговой
специализации страны специализация,
возникающая в результате «технологического
разрыва», - явление временное. К моменту
преодоления технологического разрыва
и исчезновения монополии на нововведение,
производство данного товара сосредотачивается
в той стране, которая обладает сравнительными
преимуществами.
Теория
снижающихся издержек (эффект
масштаба)
Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) развивалась на основе критики и отрицания теории Хекшера- Олина. В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли. В соответствии с их подходом, страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Для того, чтобы эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.
Основная идея этой теории проиллюстрирована на рис.
Рис. 5.9. Торговля и специализация в условиях снижающихся издержек
В отсутствии торговли, пожелай каждая из стран иметь и самолеты, и суда, ей пришлось бы производить их в небольших количествах в неэффективных точках вроде В (страна А*) и Е (страна В*). Обе кривые производственных возможностей в этом случае являются вогнутыми, что отражает эффект экономии на масштабах.
Как следует из графической модели, при движении по кривой производственных возможностей А* из точки В к точке А (наращивая объемы выпуска в самолетостроении и сокращая производство судов) издержки на каждый самолет в пересчете на суда, от выпуска которых приходится отказываться, становятся все меньше (кривая приобретает крутизну). Происходить это (предположительно) может в результате того, что в самолетостроении производство ведется в экономически эффективных масштабах, а в судостроении – наоборот, и что с каждым недостроенным судном высвобождается все большее количество ресурсов. Те же рассуждения справедливы и для кривой производственных возможностей Японии. Здесь у стран появляется стимул к полной специализации: для А* – это точка А, для В* – точка D.
Необходимо
также отметить, что реализация эффекта
масштаба, как правило, ведет к
нарушению принципов
Теория
предпочтения сходства
Все рассмотренные ранее теории международной торговли объединяет то, что в них источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками предложения (производства). Экспортная специализация страны обуславливается присущими ей минимальными издержками производства.
Американский экономист С. Линдер предложил модель объяснения развития международной торговли не со стороны предложения (издержек производства), со стороны вкусов и предпочтений потребителей, т.е. их спросом, определяемым величиной дохода на душу населения.По его мнению, в странах, примерно одинаковым уровнем доходов на душу населения, у потребителей одинаковый спрос на высококачественные или сложные промышленные товары, которые удовлетворяются производителями разных стран. С этой целью внешняя торговля способствует расширению ассортимента предлагаемых товаров, главным образом, потребительским, с точки зрения дизайна, моды, качества и др. параметрам. По мнению Линдера, чем более схожим будет характер спроса двух стран, тем более интенсивной является торговля между ними.
Следует отметить, что С. Линдер явно абсолютизирует свою модель. Ряд развивающихся стран имеют примерно одинаковый среднедушевой национальный доход, но торгуют не между собой, а с развитыми странами. Да и в некоторых развитых странах, несмотря на одинаковый доход на душу населения, доля внутриотраслевого обмена в их взаимной торговле невелика (например, США и Япония). Что касается товаров производственного назначения, то их обмен между странами с одинаковым уровнем национального дохода на душу населения осуществляется в соответствии со специализацией их производства, а не стремлением к разнообразию применяемого оборудования.
Информация о работе Современные теории международной торговли