Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 23:08, реферат
На примере Франции проанализируем объекты культурного наследия, внесенные ЮНЕСКО в Список всемирного наследия и постараемся ответить на вопросы:
1.Насколько полно объекты, внесенные в Список, отражают историю страны и особенности ее культуры?
2.Как можно на основании Списка оценить роль страны в развитии европейской и мировой культуры?
3.В каких памятниках истории и культуры данной страны отразилась более всего связь с русской историей и культурой?
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ИМПЕРИЯ НАПОЛЕОНА
1789 – 1815 гг.
Начавшись со штурма Бастилии 14 июля 1789 года, Великая французская революция заменила монархию «милостью Божьей» республиканской системой, а старые феодальные кадры – институтами, основанными на принципах свободы и равенства, провозглашенными «Декларацией прав человека и гражданина». Но в результате растущих финансовых трудностей и внешней опасности, исходившей от коалиции европейских государств, революционное движение ужесточается: в 1793 году начинается Великий террор. После уничтожения экстремистов в 1794 году умеренно настроенные политики тщетно пытаются в период Директории стабилизировать режим. Консульство, а вслед за ним Империя продемонстрировали блестящие успехи Наполеона как в создании новых общественных институтов, так и в военных походах, сделавших его хозяином Европы. В 1814 году наполеоновская Империя пала под сокрушительными ударами европейских стран, а после битвы при Ватерлоо «маленький капрал» был сослан на остро Св. Елдены. Так в период с 1789 по 1815 год в горниле Истории ковались основы современной Франции.
КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ
1815 – 1851 гг.
Реставрация Бурбонов и Июльская монархия
не означали возвращения старого режима:
три сменивших друг друга короля – Людовик
XVIII, Карл Х и Луи-Филипп – управляют страной
на основе конституционной монархии. Им
приходится учитывать требования и аристократии,
вернувшейся во Францию, и политических
сил, сформировавшихся в период Революции
и Империи. Но ультраправые реакционеры,
слишком решительно уничтожавшие достижения
последних десятилетий, спровоцировали
падение режима Реставрации во время «Трех
побед» (1830). С установлением Июльской
монархии Франция превращается в более
«буржуазное» королевство, просуществовавшее
вплоть до революции 1848 года, в ходе которой
была создана эфемерная Вторая республика.
И хотя конституционный режим первой половины
XIX века не отвечал противоречивым требованиям
различных политических партий, этот период
вошел в историю как период модернизации
энокомики: мануфактуры, паровой двигатель,
железная дорога, телеграф – всё это способствовало
экономическому подъему Франции и зарождению
нового крупного капитала со всеми его
преимуществами и недостатками – сокращением
сельского и ростом городского населения,
а также формированием проолетариата
– рабочих, которых нещадно эксплуатировали.
ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ
1851 – 1870 гг.
В 1851 году в результате государственного переворота Луи-Наполеон Бонапарт приходит к власти и провозглашает себя императором Наполеоном III, насаждая в стране диктаторский режим, чему способствовало ослабление оппозиции. Упрочению режима способствовали экономические успехи страны в этот период: развитие промышленности, потоки капиталов, управляемых новыми банками, новая градостроительная политика, главным достижением которой была реконструкция Парижа префектом Османном, появление первых универмагов, новые методы торговли и т.д. Франция, переживающая бурныйподъем, озарена светом «имперского праздника», ее престиж растет в результате всемирных выставок, в моду входит «парижская жизни». Во внешней политике Наполеон III сначала добивается побед (Крымская война, Италия), сменившихся неудачами (поход в Мексику), а в 1870 году Франция потерпела сокрушительное поражение в войне с Пруссией, которое привело к падению режима.
НАЧАЛО ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ
1870 – 1918 гг.
После Седана и падения империи в стране провозглашена Третья республика. Но тут грянула гражданская война, а после событий Парижской коммуны последовали репрессии. Перед Францией стоял вопрос: вернуться ли к монархии или республика сможет все же упрочиться? После принятия конституции 1875 года в стране окончательно утвердился республиканский строй. Власти добиваются больших успехов в области образования и в обеспечении гражданам основных свобод. Постепенно складывается государство, в котором основными ценностями являются светскость и демократия. В это же время Франция завоевывает новые территории в Африке и азии. Но республиканский строй остается слабым из-за нестабильности политических партий. К тому же он дискредитирован скандалами и сотрясен кризисами вроде того, что был вызван генералом Буланже. Общественное мнение расколото процессом Дрейфуса. Руководителей страны и ведущих политиков не оставила мысль о реванше за унижения 1870 года (когда французский король попал в плен к пруссакам). Вот почему после убийства в сараево эрц-герцога австрийского в 1914 году Франция решительно вступает в начавшуюся мировую войну. Она длится долгих пять лет, во время которых французские солдаты в окопах испытывают на собственной шкуре все последствия жуткого конфликта.
МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
1918 – 1939 гг.
Франция вышла победительницей из первой
мировой войны, однако понесла огромные
потери: миллион убитых, сотни тысяч инвалидов,
разрушенные города, миллионы гектар заброшенной
земли. Но эти потери были заслонены эйфорией
триумфа: «безумные» 20-е годы заставляют
забыть об экономических трудностях в
стране и политической нестабильности,
вызванной международным кризисом. Страх,
порожденный победой большевиков в России,
вызывает консервативную реакцию Национальногоблока,
который после своего поражения был заменен
в 1924 году Картелем левых сил. Республиканский
строй сотрясают скандалы и манифестации,
подобные той, которая произошла 6 февраля
1934 года.
Чтобы противостоять экстремизму правых
сил, левые партии решают объединиться.
Национальный фронт, образовавшийся в
условиях начинающегомя мирового кризиса,
побеждает на выборах 1936 года. Правительство,
возглавляемое Леоном Блюмом, проводит
радикальные социальные реформы, но в
1938 году союз левых сил распадается, в
частности из-за разногласий по поводу
войны в Испании.
Одновременно растет угроза со стороны
мощных фашистских государств в Европе.
И хотя внешняя политика Франции была
нацелена на мир любой ценой, провокации
гитлеровцев становятся все более целенаправленными.
Вторая мировая война, которую правительство
Даладье старалось избежать в Мюнхене,
вспыхивает 3 сентября 1939 года.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
1939 – 1945 гг.
Если в 1914 году общественное мнение во Франции высказывалось за вступление страны в первую мировую войну, то в 1939 году французы хотят любой ценой избежать конфликта. Но обуявшая Гитлера жажда власти привела к развязыванию военных действий. В мае 1940 года в результате германского вторжения французские войска разгромлены. Поражение Франции, закрепленное перемирием, приводит к падению Третьей республики. На смену ей приходит новый режим – Французское государство («правительство Виши»). Правительство, возглавленное маршалом Петеном, управляет южной половиной Франции, не оккупированной немцами, и проводит политику национального восстановления. После октября 1940 года Французское государство приступает к активному сотрудничеству с нацистским режимом. Но даже эта политика, сопровождаемая драматичной «охотой за евреями», которых заключают в лагеря и передают силам СС для депортации, не обеспечивает Петену возможности руководить страной самостоятельно: 11 ноября 1942 года немецкие силы оккупируют и южную половину Франции. Генерал де Голль обращается из Лондона к французам с призывом продолжать борьбу с оккупантами. Формируется движение Сопротивления, которое сыграло ведущую роль в освобождении страны.
ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКА
1946 – 1958
По окончании войны в стране установилась атмосфера национального оптимизма. Вновь обретенные мир и свобода, демографический взрыв, не имевший прецедента в ХХ веке, экономический подъемпосле трудностей первых послевоенных лет… Но политический строй во Франции не определился окончательно. Возвращение к Третьей республике признано невозможным, поэтому была разработана новая конституция, с принятием которой началась Четвертая республика. Несмотря на это, генерал де Голль, выдающийся участник недавней войны, озабочен невозможностью управлять страной в рамках режима, который по-прежнему дает слишком много полномочий законодательной власти, а состав правительств отражает слишком переменчивые состояния политического большинства. Не услышанный никем, де Голль уходит из политики. Но правительственная нестабильность доказывает его правоту. Одной из главных проблем, с которыми столкнулась Франция в этот период, была проблема колоний. Героическая роль, которую колонии сыграли во второй мировой войне, вынуждают метрополию изменить статус французских территорий в Африке и на других континентах. Но сделанных уступок оказалось недостаточно, и французские власти не всегда умеют достичь договора, обеспечивающего мирное будущее. В результате Франция ведет драматичные войны в Индокитае и в Алжире.
ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА
1958 - ….Рожденная в ходе всеобщего политического
кризиса, в тени войны в Алжире и под знаком
государственного переворота, Пятая республика
проявила удивительную жизнеспособность.
Обновленная конституция восстановила
сильную и длительную президентскую власть,
законность которой подчеркивает тот
факт, что президент избирается путем
всеобщего голосования (начиная с 1962 года).
Генерал де Голль был президентом Франции
с 1958 по 1969 год, руководя страной вместе
со стабильным правым большинством. Но
послевоенное поколение французов, жившее
в мирных и благополучных условиях, хочет
жить в новом обществе, не довольствуясь
материальным благополучием. Майские
события 1968 года и последовавший через
год уход де Голля в отставку имели длительные
последствия для ментальности французов,
которые отныне готовы признать необходимость
перемен.
В 1981 году президентом выбран социалист
Франсуа Миттеран. Этот выбор отвечал
желанию мирных и глубоких рефором, ожидаемых,
в частности, новым поколением, которое
было слишком юным, чтобы участвовать
в событиях 1968 года, и испытывало на себе
последствия глубокого экономического
кризиса. Приход к власти левых сил был
воспринят некоторыми как знак грядущих
перемен. Однако реальные перемены не
были столь уж заметными. Франция 80-х, а
затем 90-х годов привыкает жить в условиях
жестокой экономии и постепенно приучается
к «европейскому мышлению»
Русско-французские отношения имеют многовековую историю. Ещё в середине XI века дочь Ярослава Мудрого Аннастала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха I. А после его смерти, став регентшей при его сыне — будущем короле Франции Филиппе I, фактически правила Францией.
Первое посольство России во Франции появилось в 1717 году после указа Петра I. Это стало отправной точкой для установления дипломатических отношений между двумя странами.
Отношения между Россией и Францией в первой половине XIX века не отличались стабильностью: противостояние в годыНаполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года; сближение после крушения наполеоновской империи в годы Реставрации, затем очередное охлаждение двусторонних отношений после Июльской революции 1830 года, приведшей к смене режима во Франции и воцарению Луи-Филиппа Орлеанского, которого император Николай I до конца жизни считал «узурпатором» престола, «похитившим» корону у малолетнего герцога Бордоского, внука свергнутого короля Карла Х. Все это время французы так или иначе следили за происходящим в далекой России, однако их представления о ней были весьма поверхностными и расплывчатыми. Неточные, а порой и просто вымышленные сведения о близкой отставке высокопоставленных государственных деятелей России (например, наместника Царства Польского фельдмаршала И. Ф. Паскевича), о заговорах и бунтах в армии и т. п. регулярно появлялись на страницах французской печати.
Кульминационной точкой сотрудничества стало создание в конце XIX века военно-политического альянса. А символами дружеских отношений стали мост Александра III, построенный в Париже, и Троицкий мост по проекту Эйфеля в Санкт-Петербурге.
История отношений СССР и Франции начинается с 28 октября 1924 года, со дня официального установления дипломатических отношений между СССР и Францией[1] 28 октября 1924 г. Эдуар Эррио от имени Совета министров Франции направил председателю ЦИК М. И. Калинину телеграмму, в которой говорилось, что французское правительство готово «установить теперь же нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путем взаимного обмена послами». Французское правительство отмечало, что «отныне невмешательство во внутренние дела станет правилом, регулирующим взаимоотношения между нашими двумя странами». В телеграмме указывалось, что Франция признает де-юре правительство Союза ССР «как правительство территорий бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств» и предлагает обменяться послами. Эррио предложил направить в Париж советскую делегацию для ведения переговоров по общим и специальным экономическим вопросам. В тот же день телеграмма Эррио обсуждалась на заседании ЦИК СССР. С сообщением по этому вопросу выступил Г. В. Чичерин, который подчеркнул большое значение восстановления отношений между СССР и Францией. «Мы горячо приветствуем этот акт»,- заявил он в заключение. В ответной телеграмме ЦИК на имя Эррио говорилось: ЦИК Союза ССР «придает серьёзнейшее значение устранению всех недоразумений между Союзом ССР и Францией и заключению между ними общего соглашения, которое может послужить прочной основой для дружественных отношений, руководствуясь при этом постоянным стремлением Союза ССР к действительному обеспечению всеобщего мира в интересах трудящихся масс всех стран и к дружбе со всеми народами». 30 октября 1924 г. на имя Чичерина была получена телеграмма от Эррио с выражением радости по случаю установления отношений, которые будут служить «укреплению мира в Европе и во всем мире». В ней говорилось, что «не существует народов, более предназначенных для взаимного понимания, чем французский народ, преисполненный чувства справедливости и братства, и великий русский народ, достойные качества которого я сам лично имел возможность оценить». 14 ноября 1924 г. Президиум ЦИК СССР назначил полпредом во Францию Л. Б. Красина с оставлением его в должности народного комиссара внешней торговли. Первым французским послом в Москве после восстановления дипломатических отношений между Францией и СССР был назначен Жан Эрбетт
В 1949 году Франция явилась одним из государств-основателей союза НАТО, ставившего задачу противодействия экспансии СССР.