Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 23:08, реферат
На примере Франции проанализируем объекты культурного наследия, внесенные ЮНЕСКО в Список всемирного наследия и постараемся ответить на вопросы:
1.Насколько полно объекты, внесенные в Список, отражают историю страны и особенности ее культуры?
2.Как можно на основании Списка оценить роль страны в развитии европейской и мировой культуры?
3.В каких памятниках истории и культуры данной страны отразилась более всего связь с русской историей и культурой?
Древнеримские и романские памятники в городе Арль
На юге Франции у берегов реки с названием Рона, находится город Арль, основанный еще до нашей эры и потому хранящий на своих площадях и улочках множество исторических и архитектурных памятников самых разных эпох. И каждое из них повествует об особом, ни на что не похожем периоде жизни этого древнего города. Арль по сути своей является прекрасным примером того, как на одной территории удивительным образом переплелись веяния античной и средневековой цивилизаций.
Особая любовь древнеримских императоров к этому месту, носившему имя Арелат, подарила городу не только особый размах и процветание (к слову, он был вторым по величине после Рима), а еще и множество уникальных зданий. К ним относятся Арена, свидетельница кровопролитных гладиаторских боев, Купальни, в которых посетители наслаждались не только общением, но и особым по меркам того времени комфортом – подогреваемым полом, Театр, подземные галереи или Криптопортик и часть городской стены.
Однако упадок древнеримской цивилизации не прошел для Арля незамеченным – в VI веке его захватили и разорили вестготы, а еще через пару столетий – арабы. Но позже, уже в X веке, город вновь стал процветать. Став столицей Арльского королевства, а после просто частью Прованского графства, он продолжал прирастать незаурядными архитектурными шедеврами, самым интересным из которых признана церковь Сен-Трофим. Это произведение романского стиля богато украшено резными колоннами со сценами из Библии. Во всем Провансе оно считается одним из главных памятников искусства Средневековья.
Древнеримский театр с окружением и триумфальная арка в городе Оранж
На левом берегу реки Роны, в департаменте Боклюз, расположен небольшой французский город с ярким названием Оранж, способный похвастать богатой историей и уникальными древнеримскими памятниками, дошедшими до наших дней в превосходном состоянии.
Город возвели галлы и назвали его Араузионом, отдавая честь одному из верховных кельтских богов. Во времена правления императора Августа, город являл собой цветущий римский центр Прованса вплоть до V века, когда его разграбили вестготы, что повлекло за собой период упадка. Начиная с XI века, город превратился в независимое княжество под названием Орания, впоследствии перешедшее под патронаж представителей дилленбургской ветви Нассауского дома, сохранявшее свои права на владение городом вплоть до 1702 года, когда умер Вильгельм III, не оставивший прямых наследников после себя. А в 1713 году, по итогам заключения Утрехтского мира, Оранж вернули Франции.
Как результат столь насыщенной на события истории города, здесь сохранились грандиозные строения римской эпохи. Одно из них – это древнеримский театр Араузиона, представляющий собой здание с трибунами в виде полукруга, которое не идет ни в какое сравнение с аналогами по степени его сохранности. Сцена театра имеет длину, равную ста метрам и украшена по центру величественной статуей императора Августа, высота которой превышает три метра. Другим отголоском прошлых эпох является красивейшая Триумфальная арка, считающаяся уникальнейшим памятником подобного рода. Высота ее достигает девятнадцати метров и украшена она изящными барельефами в честь славных побед Юлия Цезаря.
Королевский соляной завод в Арк-э-Сенан
Королевский соляной завод в Арк-э-Сенан, неподалеку от Безансона, был построен Клодом-Николя Леду. Его сооружение, начатое в 1775 г., во время правления Людовика XVI, явилось первым важным достижением промышленной архитектуры, отражающей идеалы прогресса эпохи Просвещения. Это крупное полукруглое в плане сооружение было задумано для налаживания рациональной иерархически упорядоченной организации производства. Затем должно было последовать строительство идеального города, но его проект так никогда и не был осуществлен.
В 2009 г. объект расширен за счет включения большого соляного производства в Сален-ле-Бен, где соляной рассол извлекался еще в средние века, если не раньше. Включаются три наземных сооружения: соляной амбар, надстройка над рассолоподъемной скважиной и бывшее жилище. Тесно связанное с заводом в Арк-э-Сенан, это место является важным свидетельством истории развития соледобычи во Франции.
Мысы Жиролата и Порто, природный резерват Скандола и скалистые бухты «каланки» у города Пьяна (остров Корсика)
Корсика – удивительное место на карте Европы, пестрящее множеством живописных природных ландшафтов, которые, в большинстве своем, объединены в национальные заповедники Франции. Один из них расположен на полуострове Скандола и, наряду со скалистыми бухтами у города Пьяна и живописными мысами Жиролата и Порто, является охраняемым объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Общая площадь заповедника Скандола, простирающегося как по суше, так и по морю, составляет почти две тысячи гектар. В этом дивном уголке природы, с давних пор удаленном от цивилизации, сохранились девственные прибрежные пещеры и кристально чистая морская гладь.
Местная растительность, прежде всего, выражена обильными зарослями кустарников, которые представляют немаловажный научный интерес. Кроме них в резервате насчитывается почти шестьсот видов растений, тридцать из которых являются эндемиками. Здесь же произрастает редчайшая армерия Солейроля, а также корсиканский аистник, молочай бутерлак, крестовник и мирт. Из деревьев тут можно встретить каменный дуб и земляничное дерево.
Животный мир Скандола может похвастать множеством разнообразных видов птиц, среди которых: чайки Одуэна, голубые дрозды, орлы, махорки, соколы, сапсаны, бакланы, буревестники и стрижи. Из богатой морской фауны стоит выделить акул, немногочисленных скоп, дельфинов-афалин и редкие семейства луней.
Просторы заповедника Скандола гармонично дополняются необыкновенными порфировыми и базальтовыми скалами красного оттенка, вырастающими причудливыми формами прямо из моря близ города Пьяна. Кроме этого, данная местность примечательна мысами Жиролата и Порто с их живописными бухтами, гротами и пляжами, залитыми лучами жаркого солнца.
Церковь Сен-Савен-сюр-Гартан
Церковь Сен-Савен-сюр-Гартан, затерянная в глубине сельских районов Франции, на землях современного департамента Вьенна, представляет собой выдающийся образец романской архитектуры зрелого периода. В 1983 году это сооружение, построенное в XI веке, было включено в список охраняемых объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, как самый большой и колоритный ансамбль романских росписей на территории Франции.
Согласно преданию, в середине V века на месте нынешней церкви, были замучены и убиты два брата – Киприан и Савен. Они спасались здесь от гонений на христиан, организованных Верховным консулом Македонии. Но, в конечно счете, были обнаружены и казнены, а позже причислены к лику святых. Останки братьев удалось найти в IX веке и на месте их погребения, по указу Карла Великого, основали аббатство, получившее имя святого Савена. В последующие века, аббатство, благодаря щедрым пожертвованиям, обзавелось современной церковью, известной во всем мире и ныне.
Церковь Сен-Савен-сюр-Гартан поражает своей массивной каменной конструкцией, в которой отчетливо различимы: трехнефный план с трансептом, внушительный полуциркульный свод центрального нефа, крестовые своды боковых нефов, узкий обход хора, грандиозные колонны, контрфорсы и башни над главным западным фасадом. Также, типичной чертой церкви, как и всей романской архитектуры, являются полукруглые арки, использованные на всем её пространстве.
Главная достопримечательность церкви – это великолепные фресковые росписи, созданные местными мастерами в период конца XI – начала XII веков и размещенные на своде центрального нефа, криптах и нартексе. Большая часть фресок посвящена эпизодам ветхозаветной истории, таким как: Ной и Всемирный потоп, сотворение жизни, возведение Вавилонской башни, цикл сказаний об Аврааме, Переход евреев через Красное море, скрижали Моисея и прочим красочным повествованиям Священного писания. Все они признаны чуть ли не единственными фресками того времени на территории современной Европы, из-за чего некоторые даже называют церковь Средневековой Сикстинской капеллой.
Плошади Плас-Станислас, Плас-де-ла-Карьер и Плас-д’Альянс в городе Нанси
Плас-Станислас, Плас-де-ла-Карьер и Плас-д’Альянс – это три площади французского города Нанси, образующие исключительный градостроительный ансамбль, который в 1983 году был включен ЮНЕСКО в ее список охраняемых объектов Всемирного культурного наследия. Площади соединены между собой полукруглыми колоннадами и триумфальной аркой, спроектированной по образцу арки Септимия Севера в Риме. Благодаря данным площадям Нанси является старейшим и наиболее типичным примером современной столицы, чьи градостроительные проекты не только красивы, но и функциональны.
Плас-Станислас, или площадь Станислава, созданная в период между 1752 и 1755 годами, является крупнейшей европейской площадью эпохи позднего барокко и центральной в ансамбле трех площадей Нанси. Плас-Станислас была построена по указу герцога лотарингского Станислава Лещинского в честь Людовика XV, о чем свидетельствует бронзовое изваяние в центре площади. Большинство зданий вокруг площади построены в стиле французского классицизма, а сама она украшена изящными фонтанами и фонарями.
Плас-де-ла-Карьер, украшающая собой исторический центр Нанси, появилась в XVI веке и является продолжением площади Станислава, с которой разделена красивейшей триумфальной аркой. Вокруг площади возвышаются старинные аристократические особняки, а в ее юго-восточной части располагается изысканный Зал Бово XVIII века, где в наше время размещается Апелляционный суд.
Плас-д'Альянс – это квадратная площадь, окруженная роскошными особняками и названная в честь Договора об альянсе, заключенного в 1756 году между Австрией и Францией. Изначально площадь именовалась Сан-Станислас и, как и остальные площади ансамбля, была спроектирована французским архитектором Эммануэлем Эре по указу Станислава Лещинского.
Древнеримский акведук Пон-дю-Гар
Пон-дю-Гар – древнеримский мост в составе грандиозного акведука, сохранившийся в южной части Франции на просторах общины Вер-Пон-дю-Гар, что в департаменте Гар. Сооружение представляет собой наиболее сохранившийся образец древнеримской водопроводной системы и мостовых сооружений на территории современной Франции. Будучи одной из самых знаковых достопримечательностей юга Франции, в 1985 году Пон-дю-Гар был включен в список охраняемых культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В переводе с французского языка название акведука означает весьма простое и логичное «Мост через реку Гар», которая сегодня все чаще именуется Гардон, дабы не возникало путаницы с названием департамента. В свое время данный мост был частью акведука, длина которого превышала пятьдесят километров. Благодаря ему из пригородных источников вода поступала в римский город Немоз, именуемый сегодня Нимом. Его максимальная высота достигает пятидесяти метров.
Мост-акведук состоит из трех уровней, нижний из которых имеет длину в сто сорок метров и высоту в двадцать. Средний уровень протянут на двести сорок метров и высоту в те же двадцать метров. Что касается верхнего уровня, то его длина превышает двести семьдесят метров, а высота составляет лишь семь метров. По нему же протянут и сам водовод. Дабы предотвратить большие нагрузки на нижний уровень, опоры всех уровней возведены строго друг над другом. Стилизация моста-акведука Пон-дю-Гар изображена на оборотной стороне купюры в пять евро.
Гранд-Иль – исторический центр Страсбурга
Столица Эльзаса Страсбург является уникальным в своём роде городом, находящимся вблизи границы с Германией. Архитектура исторического центра города, района реки Иль, в своём комплексе представляет пример уникального стиля градостроительства долины нижнего Рейна. Архитектурные строения этого района, относящиеся к периоду средней и поздней готики, серьёзно повлияли на постройки соседних районов Германии.
«Большой остров» Гранд-Иль со всех сторон окружён одноимённой рекой, и соединён с остальной частью города легендарными страсбургскими мостами. В 1988-м году вся историческая часть города была включена ЮНЕСКО в список Всемирного Наследия Человечества. Для Франции это был уникальный в своём роде случай, когда в список была включена целая часть города, а не определённая достопримечательность или же архитектурный ансамбль.
Расположенные на острове достопримечательности ярко иллюстрируют развитие архитектурного стиля города в зависимости от исторической эпохи. Здесь находится уникальная церковь Святого Томаса, построенная ещё в XIII веке, здесь же можно увидеть ряд храмов, отражающих архитектуру с XIII по XVI века. Главным строением Гран-Иль является жемчужина поздней готики – Страсбургский Собор, шпили которого возвышаются над всем городом и видны из любой его точки.
Улицы Старого города имеют названия средневековых гильдий, заправлявших тут своими делами. К примеру, есть улица Гильдии Торговцев или Гильдии Мастеров, также улицы и несколько площадей названы в честь глав той или иной гильдии.
Целый ряд исторических сооружений, возведённых на Гранд-Иль, продолжают служить на благо города. Так, к примеру, Ратуша XVI века ныне является зданием Торгово-промышленной Палаты, а один из дворцов был отдан муниципалитетом под выставочные залы Исторического музея Страсбурга.
Множество старинных особняков на берегу реки Иль и по сей день являются жилыми домами, где проживают богатейшие люди города.
Кафедральный собор
Нотр-Дам, бывший монастырь Сен-Реми и
дворец То в городе Реймс
Величественный кафедральный собор Нотр-Дам, бывший монастырь Сен-Реми и городская резиденция архиепископов, а ныне дворец То во французском городе Реймс по праву считаются подлинными шедеврами готического искусства и в рамках торжественной церемонии коронации, напрямую связаны с многовековой историей французской монархии. В разные времена через процедуру помазания миром с подмешанным в него елеем из Святой Стеклянницы здесь прошли почти все французские короли, включая Карла VII, который прибыл сюда в сопровождении знаменитой Орлеанской девы – Жанны д'Арк. Это место служило неким гарантом в поддержании баланса между церковью и государством, способствуя сохранению самобытности французской монархии в контексте общеевропейской политической модели. С 1991 года эти исключительные образцы средневековой архитектуры числятся в списке охраняемых объектов Всемирного культурного и исторического наследия ЮНЕСКО.