Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:24, курсовая работа
Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной
из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного
существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых
устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных
отношений.
Введение
3
1. Виды субъектов международного частного права
4
2. Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП
6
2.1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан
6
2.2. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования
9
2.3. Взаимность и реторсии
10
2.4. Правовое положение российских граждан за рубежом
13
2.5. Правовое положение юридических лиц
14
2.6. Правовое положение иностранных юридических лиц
17
3. Государство как субъект МЧП
20
4. Международная межправительственная организация как субъект МЧП
24
Заключение
26
Список используемой литературы
27
открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также
участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам
[8]. При этом никакого официального разрешения для деятельности иностранных
юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.
Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности
иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это
касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо,
действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или
представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную
стоимость при заключении договора аренды помещения, (что предусматривается
для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на
территории России через представительство). Таким образом, российский
законодатель «стимулирует» иностранных юридических лиц открывая, на
территории России представительства и филиалы, посредством которых
соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять
хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит:
иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через
свои представительства и филиалы.
Представительства иностранных юридических лиц обрываются на территории России
в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР
представительств иностранных фирм, банков и организации, утвержденным
Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89г. Положение закрепляет
порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности
иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может
открываться представительство: этот срок не превышает трёх лет.
В 1997 году Центральным Банком России было утверждено Положение о порядке
открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных
кредитных учреждений. Разрешение на открытие представительств иностранных
кредитных организаций выдается Центральным Банком России сроком на три года.
3. Государство как субъект международного частного права.
В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП),
государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с
другой стороны в сделке физического или юридического лица. Это не значит,
что государство с государством не может заключить договор купли-продажи или
любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение
определяется нормами международного публичного права. В случае возникновения
спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в
Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры.
Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о
выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.
Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это
связано с особой природой и сущностью государства — обладанием
государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство.
Государственный суверенитет означает верховенство государства в решении всех
внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции,
независимость одного государства от другого в решениях, действиях,
ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в основе
принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и
ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных
принципов международного права.
В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным
иммунитетом — изъятием из-под действия национальной правовой системы.
Различают несколько видов иммунитета государств
[9]:
· судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого
государства);
· иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность
наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать
определенные действия
государственным органам
порядке обеспечения исковых требований);
· иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность
принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного
государства или государственных органов);
·
иммунитет государственной
неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного
имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию,
национализации со стороны другого государства).
Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью
получить согласие государства для осуществления определенных действий со
стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно
привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или
наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.
До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, ещё
не нашли своего закрепления в международной конвенции, хотя проект статей о
юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен
и принят Комиссией международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты
государств применяются пока на основе международных обычаев.
Для преодоления
иммунитетного «барьера»
вступающие в отношения с государством, должны предусматривать в
соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными
государствами, специальные положения, в которых государство - участник
сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или
иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от
судебного исполнения решения).
Участие Российской
Федерации в гражданско-
главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содержится общая норма,
распространившая гражданское законодательство РФ на отношения с участием
иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц,
правила, закрепленные в главе пятой, следует распространять и на участие РФ
в гражданско-правовых отношениях международного характера.
От имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать
органы государственной власти в соответствии с компетенцией, определенной
соответствующими нормативными актами. Согласно Конституции РФ, органами
государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание,
Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы
исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты,
федеральные службы, департаменты и другие органы). Таким образом, если
Министерство
договор международной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником
договора является государство — Российская Федерация со всеми вытекающими
юридическими последствиями.
Помимо Российской Федерации, в гражданских правоотношениях, осложненных
иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты РФ, к которым относятся
республики, входящие в состав РФ, края, области, Москва и Санкт-Петербург
как города федерального значения, автономные области и автономные округа; 2)
городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.
При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как самого
государства — Российской Федерации, так и субъектов РФ и муниципальных
образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских
правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем
положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками
гражданами и юридическими лицами.
К таким специфическим субъектам гражданского права, как Российская
Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для которых занятие
предпринимательской
(или хозяйственной без
является скорее исключением, чем осуществлением их функционального
назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в ГК) установлены
специальные нормы,
посвященные регулированию
нормы о праве государственной и муниципальной собственности, о приватизации
государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них
правила регулируют все гражданские правоотношения, в том числе и
составляющие предмет МЧП.
Нормой, специально
посвященной регулированию
участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, является ст. 127
ГК РФ. Содержащееся в ней положение является отсылочным и содержит правило о
том, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в
международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об
иммунитете государства и его собственности.
К сожалению, пока в России такой закон ещё не принят. Однако в уже принятые в
последние годы российские законы включены специальные нормы об иммунитете
государства. Так, например, в Федеральном Законе «О соглашениях о разделе
продукции» 1995г. в ст.23 содержится положение о том, что в соглашениях,
заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами,
может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета,
иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения
судебного решения.
Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения между Российской Федерацией и
«Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» «О разработке Пильтун-Астохского и