Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:24, курсовая работа
Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной
из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного
существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых
устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных
отношений.
Введение
3
1. Виды субъектов международного частного права
4
2. Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП
6
2.1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан
6
2.2. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования
9
2.3. Взаимность и реторсии
10
2.4. Правовое положение российских граждан за рубежом
13
2.5. Правовое положение юридических лиц
14
2.6. Правовое положение иностранных юридических лиц
17
3. Государство как субъект МЧП
20
4. Международная межправительственная организация как субъект МЧП
24
Заключение
26
Список используемой литературы
27
Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции» от 22 июня
1994г. Интересен тот факт, что это Соглашение было заключено на полтора года
раньше, чем был принят сам Закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995г.
[10]
В заключение исследования вопроса об участии государства в гражданских
правоотношениях международного характера следует сказать, несколько слов о
деятельности торговых представительств, которые до недавнего времени в полном
объеме, а с 1996 года значительно сократившись в количестве, представляют за
рубежом интересы российского государства в области внешнеэкономической
деятельности. Торговое представительство имеет статус государственного
органа, следовательно, обладает международным иммунитетом со всеми
особенностями, присущими государству. Постановлением Правительства РФ от 26
августа 1996г. с целью «оптимизации системы управления внешнеэкономическими
связями Российской Федерации» было принято решение о ликвидации торговых
представительств. Их насчитывалось около 130, а после указанного акта
осталось 47. Впоследствии планируется оставить не более 20 торговых
представительств. Не вдаваясь подробно в политическую и экономическую оценку
указанного реформирования (которое, к сожалению, порождает структурный
кризис, не изменяя модели внешнеэкономических связей России), следует лишь,
обратить внимание на действие Положения о торговых представительствах СССР за
границей 1989г., которое до настоящего времени сохраняет силу и регулирует
деятельность оставшихся торговых представительств.
4. Международная межправительственная организация как субъект
международного частного права
Международные межправительственные организации (ММО), относясь к субъектам
международного публичного права, большей частью вступают в отношения не
гражданско-правового характера. Их участие в сделках, так же, как и участие
государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия
со стороны «контрагента» физического или юридического лица.
В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры, о
посредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они
могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и
оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие.
Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях международных
межправительственных организаций системы ООН. Секретариатом ООН были
разработаны специальные правила по заключению контрактов и представлены
типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения
контрактов.
Помимо участия в качестве субъекта МЧП, международные межправительственные
организации (специализированные учреждения) ООН оказывают активное содействие
в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует Комиссия по праву
международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ), в рамках которой был разработан целый ряд
проектов международных конвенций (в том числе, о международных чеках, о
международных простых и переводных векселях).
Коллизионным вопросом,
возникающим в связи с
выбор применимого
права при регулировании
выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее содержания. Как
правило, эти вопросы решаются в договорах, заключаемых ММО с юридическими и
физическими лицами, участвующими в сделке.
Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с
государствами, на
территории которых находятся
этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух субъектов
международного публичного права, которое должно регулироваться международным
публичным правом — соответствующими международными договорами.
С другой стороны, многие вопросы гражданско-правового характера не
регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международных договорах.
Это обстоятельство делает необходимым решать вопросы, являющиеся
специфическими и существующие в рамках МЧП: в частности, делать выбор
компетентного правопорядка.
В договорах, заключаемых ММО с государством, содержится отсылка к
применимому праву. Очень часто таким правом «объявляется» национальное право
государства места нахождения штаб-квартиры организации. Так, например,
Международной Организацией Труда, Всемирной Организацией Здравоохранения в
1940-60-е годы были заключены договоры на аренду зданий в Женеве. В
договорах содержалась, норма, указывающая, что рассмотрение споров будет
осуществляться по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки на национальное
право имеются в договорах МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского
правительства.
Однако это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая международным
иммунитетом, часто не считают нужным «зависеть» от конкретной правовой
системы. При таком решении вопроса применимым будет «комплексное» право:
некоторые правоотношения будут регулироваться по-прежнему национальным
правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие - внутренними
правилами, выработанными самой организацией.
Тему своей работы, я считаю актуальной, так как субъекты занимают центральное
положение не только в международном частном праве, но и в праве вообще.
Международное частное
право тесно связано с
поскольку отношения между субъектами внутреннего права существуют в
международной жизни.
Субъект в целом определяется как носитель прав и обязанностей, возникших в
соответствии с общими нормами МЧП, либо международно-правовыми предписаниями.
При изучении темы своей работы, я выяснила, что нормами МЧП регулируются
имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные
права субъектов. Имущественные и личные неимущественные права
иностранцы имеют
наравне с российскими
иностранцами, если это не противоречит закону.
Для государства, как субъекта МЧП в пределах своей юрисдикции устанавливаются
собственные правила регулирования, т.е. регламентация одинаковых отношений в
какой бы то ни было области внутригосударственного права имеет свое
специфическое регулирование в законодательстве разных государств.
В настоящее время развитие сотрудничества между субъектами МЧП, ведет к
необходимости усовершенствовать нормы МЧП, преодолению коллизий.
Список используемой литературы.
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ ч.1.
3. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4.07.91 (с
изменениями и дополнениями).
4. Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое
положение в России.// Российская юстиция № 6,7, 1997
5. Ануфриева Л.П. Международное частное право Т.1. Общая часть. М., 2000
6.
Бирюков П.Н. Вопросы
7.
Богуславский М.М.
перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1994
8.
Богуславский М.М.
перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999
9.
Бекяшев К.А. Международное
10. Дмитриева
Г.К. Международное частное
11. Дмитриев
Ю.А., Корсик К.А. Правовое
Манускрипт, 1997.
12. Звеков
В.П. Международное частное
13. Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в международных
отношениях. М., 1995.
14. Федосеева
Г.Ю. Международное частное
[1] В научной и учебной литературе вместо
понятия «субъекты» часто используется термин «лица», употребление которого
связано с историческими традициями, заимствованными ещё из римского права
[2] Подробнее о международной
правосубъективности наций и народов, государственно-подобных образовании,
межправительственных организаций см. в учебнике «Международное публичное право»
под ред. проф. К.А. Бекяшева в гл.5 «Субъекты международного права». М.:
Проспект, 1998.
[3] Положение государственно-подобных
образований; наций и народов, борющихся за свободу и независимость, в
отношениях, регулируемых МЧП аналогично положению межправительственных
организаций.
[4] Из последних публикаций по вопросам
правового положения иностранных физических лиц в Российской Федерации см.:
Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в
России. // Российская юстиция № 6,7. 1997; Дмитриев Ю.А., Корсик К А. Правовое
положение иностранцев в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1997.
[5] Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г.
[6] См. Международное частное право.
Учебное пособие под. Ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Юристь. 1993.
[7] См.: Белая книга российских спецслужб.
Международная неправительственная научно-исследовательская и образовательная
организация «РАУ-Корпорация». М.: Агентство «Обозреватель», 1996.
[8] См.: Ануфриева Л.П. Иностранные
юридические лица: правовое положение в России. // Российская юстиция, № 2,
1997, с.44
1 В юридической литературе освещается
теория ограниченного иммунитета, противопоставляемого абсолютному иммунитету,