Сущность и формы международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:39, доклад

Описание работы

Развитие и углубление МРТ делает объективно необходимым создание глубоких и устойчивых взаимосвязей между национальными хозяйствами. Качественно новый процесс интернационализации хозяйственной жизни, основанный на взаимной адаптации и сближении экономик разных стран, их взаимоприспособлении, называется международной экономической интеграцией (МЭИ).
Созданию интеграционных группировок, как правило, способствовали следующие условия:

Файлы: 1 файл

Сущность и формы международной экономической интеграции.docx

— 65.94 Кб (Скачать файл)

 o - отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

 o - поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

 o - смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

 o - либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

 o - защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

 o - создание американо-канадской арбитражной комиссии.

 Таким образом, соглашение  о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят  национальные таможенные тарифы  в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле  переходного периода в 10 лет  (в некоторых случаях – 15 лет)  в этой экономической зоне  будет свободное обращение товаров.  Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как  произведенные в США, Канаде  и Мексике. Реализация соглашения  приведет к устранению всех  тарифных и нетарифных барьеров  в торговле.

 В то же время  НАФТА содержит некоторые исключения  из режима свободных экономических  отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров. В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду.

 Для каждой группы  разработаны графики снижения  пошлин, а на ряд промышленных  товаров было предусмотрено и  осуществлено немедленно снятие  пошлин. Пошлины на остальные  товары намечено отменить в  течении 5, 10 и 15 лет.

 Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения. Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки. Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций. Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям и природным ресурсам. Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых, улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских. В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Для Мексики выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП. ВЫВОД: Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

АСЕАН И АТЭС

В Азиатско-Тихоокеанском  регионе в настоящее время  функционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значительными  из которых являются АСЕАН и АТЭС. АСЕАН Эта группировка была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации в составе Индонезии, Малайзии, Син-гапура, Таиланда и Филиппин (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам, а в перспективе в нее должна войти и Камбоджа) с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведении научно-исследовательских рнбот. В 1976 г. на первом совещании руководителей стран — членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН, являющиеся основными документами, которыми руко-водствуется Ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны-члены будут выступать с общей позиции по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений. Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, которая собирается один раз в три года, а центральным руководящим органом — ежегодная встреча министров иностранных дел. Постоянный комитет состоит из министра иностранных дел страны, являющейся председателем АСЕАН в данный период, и послов остальных пяти государств. На регулярных встречах министров экономики стран — членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического со- ' трудничества. Встречи других министров (образования, энергетики, здравоохранения, науки и технологии, юстиции, охраны окружающей среды) готовятся соответствующими комитетами. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН, таких как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три года. Каждое государство — член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатичес-ких представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Ва-шингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Па-риже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет офи- 11-623 циальные отношения с другими странами и торгово-экономичес-кими группировками. Россия в последние годы значительно ук-репила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран — членов СНГ). В целом в сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008 г., а также углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение, В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особено с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Кореей и США. Кризис 1997-1998 гг* наложил отпечаток на развитие стран — членов АСЕАН. Совершенно очевидно, что существуют структурные проблемы, накладывающие определенные ограничения на темпы роста. Однако, по мнению специалистов МВФ и Мирового банка, торможение развития имеет здесь преимущественно не структурный, а временный, циклический характер. В связи с этим главные страны — члены АСЕАН на конференции во Вьетнаме в декабре 1998 г.

 обсудили и наметили  несколько реальных путей выхода  из современного кризиса. Первый  представляет собой финансовую  помощь со стороны Японии (в  размере 30 млрд долл. из организованного Японией для этих целей фонда содействия структурным реформам). Реально им пока смогли воспользоваться Малайзия и Таиланд, получившие по 1,85 млрд долл. Другой путь был предложен премьер-министром Малайзии Махатхиром и включает в себя такие компоненты, как введение общей коллективной валюты стран — членов АСЕАН, контроль за миграцией капитала и усиление в целом государственного ре-гулирования национальных экономик- Однако этот путь не ро- лучил всеобщего одобрения. АТЭС 323 }U. АСЕАН и АТЭС Эта организация была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединяющий 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, МаршалловыОстрова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), а затем 21 государство (в АТЭС вошли Вьетнам, Перу и Россия). Хотя АТЭС формально имеет консультативный статус, фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет и рабочие группы (по инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству) и Фонд образования. В 1993 г. (в Сиэтле, США) состоялась первая встреча лидеров стран — членов АТЭС, в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту' реальных доходов стран-членов на 2%, однако выгоды по-лучат прежде всего наиболее кункурентоспособные страны. На совещании в верхах и 1994 г. (в Богоре, Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ/ВТО. Однако в целом Богорская декларация характеризуется большой рас-плывчатостью. В ней, в частности, говорится, что «те страны, которые не готовы участвовать в снятии барьеров в торговле и инвестиционной сфере, могут присоединиться к этим мерам на более поздних стадиях». Другим недостатком этой декларации является отсутствие четкой градации между развитыми и развивающимися государствами. 1 С учетом нерешенных проблем возможны три варианта развития АТЭС в ближайшие годы. Согласно первому варианту дареная организация будет следовать по пути, начертанному в Богор- ской декларации. Однако из-за ее расплывчатости сохраняются возможности для обхода и фактического невыполнения достигнутых договоренностей. Второй (наиболее вероятный) вариант закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем экономических взаимоотношений в бассейне Тихого океана. Однако в этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договорен- ir ностей, что приведет к ослаблению организации. В таких условиях возрастет значение других, более целенаправленных региональных группировок, например, АСЕАН.

 Третий вариант не  исключает возобладания протекционистских настроений в США и Западной Европе, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой экономики и угрожать раздроблением глобальной системы экономических связей на региональные блоки. В Азии в этом случае особое значение приобретет формирование зоны свободной торговли в АСЕАН или расширение сотрудничества в рамках АТЭС, но главным образом между ее азиатскими участниками. В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его страны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опережающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки. Если в 70-е гг. географически страны АТР ориентировалась во внешней торговле на Европу и другие расположенные вне региона страны, то уже в 80-с и 90-е гг. наблюдается резкий рост взаимной торговли между азиатско-тихоокеанскими странами и расширение внутрирегиональных связей (удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40%). В своем стремлении сохранить эту динамику, своевременно адаптироваться к воздействию технологических и финансовых факторов мировой экономики многие развивающиеся страны АТР встают на путь экономических реформ, включая изменение регулирующей роли государства, преобразования в банковской сфере, либерализацию внешней торговли и иностранных инвес-тиций. Сотрудничество России со странами АСЕАН и АТЭС Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее перспективно для России; оно возможно по трем направлениям; экспорт в эти страны таких традиционных российских товаров, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепродукты, что может обеспечить расширение масштабов и поднятие технического уровня этого производства, а также создание допол- нителных рабочих мест на российском Дальнем Востоке; налаживание в России путем создания совместных пред-приятий производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары длительного пользования, по которым эти страны занимают передовые позиции в мире и способны внести серьезный вклад в удовлетворение потребительского спроса в России; • совместные научные разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового океана, аэрокосмической техники, медицины. Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 г, на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить свободный режим торговли: к 2010 г. для развитых стран региона и к 2020 г. — для всех остальных членов АТЭС. Определено 15 секторов торгово-экономических отношений, в которых либерализация начинается прежде всего. При этом в девяти секторах (обо-рудование и услуги по охране окружающей среды, рыболовство, выпуск игрушек, лесоводство, драгоценные камни и украшения, химия, телекоммуникационные продукты, оборудование и услуги для энергетики, медицинское оборудование) конкретные меры по либерализации либо были приняты уже в 1993 г., либо имеют перспективу реализации в 1999 г. Далее на очереди снятие барьеров в таких секторах, как производство растительного масла, каучука, удобрений, гражданских самолетов, автомобилестроение. Участие России в гигантской по размерам и обороту зоне свободной торговли имеет для нее исключительно важное значение — вероятные материальные выгоды могут исчисляться миллиардами долларов в год.

Интеграционные  процессы в странах СНГ

После образования новых  суверенных государств, взявших курс на формирование открытой рыночной экономики, всё постсоветское пространство оказалось подверженным глубокой экономической  трансформации. Если стартовая нормативная база, как наследство СССР, была примерно одинаковой, то в результате нового законотворческого процесса в государствах СНГ наметились, а затем и закрепились существенные различия в экономической стратегии. Переход к рыночным отношениям осуществляется по разным сценариям и с разной степенью интенсивности.

 Тем не менее в методах и целях проведения экономических реформ можно выделить следующие общие направления. Приватизация и решение вопросов собственности и других гражданских прав, создание конкурентной среды. Аграрная реформа – перемещение центра тяжести производства сельскохозяйственной продукции на негосударственные и фермерские хозяйства, изменение форм собственности в колхозах и совхозах, их разукрупнение и уточнение производственного профиля. Сокращение сферы государственного регулирования в отраслях экономики и секторах деятельности экономических субъектов. Это в первую очередь либерализация цен, уровня заработной платы, внешнеэкономической и других видов деятельности. Структурная перестройка реального сектора экономики, осуществляемая в целях повышения его эффективности, наращивания объёмов производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, выбраковки неэффективных производственных единиц, конверсии оборонной промышленности, снижения товарного дефицита. Создание банковских и страховых систем, инвестиционных институтов и фондовых рынков. Обеспечение конвертируемости национальных валют. Создание товаропроводящей сети как в оптовой, так и в розничной торговле.

В ходе преобразований создавались  и обеспечивались: механизм банкротств и антимонопольного регулирования; меры по социальной защите и регулированию  безработицы; антиинфляционные меры; меры по укреплению национальной валюты; пути и способы интеграционного экономического развития.

 

 К 1997 году завершился  процесс становления национальных денежных систем стран Содружества. В 1994 году практически во всех странах Содружества имело место снижение курсов национальных валют по отношению к российскому рублю. В результате проведения жёсткой денежно-кредитной политики национальными банками Кыргызстана и Молдовы оставались относительно стабильными киргизский сом и молдавский лей. В течение 1995 года наблюдалась устойчивая тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю в Азербайджане, Армении, Беларуси, Кыргызстане, Молдове. К концу 1996 года тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю сохранилась в Азербайджане, Армении, Молдове, повысились курсы валют Грузии, Казахстана, Украины. Произошли значительные изменения в структуре финансовых ресурсов. В большинстве стран Содружества уменьшилась доля ресурсов, аккумулирующихся в государственном бюджете, и увеличилась доля средств, находящихся у хозяйствующих субъектов и населения. Во всех странах СНГ существенно изменились функции и структура государственных бюджетов. В составе доходов государственных бюджетов большинства стран основным источником стали налоговые поступления, на которые в 1991 году приходилось 0,1-0,25 общей суммы бюджетных доходов, а в 1995 году они составили около 0,58 части. Основная часть налоговых поступлений приходится на НДС, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. В Молдове, России, Украине с 1993 года отмечена тенденция некоторого снижения доли налогов в доходах государственных бюджетов.

Информация о работе Сущность и формы международной экономической интеграции