Свободные экономиечские зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние мировой экономики демонстрирует необходимость образования международным экономическим сообществом и каждым государством в отдельности надежного механизма по обеспечению внешнеэкономических отношений между государствами, а также между субъектами хозяйствования разных стран. Стабильность во внешнеэкономическом сотрудничестве позволяет говорить о налаживании устойчивых взаимовыгодных связей, которые содействуют экономическому росту и процветанию государства, предприятий и населения. Особое место в данном процессе занимают международные отношения, а именно их часть - организация внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Свободные экономические зоны: сущность, цели, причины их создания и место в национальной экономике 4
2 Разновидности свободных экономических зон 10
3 Современное состояние свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы развития 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 64.28 Кб (Скачать файл)

 Создание и функционирование СЭЗ позволяет решать следующие задачи:

 - повышение международной конкурентоспособности производства;

 - увеличение притока в страну свободно конвертируемой валюты;

 - ускорение развития новых видов производства и изменение его структуры;

 - научно-техническое развитие;

 - решение социальных проблем;

 - приобщение к современному менеджменту, эффективным формам организации производства;

 - общее повышение культуры производства;

 - прочие важные для государства задачи.

 Поскольку создание СЭЗ стало уже системой, то получили свое развитие процессы сближения характера и форм деятельности различных СЭЗ, унификации современных свободных экономических зон.

 Особым видом СЭЗ являются офшорные зоны, для которых характерна максимальная степень свободы по всем указанным признакам СЭЗ, однако, с другой стороны, они обладают собственной спецификой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современное состояние свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы развития

Причины создания СЭЗ в России:

  • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;

  • стимулирование развития регионов;

  • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;

  • создание высококвалифицированных рабочих мест.

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;

  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;

  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);

  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Таблица 1 - Основные характеристики российских ОЭЗ

Место расположения ОЭЗ

Специализация ОЭЗ

Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны

 

г. Санкт-Петербург

Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов.

Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета

 

г. Дубна, Московская область

Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии.

2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета

 

г. Зеленоград

Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации.

5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ

 

г. Томск

Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов

Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)

 

г. Липецк

Производство бытовой техники и комплектующих к ней

1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)

 

г. Елабуга, Татарстан

Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство.

1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)

 

 

 

Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.

В России, в отличие от США и других стран мира нет большого опыта создания особых экономических зон.

Первые попытки создания особых экономических зон в России были предприняты на рубеже 1980-1990 годов. В первую очередь это было связано с тем, что к этому периоду советская экономика начала понемногу переходить на рыночные рельсы и интегрировать в систему международных экономических взаимоотношений. То есть, в рамках единой государственной концепции особых экономических зон были осуществлены попытки стимулирования в первую очередь торговых отношений между СССР и другими зарубежными партнерами. Нужно отметить, что одной из главных отличительных черт особых экономических зон того периода являлось то, что таможенные и налоговые льготы были предусмотрены только в отношении иностранных компаний, при этом соблюдая советские нормы регулирования иностранных инвестиций.1

Система продолжала набирать обороты, правительством были утверждены и введены в действия нормативные положения о свободных экономических зонах. Планировалось, что Госплан СССР должен был отобрать для реализации эксперимента 60 заявок и предложений о создании особых экономических зон. Однако, для дальнейшей реализации проекта в России не было ни инфраструктуры, не выделялось достаточно средств из федерального бюджета. 

Так к 1990 году на территории страны функционировали свободные экономические зоны в Ленинграде, Выборге, Находке, Зеленограде, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, а также в Кемеровской области, Новгородской области и Еврейской автономной области.

Но, не смотря на присвоение особого хозяйственно-правового статуса каждой зоне, проблемы все равно возникали. Концепция показала себя не эффективной и слабо реализуемой. Можно перечислить несколько причин, из-за которых механизм не смог работать. Во-первых, особые экономические зоны создавались на очень больших территориях. Необходимы были огромные средства на реализацию проекта, которых тогда не было. Во-вторых, крайне сложно было наладить механизм таможенных льгот на территории некоторых из зон. В-третьих, отсутствие четких критериев, по которым тому или иному региону присваивался статус особой экономической зоны, повлекло к еще большему объему попыток получения этого статуса со стороны региональных властей.2

Слабо проработанная законодательная база, общий экономико-политический кризис в стране привели к тому, что около трети территории страны формально считались свободными экономическими зонами. Поэтому, в 1993 году правительством теперь уже России были предприняты меры для повышения эффективности механизма особых экономических зон. Во-первых, было сокращено количество регионов, имевших статус особых экономических зон. Во-вторых законодательно был ограничен размер (географически) до 1-2 кв.км. особых экономических зон. Также, больше внимание стали уделять мировой практике создание простых систем особых экономических зон и увязки этих систем с российскими реалиями.3

С осознанием ситуации с 1993 по 1995 гг. Правительством РФ были приняты меры по улучшению инвестиционного климата в стране. И уже в 1999 году в Санкт-Петербурге был утвержден план по созданию 20 СЭЗ.

После многих лет прений, 11 июля 2002 года правительство Российской Федерации начало рассмотрение первого достаточно основательного законопроекта об особых экономических зонах, в котором должны были быть прописаны основные моменты, касающиеся деятельности СЭЗ. Основной целью разработчиков этого закона (Минпромнауки и Минэкономравзития) было максимальное затруднение пользования свободными экономическими зонами как инструментами уклонения от налогов (а, учитывая менталитет наших граждан, именно так и представляли в России СЭЗ).4

Но, несмотря на такое быстрое развитие этого аспекта, политика России, касающаяся СЭЗ, носит неосновательный характер. Законодательство до сих пор не отвечает всем международным требованиям. И, конечно, результатом этого стало, что цели, поставленные при создании таких зон, не были достигнуты.

В этом параграфе я бы хотела конкретизировать проблемы, связанные с созданием и функционированием особых экономических зон в России, попытаться объяснить их неэффективность в условиях российского экономического и политического курса.

Особенностью рассматриваемой темы является то, что все проблемы, связанные с созданием и функционированием особых экономических зон в России можно разделить на три большие группы: правовые, геополитические и социально-экономические. Нужно отметить, что к социально-экономическим проблемам можно отнести также и финансовые.

Проблемы правового регулирования особых экономических зон в России в первую очередь связаны с тем, что на сегодняшний день все особые экономические зоны в России создаются «сверху», то есть по указанию государства, на государственной земле и на бюджетные деньги. Такой подход ведет к тому, что в России на сегодняшний день существует очень сложная и часто расплывчатая и не понятная система администрирования особых экономических зон.5

Все административные вопросы по деятельности особых экономических зон в России регулируются посредством сложной системы законодательных актов. То есть все вопросы находятся под юрисдикцией правительственных постановлений и указов.

Еще одним серьезным препятствием для эффективного функционирования особых экономических зон в России является то, что, несмотря на обязанности по управлению и надзору за особыми экономическими зонами, Федеральное агентство не имеет полномочий по координации предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Еще одной немаловажной проблемой является то, что в России нет федеральной программы создания и развития особых экономических зон. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами должно заниматься разработкой единой программы особых экономических зон.

Еще одну правовую проблему представляют собой земельные отношения и «проволочки» в земельном кодексе Российской Федерации. Слишком много времени занимает процесс урегулирования выкупа земли и отнесения ее к системе особых экономических зон.

Также эксперты признают неэффективной систему «одно окно» (это тоже можно отнести к проблемам администрирования). Это вызывает необходимость решать многие правовые и экономические вопросы не на месте (то есть на территории особой экономической зоны), а в Москве.

Иностранные инвесторы отмечают такой недостаток в функционировании и регулировании особых экономических зон в России, как чрезмерность норм по раскрытию финансовой информации и слишком затяжной подготовительный этап.

К социально-экономическим проблемам можно отнести то, что руководства регионов, где располагаются многие СЭЗ и инвесторы видят в этих проектах разные цели, что зачастую вредит экономике региона. Правительство очень часто не видят выгоду в долгосрочной перспективе. Открытие на их территории особых экономических зон для них является способом получить «сиюминутную прибыль», а возможности, которые они могут принести, не учитываются. То есть по мнению иностранных инвесторов, в России у управленческого аппарата особых экономических зон нет долгосрочной бизнес-модели развития этого института. Также, кажется странной пропорция отечественных и иностранных инвестиций, заложенная в правовой базе. Отношение инвестиций «отечественные» - «иностранные» составляет 3 к 1.6 Очень важно отметить, что в российской представлении инвестирование в такие зоны зачастую производятся не для укрепления экономики России, а для получения краткосрочной сверхприбыли, что также не скрашивает ситуацию. Очень характерной для России экономической проблемой является халатное расходование средств на местах, т.е. деньги, выделенные из федерального бюджета, очень часто не достигают своих целей.

Помимо этого, важно отметить, что на сегодняшний день наиболее слабым звеном в системе создания особых экономических зон в России является политика зонирования. То есть руководство регионов, подавая заявку на получение статуса особой экономической зоны руководствовалось в первую очередь не социально-экономической целесообразностью создания такого инструмента экономической политики, а рассматривали особые экономические зоны как политическое образование.7

К проблемам зонирования можно отнести также тот фактор, что географически особые экономические зоны охватывают зачастую слишком большую территорию региона, что делает процесс управления и функционирования той или иной зоны малоэффективным и затруднительным.

Еще одной немаловажной проблемой является недоверие к государственным гарантиям по предоставляемым кредитам. В целом весь вопрос доверия к российскому правительству и финансовым механизмам на данный момент стоит очень остро как и для иностранных, так и для отечественных инвесторов.

Информация о работе Свободные экономиечские зоны